Тематическая контрольная работа по разделу «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы»
тест по биологии (7 класс)

Куратова Лидия Александровна

Контрольно-измерительные материалы для проведения тематической  контрольной работы  по разделу «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы» (по материалам сайта ФИПИ, по типу заданий ВПР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tkr_no_5_po_razdelu_ryby.docx76.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая контрольная работа   по разделу «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы»

  1. Установите соответствие между характеристикой и классом животных, которому она соответствует: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

  

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

КЛАСС ЖИВОТНЫХ

А)  движение осуществляется с помощью плавников

Б)  среди представителей класса различают следующие экологические группы: пресноводные, проходные, солоноватые, морские

В)  освоили наземно-воздушную среду обитания

Г)  у большинства представителей кожа покрыта чешуей

Д)  кожа у представителей класса голая  и покрыта слизью

Е)  сердце состоит из трёх камер

1)  Костные рыбы

2)   Земноводные

  1. Пользуясь таблицей «Размножение рыб», ответьте на следующие вопросы.

Размножение рыб

Вид рыб

Количество икринок

Средний диаметр икринок

Средний возраст наступления половозрелости

Средний возраст рыб, выловленных 
в разных водоёмах

Щука обыкновенная

30 тыс.

2,53 мм

34 года

5 лет

Норвежская сельдь

200 тыс.

1,3 мм

27 лет

8лет

Треска балтийская

10 млн

1 мм

59 лет

3 года

Сазан

1,5 млн

1 мм

56 лет

8 лет

Колюшка трёхиглая

1001000

1,8 мм

1 год

2 года

Обыкновенная скумбрия

450 тыс.

1,1 мм

24 года

3 года

1) У каких видов рыб наименьший диаметр икринок?

2) Какая закономерность наблюдается между плодовитостью вида и размером его икринки?

3) У какой из представленных в таблице рыб развита забота о потомстве? Докажите свой ответ с помощью данных таблицы.

  1. Выделительная система животного, изображённого на рисунке, представленаundefined
  1. зелёными железами
  2. мальпигиевыми сосудами
  3. печенью
  4. парными почками

  1. Какие признаки характерны для представителей класса Хрящевые рыбы? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) отсутствие жаберных крышек                2) осевой скелет костный или костно-хрящевой

3) отсутствие плавательного пузыря         4) только наружное оплодотворение

5)         обитают в реках, озёрах, прудах           6) обитают в морях и океанах

  1. Земноводные произошли от

1) современных латимерий   2) вымерших пресноводных кистепёрых рыб

3) древних двоякодышащих рыб     4) древних хрящевых рыб

  1. К современным кистепёрым рыбам относят

1) акулу

2) ската

3) латимерию

4) осетра

7. Рассмотрите изображение и выполните задания.

        

        7          1

              6

5

C:\Users\sosh8-4\Desktop\hello_html_11be28ff.png

    4

        2

        3

Под какой цифрой на рисунке  показаны следующие органы рыбы:

1. анальный  плавник;

2.чувствительный орган, воспринимающий движение и вибрации окружающей воды (напишите название этого органа + 0,5 баллов);

3. орган  зрения;

4. плоское кожистое образование, прикрывающее нежные жаберные лепестки рыб. (напишите название этого органа + 0,5 баллов);

8. Верны ли следующие суждения о признаках систематических групп рыб?

А. У хрящевых рыб отсутствует плавательный пузырь.

Б. Жаберные щели костных рыб покрыты жаберными крышками.

  

 1) 

верно только А    2)         верно только Б 3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны

9. Пользуясь текстом «Хрящевые и костные рыбы», ответьте на вопросы.

1) Почему скаты, лёжа на дне, пропускают воду через брызгальце, а не через жаберные щели?

2) Чем можно объяснить большую плодовитость костных рыб по сравнению с акулами?

3) Почему акулы должны находиться в постоянном движении?

ХРЯЩЕВЫЕ И КОСТНЫЕ РЫБЫ

Современные представители хрящевых рыб (акулы и скаты) утратили броню и костный скелет своих предков. Скаты имеют плоское тело и плавают у дна, питаясь, в основном, моллюсками. Акулы живут в открытом море, питаясь костными рыбами и иногда млекопитающими. Хрящевые рыбы получили своё название потому, что их внутренний скелет построен из хряща. Жаберных крышек нет, поэтому акулы дышат, заглатывая ртом воду и пропуская её через жаберные щели, расположенные спереди по бокам тела или снизу. Большинство скатов, которые подолгу лежат на дне, пропускают воду через брызгальце (остаток ещё одной жаберной щели), расположенное на верхней стороне тела.

Хрящевые рыбы – существа живородящие, яйцеживородящие и яйцекладущие. Зародыши развиваются долго – от 4 месяцев до 2 лет в зависимости от вида. Плодовитость у живородящих и яйцеживородящих невелика. Акулята, вылупившиеся в чреве матери, могут съесть своих братьев и сестёр. Яйцекладущие откладывают от двух до нескольких десятков яиц. Полярная акула и некоторые скаты откладывают до 500 яиц. Яйца защищены крепкой капсулой, надёжно защищающей зародыш от врагов. Плавательного пузыря у большинства этих рыб нет. Только у песчаных акул есть «воздушный карман» желудка.

У костных рыб скелет в основном костный. Жабры прикрыты крышками, движения которых активно прогоняют воду через жабры. Плавательный пузырь есть у большинства видов костных рыб. Встречаются рыбы и без плавательного пузыря, например, камбала. Оплодотворение у большинства внешнее, хотя встречаются иногда виды, у которых оплодотворение внутреннее. Икра развивается от нескольких часов до нескольких месяцев (у лососей). Плодовитость костных рыб различна. Некоторые африканские рыбки откладывают от 12до 14 икринок, а процесс их вынашивания происходит во рту. Луна-рыба вымётывает до 300 млн. икринок.

Кодификатор элементов содержания к уровню подготовки учащихся (распределение заданий по проверяемым предметным способам действия  или обобщенный план варианта контрольной работы по  разделу «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы» ):

Контролируемые  элементы содержания  (КЭС)

Проверяемое умение и способы действия

Кол-во заданий

Номера заданий

Уровень сложности

Тип задания

Макс. балл за каждое задание

Царство Животные (Надкласс Рыбы). Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности.

•        выделять существенные признаки биологических объектов (животных) и процессов, характерных для живых организмов;  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам;

1

1

Б

с кратким ответом

2

Царство Животные (Надкласс Рыбы). Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

1

2

Б

с развернутым ответом

3

Царство Животные (Надкласс Рыбы). Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности.

•        выделять существенные признаки биологических объектов (животных) и процессов, характерных для живых организмов;  

1

3

Б

с кратким ответом

1

Царство Животные (Надкласс Рыбы). Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности.

•        выделять существенные признаки биологических объектов (животных) и процессов, характерных для живых организмов;  

1

4

Б

с кратким ответом

1

Царство Животные (Надкласс Рыбы). Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности.

1

5

Б

с кратким ответом

1

Царство Животные (Надкласс Рыбы). Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности

6

Царство Животные (Надкласс Рыбы). Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности

7

Царство Животные (Надкласс Рыбы). Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности

8

Царство Животные (Надкласс Рыбы). Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности

9

Правильные ответы и критерии оценивания

№ задания

правильный ответ

кол-во баллов

1

А - 1, Б -1,   В  – 2,  Г -  1,  Д - 2,   Е -   2

2 балла, 1 ошибка- 1 балл

2

1) Треска балтийская, сазан

2) чем более плодовита рыба, тем меньше диаметр ее икринок

3) колюшка трёхиглая, малое количество икринок

3 балла, по 1 баллу за

3

4

1 балл

4

1, 3,6

1 балл

5

2

1 балл

6

3

1 балл

7

1) 2

2) 7 (боковая линия)

3) 4

4) 3 (жаберная крышка)

3 балла, по 0,5  балла за задания 1-4, по 0,5 баллов за полностью выполненное задание 2,4

8

1

1 балл

9

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Ответ на первый вопрос:

1) Скаты ведут придонный образ жизни, и, когда они лежат на дне, их жаберные щели закрыты и защищены от песка, поэтому они пропускают воду через брызгальце – остаток жаберной щели, расположенные на спинной стороне.

Ответ на второй вопрос.

2) Костные рыбы мечут икру, которая в основном погибает, съедается хищниками, тонет, смывается на берег и т.п. (Это косвенная забота о помстве, чем больше количества потомства, тем выше вероятность, что часть выживет). У акул детёныши или яйца развиваются в теле матери.

Ответ на третий вопрос.

3) У акул нет жаберных крышек и плавательного пузыря. Если они остановятся, то их жабры не будут омываться водой, а при отсутствии плавательного пузыря они будут тонуть, поскольку их плотность выше плотности воды

3 балла, по 1 баллу за каждый правильный ответ

итого

                                              16 баллов

кол-во баллов

менее 8

8-10

11-13

14-16

отметка

2

3

4

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по разделу "Тепловые явления" физика 8 класс

Контрольная работа по физике с определением основных знаний и умений учащихся по даному разделу....

Зачет по теме «Тип хордовые, бесчерепные. Надкласс рыбы»

ect; 29-34 повторить (Глава 8), В.М. Контстантинов соотвествует ФГОС...

Контрольная работа по теме "Тип Хордовые".7 класс.

Контрольная работа по теме "Тип Хордовые". 7 класс. 1 и 2 варианты....

Тематическая контрольная работа по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России», 8 класс

Контрольно-измерительные материалы для проверки уровня освоения предметных, метапредметных планируемых результатов по разделу  «Особенности природы и природные ресурсы России», 8 клас...

Тематическая контрольная работа по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России»

Контрольно-измерительные материалы с кодификатором элементов содержания к уровню подготовки учащихся (распределение заданий по проверяемым предметным способам действия  или обобщенный план вариан...

Тематическая контрольная работа по разделу «Тип Членистоногие»

Контрольно-измерительные материалы по типу ВПР и ОГЭ  (открытый банк заданий ФИПИ)  для проведения тематической контрольной  работы   по разделу «Тип Членистоногие»...

Тематическая контрольная работа по разделу «Класс Птицы»

Тематическая контрольная работа по разделу «Класс Птицы»...