интегрированный урок по биологии с элементами математики "Мой город"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Оборина Светлана Станиславовна

интегрированный урок по биологии с элементами математики "Мой город" содержит материал о столице Республики Коми - Сыктывкаре, это город, в котором мы живем и наши участники  - учащиеся 6 класса, урок проведен в рамках тематической Недели Биологии и Географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_biomat_urok.docx29.13 КБ
Файл gorod_v_moey_respublike_komi.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми специальная (коррекционная) школа № 40 г. Сыктывкара

адрес: ул. Интернациональная, 95, 167000

Тема «Мой город»

Численность обучающихся 16 человек

Руководитель:

 учитель биологии Оборина Светлана Станиславовна

Автор:

учитель математики Кузьмина Татьяна Анатольевна

Сыктывкар, 2019

Технологическая карта занятия по предмету «Биология» в шестом классе

по программе «Национально - региональный компонент в изучении природы России».

 «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б. Паскаль

Первым, кто использовал понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» считается Никита Константинович Смирнов, зав. кафедрой психолого- педагогических технологий охраны и укрепления здоровья «Академии повышения квалификации», по мнению которого «учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач». Смирнов рассматривает здоровьесберегающие образовательные технологии, как «сертификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии задачами здоровьесбережения».

Тема занятия: «Мой город».

Почему выбрана именно эта тема, потому что актуальность здоровьесбережения напрямую связана с охраной природы и памятников истории, знаний о городском озеленении и названий частей города, влиянии растений на здоровье горожан. Данная тема интегрированного занятия соответствует возрасту учащихся и основным требованиям: развивает кругозор учащихся, способствует нравственному развитию ребят, формированию их интересов и способности к саморазвитию и самовыражению, умению сделать выбор по «зеленому» оформлению своих домов, знанию особенностей поведения в исторических частях города.

Ключевые слова: озеленение, достопримечательность, гражданин города, самоопределение по ведению здорового образа жизни.

 Учебно – профессиональные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;

– воспитание морально – нравственных качеств личности;

– развитие самостоятельности;

– развитие знаний и навыков по здоровьесбережению.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией (сбор, хранение, использование);

- сформировать знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

- формирование творческого подхода к знаниям;

- применение знаний в новой ситуации.

Тип занятия –интегрированное по предметам математики и биологии

Вид занятия – эстафета

Педагогическая цель: создать условия для определения учащимися местонахождения объектов и использования вычислительных навыков для уточнения расстояний и количества субъектов.

Планируемые результаты (предметные): учащиеся узнают новые растения города, определяют расположение основных объектов и достопримечательностей населенного пункта.

Базовые учебные действия (метапредметные): активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету занятия при помощи УД, использование элементов образовательных технологий.

  1. Познавательные: добывают новые знания, осуществляют чтение, наблюдение, извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация и др.), расширяют и обобщают словарь читателя.
  2. Регулятивные: осуществляют контроль выполнения учебной задачи.
  3. Коммуникативные: владеют правилами учебного диалога: оформляют свои мысли в устной форме, учатся слушать и понимать речь других, признавать возможность существования различных точек зрения, организовывать и осуществлять сотрудничество, договариваться о процедуре работы в группе.
  4. Личностные: осознают целостность окружающего мира, принимают и осознают социальную роль свою как гражданина общества, определяют личностный смысл учения.

Педагогические технологии:

- Педагогика сотрудничества

- Здоровьесберегающие технологии

Методы и приёмы обучения: диалогические и исследовательские, прием «вопросы к тексту», «в своем темпе».

«вопросы к тексту»

К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов - суждений:

- Почему?

- Какие вычисления провести?

- В каком месте?

- Как определить?

Схема с перечнем вопросов-суждений вывешивается на доске и оговаривается что, кто составил 3 вопроса за 3 минуты, получает отметку “5”; 2 вопроса – “4”. Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь. Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.

«в своём темпе»

При решении учебных задач каждый учащийся работает в темпе, определяемом им самим.

Оборудование: плакаты, компьютер, презентация, открытки с памятниками города, карточки с текстом, смайлики настроения желтого и оранжевого цвета.

Контроль за процессом и результат учебной деятельности учащихся

«тихий опрос»

Беседа с одним или несколькими учащимися происходит полушепотом, в то время как группа занята другим делом.

«идеальный опрос»

Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо...

Рефлексия деятельности «Выбери верное утверждение»

Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение

1) Я сам не смог справиться с затруднением;

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

4) Я выдвигал идеи….

«Продолжи фразу»

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

  • Мне было интересно…
  • Мы сегодня разобрались….
  • Я сегодня понял, что…
  • Мне было трудно…
  • Завтра я хочу на уроке…

Корректируемые факторы: необходимо корректировать работу в группах.

Устранимые факторы: негативные можно снизить.

Компетентностный подход: научить обучающихся формулировать цели занятия, формировать потребность в знаниях, использовать «ключевые» понятия.

Формирование базовых учебных действий на каждом этапе занятия

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые БУДы

Прогнозируемые результаты

1

Самоопределение к деятельности – распределение отрядов по «смайликам»

Элементы здоровьесберегающих технологий: технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.

Приветствие «Добрый день, земляки!», объясните слово «земляки».

У вас имеются «смайлики», желтого цвета и оранжевого, создайте 2 отряда по цвету.

 Выберите название отряда, поприветствуйте друг друга.

Объясняют слово «земляки» - живем на одной земле.

Приветствие «привет», «салют».

Коммуникативные

обсуждение в группах.

Регулятивные самоопределение к деятельности.

Создать эмоциональный настрой на занятии, мотивировать учащихся на работу.

2

Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии - объявление темы

Подводит к теме занятия: назовите свои ассоциации со словосочетанием «мой город».

Вопрос учащимся: почему выбрана тема «мой город»?

Запись на доске:

«мой город - Сыктывкар», «мой город обычный», «Сыктывкар – столица республики Коми».

Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками.

Формулируют ассоциации: есть свои особенности у каждого города, город – это дома, школы, город имеет фабрики и заводы.

Личностные каждый учащийся принял участие в предварительной подготовке.

Коммуникативные формулировка собственного мнения.

Заинтересованность учащихся в том, кто ближе к истине темы занятия.

Умение участвовать в диалоге при обсуждении темы и целей

3

Постановка мотивационных задач

Элементы здоровьесберегающих технологий: коррекционные технологии.

Учитель в позиции консультанта побуждает учащихся к принятию задач

Цель: Определить место проживания каждого учащегося, в какой части города.

Узнать какие исторические или природные объекты находятся рядом.

Что нужно, чтобы достичь данной цели?

План:

1.Название части города.

2. Соответствует ли название современному устройству города?

(на примере: проживание в местечке «Париж», сейчас многоэтажные дома по улице Кутузова).

3. Озеленение данного района города.

Учащиеся используют записи в тетрадях – это было

домашним заданием (Приложение 1).

Пример: улица Морозова, район Давпон (место по коми переводится как «конец лиственной рощи»), есть Свято – Троицкий храм, есть старые ветхие дома и кирпичные новостройки.

Личностные (самоопределение к познавательной деятельности),

регулятивные (целеполагание), коммуникативные: каждый читает свои записи – домашние заготовки

Умение описать свое место проживания «обсуждение по кругу», помощь друг другу. Коммуникативная компетенция: умение устанавливать контакт, максимально полно и точно передавать информацию, обмениваться информацией.

4

Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия.

Учащиеся называют критерии, по которым определяют место проживания: новостройки, частный сектор, старая часть города, район парка, близ торгового центра (учитель записывает на доске, чтоб потом представить всем имеющийся перечень представленных районов города).

 - Теперь проверим домашнее задание, как вы с родителями обсудили и определили свой район проживания.

Обучающиеся по заготовкам пытаются определить район проживания одноклассников, которые отсутствуют.

В презентации учащиеся знакомятся с «достопримечательностями» города по – новому, определяя расстояние между пунктами, количество объектов, определяют и характер озеленения своего района проживания (пример: сквер, парк, аллея, газон, цветник).

Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками

Учащиеся с интересом выслушивают одноклассников о местечке проживания, выражают свое мнение о соответствие действительности

Личностные: определять правила работы в группах

Регулятивные: определять промежуточные цели с учётом конечного результата;

определять и формулировать цель деятельности;

высказывать своё мнение.

Познавательные: находить ответы, на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на мероприятии.

Информационная компетенция: умение анализировать информацию и делать выводы.

Учебно-познавательная компетенция: умение устанавливать связи между отдельными объектами.

Компетенция личностного самосовершенствования: умение анализировать свои достижения и ошибки, воспитание экологической культуры.

5

Составление общей картины

Элементы здоровьесберегающих технологий: технологии обучения здоровому образу жизни.

- Давайте составим модель школьника «здоровый ученик» по критериям.

Критерии:

1. Трудовые навыки и соблюдение мер безопасности жизни.

2. Знания и умения применять во благо своего здоровья – комфортность пребывания в школьной обстановке.

3. Желание стать экологически грамотным гражданином, проживание в «зеленой» зоне.

4. Самодисциплина, самообслуживание, гигиена.

5. Развитие творческих способностей школьника расценивать, как активный отдых.

«Каждому человеку соответствует определенный род деятельности, который делает его полезным для общества и одновременно приносит ему счастье…»

(Морис Баррес французский писатель)

Объясняют, что значит модель школьника на примере «здоровый ученик» (Приложение 2).

Используют предложенные критерии.

Учащиеся самостоятельно договариваются с родителями, затем сообщают результат договора педагогу

Личностные: умение вести переговоры с родителями.

Регулятивные: самостоятельность выбора аргументов.

Познавательные: выразить свою точку зрения по определению критериев.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участие в дискуссии.

Регулятивные: совместное определение модели «здоровый ученик» по критериям.

Коммуникативная компетенция: умение осуществлять поиск информации, определений; обосновывать свое решение.

Информационная компетенция: умение использовать информацию по своему предпочтению, обобщать и делать выводы.

Компетенция личностного самосовершенствования: умение признавать свои слабые и сильные стороны, вырабатывать привычки для самосовершенствования.

6

Работа с презентацией

1.Проводим эстафету по предметам биологии и математики. Как вы это понимаете?

2. Каждый слайд содержит вопрос, оценивается быстрота и полнота ответа.

3. Дружные отряды смайликов накапливают очки верных ответов и дополнительные бонусы помощи другому отряду.

Выводят правило эстафеты: два предмета, как два бегуна, передают эстафетную «палочку» друг другу.

Коммуникативные: умение слаженно действовать в поиске ответов и решений.

Коммуникативная компетенция: умение обосновывать свое решение.

Информационная компетенция: получение новой информации с интересом.

7

Рефлексия деятельности

Работа по принципу здоровьесберегающей технологии «не навреди»

-Мы достигли поставленной цели?     (да)

-Занятие не зря прошло? (нет)

-Какие универсальные действия развивали: личностные, коммуникативные, познавательные.

Закончить тему занятия: «Привычку посеешь, здоровым жизнь проживешь».

Выработайте свой девиз: «Здоровье – клад, в жизни - лад».

Отряды «смайликов» показали слаженную работу и разделили победу.

Вступают в диалог с учителем.

 Высказывают своё мнение.

Рефлексия как краткое мнение каждого из учащихся, к примеру, совпадают ли ваше «хочу» со словом «надо».

Выбор интересных вопросов и ответов: про «Париж» и кизил.

Коммуникативные формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации, регулятивные оценка своей деятельности.

Информационная компетенция: обобщать и делать выводы.

Компетенция личностного самосовершенствования: мнение участников эстафеты – успех каждого обеспечен благодаря слаженной работе отряда.

Список использованной литературы:

  1. Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная Связь. Идеальность/ М.: Вита-Пресс, 2011 г.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/М.: Народное образование, 2010 г. Смирнов Н. К.
  3. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе», Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2002 г.

Приложение 1

Домашняя заготовка

Район города: центр, окраина (около парка, аллеи, памятника, торгового центра, Больничного городка, местечко Лесозавод, Давпон)

Дом (деревянной, панельной, кирпичной постройки, большой, двухэтажный, частный, свой двор)

Улица озеленена давно, недавно, есть (цветник, газон, кустарники сирень, шиповник, деревья тополь, берёза, детская площадка, скамейки)

Достопримечательности (памятник, исторические здания, площади, мемориал в честь памяти павшим в ВОВ, храм, парк, стадион, арт - объекты)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эстафета «Мой город» Игра среди 6 – х классов, интегрированное занятие Подготовили: учитель математики Кузьмина Т.А., учитель биологии Оборина С.С. Предметная Неделя географии, биологии, СБО 22.04 – 26.04.2019 г. Сыктывкар

Слайд 2

Какая река является притоком Северной Двины и течет в районе Эжвы ?

Слайд 3

От Москвы до Сыктывкара Продолжи ряд и твой ответ готов 5000, 4800,4600,4400,4200, 4000,3800,3600,3400,3200, 3000,2800,2600,2400,2200, 2000,1800,1600,….,1200,1000 .

Слайд 4

Всего 12 улиц было в Сыктывкаре, а теперь сколько их? Найди неизвестное вычитаемое . 1000-Х=721

Слайд 5

Памятники Сыктывкара. Назови двузначное число, состоит из четырёх десятков и трёх единиц. Столько памятников в городе.

Слайд 6

Самое высокое здание в городе -55 метров. Что это?

Слайд 7

«Открыт» переулок в щели между двумя частями дома № 17 по улице Куратова 14 сентября 2011 года. Ранее лидерство по минимальной ширине удерживали переулки в германских городах Дюссельдорф и Рёйтлинген (40 и 31 см соответственно ). Как называется переулок в нашем городе? В самом узком месте он не превышает 10 см Грибной переулок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного урока по биологии и химии "Элементы жизни" 8 класс.

Интегрированный урок по биологии и химии в 8 классе "Элементы жизни" проведен в месячник естественно - математического цикла. Данный урок содержит обширный материал о жизненно важных химических элемен...

Открытый интегрированный урок по биологии и химии "Элементы жизни" 8 класс.

Открытый интегрированный  урок по биологии и химии "Элементы жизни" в 8 классе был проведен в месячник естественно - математического цикла в феврале 2011г....

Интегрированный урок по биологии и химии на тему: «Элементы жизни» (8 класс).

Интегрированный урок по биологии и химии на тему: «Элементы жизни» (8 класс)....

Интегрированный урок "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева"

К интегрированному  уроку составлена технологическая карта с учетом требований ФГОС второго поколения.Урок знакомства с периодической системой проводится в интеграции с историей открытия Периодич...

Интегрированный урок "Государственная Дума как элемент гражданского общества".

Тема данного урока связывает такие две группы уроков как история и обществознание.в старших классах. Эта тема особенно актуальна в 2013 году, т.к. в этом году отмечается 20 летний юбилей Государственн...