Урок Среды обитания организмов
методическая разработка по биологии (5 класс)

Урок в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredy_obitaniya_5_klass.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: открытие нового знания

УМК В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.- М. Дрофа, 2015

Цель: Сформировать новые знания о средах жизни, познакомиться с особенностями живых организмов, обитающих в них. Найти закономерности строения тел живых организмов и взаимосвязь с условиями среды обитания.

Задачи:  Предметные. Умение сравнивать и различать разные среды обитания. Способность характеризовать условия сред обитания. Знать особенности строения и жизнедеятельности организмов разных сред обитания

Личностные. Формируется умение применять полученные знания на практике. Эстетическое восприятие природы. Потребность в справедливом оценивании и общение с одноклассниками

Метапредметные Познавательные: умение работать с разными источниками информации, способность устанавливать причинно-следственные связи в изучаемой теме, систематизировать информацию.

Регулятивные: умения организовывать выполнение заданий в соответствии с поставленной целью. Развитие навыков самооценки и самоконтроля

Коммуникативные: умения работать в группе, корректное ведение диалога. Умение аргументировать свою точку зрения.

Информационно-образовательная среда: компьютер, проектор, презентация, видео фрагменты, раздаточный материал, карточки для индивидуальной и групповой работы

Раздаточный материал

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в паре

Педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение

Организационная структура урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Примечания

  1. Организационный момент

(1 минута)

Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

  1. Проверка домашнего задания

(7 минут)

Заполняют схему Царства живых организмов. Находят соответствия «определение- термин» в программе learningapps.org. Составляют пищевые цепи.

  1. Мотивация к изучения нового материала. Формулирование темы, цели, задач урока (5 минут)

Мотивирует учащихся к определению темы. На доске- словосочетание с перепутанными буквами. Предлагает определить тему урока.

Спрашивает « Что такое среда обитания?», «что произойдет, если животных, обитающих в воде, поместить на сушу?»

Предлагает определить цель и задачи урока

Слушают учителя. Выдвигают предположения, слушают одноклассников.

Определяют тему урока «Среда обитания»

Отвечают, высказывают предположения.

Определяют цели и задачи урока. Записывают тему урока в рабочие карточки

  1. Открытие нового знания (15 минут)

Спрашивает «Как вы думаете, какие есть среды обитания?»

Предлагает посмотреть видеофрагмент и заполнить первую строку в таблице.

Предлагает прочитать в учебнике текст  «водная среда обитания» и заполнить вторую строку в таблице.

Показывает видеофрагмент, организует работу учащихся с таблицей.

 Организует чтение текста учебника « тела живых организмов» Проверяет заполнение таблицы.

Высказывают гипотезы, обсуждают

Работают в индивидуальных рабочих карточках. Заполняют таблицу, используя опорные слова. Смотрят видеофрагменты. Читают текст учебника. Анализируют. Проверяют заполнение таблицы. Корректируют результаты.

  1. Физкульт-минутка

(2  минуты)

  1. Первичное закрепление знаний

(10 минут)

Заполняют в рабочей карточке таблицу «Приспособления к среде обитания»

Проводят взаимопроверку в парах.

Заполняют кроссворд в рабочей карточке. Выполняют самопроверку результатов, выставляют отметку.

  1. Рефлексия

(3 минуты)

Какую цель перед собой ставили?

Удалось ли ее достичь?

Просит оценить свою работу на уроке с помощь индивидуальных карточек.

Проводит краткую беседу по итогам урока

Отвечают на вопросы учителя

Проводят самоанализ работы на уроке. Дописывают предложения в индивидуальных рабочих карточках. Оценивают свою работу на уроке.

  1. Домашнее задание

(2 минуты)

Поясняет домашнее задание.

Кто получил «5» читает параграф

«4» читает параграф и отвечает устно на вопросы

«3» читает параграф, составляет план параграфа в тетради

«2» читает параграф, составляет кроссворд и план параграфа

Записывают домашнее задание.

Приложение 1

Индивидуальная рабочая карточка

Фамилия:

Класс:

Тема урока:

Таблица:

Среда обитания

Особенности

Обитатели

Черты приспособления

Наземно-воздушная

Водная

Почвенная

Организм как среда обитания

Опорные слова: влажность, плотность, температура, плодородие, воздух, солнечный свет, обтекаемая форма тела, скелет, утрата органов, копательные конечности.

Таблица 2 Поставь знак + в местах пересечения

Приспособления

Среда обитания

Наземно-воздушная

Водная

Почвенная

Организменная

Обтекаемая форма тела

Развитые бегательные конечности

Ласты и плавники

Дыхание растворенным в воде кислородом

Хорошо развиты копательные конечности, плохо развито зрение

Дыхание атмосферным кислородом

Развитый шерстяной покров

Жабры

Жгутики и реснички

Утрата органов

Питание перегноем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...

Урок "Среда обитания организмов. Экологические факторы".

Методическая разработка включает: Текст урока и самоанализ урока....

Тема урока: “Среды обитания организмов”.

Планируемые результаты: Предметные:закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;сформировать представление об отличительных осо...

Технологическая карта урока "Среды обитания организмов"

Задачи урока:ü  сформировать у  учащихся знания о средах обитания организмов;ü  выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания;ü  показать взаимосвязь живых орг...

Технологическая карта открытого урока "Среды обитания организмов"

Урок в 5 классе на тему "Среды обитания организмо" , технологическая карта , которого представленва Вашему вниманию, проводился в рамках проведения серии открытых уроков для учителей биологи...

Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».

Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...

Урок "Среды обитания организмов"

Разработка урока биологии в 5 классе по теме "Среды обитания организмов". В файле разработка урока, рабочий лист и задания на закрепление материала....