Кейс-метод
учебно-методический материал по биологии (9 класс)

Использование кейс-метода на уроках биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_keys_metoda_na_urokah_biologii.docx51.12 КБ

Предварительный просмотр:

Использование кейс метода на уроках биологии.

Цель работы: использование  кейсовых технологий на примере уроков биологии.

Задачи:

  1. проанализировать освещенность данной темы в различных источниках;
  2. сформировать у обучающихся умения искать новые знания, анализировать проблемные ситуации и искать решения к ним;
  3. показать примеры использования кейсов на уроках биологии.

Введение

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Школьный учитель должен уметь организовать самостоятельную деятельность учеников, в которой они могут реализовать свои способности.
 Я выбрала данную тему, потому что кейс технологии недостаточно востребованы и популярны на уроках, но при этом они вносят огромный вклад в развитие мыслительной деятельности обучающихся, развивают их творческие способности и интерес к предмету.

Общая характеристика кейс технологии

Начало использованию кейс-технологий положили в далекие 1920-е годы ученые Бизнес-школы Гарварда. В то время это было связано с потребностью студентов-юристов и экономистов в разработке и анализе практического материала, причем такого, который заставляет подумать, включить логику. В систему среднего образования РФ технология кейсового обучения пришла в конце 1990-х.

Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Использование кейс технологий в обучении не решает всех проблем в обучении детей, поэтому не должно становиться самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого урока, характер материала, возможности и наполняемости класса.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в   описании кейса.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

-индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

-работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

-презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

В данной работе рассмотрено использование кейс метода на уроках биологии в 7,8 и 9 классах.

Использование кейс технологий на уроках биологии в 7 классе

Кейс по теме «Плоские черви»

Заболевание, вызванное печеночным сосальщиком, называется фасциолез. Р.С.Шульц следующим образом описывает состояние животных, страдающих фасциолезом: «Животные начинают заметно худеть и слабеть. Шерсть становится сухой, у овец она легко выпадает, особенно на боковых стенках груди. Понемногу перечисленные признаки болезни могут охватить большую часть поголовья. При дальнейшем развитии болезни появляется отечность в подчелюстной области, на груди и на животе. Появляется расстройство пищеварения, наблюдаются поносы, иногда запоры. Область печени болезненна. Аппетит пониженный. При возрастающем истощении и водянке многие погибают, если своевременно не принять меры». В связи с огромным ущербом, приносимым фасциолезом животноводству, особенно овцеводству, много внимания должно уделяться разработке и осуществлению мер борьбы с этой болезнью.

Дополнительный материал:

Сосальщики живут во внутренних органах тела животных и человека. Ресничного покрова у них нет. Печеночный сосальщик живет в протоках печени коров, овец и коз. Этот червь имеет листовидную форму тела длиной около 3 см. Внутри протоков печени он удерживается при помощи брюшной и околоротовой присосок. Сосальщик питается кровью и клетками печени окончательного хозяина. Печеночный сосальщик, как и большинство других сосальщиков, имеет рот, глотку, двуветвистый кишечник и другие системы органов, свойственные и ресничным червям. Оплодотворенные яйца, откладываемые печеночным сосальщиком, из кишечника окончательного хозяина попадают во внешнюю среду. Некоторые из них с дождевой или талой водой оказываются в пруду, реке. Здесь из яиц выходят личинки с ресничками, которые внедряются в тело пресноводной улитки – малого прудовика - промежуточного хозяина сосальщика. Паразитические личинки растут. В их теле образуются зародыши, дающие начало новому поколению личинок. Такое размножение личинок повторяется 2—3 раза. Личинки последнего поколения, имеющие присоски и хвост, покидают прудовика, прикрепляются к водным растениям и превращаются в цисты. Так из одного оплодотворенного яйца сосальщика при благоприятных условиях развивается около 160 цист. Весной коровы, овцы, козы поедают на заливных лугах сочную траву. При этом они могут проглотить цисты сосальщика и стать его окончательными хозяевами. В кишечнике хозяина паразиты окончательно освобождаются от оболочек цисты, проникают в печень, где и живут во взрослом состоянии.

Задания для учащихся:

  • Каковы размеры печеночного сосальщика?
  • В каких органах животных паразитирует печеночный сосальщик?
  • Каким образом он там удерживается?
  • Как происходит заражение животного сосальщиком?
  • Назовите окончательных и промежуточных хозяев в циклах развития плоских червей.
  • Закончите схему, иллюстрирующую развитие печеночного сосальщика, либо изобразите свою.

Использование кейс технологий на уроках биологии в 8 классе

Кейс по теме «Сердечный цикл»

С очень давних времен люди пытались познать свой организм, интересовались функциями различных органов и, конечно, работой сердца. Нет почти ни одного мыслителя древнего мира, который не затрагивал бы этих вопросов. Среди ярких имен эпохи Возрождения видное место занимает имя Андрея Везалия – врача, основателя научной анатомии. Своим трудом «О строении человеческого тела», изданным в 1543г., Везалий положил начало современной анатомии. Достаточно сказать, что он вскрыл 200 ошибок Галена, выдающегося римского мыслителя и врача (II в.), чем нанес смертельный удар его учению. Блестящие исследования Везалия привели его к столкновению с католической церковью. Доведенный своими врагами до отчаяния, он прекратил научную деятельность в Италии, сжег свои рукописи и стал придворным врачом в Мадриде, где и произошло событие, послужившее поводом для суда инквизиции над гениальным анатомом.

Однажды Везалий вскрывал труп, чтобы установить причину его смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце!

Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся. Но почему же все-таки сокращалось сердце трупа? Неужели такой выдающийся врач, каким был Андрей Везалий, принял за мертвеца живого человека? Ответить на этот вопрос не мог никто, даже сам Везалий.

Задания для учащихся:

  • Как объяснить роковой случай с Везалием?
  • Почему сокращалось сердце трупа?
  • Какими основными свойствами, определяющими ее непрерывную деятельность, обладает сердечная мышца?

Использование кейс технологий на уроках биологии в 9 классе

Кейс по теме: «Белки».

Учитель русского языка и литературы Елена Евгеньевна дала задание: написать сочинение по теме «Что я знаю о белках». При этом должно было быть не меньше трех страниц текста. Открыв учебник биологии, Сергей увидел один параграф «Строение и функции белков». Этого было явно недостаточно для выполнения задания. Какую информацию по данной теме ты бы порекомендовал Сергею для того, чтобы он смог получить хорошую отметку за сочинение?

Задания для учащихся:

  1. К какой группе веществ относятся белки?
  2. Чем они отличаются от других веществ?
  3. Почему без них невозможна жизнь на Земле?
  4. Почему белки являются незаменимой частью пищевого рациона?

Данные кейсы были использованы на уроках биологии и позволили не только  углубить знания учащихся, но и выявить пробелы по некоторым темам.
При работе с кейсами необходимо тщательно подбирать материал по теме и задания для работы учеников. Интересные задания помогут не только активизировать деятельность учащихся, но заинтересовать их выбранной темой, запомнить важные определения, так как всю информацию они будут анализировать самостоятельно. При использовании кейс метода можно развить у учащихся умения и навыки самостоятельного принятия решений; поиска новой информации, ее анализа; системного мышления; отстаивать свою точку зрения, слушать и принимать позицию собеседника.

Список литературы и интернет - ресурсы

  1. Даутова О. Б., Современные педагогические технологии в профильном образовании: учеб. – метод. Пособие для учителей / О.Б. Даутова, О.Н. Крылова, под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006. – 176 с.
  2. Деркач А. М. Кейс метод в обучении // Специалист . 2010. - №4. – с. 22 – 23.
  3. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т., т. 1 / Г. К. Селевко. – М.: НИИ мк. технологий, 2006. – 816 с.
  4. Устинова Т. Б. , Кейс – технологии как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа, (Электронный курс): - festival. 1 September, ru / articles / 512028/.
  5. Кейс метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case – study). – www. case method . ru/

Библиографический список 1. Акулова О.В., Писарева С.А. Современная школа: опыт модернизации / книга для учителя. СПб, 2005. 2. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: учебно-методическое пособие для педагогов школ. СПб, 2008. 3. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей //Директор школы. - №4, 2010. – С. 61 – 69. 4. Абрамова С. Ю., Белозерова Ю. В. Использование кейс-метода на уроках английского языка [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). - Уфа: Лето, 2015. - С. 94-96. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7466/ (дата обращения: 15.03.2019). 5. Ильюшин Л.С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся. URL: http://likhachev.lfond.spb.ru/Lesson/ilushina.doc 6. Павленко Е.К. Ситуационные задачи как форма интерактивного изучения школьного курса географии // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2; URL: www.science-education.ru/102-6101 7. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999. 8. Хуторской А.В. Как обучать творчеству? // Интернет-журнал "Эйдос". 2001 // http://www.eidos.ru/journal/2001/0105  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс-метод на уроках истории

Данный метод апробируется в настоящее время в высших учебных заведениях и в, частности, в Краснодарском университете. Смолянинова О.Г., Ю.Сурмин, Бойко Т.Н. исследовали и обобщили его. На основании их...

Работа с историческими источниками на основе использования кейс-метода

На основе урока "СССР накануне войны" автор знакомит с технологией кейс-метода, показывает, какие умения формируются у учащихся в рамках данной технологии....

Использование кейс-метода на уроке технологии по теме "Кухонная утварь и уход за ней" раздела "Кулинария" в 5 классе

Данный кейс предназначен для занятий на уроках технологии в 5 классе. Освещает школьные вопросы по теме «Кухонная утварь и уход за ней» в занимательной игровой форме. Основная задача - помочь ак...

Использование кейс-метода в обучении английского языка

Введение……………………………….…………………………………………..1Глава  I  Теоретические  основы  использования  новых   информационных технологий в учебном процессе.1.1....

Кейс метод и метод дебатов на урокаханглийского языка

Кейс метод и метод дебатов на уроках английского языка...

Кейс-метод (гарвардский метод).

Метод разработан преподавателями Гарвардской бизнес-школы (HBS) в Бостоне. Традиционные лекции они заменили обсуждением конкретных случаев на экономической практике. С 1908 года HBS собрала обширный м...

Кейс-метод. Пример кейса по теме Государство и религия

Применение кейс-метода на уроке обществознания, 11 класс. Пример кейса по теме Государство и религия...