Методическая разработка урока для учащихся 8-х классов по теме "Питание и пищеварение"
методическая разработка по биологии (8 класс)

Донец Ксения Николаевна

Предложенная методическая разработка урока для учащихся 8-х классов по теме "Питание и пищеварение" направлена на формирование знаний у обучающихся о процессе питания и пищеварения, а также на ознакомление с составом пищи и строением пищеварительного тракта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_teme_pishchevarenie.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме "Питание и пищеварение"

Цель урока: сформировать знания у обучающихся о процессе питания и пищеварения, ознакомить с составом пищи, строением пищеварительного тракта.

Тип урока: урок открытия нового знания.

       Современные образовательные технологии: технология развивающего обучения

        Задачи:

Образовательные:

- раскрыть значение понятий «пища», «пищевые продукты», «питательные вещества», «питание», «пищеварение»;

-  показать различия между понятиями «продукты питания» и «питательные вещества;

- расширить представления учащихся об основных группах питательных веществ, определить их роль в организме человека;

- сформировать представление о строении пищеварительного тракта;

- выяснить роль кулинарной обработки пищи.

Воспитательные:

- воспитывать культуру питания, научить применять теоретические знания на практике.

Развивающие:

- продолжить развивать умения работать с информационными источниками, таблицами, логически мыслить;

- развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, обосновывать свою точку зрения, делать выводы;

- развивать умения и навыки самостоятельной работы, индивидуальной и в группе.

Планируемые результаты освоения материала

Предметные

-  знать определение понятий: «питание», «пищеварение»;

- знать пластическую и энергетическую функцию питательных веществ;

- знать органы пищеварительного канала и пищеварительные железы;

- знать значение и этапы процесса пищеварения;

- уметь объяснять пластическую и энергетическую функцию пищи;

- уметь объяснять отличие понятий «продукты питания» и «питательные вещества»;

- уметь распознавать органы пищеварительного канала и пиеварительные железы на рисунках, таблицах, в своем организме;

- уметь находить ответы на поставленные учителем вопросы;

- уметь применять теоретические знания на практике (правила питания).

Метапредметные

Регулятивные:

- самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели.

Коммуникативные:

- обсуждать в группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

Познавательные:

- работать  с учебником;

- отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию, делать соответствующие выводы;

- работать с информационными источниками;

- объяснять значения новых слов;

- уметь использовать схемы для структурирования информации.

Личностные:  

- проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы с обучающимися: фронтальная,  индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (объяснение с элементами беседы, фронтальная беседа, индивидуальный опрос); наглядные (работа с карточками, учебником, таблицей).

    Основные понятия: пища, пищевые продукты, питательные вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода), пластический и энергетический обмен, питание, пищеварение, пищеварительный тракт, пищеварительные железы, брыжейка, перистальтика, рацион, балластные вещества,

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки для работы на каждый стол, стикеры разного цвета,  таблица «Пищеварительная система человека».

1. Организационная часть

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии у нас гости. И поэтому от вас потребуется сотрудничество и взаимная помощь, а также появится возможность показать свои знания и смекалку. Готовы? (Ответы детей) Молодцы! Я искрене надеюсь, что у нас все получится.

2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.

Учитель: Наш урок мне хотелось бы начать со слов всемирно известного русского и советского ученого, физиолога. создателя науки о высшей нервной деятельности Ивана Петровича Павлова: «Сырой материал, поступающий в завод, проходит длинный ряд учреждений, в котором он подвергается известной механической и главным образом химической обработке, и через бесчисленные боковые ворота переводится в магазины тела…..».

Вопрос к детям: Как вы думаете, о чем он говорил? (Ответы детей)

Учитель: Да, действительно, он говорил о пище и процессе пищеварения. Как вы догадались, тема нашего урока: «Питание и пищеварение», запишите ее в тетрадь.

Учитель: Какова же будет тогда цель нашего урока? (Раскрыть понятия «питание», «пищеварение», определить состав пищи; какие органы образуют пищеварительную систему человека; выяснить значение термической обработки пищи для организма).

- Вы знаете, что тело любого живого существа от мельчайшей бактерии до большого синего кита содержит большое количество органических соединений и веществ. Они должны постоянно присутствовать в их организме для поддержания жизни.

Вопрос: Каким же образом обеспечивается эта потребность? (Примерные ответы детей: - Потребность эта удовлетворяется за счет питания.). – Верно. Давайте совершим небольшую экскурсию в прошлое, и вспомним способы питания живых организмов. Как питаются одноклеточные организмы? (Одноклеточные организмы питаются с помощью пиноцитоза и фагоцитоза). Как питается пресноводная гидра? (У  пресноводной гидры в захвате добыче участвуют стрекательные клетки, а пищеварение начинается в кишечной полости (полостное пищеварение), заканчивается внутри пищеварительных вакуолей эпителиально-мускульных клеток энтодермы (внутриклеточное пищеварение). Непереваренные остатки пищи выбрасываются через рот). У членистоногих и моллюсков появляется пищеварительная железа, способствующая перевариванию пищи.

С течением эволюции развивалась пищеварительная система хордовых. У этих организмов гетеротрофный способ питания. Происходит развитие  органов и их функций и т.п.

- Чтобы жить человек тоже должен питаться. Он каждый день принимает пищу, т.е. осуществляет процесс питания. Давайте вместе сформулируем определение понятию «питание»? (Высказывания детей).

3. Усвоение новых знанийОбъяснение учителя.

Учитель: Питание – процесс поступления в организм питательных веществ (запись определения в тетрадь).

Вопрос учителя: Ребята, посмотрите на доску. На доске расположены карточки с надписями продуктов питания: капуста, лук, яблоки, груши, рыба, хлеб, рис, мясо, молоко, по какому критерию можно разделить эти продукты на группы? (Ответы детей). - Правильно, растительного и животного происхождения. И они являются продуктами питания человека. Любой из этих продуктов состоит из разных компонентов – питательных веществ.

- Какие же это компоненты? (Ответы детей: белки, жиры, углеводы и др.) – А что мы знаем о них? (Ответы детей).

Вопрос учителя: Ребята, почему пищевые продукты, например молоко, сок, введенные прямо в кровь могут вызвать гибель человека? (Ответы).

- Да, получив с пищей питательные вещества, организм должен их усвоить. Но органические вещества представляют собой очень сложные соединения и в таком виде не могут быть усвоены организмом человека. Организм будет распознавать их как чужеродные. Поэтому они должны превратиться в более простые вещества.

Пищеварение – это сложный физиологический процесс в организме, обеспечивающий переваривание пищи и ее усвоение клетками.

Объяснения учителя: В ходе пищеварения происходит превращение крупных молекул пищи в более мелкие молекулы. И этот процесс осуществляется с помощью ферментов. Ферменты - это биологические катализаторы (ускорители различных реакций), представляют собой белки сложного строения, о них мы будем говорить на следующих уроках.

Итак, процесс пищеварения складывается из нескольких этапов:

1) механическая обработка пищи в ротовой полости и желудке, ее измельчение и смешивание с пищеварительными соками;

2) расщепление углеводов, белков, жиров ферментами пищеварительных соков до элементарных органических соединений;

3) всасывание этих соединений в кровь и лимфу;

4) удаление непереваренных остатков из организма.

Учитель: перейдем к изучению строения пищеварительной системы человека (Работа с текстом параграфа 30 и карточками. Карточки на каждой парте у обучающихся. Схема для  проверки на доске или экране).

4. Самостоятельная работа, проверка понимания материала

Задание учащимся. Рассмотрите рисунок 91 на стр. 197, а также таблицу "Пищеварительная система человека" и ответьте на вопросы:

1. Какие органы пищеварения обозначены цифрами 1-9? Выпишите их названия в карточку.

2. Какие органы пищеварительной системы не являются частью пищеварительного канала? Как они соединяются с ним? (Совместная проверка по слайду)

3. Что такое балластные вещества,  зачем они нужны нашему организму? (Ответы детей).

4. Что такое сбалансированное питание?

5. Какие этапы мы можем выделить в процессе пищеварения? (Обучающиеся работают с перепутанным текстом в карточках. Взаимопроверка заполнения на экране).

Пищеварение=поступление, продвижение и механическая обработка пищи+расщепление питательных веществ (белков, жиров, углеводов) ферментами до элементарных органических соединений  + всасывание соединений в кровь и лимфу+ удаление непереваренных остатков пищи из организма.

    Учитель: Для того чтобы процесс пищеварения осуществлялся эффективно необходимо тщательно подходить к выбору продуктов питания. Для более успешного усвоения пища должна подвергаться термической обработке. Рацион питания должен определяться с учетом энергозатрат, профессии и особеностей развития организма. Например, растущему организму школьника требуется сбалансированное питание (слайд). Подбором продуктов питания необходимых организму также занимаются диетологи. Правильный подбор продуктов питания обеспечивает человеку здоровье.

Учитель: Итак, какие мы можем выделить функции пищеварительной системы?

Ответы учащихся: - механическая (измельчение пищи, продвижение по пищеварительному тракту, выделение; - секреторная (химическая) выработка слюны, ферментов, пищеварительных соков, желчи; - всасывающая (всасывание питательных веществ, воды и т.п.).

5. Закрепление изученого материала.

Фронтальный опрос. Работа с понятиями.

  1. Какие компоненты входят в состав пищи?
  2. Что является продуктами расщепления компонентов пищи?

Решение познавательных задач:

  1. Сколько порций овощей и фруктов необходимо съедать в день две, четыре, пять?
  2. Какой цвет тарелки автоматически подавляет аппетит: синий, красный, желтый?
  3. Что насыщает больше: целое яблоко, яблочное пюре, яблочный сок?

6. Домашнее задание: §30, составить меню школьника на день.

7. Рефлексия. Итоги урока. Учитель: Ребята, наш урок подошел к концу. Как вы считаете, достигли мы с вами поставленной цели урока? (Ответы детейВыставление оценок обучающимся). Теперь ребята возьмите стикеры разного цвета (зеленый - мне все понятно, я спокоен; желтый - у меня возникли вопросы, но я смогу найти ответы сам; красный - у меня есть вопросы, мне нужна помощь учителя)), которые лежат у вас на столе, и поделитесь своими впечатлениями об уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....

Разнообразие пресмыкающихся. Методическая разработка урока для учащихся 8 класса.

Урок "Разнообразие пресмыкающихся" проводится в 8 классе коррекционной школы VIII вида. В конспект включён материал учебника А.И.Никишова, А.В.Теремова и дополнительные сведения....

Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».

Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам ...

Методическая разработка урока для учащихся 5 класса по правилам дорожного движения «ДОРОЖНЫЙ МАРАФОН»

Методическая разработка проведения урока или внеклассного мероприятия для обучающихся 5 класса по правилам дорожного движения "Дорожный марафон" в игровой форме....

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса по теме "Образ Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

Содержание разработки отражает взгляды Л.Н. Толстого на роль женщины в жизни общества, смысл истинной красоты человека, заставляет задуматься над общечеловеческими нравственными проблемами, помогет в ...

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса по теме "Образ Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".

Содержание разработки отражает взгляды Л.Н. Толстого на роль женщины в жизни общества, смысл истинной красоты человека, заставляет задуматься над общечеловеческими нравственными проблемами, помогает в...

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса   Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....