Кейс-метод (гарвардский метод).
статья на тему

Метод разработан преподавателями Гарвардской бизнес-школы (HBS) в Бостоне. Традиционные лекции они заменили обсуждением конкретных случаев на экономической практике. С 1908 года HBS собрала обширный материал по конкретным случаям (кейсам) и развила этот метод до самостоятельной концепции обучения. Метод широко используется в Европе при подготовке менеджеров, на экономических факультетах, применяется в общеобразовательных школах на занятиях по обществознанию, истории и географии.

Структура процесса обучения по кейс-методу.

Базовая структура кейс-метода основывается на том, что школьники сталкиваются со случаем из практики или же из собственного окружения. Они обсуждают этот случай, ищут альтернативы для его решения, предлагают собственный вариант решения, обосновывают это решение, а потом сравнивают его с решением, которое было принято на практике.

Цель кейс-метода – развитие способности учащихся к принятию решений – требует организации процесса обучения как процесса поиска и принятия решений. Следуя концепции открытых моделей поведения при принятии решения, процесс поиска и принятия решения, который школьники проходят во время работы над кейсом, можно представить шестью фазами (см. табл.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс-метод (гарвардский метод).

Метод разработан преподавателями Гарвардской бизнес-школы (HBS) в Бостоне. Традиционные лекции они заменили обсуждением конкретных случаев на экономической практике. С 1908 года HBS собрала обширный материал по конкретным случаям (кейсам) и развила этот метод до самостоятельной концепции обучения. Метод широко используется в Европе при подготовке менеджеров, на экономических факультетах, применяется в общеобразовательных школах на занятиях по обществознанию, истории и географии.

Структура процесса обучения по кейс-методу.

Базовая структура кейс-метода основывается на том, что школьники сталкиваются со случаем из практики или же из собственного окружения. Они обсуждают этот случай, ищут альтернативы для его решения, предлагают собственный вариант решения, обосновывают это решение, а потом сравнивают его с решением, которое было принято на практике.

Цель кейс-метода – развитие способности учащихся к принятию решений – требует организации процесса обучения как процесса поиска и принятия решений. Следуя концепции открытых моделей поведения при принятии решения, процесс поиска и принятия решения, который школьники проходят во время работы над кейсом, можно представить шестью фазами (см. табл.)

Фаза

Цель

1.Знакомствос конкретным случаем.

Понять проблемную ситуацию и ситуацию принятия решения.

2.Информация, полученная из предоставленных материалов и добытая самостоятельно.

Научиться добывать и оценивать информацию, необходимую для поиска решения.

3. Обсуждение возможностей альтернативных решений.

Развивать альтернативное мышление.

4. Резолюция. Принятие решения в группах.

Сопоставить и оценить варианты решения.

5. Диспут. Отдельные группы защищают свое решение.

Аргументировано защищать решения.

6. Сопоставление итогов. Сравнение решений, принятых в группах, с решением, принятым в действительности.

Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения.

Ход работы по кейс-методу.

Варианты кейс-метода.

Во время работы над конкретным случает (кейсом) учащиеся не находятся в пассивной роли получателя информации, а стоят в центре процесса решения проблемы благодаря выбранной форме работы в группах. Процесс принятия решений организован интерактивно. Как правило, группы разбиваются на более мелкие и более активные рабочие подгруппы, состоящие из 4-6 человек. В этих маленьких группах изучаются материалы данного кейса и разрабатываются предложения для решения проблемы, которые потом обсуждаются полным составом группы.

Случаи могут быть самыми различными по объему и содержанию. Это зависит от целей обучения, от уровня знаний учеников, а так же от того, какую помощь необходимо оказывать и какие средства работы необходимо предоставлять во время процесса принятия решений. Существует целый ряд попыток различать и типологизировать этот метод. Относительно отображения материала случая, вида получения и обработки информации, процесса принятия решения, решения проблемы и оценки решения различают четыре варианта, которые представлены в таблице.

Метод

Познание проблем

Получение информации

Определение различных вариантов решения

Решение проблемы/ принятие решения

Оценка (критика) решения

Case-

Study- Method

Главная задача. Анализ скрытых проблем

Информа-

ция пре-

доставляется

С помощью предоставленной информации разрабатываются варианты решения проблемы и принимаются соответствующие решения

Сравнение собственного решения с решением, которое было принято в действительности.

Case-Problem-Method

Проблемы ясно названы

Информа-     ция предо-ставляется

Главная задача. 

С помощью названных проблем и предоставляемой информации разрабатываются варианты решения и принимается решение.

Возможно сравнение собственного решения с решением, которое было принято в действительности.

Case-Incident-Method

Информация предоставляется с пробелами

Главная задача.Само-стоятельное получение информации.

Stated-Problem-Method

Проблемы называются.

Информация предоставляется

Приводятся готовые решения с обоснованием: возможен поиск дополнительных альтернатив.

Главная задача. Оценка (критика) принятых решений.

Основные методические варианты кейс-метода.

Case-Study-Method. Этот вариант зачастую отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая, предоставляется и весь объем информационного материала, которым могут пользоваться участники. Основной упор в работе над кейсом делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решения.

Case-Problem-Method. В этом варианте в ходе описания кейса четко называются и проблемы. Таким образом, остается больше времени на разработку вариантов решения и их подробное обсуждение.

Case-Incident-Method. Этот вариант отличается тем, что в центре внимания находится процесс получения информации. По этой причине случай часто отображается не в полном объеме, с пробелами. Хотя такая форма работы требует много времени , ее можно считать особенно приближенной к практике, потому что на практике именно получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.

Stated-Problem-Method. Характерной чертой этого варианта является предоставление готовых решений и их обоснований. Задача учащихся заключается в первую очередь в ознакомлении со структурой процесса принятия решений на практике, к критической оценке принятых решений и по возможности в разработке альтернативных решений.

Большинство кейсов, составленных Гарвардской бизнес-школой, состоят только из нескольких страниц текста. Здесь мы имеем дело с так называемыми вербальными кейсами (verbal cases), которые дают учащимся и преподавателям информацию о реальных хозяйственных и общественных ситуациях. Ситуация обычно описывается таким образом, чтобы школьники могли принять решение. «Кейс – это описание административного решения проблемы. Обычно это описание дается с точки зрения человека, принимающего решение».

Хотя большинство разработанных кейсов можно охарактеризовать как вербальные, они тем не менее могут иметь различные формы и содержать информацию не только в виде «письменного текста». С точки зрения дидактики хорошо оформленные кейсы отличаются тем, что в них, кроме языка, применяются таблицы, диаграммы, символы, фотографии, рисунки, карикатуры, сценарии ролевых и деловых игр и т.д.

С помощью звукозаписей, фильмов и видеозаписей изучение кейса может быть оформлено таким образом, что описание приобретает живой характер, так как лица, участвующие в процессе принятия решения, показываются в фильме или в видеозаписи. События записываются на местах, где они происходят, и участники с их взглядами и оценками могут быть представлены школьникам через видеозаписи и интервью.

Наконец, кейс может быть оформлен и таким образом, чтобы он содержал актуальные конфликтные ситуации, требующие принятия решения. Это позволяет участвовать в принятии реальных решений и предлагать задействованным сторонам варианты решения, которые те могут учитывать. Благодаря возможности вмешательства в реальные процессы такое «прямое участие» в процессе принятия решений приобретает характер специфической формы проведения уроков по проектному методу.

Предпосылки для применения на уроках кейс-метода.

С помощью кейс-метода можно анализировать действительность во всей ее компетентности на основе конкретного случая. На кейс-метод распространяются основные положения направленной на действие дидактики, которая исходит из тезиса, что обучение должно быть ориентировано на развитие способности решать конкретные жизненные ситуации. Следовательно, выбор содержания и тем в определенной области ориентируется не столько на теорию, сколько на важные повседневные проблемы, действия и ситуации принятия решения, с которыми непосредственно сталкивается человек. Исходя из этого определяются основные критерии для выбора конкретных кейсов, которые отрабатываются на занятиях. Требование научной ориентированности обучения при применении кейс-метода остается в силе, но только в том объеме, в котором  наука или ее теоретические положения могут способствовать решению повседневных жизненных ситуаций.

Знания по данному предмету или научные теории и модели применяются, как правило, только в тех случаях, когда очевидно их превосходство над знаниями из повседневного опыта или же они оказываются необходимыми для решения кейса. Воспитание не рассматривается здесь как накопление знаний. Его задача должна заключаться в том, чтобы развивать способность каждого человека справляться с новыми проблемами в постоянно меняющемся мире. Оно стремится к постоянному раскрытию тех способностей, которые необходимы для разумного действия в новых, непривычных ситуациях. Для того, чтобы справиться с новыми ситуациями, необходимо самостоятельное мышление, которое отрывается от старых, заученных шаблонов и творчески применяет новый опыт.

Особенно сложной проблемой направленного на активные действия дидактического подхода, который характеризуется как модель индуктивных занятий, является постоянно возникающий вопрос: как в рамках индуктивных занятий путем изучения отдельных случаев перейти  к обобщениям, которые можно переносить и на другие области. На этот вопрос можно, по всей вероятности, дать удовлетворяющий ответ, только признав диалектику основополагающим способом решения кейса. Из этого следует, что центральную роль на уроках играет не индуктивный         метод, а диалогические (разговорные) моменты. В то же время это означает, что субъективный опыт, чувства и взгляды отдельного человека приобретают доминирующее значение в процессе познания. Случаи должны выбираться и демонстрироваться так, чтобы учащиеся стремились к изучению данного случая и к изложению своей оценки, своего мнения и своих взглядов.

В диалектическом познавательном процессе различные объяснения, оценки и эмоции участников разговора обсуждаются, проверяются, подвергаются сомнению, модифицируются, подтверждаются и используются как вклад в совместное раскрытие истины. Из сказанного можно сделать следующий вывод: обязательным приемом является постоянный переход от будничного опыта или будничных знаний к научным познаниям, от конкретного опыта к теоретическому объяснению и обобщению.

На применение кейс-метода распространяется положение, по которому обучение в школе эффективнее, когда процесс обучения увязывается с самой жизнью, и мы проходим на уроках то, что непосредственно видим, слышим и испытываем на себе. Применяемый на уроках кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

  1. Кейс должен быть приближен к жизни и действительности, оформлен таким образом, чтобы он позволял установить непосредственную связь с наполненным жизненным опытом, а также с возможными будущими жизненными ситуациями школьниками.
  2. Кейс должен предоставить возможность интерпретации данной ситуации с точки зрения участников.
  3. Кейс должен содержать проблемы и конфликты.
  4. Кейс должен быть обозримым и решаемым в условиях существующих временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей школьников.
  5. Кейс должен допускать различные варианты решения.

Дидактические требования к кейсу.

В ходе обработки кейса учащиеся не играют роль пассивных получателей знаний, а находятся в центре процесса решения проблем, организованного как интерактивный процесс принятия решений. Несмотря на это, иногда конкретные случаи бывают оформлены таким образом, что студенты или школьники их не принимают, отвергают. Это происходит по различным причинам. Нередко это обусловлено своеобразным языковым оформлением кейсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс-метод на уроках истории

Данный метод апробируется в настоящее время в высших учебных заведениях и в, частности, в Краснодарском университете. Смолянинова О.Г., Ю.Сурмин, Бойко Т.Н. исследовали и обобщили его. На основании их...

Работа с историческими источниками на основе использования кейс-метода

На основе урока "СССР накануне войны" автор знакомит с технологией кейс-метода, показывает, какие умения формируются у учащихся в рамках данной технологии....

Использование кейс-метода на уроке технологии по теме "Кухонная утварь и уход за ней" раздела "Кулинария" в 5 классе

Данный кейс предназначен для занятий на уроках технологии в 5 классе. Освещает школьные вопросы по теме «Кухонная утварь и уход за ней» в занимательной игровой форме. Основная задача - помочь ак...

Использование кейс-метода в обучении английского языка

Введение……………………………….…………………………………………..1Глава  I  Теоретические  основы  использования  новых   информационных технологий в учебном процессе.1.1....

Кейс метод и метод дебатов на урокаханглийского языка

Кейс метод и метод дебатов на уроках английского языка...

Кейс-метод. Пример кейса по теме Государство и религия

Применение кейс-метода на уроке обществознания, 11 класс. Пример кейса по теме Государство и религия...

Кейс – метод как один из эффективных методов формирования навыков самоорганизации учебной деятельности в процессе изучения английского языка

целью работы мы определяем изучение особенностей использования кейс-метода на уроках английского языка как средства формирования навыков самоорганизации учебной деятельности....