Особенности развития естественнонаучной грамотности обучающихся 6-7 классов в рамках курса внеурочной деятельности «Мир, в котором мы живем»
статья по биологии

Яковлева Елена Николаевна

С 2021 года в ГБОУ СОШ № 464 Пушкинского района СПб осуществляется реализация курса внеурочной деятельности для 6-7-х классов "Мир, в котором мы живем", одним из авторов-составителей которой являюсь я, Яковлева Елена Николаевна, учитель биологии. Данный курс внеурочной деятельности направлен на формирование функциональной грамотности обучающихся 6-7-х классов. В статье я представила особенности направления по формированию естественнонаучной грамотности, а также некоторые трудности, с которыми мне пришлось столкнуться в течение первого года апробации программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития естественнонаучной грамотности обучающихся 6-7 классов в рамках курса внеурочной деятельности «Мир, в котором мы живем»

Яковлева Елена Николаевна

учитель биологии

ГБОУ школа № 464 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

     В последние годы направление развития образования в России, так же, как и во всем мире, во многом определяется на основании международных исследований (PISA). И игнорировать их результаты в настоящее время российское образование не в силах в связи с высоким уровнем конкуренции в этой сфере. Во всем мире исследования PISA являются универсальными для сравнения качества и эффективности школьного образования, а полученные в результате этих исследований данные лежат в основе стратегии, направленной на развитие системы образования в стране. К сожалению, общеизвестным фактом является главное отличие в качестве российского образования от зарубежного: несмотря на высокий уровень получаемых знаний, умений и навыков, наши школьники с трудом находят им применение в конкретных ситуациях из реальной жизни, а также недостаточно хорошо ориентируются в различных формах одной и той же информации. А поскольку практико-ориентированность является в настоящее время одним из важнейших показателей образования в мире, то данный пробел в российском образовании не позволяет ему соответствовать международным стандартам и требованиям.

     В связи с этим в Федеральном государственном образовательном стандарте появилась общеучебная компетенция, определяемая как функциональная грамотность, так как только личность, являющаяся функционально грамотной, будет способна не просто к накоплению полезных знаний, умений и навыков в процессе обучения, но и к использованию их для решения требуемых жизненными ситуациями задач, формирования и развития определенных социальных отношений.

     В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Кроме того, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям».

     Функциональная грамотность включает в себя, помимо глобальных компетенций, математическую, читательскую, финансовую, а также естественнонаучную грамотность.

     Естественнонаучная грамотность  определяется степенью способности использовать имеющиеся естественнонаучные знания не только для понимания и объяснения процессов и явлений в окружающем мире, но и для решения конкретных практических проблем на основании имеющейся информации, умения сделать соответствующие выводы. Таким образом, естественнонаучную грамотность можно обозначить как одну из целей общего образования, достигнув котороую, выпускник школы получит необходимые навыки по обработке информации, решению практических проблем и задач, что, в свою очередь,  позволит ему в дальнейшем полноценно функционировать в современном обществе.

     Естественнонаучная грамотность включает следующие компоненты: естественнонаучные понятия, общеучебные умения, формируемые в рамках естественнонаучных предметов, а также контекстные ситуации, в которых используются естественнонаучные знания (например, в PISA эти ситуации группируются по следующим контекстам: здоровье; природные ресурсы; окружающая среда; опасности и риски; связь науки и технологий).

     Одним из направлений работы в школе, способным посодействовать решению поставленной ФГОС задаче по формированию функциональной грамотности, являются занятия внеурочной деятельностью.

     Одним из модулей программы внеурочной деятельности для учащихся 6-7 классов «Мир, в котором мы живем», является модуль, направленный на реализацию формирования естественнонаучной грамотности, для изучения которого выделено такое же количество часов, как и для других видов функциональной грамостности.

     Спецификой модуля, посвященного формированию естественнонаучной грамотности, является его понятность и доступность, т.к. формирование представлений об окружающем мире начинается у ребенка уже с рождения, продолжается в детском саду, а далее переходит в фазу изучения предметов школьной программы: окружающего мира в начальной школе и предметов естественнонаучного цикла в основной и средней школе. Собственно, существующие в советской школе программы по предметам «природоведение» в начальной школе, «биология» и «география» в основной и средней школе содержали достатчно весомый компонент практико-ориентированных заданий, который исчез из образовательных программ при смене стандарта образования, что повлекло за собой пробелы в данной области у обучающихся и потребовало их восполнения за счет курсов внеурчной деятельности, одним из которых и является «Мир, в котором мы живем». Само название курса «говорящее»: достаточно просто посмотреть вокруг и увидеть множество предметов и явлений для изучения и понимания. В рабочих программах по биологии раньше всегда присутствовал момент знакомства с местными видами животных и растений, теперь это переместилось на занятия по внеурочной деятельности, что позволяет обучающимся в реальной жизни находить применение имеющимся знаниям, а не воспринимать предмет «биология» просто как один из учебных предметов, не востребованных в обычной жизни.

     Город Павловск, в котором не просто учатся, но и живут многие дети, можно смело назвать кладовой всевозможных естественнонаучных находок. Будучи не промышленным и не густонаселенным, он сохранил богатство своей природной среды, разнообразие ее обитателей, что, в свою очередь, дало весьма плодородную почву для взращивания естественнонаучной грамотности обучающихся в нем детей. Причем, осуществить это можно с использованием самых разных контекстов, и не только на личностном уровне, но, в том числе и на местном, а, при желании, и на глобальном. А возраст детей (12-13 лет) еще и позволяет подключить естественное для них любопытство, что является хорошим мотиватором при получении новой информации с пониманием того, как ее можно использовать в жизни.

     Занятия по модулю естественнонаучной грамотности в 6 и 7 классе разработаны с учетом школьной программы по биологии, в 6 классе они строятся с акцентом на ботанику, в 7 классе – на зоологию, что позволяет избежать восприятия внеурочной деятельности как продолжения урочной в связи с тем, что материал не будет детям абсолютно незнакомым, и в то же время использовать отличные от привычных формы и методы проведения занятий (например, экскурсии).

     Одной из формируемых компетенций станет способность применять имеющиеся знания в конкретных ситуациях. В 6 классе это реализуется во время экскурсий: «Знакомство с хвойными расттениями г. Павловск», «Лишайники –показатели уровня загрязнения воздуха в г. Павловск», «Деревья и кустарники г. Павловска». К этому возрасту дети уже знают некоторые растения, они включены в программу по биологии в 5 и 6 классах, так же не исключается момент наличия жизненного опыта (дачи, садово-огородные участки и т.п.).      

     На экскурсии у ребят появляется возможность применить свои знания, объяснить друг другу, как они узнают разные растения, познакомиться с растениями, про которые они, возможно, только слышали. В ходе экскурсии возникает ситуация неформального общения, обсуждения историй из жизни, возможность рассказать что-то, пообщаться, поспорить, порассуждать, формируя не только свою естественнонаучную грамотность, но и развивая коммуникативные качества, что также является обязательным компонентом функциональной грамотности, при этом у детей появляется возможность взглянуть на привычные места по-новому, переосмыслить то, что казалось до этого обычным и привычным. К тому же, экскурсия помогает установить непосредственный контакт с объектами живой природы в их естественной среде обитания, что позволяет педагогу исподволь прививать детям понимание ценности каждого живого существа и жизни в целом. И еще один плюс экскурсии – это мобильность и динамичность, что очень важно для детей этого возраста.

     На последующих после экскурсий уроках у обучающихся формируется компетенция интерпретировать приобретенные знаний в проектную работу (составление маршрута экскурсии, изготовление гербария). Работа в группах при составлении маршрута способствует развитию регулятивных умений, обучающиеся учатся целеполаганию, формулированию задач, составляют план их реализации с учетом ситуации, коммуникацируют в группе, а момент представления проекта сопровождается ответной рефлексией, что закрепляет в детях понимание полезности приобретенного опыта. Изготовление гербария для современных школьников является весьма занятным делом, при этом непосредственный контакт с объектами способствует лучшему запоминанию их характеристик и названий, а сама работа развивает усидчивость, аккуратность и внимательность. Также при изучении лишайников, ребятам будет предложено поработать с использованием одного из научных методов – микроскопии, что позволит актуализировать их знания в области одной из стандартных исследовательских процедур.

     Завершающим этапом при изучении данного модуля станет экскурсия по пришкольной территории, во время которой обучающиеся смогут использовать свои знания, а также изготовленные ими гербарии для определения хвойных и покрытосеменных растений, а также лишайников. Планируемым результатом станет не просто понимание детьми основных ботанических категорий (дерево, кустарник, хвойные, покрытосеменные, лишайники), но и умение определять видовую принадлежность местных растений, знание особенностей их произрастания, применения в декоративных целях, возможности выращивания на частных приусадебных участках, а также формирование экологических знаний как одного из компонентов естественнонаучной грамотности (знакомство с лишайниками не только как с объектами живой природы, но и средством биоиндикации, активно применяемом при проведении экологических исследований).

     В качестве обобщающего занятия предлагается провести образовательный квест, чтобы в игровой форме закрепить у детей полученную при изучении данного модуля информацию, интерпретировать ее во время игры.

     Как видно из тематики занятий, в 6 классе они имеют ярко выраженную практико-ориентированную направленность, поэтому легко воспринимаются обучающимися, при этом позволяя реализовать поставленные перед данным модулем цели и задачи. Большая часть работы здесь ложится на плечи педагога, которому необходимо изучить местность, познакомиться с растениями, составить подходящие по затраченному на них времени в рамках отведенных на занятие 40 минут и по доступности для детей маршруты. При этом необходимо учитывать и форс-мажорные обстоятельства, например, неподходящие для экскурсии погодные условия (дождь, ветер), темное время суток (при проведении занятий в ранние утренние часы в осенее-зимний период), сезонность (изучать покрытосеменные желательно при наличии листвы, поэтому, как вариант, можно научить детей определять деревья и кустарники по форме кроны, оставшимся семенам, цвету стволов при отсутствии возможности проведения занятий в начале осени или в конце весны). Также как вариант, в случае невозможности выйти на экскурсию, можно познакомить обучающихся с комнатными растениями,  которые используюся в школе в декоративных целях. Безусловно, можно подключить к применению средства ИКТ, подготовить презентацию, чтобы в дальнейшем интерпретировать полученную информацию во время экскурсии.

     Самое важное, чтобы у детей минимизировались представления о ботанике, как науке о «пестиках и тычинках», а формировались представления о растительном мире, как одной из составляющих нашей жизни, существующей параллельно с человеком по своим определенным правилам и являющихся важным компонентом живой природы.

     Таким образом, для формирования ключевых компетенций естественнонаучной грамотности в 6 классе используются преимущественно практико-ориентированные занятия: экскурсии и разработка проектов (индивидуальных или групповых, в зависимости от количества обучающихся).

     В 7 классе меняются формы и методы проведения внеурочных занятий, количество экскурсий сокращается до одной – «Птицы Павловского парка». Происходит это в связи со сменой базы для формирования естственнонаучной грамотности обучающихся, материалом для этого в 7 классе служат знания по зоологии, т.к. именно этот раздел биологических знаний дети изучают на уроках биологии. Соответственно, в городской черте обитания наиболее доступным для изучения становится Класс Птицы, хотя здесь тоже есть свои нюансы: осенне-зимний период – не самое лчшее время для знакомства с пернатыми в связи со сменой погодных условий, но также это дает возможность сконцентрировать внимание обучающихся на понятиях оседлого и кочевого образа жизни, перелетных и зимующих птицах, особенностях влияния городской среды на поведение перелетных птиц. Педагогу следует обратить внимание на то, что зимой контакт с птицами становится вполне возможным посредством их приучения к получению корма от человека, а весной затруднений с поиском птиц возникнуть вообще не должно. Более того, можно проявить инициативу и, при соответствующей собственной подготовке, научить детей различать голоса некоторых птиц.

     Перед проведением экскурсии, самое первое занятие модуля естественнонаучной грамотности, рекомендуется посвятить работе над индивидуальными проектами с целью создания общего каталога-определителя птиц нашей местности, чтобы использовать его в качестве шпаргалки во время экскурсии. Если технические возможности позволяют, можно делать распечатки непосредственно во время занятия, если нет, то использовать домашние заготовки. Главное, научить детей правильно работать с большим объемом информации, анализировать ее и выявлять самое главное и существенное, то, что реально может помочь в узнавании видовой принадлежности птицы, а также сориетировать детей на перспективу будущего занятия, посвященного теме помощи птицам зимой.

     Занятие «Помощь птицам зимой» направлено на формирование компетенции анализировать, обобщать и синтезировать информацию, полученную из разных источников с целью интерпретации ее в наглядную инструкцию. Работа групповая, что позволяет, наравне с формированием естественнонаучной грамостности развивать коммуникативные и регулятивные способности обучающихся.

     Единственное в модуле практическое занятие посвящено теме «Изготовление кормушки из подручных материалов». Здесь, помимо естественнонаучной грамотности, появляется возможности для формирования математической, финансовой и, безусловно, читательской грамотности. Детям необходимо будет проанализировать информацию о существующих типах кормушек, о материалах, из которых их можно изготовить, о предпочтениях птиц при выборе кормушки, о способах крепления, о долговечности и надежности. После чего ребятам предлагается распределиться по группам и самостоятельно из имеющихся материалов сделать кормушку, которая, по их мнению, отвечает всем требованиям, чтобы в дальнейшем использовать ее по назначению либо на пришкольной территории, либо на даче или около дома.

     Следующие три занятия проводятся в форме диспута и посвящены домашним питомцам. Эти занятия направлены на развитие целого спектра всевозможных компетенций. Целью диспутов является не только формирование умения рассказывать о своем питомце, слушать выступления одноклассников, но и развитие способности детей анализировать эту информацию, сравнивать, делать соответствующие выводы, чтобы в итоге сообща найти все плюсы и минусы в содержании в домашних условиях разных животных. Благодаря тому, что сейчас почти в каждой семье содержат домашних животных, эта тема воспринимается с явным личным акцентом, но, это не исключает возможности перевести ее в разряд проблем местного значения (например, если поднять вопрос о выгуле собак). На этих занятиях закладываются основы ответственного отношения к домашним животным, в связи  с осознанием трудностей, с которыми можно столкнуться, формируется представления о жизни, как глобальном явлении, а не об удовлетворении мимолетной прихоти завести себе мохнатого или пернатого друга. Одним из мотивирующих факторов при проведении занятия является анкетирование, посвященное вопросу «Насколько вы и ваша семья готовы к тому, чтобы завести домашнего питомца?», это ставит проблему или, напротив, снимает все сомнения  перед теми, у кого уже живет дома домашнее животное, и перед теми, кто еще раздумывает над этим шагом. Возраст детей в 7 классе уже вполне подходящий для осознанного общения и обсуждения таких серьезных вещей, что способстует не просто ведению диалога, но и обоснованию своей точки зрения на основании анализа услышанной информациии.

     На завершающем модуль естественнонаучной грамотности в 7 классе занятии формируемой компетенцией станет умение применять полученные знания для решения поставленной задачи –  разработки проекта «Живой уголок в школе». Когда-то обязательный атрибут кабинета биологии – живой уголок – давно исчез из большинства школ, по разным причинам: нехватка помещений, нежелание детей ухаживать за животными, рост проявлений аллергии у школьников и т.п. Детям предлагается не просто спроектировать живой уголок в школе, предложить состав его обитателей, но и доказать целесообразность его создания, а также разработать инструкцию по содержанию живого уголка с привлечением обучающихся.

     Итак, в 7 классе естественнонаучная грамотность у обучающихся формируется на основе умения анализировать информацию с тем, чтобы применять имеющиеся знания в конкретных жизненных ситуациях.

     Если говорить о теоретической подложке, то, по очевидным причинам, академические знания лежат в основе всего курса внеурочной деятельности, но не являются целью при проведении занятий. Те пробелы, которые выявляются при прохождении курса, будут легко и непринужденно заполняться знаниями, получамыми не посредством классно-урочной деятельности, а в режиме более мягкого и комфортного внеурочного времени.

     Восприятие окружающего мира как своего, знание его особенностей, умение находить ответы на вопросы позволит детям полноценно принимать себя в этом мире, решать задачи спокойно и рационально, тем самым в перспективе стать социально значимой и востребованной частью общества. Данный курс направлен прежде всего на адаптацию обучающихся к запросам современной жизни, отработку жизненно необходимых умений, которые в будущем помогут им безболезненно пройти весь цикл социализации и найти свое место в жизни. Поэтому функциональная грамотность у современных детей, наравне с академическими знаниями, является залогом их успешного будущего.

     Для проведения занятий по модулю естественнонаучной грамотности педагогу необходимо иметь достаточный уровень знаний по биологии, желательно выходящий за рамки школьной программы и показывающий его кругозор и заинтересованность. Речь идет не об углубленных знаниях, а о знании флоры и фауны места, в котором дети обучаются и проживают. А также рекомендуется изучить информацию о применени растений, особенностях их выращивания, знать основные моменты, связанные с одомашниванием и содержанием животных в неволе.

     Если в 6 классе педагог выступает преимущественно в роли организатора деятельности, направляет и контролирует процесс, то в 7 классе он скорее выполняет роль тьютора, давая обучающимся больше самостостоятельности, но при этом всегда находясь рядом и готовым оказать помощь и поддержку.

     Контексты занятий допускают вариативность в зависимости от конкретных ситуаций и состава обучающихся, но, с учетом обязательной совместной деятельности педагога и детей и направленностью занятий на формирование естественнонаучной грамотности.

Электронные ресурсы:

  1. Ведущий образовательный портал России «ИНФОУРОК» https://infourok.ru/funkcionalnaya-gramotnost-shkolnikov-estestvennonauchnaya-gramotnost-primeri-uchebnih-zadaniy-na-formirovanie-funkcionalnoy-gram-3788767.html
  2. Корпорация «Российский учебник» https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/4e8/4e84b44a6a302df80f065b57f6fe6b03.pdf

Литература:

  1. А.Н. Лучник Энциклопедия декоративных растений умеренной зоны. - М.: Институт технологических исследований, 1997. - 464 с. Издание осуществлено совместно с издательствами "Поматур", "Лик Пресс", "Просвещение".
  2. Птицы Санкт-Петербурга / авторы текста: В.И. Головань, И.В. Ильинский, С.П. Резвый, И.Б. Савинич, В.А. Федоров, редакционная коллегия: Т.В. Ковалева, Е.В. Ковтун, С.П. Резвый, В.А. Федоров. [Альбом]. - Воронеж: ООО "Чемпион", 2020. - 256 с., илл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Дом, в котором я живу»

Программа «Дом, в котором я живу» разработана для занятий с учащимися 5 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС среднего общего образования второго поколения. В п...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".

        Программа курса направлена на знакомство с родным краем, обобщением и углублением знаний о нем. В процессе изучения курса у обучающихся будет формироваться ценностно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Мир, в котором мы живем» для учащихся 6 классов Направление – духовно-нравственное

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо курсу внеурочной деятельности«Мир, в котором мы живем»для учащихся 6 классовНаправление – духовно-нравственное...

Формирование и развитие естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках биологии, химии и географии

Формирование и развитие естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках биологии, химии и географии...

Выступление на тему "Особенности формирования естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы "

Особенности формирования естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы ...

Программа курса внеурочной деятельности "Дом, в котором мы живем"

Программа направлена на развитие экологической культуры учащихся с использованием элементов технологии кейсстади во внеурочной деятельности, в ходе которой учащиеся решают кейсы с экологическим содерж...