Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практическая биология» 5-6класса
рабочая программа по биологии (5, 6 класс)

Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно -исследовательской деятельностью. Программа «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 5 и 6классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.

На дополнительных занятиях по биологии в 5-6классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.

Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_biologiya.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.

Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно -исследовательской деятельностью. Программа «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 5 и 6классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.

На дополнительных занятиях по биологии в 5-6классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.

Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.

Цель и задачи программы

Цель:        создание        условий        для        успешного        освоения        учащимися        практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности.

Задачи:

Формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;

- приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов;

- развитие умений и навыков проектно — исследовательской деятельности;

- подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении; формирование основ экологической грамотности.

При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

- создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост;

-  использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, метод проектов);

- организация проектной деятельности школьников и проведение мини- конференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.

При организации занятий с детьми используются различные МЕТОДЫ и СРЕДСТВА обучения с тем, чтобы достичь наибольшего педагогического эффекта.

    словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);

 наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

 практические методы (устные и письменные упражнения, практические  и  лабораторные, компьютерные работы);

  проблемное обучение;

  метод проектов.

Используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы учащихся.

Формы проведения занятий:

-практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.

Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   курса внеурочной деятельности

«Практическая биология»  5-6класса

Требования        к уровню        знаний,        умений        и        навыков        по окончанию        реализации программы:

иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.

Планируемые  результаты

Личностные резупьтаты:

- знания основных принципов и правил отношения к живой природе;

- развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;

- развитие интеллектуальных        умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);

- эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить        вопросы,        выдвигать        гипотезы,        давать        определения понятием, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, apгументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Межпредметные резулътаты:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

- классификация — определение        принадлежности биологических объектов к определенной систематической rpyппe;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

В сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

В эстетической сфере:

- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание программы

Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ.

Раздел 1. Лаборатория Левенгука

Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка.

Практические и лабораторные работы.

1.Устройство микроскопа

2.Приготовление и рассматривание .микропрепаратов. Зарисовка биологических объектов

3.Проектно-исследовательская деятельность. Мини - исследование «Микромир» (работа в группам с последующей презентацией).

Раздел 2. Практическая ботаника

Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Томской области.

Практические и лабораторные работы.

1.Морфологическое описание растений

2.Определение растений no гербарным и образцам и в безлиственно и состоянии Монтировка гербария

3.Проектно—исследовательская деятельность. Проект «Редкие растения нашего края»

Раздел 3. Практическая зоология

Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц.

Практические и лабораторные работы.

1.Работа no определителю животных.  

2.Составление пищевых цenoчек.

3.Определение экологической группы животных no внешнем у виду.

4.Проектно-исследовательская деятельность. Мини - исследование «Птицы на кормушке». Проект «Красная книга, животных нашего края».

Раздел 4. Биопрактикум

Учебно -исследовательская деятельность. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции.

Проектно-исследовательская деятельность.

Модуль «Экологический практикум»

Определение cmeneнu загрязнения воздуха методом биоиндикации Определение запыленности воздуха в помещениях.

Тематический план

№ п/п

Тема/

раздел

Количество часов, отводимых на освоение темы

Количество оценочных процедур

ЭОР и ЦОР

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

Введение

1

2

http://www.wwf.ru

Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

Привлечение  внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией.

1

Лаборатория Левенгука

8

2

http://www.wwf.ru

Привлечение внимания обучающихся к изучаемым  на уроках явлений.

Организация их работы с получаемой на уроке информацией;

Развитие умений общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации.

2

Практическая ботаника

8

3

http://www.wwf.ru

Привлечение внимания обучающихся к изучаемым на уроках явлений.

Организация работы с получаемой на уроке информацией;

Включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе; Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся;

Развитие креативного мышления (самостоятельного применения знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

3

Практическая зоология

12

4

http://www.wwf.ru

4

Биопрактикум

5

1

http://www.wwf.ru

Привлечение внимания обучающихся к изучаемым на уроках явлений;

Организация их работы с получаемой на уроке информацией;

Демонстрация обучающимися примеров ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности.

Итого

34

12

Учебно-методическое обеспечение программы

Методика обучения по программе состоит из сочетания лекционного изложения теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и приемов решения практических задач. Обучающиеся закрепляют полученные знания путем самостоятельного выполнения практических работ. Для развития творческого мышления и навыков аналитической деятельности педагог проводит занятия по презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные игры.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы «Практическая биология» предполагают наличие оборудование:

- помещения, укомплектованного стандартным учебным оборудованием и мебелью (доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение, раковина с холодной водопроводной водой);

-натуральные объекты;

-микроскоп цифровой;

-комплект посуды и оборудования для ученических опытов;

-комплект гербариев демонстрационный;

-комплект коллекции демонстрационный (по разным темам);

-мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет).

Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий, тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для выполнения практических работ.

Литература

1.Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. М.: БІІІКАРКЕ88, 1996.

2.Лесные травянистые        растения.        Биология        и        охрана:        справочник. -М.: Агропромиздат, 1988.

3. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: ки. для учителя. -2-е изд., доп. -М.: Просвещение, 1991.

4.Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. М.: Просвещение, 1986.

Интернет-ресурсы

Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru  (обмен педагогическим опытом, практические рекомендации).

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/ education

http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm  — биологическое разнообразие России.

http://www.wwf.ru  — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

http://www.kunzm.ru  — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.

http://www.sci.aha.ru/ATL/ra2lc.htm      биологическое разнообразие России.

http://www.wwf.ru   всемирные фонд дикой природы

http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htlm   общественные ресурсы образования

http://www.ecosystema.ru   экологическое образование детей

Дополнительная литература:

1. Энциклопедия для детей. Биология / под ред. М. Д. Аксеновой. - М.: Аванта +, 2001 г.,

2. Золотницкий, Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях, Дрофа, 2002г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Практический английский"

Программа  внеурочной деятельности ориентирована  на  подготовку  учащихся  к  итоговой аттестации по иностранному языку в формате ЕГЭ. Предлагаемая рабочая программа пре...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Практическая математика", 9 класс

У обучающегося при освоении курса внеурочной деятельности будут сформированы внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики, понимание роли математических действий...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Практическое обществознание»

Настоящая  рабочая программа дополнительного образования «Практическое  обществознание» для обучающихся IX класса,  составлена на основе  Федерального компонента ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Практическая информатика» 10-11 класс

Программа внеурочной деятельности «Практическая информатика» ориентирована на систематизацию знаний и умений по предмету «Информатика» для подготовки к сдаче единого государств...

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности «Практическая география».

Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего обр...

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности «Практическая география».

Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего обр...