Кейс-метод на уроках истории
методическая разработка по истории по теме

Данный метод апробируется в настоящее время в высших учебных заведениях и в, частности, в Краснодарском университете. Смолянинова О.Г., Ю.Сурмин, Бойко Т.Н. исследовали и обобщили его. На основании их работ я изучила и апробировала эту технологию на уроках истории и обществознания.       Кратко, суть его такова: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые ученику нужно получить. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких строк до нескольких десятков страниц, который и называют "кейсом". Ученики предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. Итогом работы является дискуссия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon keys-metod__na__uroke.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Работа с историческими источниками на основе использования кейс-метода


        Изучив и переработав материалы по применению кейс-метода в обучении я  поняла, как много навыков и умений отрабатывается на таких уроках.

        В силу этих обстоятельств остановлюсь на этой технологии подробнее. Данный метод апробируется в настоящее время в высших учебных заведениях и в, частности, в Краснодарском университете. Смолянинова О.Г., Ю.Сурмин, Бойко Т.Н. исследовали и обобщили его. На основании их работ я изучила и апробировала эту технологию на уроках истории и обществознания.         Кратко, суть его такова: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые ученику нужно получить. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких строк до нескольких десятков страниц, который и называют "кейсом". Ученики предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. Итогом работы является дискуссия.

        На примере уроков с использованием кейс-метода «СССР накануне войны» и «Российское общество: между прошлым и будущим» я покажу особенности работы по данной технологии.

Тема урока:  СССР накануне войны

        Цель: используя различные виды источников, учащиеся должны выяснить степень подготовки СССР к войне, написать развернутый ответ по этой проблеме, подготовиться к дискуссии и принять в ней участие.

Кейс-материалы (раздаются каждому ученику или на парту)

        Ситуация.  28 декабря 1940 г. командующий западным Особым военным округом генерал армии Д.Г.Павлов, войска которого противостояли вермахту на направлении главного удара, утверждал, что советский танковый корпус способен решить задачу уничтожения одной-двух танковых или четырех-пяти пехотных дивизий противника.

        Начальник Генерального штаба фашистской Германии Ф.Гальдер в мае 1941 г. записал в своем дневнике: «Русский офицерский корпус исключительно плох. Он производит худшее впечатление, чем в 1933 г. России потребуется 20 лет, пока она достигнет прежней высоты».

        Обобщим эти высказывания и попытаемся,  ответить на вопрос: Достаточен ли был уровень развития СССР, чтобы отразить нападение врага? Вопрос этот непростой, даже в российской историографии он рассмотрен не до конца. Чтобы осветить эту проблему, нам необходимо рассмотреть все сферы общественной жизни, так или иначе связанные с этим вопросом.

        В тетради записи удобнее  вести следующим образом:

Помогало укреплению обороноспособности

Ухудшало обороноспособность страны

 

  1. Политическая сфера.
  1.  Прочтите материал, стр. 248-249, «Верховный Совет РСФСР» (до 3-го абзаца на стр.249). Сделайте вывод и запишите в выбранный вами столбик. Таким же образом выполняйте остальные задания.
  1. Просмотрите еще раз §36.
  1. Социально-экономическая сфера.
  1. Прочитайте 2 абзац  §37, сделайте необходимый вывод.
  2. Журнал «Родина», стр.58-60 (подчеркнутое).
  3. Карта «Индустриализация в СССР»
  4. «Выйдешь в поле,

            а в поле – ни сукина сына, -

      Хочешь пой,

             Хочешь вой,

             Хочешь бей головой ворота!-

      На двенадцать засовов

             Заперта хуторская Россия,

      И над ней умирает луна –

      Эта

             Круглая сирота…(Исаковский)

  1. Учебник, стр. 253-254
  1. Духовная жизнь.

Анекдоты 30-х гг.

  1. Что будет при коммунизме?

        - Солнечное отопление, лунное освещение, райское одеяние, гробовое молчание.

  1. На улице нашли повесившую курицу с запиской: «Прошу в смерти моей никого не винить. Повесилась в силу невозможности выполнить государственную повинность – нести по 2 яйца в день.

  1. Американец и русский поспорили, кто более великий деятель – Сталин или Гувер. «Гувер – величайший человек, он отучил наш народ пить», - говорит американец. – «А Сталин отучил нас есть!» - отвечает русский.

  1. С 1929 года запрещено плевать в потолок.

        - Почему?

        - С него взят первый пятилетний план.

  1. Разговор в тюрьме: «Ты за что сидишь?» «Я – за то, что ругал Иванова», «Я – за то, что хвалил Иванова», «А я сам Иванов».

  1. У Сталина пропала трубка. Он вызывает Берию. Тот сразу: «Членов ЦК – на Лубянку». Через некоторое время Сталин нашел свою трубку в кармане кителя. Снова зовет он Берию: «Нашлась трубка». - Поздно, - ответил тот. – Уже все сознались.

  1. Судьба русского интеллигента: до революции сидел и ждал, после революции дождался и сидел.

  1. «Как вы живете?» - спрашивали в 20-х гг. «Как Вы? Живете?» - спрашивали в начале 30-х гг. «Как? Вы еще живете?» - в конце 30-х гг.  

  1. ГПУ – «господи, помяни усопших».  ОГПУ – «о, господи, помоги убежать.  НКВД – «не знаем, когда вернемся домой», СССР – «смерть Сталина спасет Россию».

  1. «Пятилетку – в четыре гроба!», колхоз «Напрасный труд», совхоз «Некуда деваться», индустриализация – «нутролизация», «электрификация – «Электрификция», социализм – «разоризм».

  1. Обороноспособность.
  1. «С 1939 г. по июнь 1941 г. доля военных расходов в бюджете увеличилась с 26% до 43%. Выпуск военной продукции более чем втрое опережал общие темпы промышленного роста. На востоке страны ускоренными темпами строились оборонные заводы, предприятия-дублеры. Осваивалось производство новых видов военной техники, некоторые образцы которой (танки Т-34, реактивные минометы БМ-13, штурмовики Л-2) качественно превосходили все зарубежные аналоги. 1 сентября 1939 г. был введен закон о всеобщей воинской обязанности. Численность вооруженных сил с августа  1939 г. до июня 1941 г. выросла с 2 до 5,4 млн. человек. Было сформировано 125 новых дивизий.

(История Отечества в документах. 1917-1993.

М. 1995. ч. 3, стр.24-29).

  1. «Навязчивое стремление Сталина избежать осложнения отношений с Германией отчасти можно объяснить слабостью СССР. Основная причина – в потере времени и ущербе, причиненном сталинским террором 1936-1939 гг. Последующая лихорадочная работа позволила наверстать лишь часть упущенного. К этому добавились ошибки, порожденные чрезмерной осторожностью.         

                Самолеты и танки новых типов только начинали сходить с заводских конвейеров. Они составляли лишь 18 и 21% этих видов техники, причем личный состав еще не имел времени обучиться их применению. В феврале 1941 г. был отдан приказ о сооружении 190 аэродромов вблизи от вероятного района будущих операций – практически ни один из них не был закончен к лету.

        В относительном изобилии имелись пулеметы, но не хватало автоматов. Артиллерия, которой славилась еще русская армия, даже превосходила немецкую, но у нее не было механической тяги. Очень плохо были оснащены … связисты. Скудными было запасы хлеба: армия была обеспечена ими на полгода; другими сырьевыми ресурсами еще на меньший срок.

        … военная мысль находилась в застое…, упор делался исключительно на наступательные операции».

Итальянский историк Дж. Боффа. История Советского Союза.

М.1990 г. т.2, с.18-19.

  1. Соотношение сил

Германия

СССР

Сухопутные войска

5,2 млн.

4,5 млн.

Танки

4,3 тыс.

9,2 тыс., из них новых – 1,5 тыс.

Самолеты

5 тыс.

10 тыс., из них новых – 1,8 тыс.

Орудия

61 тыс.

67 тыс.

Корабли

217

267

Планы

18 декабря 1940 утвержден план «Барбаросса», в мае 1940 – план «Ост»

План пограничных боев, а затем наступление на Польшу (нач. Генштаба Жуков Г.К.)

Опыт

Опыт ведения современной войны

Опыт Гражданской войны, а опыт финской войны не был эффективно использован

История Отечества. Е.П.Иванов, Псков, 1994 г.

Задания:

1. Подготовьте развернутый ответ на поставленный вопрос.

2. Подготовьтесь к дискуссии.

Результаты  работы учащихся следующие (анализ брался в химико-биологическом  классе):

  1. Две пятерки, шесть троек, двенадцать четверок;
  2. Все учащиеся подготовили развернутый ответ и участвовали в дискуссии;
  3. Всего двое учащихся использовали все источники для ответа на проблемный вопрос;
  4. Те учащиеся, которые получили «4», не смогли использовать такой источник, как анекдоты или текст учебника, т.е. не адаптированные к теме источники;
  5. Учащиеся, получившие «3», не смогли использовать несколько источников (карту, статистические данные в журнале, неадаптированные источники.), не до конца проанализировали тексты;
  6. Наблюдалась (не виданная раньше) активность в ходе дискуссии.

                Второй урок потребовал от учащихся уже самостоятельно найти в источниках объяснения и разрешения ситуации

        

Тема урока: Российское общество: между прошлым и будущим

Цель: объяснить ситуацию, возникшую в стране к середине 90-х гг., подготовиться к дискуссии.  

Задание: Познакомьтесь с ситуацией, возникшей в России к середине  90-х годов.

        « …Реформирование советской социально-экономической системы в короткий срок привело к изменению всего комплекса социальных условий жизни, ценностных ориентаций. Миллионы российских граждан были поставлены перед необхо димостью адаптации к новым, более жестким услови ям. Для учителей, медиков, научных и инженерных работников, чьи профессии вдруг оказались непре стижными и малооплачиваемыми, и особенно для пенсионеров и многодетных семей, это оказалось зада чей на выживание.

        Люди столкнулись со многими проблемами, кото рые не существовали в советское время. Над ними на висли угроза безработицы и страх нищеты в старости. Обедневшее государство оказалось неспособным не сти затраты на бесплатное образование, медицинское обслуживание и другие формы социальной защиты. В результате, в первые три года реформ резко снижает ся доступность для населения транспортных услуг, медицинского обслуживания, закрываются санатории и пионерские лагеря, детские клубы и спортивные школы. Начинают внедряться платное образование и платное медицинское обслуживание. Повышение цен на услуги для многих семей сделало невозмож ным пользование прачечными, химчистками, парик махерскими, столовыми. Полноценный отдых и каче ственное образование из общедоступных становятся достоянием очень узкого круга обеспеченных людей. 3а несколько месяцев реформ жизненный уровень общества был отброшен на 10-20 лет назад. Из 148 млн населения России за чертой бедности оказалось около 32 млн, т.е. более 24%. Их доходы не превышали 40 долларов

Важнейшим следствием проводимой в начале 90-х годов либерализации экономики стало резкое увеличение неравенства доходов граждан и уровней потребления. К 1995 г. на долю 10% наиболее обеспе ченного населения приходилось около 31 % денеж ных доходов, а на долю 10% наименее обеспечен ных - 2,4%. Особенно острый характер проблема обеднения населения  носила в так называемых де прессивных районах: в мелких городах и сельской местности.

        Кризис экономики, сворачивание системы социального обеспечения и здравоохранения и, как след ствие, падение уровня жизни способствовали ухудше нию здоровья населения, сокращению средней продолжительности жизни.

        Неблагоприятные тенденции в уровне смертности наметились в России еще в 60-е годы. С этого времени общая смертность населения, и особенно мужчин, не прерывно повышалась. С 1989 по 1995 г. число умер ших в России увеличилось с 1,6 млн человек в год до 2,2 млн. Одновременно с этим сокращалось число ро дившихся (с 2,2 млн до 1,4 млн). В итоге, по данным официальной статистики, в 90-е годы уровень смерт ности населения увеличился почти на треть…"  

Задания:

  1. Какие реформы были проведены в России в 90-е годы? Кратко сформулируйте и запишите.
  2. Ситуация, описанная выше, - это необходимая цена реформ или «цена реформ в России»? Подготовьте письменный ответ на этот вопрос. Приведите доказательства вашей точки зрения, используя не только литературу, но и собственные знания и опыт.
  3. Подготовьтесь к дискуссии по этому вопросу.

 

        Отдельной группе учащихся дается задание: подготовиться к дискуссии, отстаивая точку зрения, что любые реформы имеют «высокую цену», приводя аргументы из истории реформ в России и анализируя судьбы реформаторов.

        Учащимся была предоставлена литература, как учебная, так и дополнительная.

Результаты работы:

  1. Все учащиеся приготовили материал о реформах;
  2. Почти все учащиеся подготовили письменный ответ на поставленный  вопрос. Ответ был в основном такого плана: «Это цена реформ в России».
  3. Проведена дискуссия в виде «дискуссионных качелей»;
  4. Общий итог: все учащиеся справились с заданием, получили оценки «4» и «5».

        Кейс-метод или метод ситуативного анализа привлек меня тем, что решает много задач и отрабатывает много умений:

  1. Решает проблему мотивации через проблемное задание;
  2. Активизирует деятельность учащихся;
  3. Подводит учащихся к необходимости заняться исследовательской работой;
  4. Формирует навыки работы не только с адаптированным, но и с неадаптированным текстом;
  5. Укрепляет навыки работы с различными видами источников;
  6. Требует применения исследовательских методов: синтеза, анализа, сравнения, моделирования, обобщения, прогнозирования и др.
  7. Формирует умения публично выступать в ходе дискуссии;
  8. Искать исторические источники и классифицировать их.        
  9. Учит социализации и толерантности. И др.

 

        Проблемы с использованием кейс-метода заключаются в том, что материалы для него, т.е. источники, подготовить непросто. В странах, в учебных заведениях которых применяют эту технологию (а это – университеты), готовят кейс-материалы специальные группы людей.

        Тем не менее, в наших школах такой метод должен иметь место, и подготовить уроки с его использованием возможно и интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лопушнян Г.А. Применение кейс-метода на уроках физики (разработка урока).

Применение кейс-метода на уроках физики. приведена разработка урока....

Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...

Кейс-метод как эффективная форма обучения на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС

КЕЙС-МЕТОД.  Кейс-метод или «кейс-стади» - это интерактивный метод обучения, при котором учащимся предлагается описание действительных событий, процессов, ситуаций в словах, цифрах, образах, т.е ...

Статья: "Формирование ключевых компетенций на урока- истории и обществознания, посредством применения кейс-метода"

Кейс-метод выступает практическим методом организации учебного процесса. Будучи интерактивным методом обучения  очень нравится учащимся, которые видят в нём игру, обеспечивающую освоение теоретич...

Кейс-метод. Пример кейса по теме Государство и религия

Применение кейс-метода на уроке обществознания, 11 класс. Пример кейса по теме Государство и религия...

Кейс-метод. Материалы к уроку в 11 классе "Роль государства в рыночной экономике"

Кейс-метод погомает подготовить задания для развития читательской грамотнсти на уроках обществознания....