Конспект урока по биологии "Папоротники" ОВЗ (7 класс)
презентация к уроку по биологии (7 класс)

Мягкова Юлия Юрьевна

Тема урока: «Папоротники».

 

Цель урока: познакомить обучающихся с бесцветковыми растениями – папоротниками, их строением и местами произрастания, значением в природе.

 

Задачи урока:

Личностные: сформировать у детей   представление о высших растениях, раскрыть особенности строения папоротников как наиболее сложноорганизованных по сравнению с моховидными.

Регулятивные: развивать речь, корректировать произношение, насыщать учебный процесс наглядным материалом. Работать над речью в связи с формированием природоведческих знаний и умений, усилить работу над обобщением: как средством повышения знаний, умений, умственного развития учащихся. 

Коммуникативные: воспитывать любовь к окружающей природе в целом и к природе родного края в частности, воспитывать чувство ответственности за сохранность природы родного края.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paporotniki.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс.

Биология.

Тема урока: «Папоротники».

Цель урока: познакомить обучающихся с бесцветковыми растениями – папоротниками, их строением и местами произрастания, значением в природе.

Задачи урока:

Личностные: сформировать у детей   представление о высших растениях, раскрыть особенности строения папоротников как наиболее сложноорганизованных по сравнению с моховидными.

Регулятивные: развивать речь, корректировать произношение, насыщать учебный процесс наглядным материалом. Работать над речью в связи с формированием природоведческих знаний и умений, усилить работу над обобщением: как средством повышения знаний, умений, умственного развития учащихся.  

Коммуникативные: воспитывать любовь к окружающей природе в целом и к природе родного края в частности, воспитывать чувство ответственности за сохранность природы родного края.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: растение из гербария, иллюстративный материал.

 Ход урока.

1.Организационный момент:

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На уроках и в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

2.Проверка домашнего задания по теме «Мхи». 

Беседа по вопросам:

  1. Почему мхи относят к растениям?
  2. Сравните строение мхов и цветковых растений?
  3. Что у них общего и чем они различаются?
  4. Как ми всасывают воду?
  5. Как люди используют торф?
  6. Как в строении мха сфагнума отразились особенности среды обитания?

3.Изучение нового материала.

Прошу учащихся рассмотреть растение на рисунке стр.90 и растение из гербария.

Кто из вас видел это растение?

Где? В каких местах?

Рассказ учителя о папоротниках, их строении, размножении, местах их произрастания, их роли в образовании каменного угля:

1. Историческая справка

 Учитель.

 В древние времена папоротники образовывали на Земле обширные леса из высоких растений. В настоящее время папоротники так же процветают в разных условиях

 2. Рассмотрите их на рисунке . стр. 90

         Как выглядят современные лесные папоротники?

3. Роль папоротников в жизни человека.

1. Многие папоротники используют в медицине. Например, из корневищ щитовника мужского делают противоглистные препараты; лигодиум мелколистный используют для лечения открытых ран, схизею вильчатую, при лечении кашля и болезней горла. Лекарственным растением является папоротник орляк.

2. Некоторые папоротники являются своеобразными зелеными удобрениями. Некоторые виды азоллы используются в сельском хозяйстве, они обогащают почву азотом. Вудвария вирджинская поселяется в сфагновых болотах, образуя своими корневищами сплетения, и вместе с другими болотными растениями является торфообразователем.

3. У некоторых видов папоротников части растения употребляют в пищу. У папоротника орляка съедобны молодые закрученные “завитки” листьев, собирают их рано весной, в первые 2 недели их появления. Их консервируют, солят, сушат. Листья используют для супов, их жарят. В Японии и Китае из корневищ добывают крахмал.

4. Папоротники – великолепные декоративные растения, их используют для украшения жилых помещений, в аквариумах и водоемах (сальвиния, азолла, нефролепис возвышенный, адиантум венерин волос).

5. Жесткие, прочные и длинные стержневые части листа папоротников используются для различных поделок.

6. Каменный уголь, образовавшийся из отмерших древовидных папоротников – один из лучших видов топлива, сырье для химической промышленности. Из него получают горючий газ, анилиновые краски, лаки, пластмассы, лекарства, сахарин, духи.

(демонстрация каменного угля и продуктов его переработки)

Т.О., папоротники играют большую роль в жизни человека.

Значение папоротников в природе.

Папоротники, входя в состав природных сообществ, тесно связаны с другими членами сообщества: они испытывают на себе воздействие этих организмов и сами оказывают на них влияние, как положительное, так и отрицательное.

Папоротники, как и все зеленые растения, выделяя кислород, участвуют в круговороте веществ и энергии в природе.

Папоротники являются средой обитания и пищей для беспозвоночных животных.

Но можно привести пример и отрицательного влияния папоротников на организмы природных сообществ. Так, самым вредным сорняком среди водных растений является папоротник сальвиния. У сальвинии хорошо развита способность к вегетативному размножению, вследствие чего толщина ее слоя в водоеме достигает порой 25 см, что может привести к гибели растений и животных.

В настоящее время папоротники – вымирающая группа растений. Многие виды занесены в Красную книгу республики Бурятия: (презентация ученика)

Всем известно, что исчезновение какого-либо растений или животных приведет к нарушению экологического равновесия в природе, чтобы этого не произошло, папоротники необходимо беречь и охранять, как и другие виды растений.

Что мы можем сделать для сохранения редких видов?

 

4.Физкульминутка

5.Закрепление.

      1. Работа с учебником:

Прочитав текст учебника на стр. 86-88, ответьте на вопросы:

  1. Какое органы  есть у папоротников?
  2. В чем различие и сходство папоротников и мхов?
  3. Как образовался каменный уголь?
  4. Какое значение для человека имеет каменный уголь?

       2.Работа в рабочих тетрадях:

Выполните задания 82, 83 на стр. 35-36.

      3.Обобщение.

6.Итог урока.

С чем познакомились?
-Чему учились на уроке?
-Что узнали нового?
- Что понравилось?

Выставление поурочного бала.

7.Задание на дом: стр. 86-88.

Роль папоротников в жизни человека.

1. Многие папоротники используют в медицине.

2. Некоторые папоротники являются своеобразными зелеными удобрениями.

3. У некоторых видов папоротников части растения употребляют в пищу.

4. Папоротники – великолепные декоративные растения, их используют для украшения жилых помещений, в аквариумах и водоемах.

5. Жесткие, прочные и длинные стержневые части листа папоротников используются для различных поделок.

6. Каменный уголь, образовавшийся из отмерших древовидных папоротников – один из лучших видов топлива, сырье для химической промышленности. Из него получают горючий газ, анилиновые краски, лаки, пластмассы, лекарства, сахарин, духи.

Роль папоротников в жизни человека.

1. Многие папоротники используют в медицине.

2. Некоторые папоротники являются своеобразными зелеными удобрениями.

3. У некоторых видов папоротников части растения употребляют в пищу.

4. Папоротники – великолепные декоративные растения, их используют для украшения жилых помещений, в аквариумах и водоемах.

5. Жесткие, прочные и длинные стержневые части листа папоротников используются для различных поделок.

6. Каменный уголь, образовавшийся из отмерших древовидных папоротников – один из лучших видов топлива, сырье для химической промышленности. Из него получают горючий газ, анилиновые краски, лаки, пластмассы, лекарства, сахарин, духи.

Значение папоротников в природе.

Папоротники, входя в состав природных сообществ, тесно связаны с другими членами сообщества: они испытывают на себе воздействие этих организмов и сами оказывают на них влияние, как положительное, так и отрицательное.

Папоротники, как и все зеленые растения, выделяя кислород, участвуют в круговороте веществ и энергии в природе.

Папоротники являются средой обитания и пищей для беспозвоночных животных.

Но можно привести пример и отрицательного влияния папоротников на организмы природных сообществ. Так, самым вредным сорняком среди водных растений является папоротник сальвиния. У сальвинии хорошо развита способность к вегетативному размножению, вследствие чего толщина ее слоя в водоеме достигает порой 25 см, что может привести к гибели растений и животных.

Значение папоротников в природе.

Папоротники, входя в состав природных сообществ, тесно связаны с другими членами сообщества: они испытывают на себе воздействие этих организмов и сами оказывают на них влияние, как положительное, так и отрицательное.

Папоротники, как и все зеленые растения, выделяя кислород, участвуют в круговороте веществ и энергии в природе.

Папоротники являются средой обитания и пищей для беспозвоночных животных.

Но можно привести пример и отрицательного влияния папоротников на организмы природных сообществ. Так, самым вредным сорняком среди водных растений является папоротник сальвиния. У сальвинии хорошо развита способность к вегетативному размножению, вследствие чего толщина ее слоя в водоеме достигает порой 25 см, что может привести к гибели растений и животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...