Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС СОО. Кружок "Курс практической грамотности" 10 класс.
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Программа внеурочной деятельности  по русскому языку  для 10 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_fgos_10_kl.docx85.83 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край Красноармейский район

поселок Октябрьский

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

УТВЕРЖДЕНО

решение педагогического совета

протокол № 1 от «30» августа 2017г.

Председатель ___________И.В. Беляева

Рабочая     программа внеурочной деятельности

Тип программы: по конкретным видам внеурочной деятельности

Наименование: Курс практической грамотности

Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: 15-16 лет

                                                                       

 Составители :

учителя русского языка и литературы

 Котивец Е.М.

                     

Пояснительная записка


        Русский  язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения народов России. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её  к культурно – историческому опыту человечества.

   Риторика как курс практической грамотности в старших классах школы имеет свою специфику. К 15—16 годам возрастные особенности школьников, степень развития их когнитивных и творческих способностей и возможностей самоанализа и самоконтроля позволяют поднять уровень целей и задач обучения риторике на качественно новый, значительно более высокий уровень.

   На завершающих этапах школьной гуманитарной подготовки риторика, некогда синкретически объединявшая концептуальные основы гуманитарных наук (логики, филологии, лингвистики, психологии общения), может и должна служить интегрирующим курсом, позволяющим не только обобщить полученные знания, но и, главное, использовать их на практике, в повседневной жизни, а также подготовиться к будущей профессиональной деятельности или продолжению образования в вузе.

   Курс практической грамотности  (риторика) даёт возможность учащимся 10 класса овладеть не только культурой слова, но и культурой мысли об избранном предмете. Кроме того, риторика — единственная дисциплина, изучение которой позволяет познать законы порождения словесных произведений и воплотить эти знания на практике, используя риторические техники. При этом знания из области литературы, русского языка, истории не только систематизируются, но и актуализируются.

   Проблеме формирования лингвистической компетенции сегодня мы  ещё не можем уделить  должного внимания в рамках программы, поэтому возникла необходимость расширить изучение лингвистической науки во внеурочное время.

Данный курс призван во внеурочное время создать условия для формирования языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.

Цель

  • предоставить учащимся современное риторическое образование
  • способствовать созданию условий для формирования предметной, коммуникативной, социальной компетентности по предмету.

Задачи

  • привитие интереса учащихся к русскому языку;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • воспитание коммуникативной культуры школьников;
  • приобщение учеников к истории отечественной риторической культуры, включение каждого из них в русло отечественной речевой традиции как самостоятельной личности, носителя собственного, индивидуализированного, культурного и свободного слова;
  • помочь школьникам овладеть основными элементами речевого мастерства в области наиболее востребованных жанров публичной ораторской речи, различных диалогических форм речевого общения, т. е. получить необходимые для успешной социализации компетенции.

   Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Курс практической грамотности»  для 10 класса разработана  на основе следующих нормативно-правовых документов:

  - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; (с изменениями и дополнениями)

   - Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2016 № 637-р «Об утверждении концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации».

   - Закон Краснодарского края от 16.07.2013 года № 2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае" (с изменениями и дополнениями).

   -  Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.

   -  Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.06. 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089».

    - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями). Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 16.03.2015 года № 41-3353/15-14 «О структуре основных образовательных программ образовательных организаций».

   -  Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 7.07.2016 № 47-11727/16-11«О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования»

   -  Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 12.07.2017 года №47-12839/17-11 «О формировании учебных планов образовательных организаций Краснодарского края на 2017-2018 учебный год», а также

   - Сборника рабочих программ «Русский язык и литература. Риторика 10-11  классы. Базовый уровень»; Москва: Дрофа, 2014. Автор: А.К. Михальская.

Согласно федеральному базисному учебному плану на «Курс практической грамотности» в 10 классе отводится не менее 34 часов в год из расчета 1 ч. в неделю.

   Планируемые результаты освоения учебного предмета.

   Программа предполагает развитие у учащихся следующих компетенций:

аналитико-риторической (способности анализировать речевую ситуацию, оценивать собственное и партнёров речевое поведение и его результаты при публичном выступлении и в диалогическом межличностном общении; аналитического слушания; риторического анализа текста);

контролирующе-риторической (способности к самоконтролю в процессе речи в различных речевых ситуациях, к владению собой и управлению своими эмоциями в речи и пр.);

творчески-риторической (создания риторических произведений различных жанров в различных речевых ситуациях);

коммуникативно-риторической (способности устанавливать и поддерживать коммуникативный контакт, противостоять нарушениям понимания и разрыву контакта).

Данная программа отражает содержание курса риторики в средней (полной) общей школе.

Вводная часть курса знакомит с риторикой как современной теоретической дисциплиной. Первый раздел освещает пути становления и развития отечественного речевого идеала в контексте мировой риторической культуры. Во втором разделе основные риторические категории рассматриваются в процессе практического овладения важнейшими элементами общериторического мастерства, причём наибольшее внимание уделяется формированию способности к публичному ораторскому выступлению. Третий раздел посвящён формированию способности к диалогическим формам речевого общения (беседе и спору в их различных видах). Четвёртый раздел формирует способность к деловому общению.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

10 КЛАСС

Введение

Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной, гармонизирующей речи. Риторика в современном мире. Общая и частные риторики.

Риторические знания как компонент гуманитарного образования, как условие успешной реализации возможностей личности. Цель и задачи курса, его структура. Этапы овладения элементами речевого мастерства. Самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль и методы работы в риторическом классе.

Источники курса и истоки современной риторики.

РАЗДЕЛ I

История и особенности русского речевого идеала

   1.У истоков отечественной речевой традиции. Понятие речевого (риторического) идеала — исторически сложившегося в данной культуре речевого (риторического) образца, отражающего наиболее общие требования к речи и речевому поведению и соответствующего особенностям общеэстетического и нравственного идеалов, принятых в данной культуре. Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры.

   2.Античность. Речевой идеал древней классики. Гомер. Софисты. Сократ, Платон. «Риторика» Аристотеля. Риторический идеал Цицерона. Противоположность софистического (агонистического) и сократического (эвристического) диалогов. Основные общеэстетические категории, определяющие риторический идеал античной классики: гармония, симметрия, ритм, сдержанность («софросине» Платона), уравновешенность («годность») Цицерона.

Риторический идеал раннего христианства. Речевой образец евангельских текстов (Нагорная проповедь). «Лествица» Иоанна Лествичника как отражение принятых норм и идеалов речевого поведения. Основные категории риторического образца, принятого в православном христианстве: кротость, смирение, миролюбие, дружелюбие, сдержанность; риторические категории, отражающие этот образец.

Древнерусская риторическая традиция. Особенности речевой культуры и специфика отечественного речевого идеала. Его прошлое, настоящее и будущее, перспективы реконструкции и развития.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА I

Личностные:

понимание историко-культурной ценности русского риторического идеала как прототипа риторического идеала будущего (соединяющего требования гармонии в общении, уважения к мнению и личности собеседника и пр.), личной ответственности за сохранение и развитие русской речевой культуры и речевого идеала, особенностей иных речевых идеалов и их ценности; осознание роли риторики как дисциплины, необходимой для демократии и тесно связанной с ней; готовность усвоить и совершенствовать своё речевое мастерство, необходимое для реализации активной гражданской позиции.

Метапредметные:

осознание исторического характера русского риторического идеала, понимание его взаимосвязи и взаимозависимости с античной и русской историей; включённость в риторическую картину мира знаний об исторических истоках всемирной и русской риторики и знаний античных и древнерусских литературных памятников, отразивших судьбу риторики.

Предметные:

умение анализировать и оценивать собственную и чужую речь в аспекте соответствия её требованиям риторического идеала и культурной традиции; готовность к речевому общению с представителями иных национально-речевых культур; знания о предмете и задачах риторики, о риторике общей и частных, структуре, особенностях и источниках отечественного риторического идеала и верных (продуктивных) способах речевого поведения современного человека.

РАЗДЕЛ II

Основные риторические категории и элементы речевого мастерства

   1.Понятие эффективности речевого общения. Различие принципов определения эффективности речи в зависимости от особенностей контекста культуры: информационное и дискурсивное определения.

Категория монолога и диалога и формы речевого общения,

   2.Оратория: мастерство публичного выступления.

1)Принципы подготовки к публичной речи.

2)Законы эффективного речевого общения: от Аристотеля к современной неориторике. Принцип коммуникативного сотрудничества и правила речевого общения. Коммуникативность речи и речевого поведения: средства достижения контакта с адресатом.

3)Основные элементы речевой ситуации: говорящий, слушающий (адресат, аудитория), предмет речи, условия речевого общения.

4)Фактор говорящего. Образ оратора. Качества, которые необходимо развивать. Принцип гармонизирующего диалога в речевом поведении оратора. Дружелюбие как риторическая категория. Речевая этика в риторическом понимании. Механизм стресса, способы его преодоления и использования.

5)Фактор аудитории. Построение речи «по законам адресата». Социология и психология аудитории. Стратегия и тактика речевого поведения оратора.

6)Факторы внимания. Данные психологии внимания: оптимальная продолжительность речи и её частей, особенности структуры и формы публичной речи, направленные на привлечение и удержание внимания аудитории. Основные факторы внимания: движение (словесное, содержательное, физическое — жесты и мимика, изменение положения тела оратора и т. д.), конкретность, близость, разнообразие, юмор. Контроль за вниманием.

7)Фактор движения. Язык движений. Мимика, жест. Поза оратора. Основные принципы жестикуляции и ораторские жесты: история и современность. Принципы и способы аудиторной и самостоятельной работы над ораторским движением.

8)Речь и звук: акустика речи. Значимые акустические признаки речи и основные параметры: ритм, темп, паузирование, интонирование, высота голоса, громкость, тембр. Приёмы звуковой выразительности и способы их использования. Способы и приёмы работы над звуковой стороной своей речи.

9)Структура публичного выступления. Путь от мысли к слову, его основные этапы. Классический риторический канон и современность. Общие принципы изобретения содержания, отбора и расположения материала, облачения его в словесную форму. Использование техники «общих мест». Структура хрии и использование её принципов в построении публичной речи. Функции отдельных этапов (частей) речи и задачи оратора. Методика составления аннотированного плана выступления.

10)Техника импровизированной речи. Ситуации и стереотипы. Особенности импровизации. Подготовка, организация и исполнение. Использование техники «общих мест». Приёмы импровизированной речи.

11)Фактор удовольствия: эстетика речи. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Амплификация. «Ссылка на авторитеты», цитирование, пословица, афоризм. Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи.

12)Риторические функции речевой нормы. Принципы и способы работы над правильностью речи. Эстетические функции старой и устаревшей нормы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА II

 

Личностные:

обретение уверенности в себе и способности формировать и публично высказывать собственное мнение; умение с уважением и вниманием включать позицию партнёра (адресата) в собственную картину мира и своё слово о нём; развитие богатства, структурности и смысловой насыщенности своего слова в публичном общении.

Метапредметные:

включённость в деятельность по освоению раздела II и активизация в практике анализа и оценки публичной речи знаний норм современного русского языка на всех языковых уровнях; знаний о типах переносных значений и синтаксических структурах повышенной выразительности; знаний о роли ораторской речи в истории России и во всемирной истории.

Предметные:

умение анализировать публичное выступление по различным параметрам, видеть недостатки и достоинства — оценивать его; умение оценивать аудиторию и создавать её в процессе речи; умение строить свою ораторскую речь «по законам адресата», управлять вниманием аудитории, используя риторические техники основных элементов публичной речи; знание теоретических основ успешной ораторской речи и умение применять его практически.

РАЗДЕЛ III

Мастерство беседы

   1.Проблема понимания. Сообщение и метасообщение: буквальный и коммуникативный смысл высказывания. Прямое и непрямое информирование. Речевой стиль в беседе: национально-культурные, социальные, индивидуально-личностные особенности. Речевое поведение: стратегия, тактика. Типы беседы и соотношения речевых ролей собеседников.

   2.Архитектоника беседы. Речевые стратегии в беседе. Социальная и речевая роли. Истоки нарушения понимания. Пути преодоления непонимания. Способы развития быстроты реакции на реплику собеседника.

   3.Искусство выражать своё мнение: риторика оценки. Хвала и хула как риторические категории. Допустимая степень категоричности высказывания и национальные речевые традиции.

   4.Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Виды доказательств. Ошибки и уловки спорщиков. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих. Спор, дискуссия, полемика. Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.

   5.Риторика адресата: основы теории и тактики слушания. Приёмы и техника активного слушания монологической и полилогической речи.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА III

Личностные:

понимание важности, ценности и возможности взаимопонимания с различными по возрасту, социальному статусу, принадлежности к национально-культурной речевой традиции партнёрами; успешная социализация личности, формирование её как риторически подготовленного собеседника, владеющего продуктивными типами беседы и умеющего противодействовать непродуктивным, разрушающим подлинное общение формам; самоидентификация в аспекте социальной и речевой роли в различных речевых ситуациях; формирование этики диалогического речевого общения, понимания путей самосовершенствования на основе усвоенных элементов речевого мастерства в беседе, понимание ценности реального живого человеческого общения с помощью слова; воспитание уважения к партнёру в споре и осознания необходимости корректного речевого поведения; навыки самооценки, самоконтроля и самоорганизации в аспекте речевого поведения в беседе и споре.

Метапредметные:

практическое владение диалогическими жанрами речи в её литературно-разговорном стиле, активизация знаний, полученных в курсе русского языка; овладение умениями и навыками регулятивного (самоконтроль в беседе), познавательного (анализ реального речевого материала, порождаемого в ходе беседы) и коммуникативного характера; умение вести продуктивный и конструктивный диалог в различных ситуациях; наблюдать, анализировать и оценивать поведение, речевую деятельность и подобные живые процессуальные объекты; различать формально-логические и реальные словесные высказывания, оценивать степень истинности первых и вторых.

Предметные:

освоение знаний о возможностях и факторах взаимопонимания в диалогическом общении, способах и техниках организации продуктивного общения в беседах различных типов, различиях социальной и речевой роли и основных стратегиях и тактиках беседы; приобретение умений строить беседу соответственно социальной и речевой роли, навыков быстрой и верной реакции на реплику партнёра; умение использовать на практике знания о типах беседы в обиходно-бытовом и публичном общении, речевом поведении в беседе и споре; овладение современным концептуальным аппаратом, научными концепциями и аналитическими методами современной лингвопрагматики, основами мастерства спора и его логическими структурами, а также путями совершенствования полученных умений в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.

РАЗДЕЛ IV

Основы риторики делового общения

   1. Риторика делового общения: её предмет и задачи, значение в общественной и частной жизни. Особенности делового общения, его важнейшие формы.

   2.Деловая беседа: определение, функции, риторические особенности. Ситуация деловой беседы: цели и речевое поведение собеседников, стратегия и тактика деловой беседы. Техника постановки вопросов. Совершенствование реакции на реплику и поведение собеседника. Речевая этика в деловой беседе. Подготовка к деловой беседе. Техника ведения записей.

   3.Деловое выступление. Типы делового выступления, цели и речевое поведение выступающего. Оценка реакции аудитории. Специфика выражения оценочных суждений. Этапы делового выступления. Подготовка к деловому выступлению, ведение записей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА IV

Личностные:

развитие умений успешного прохождения собеседования при приёме на работу; обретение уверенности в профессиональном успехе при выборе специальностей, использующих слово как основной инструмент; формирование этического отношения к деловым контактам и способности реализовать его с помощью усвоенных в курсе техник.

Метапредметные:

развитие общеделовых речевых умений в основных ситуациях делового общения, способности и умения анализировать чужие критические высказывания, адекватно воспринимать их и создавать корректные и продуктивные критические высказывания; воспринимать на слух, структурно осмысливать, анализировать и оценивать в нужном темпе чужую речь в ситуациях общения, требующих эмоциональной напряжённости.

Предметные:

владение навыками речевого поведения в основных ситуациях делового общения: беседе и бизнес-презентации (деловом докладе); усвоение знаний о структуре таких ситуаций, их психологических особенностях и техниках диалога и выступления, где основной риторической задачей является убеждение адресата в обоснованности собственной позиции.

Тематическое планирование.

10 класс

Тема

Количество

часов

Содержание

Виды деятельности учащегося

Традиционное определение риторики

1

Традиционное определение риторики. Сила слова в общественной жизни.

Риторика истинная и ложная. Роль Сократа в становлении истинного красноречия

Слушать, конспектировать и анализировать сообщаемые учителем сведения. Находить в собственной жизненной практике, в текстах художественной ли-

 тературы и в истории доказательства силы слова по образцам, предложенным в учебнике, и анализировать их. Участвовать в диалоге в риторическом классе. Создавать на уроке краткие высказывания с обоснованием доказательности найденных самостоятельно примеров. Выполнять задания учителя

Риторика в современном мире

1

Особенности и сущность современного красноречия

Слово в современном мире: утраты и перспективы

Знать понятие красноречия, основные особенности современного красноречия и его отличие от такового середины — конца XX столетия. Участвовать в диалоге с учителем и классом по поставленной проблеме. Анализировать сообщаемое учителем и приводить собственные примеры и доводы

Предмет риторики в античной Греции

1

Истоки риторики: софисты. Сократ. «Риторика» Аристотеля

Поэмы Гомера. Платон

Овладевать умением аналитического чтения материалов учебника, сопоставления противоположных моделей красноречия, овладевать активной и культурной диалогической речью в ситуации урока и умением строить лаконичные монологические высказывания с выражением собственного мнения и его кратким обоснованием

Предмет риторики в России (VII—XIX вв.)

1

«Краткое руководство к красноречию »

М. В. Ломоносова. «Общая риторика»

Н. Ф. Кошанского

Изменение предмета русской риторики в XIX — начале XX в.

Знать время создания и понимать особую ценность двух указанных источников в отечественной словесной культуре, их сходство и различие. Уметь анализировать материалы учебника и сообщаемое учителем в аспекте оценки роли источников в современной речевой среде

Определение современной риторики

1

Возрождение риторики во второй половине XX в. Определение предмета современной риторики

Необходимость риторического мастерства для гражданина современного общества

Знать понятие «предмет научной дисциплины» и понимать социальные корни становления риторики и особенностей её предмета. Овладевать диалектическим и аналитическим подходами к пониманию сущности риторики как дисциплины, её двойственной и неоднозначной роли в обществе и истории. Учиться анализировать собственный жизненный опыт и степень коммуникативной, речевой и риторической компетенций.

Современная общая и частные риторики

1

Общая риторика и её основные разделы в соответствии с этапами классического риторического канона. Аргументация. Современные частные риторик

Оратория, мастерство беседы, применение риторики в повседневном общении, понятие об этнориторике. Риторика политическая, юридическая, педагогическая

Анализировать под руководством учителя взаимосвязь и взаимозависимость этапов классического риторического канона (пути от мысли о предмете — к речи (тексту) о нём), ценностную иерархию этих этапов и их роль в риторических трактатах, с одной стороны, и в создании текста — с другой. Различать общее и частное на примере сопоставления общей риторики и частных риторических дисциплин. Знать области повышенной речевой ответственности профессионала и гражданина

Речевое событие, дискурс, речевая ситуация

1

Речевое событие как основная единица речевого поведения и общения. Дискурс. Речевая ситуация и её компоненты

Риторика и лингвопрагматика. Речевое поведение и картина мира

Овладевать антропоцентрическим подходом к анализу речи и общения. Понимать взаимосвязь речевой компетенции и полноценной жизненной (личной, социальной, профессиональной) реализации человека. Знать терминологическое значение слова «дискурс» в риторике, овладевать структурным и ситуативным мышлением; знать основные элементы структуры речевой ситуации

Структура речевой ситуации

1

Участники, отношения между ними, обстоятельства как основные компоненты речевой ситуации

Овладевать умением аналитического чтения материалов учебника и умениями слушания. Учиться соотносить наблюдаемое (жизненный опыт) и описанное в учебнике (результат теоретических обобщений). Учиться анализировать, оценивать и контролировать собственное речевое поведение (самоанализ, самооценка, самоконтроль). Знать о существовании и особенностях лингвопрагматики как особой области современной лингвистики, источника материала для современной риторики. Понимать различия между лингвопрагматикой как онтологической дисциплиной и риторикой как деонтоло- гической дисциплиной, ориентированной не на норму, а на идеал (ср. отношения психологии и педагогики). Выполнять задания и упражнения

Словесный поступок (речевой акт)

1

Речевое действие (речевой акт) как основная единица речевого поведения и понятие линг- вопрагматики

Типы речевых актов и типы дискурса. Речевые акты в поведении человека

Овладевать умением аналитического чтения материалов учебника и умениями слушания. Учиться соотносить наблюдаемое (жизненный опыт) и описанное в учебнике (результат теоретических обобщений). Учиться анализировать, оценивать и контролировать собственное речевое поведение (самоанализ, самооценка, самоконтроль). Знать о существовании и особенностях лингвопрагматики как особой области современной лингвистики, источника материала для современной риторики. Понимать различия между лингвопрагматикой как онтологической дисциплиной и риторикой как деонтологической дисциплиной, ориентированной не на норму, а на идеал (ср. отношения психологии и педагогики). Выполнять задания и упражнения

Виды сообщений: прямое и косвенное

1

Прямые и косвенные сообщения. Формы мета сообщений

Учиться анализу конкретных речевых ситуаций. Овладевать диалектическим и диалогическим подходом к оценке фактов и ситуаций коммуникации — живого речевого общения. Знать психологические результаты взаимопонимания и риторические (поведенческие) причины возникновения ситуаций его нарушений

Гармония речевого общения и образ говорящего

1

Гармония как принцип успешного речевого общения. Образ говорящего как система  личности. Эффективность речи и образ говорящего. Обаяние и артистизм как риторические понятия и их проявления в поведении говорящего

Знать содержание и проявления общей категории гармонии и её конкретной риторической реализации. Овладевать пониманием образа как структурной совокупности отдельных признаков. Анализировать реальные и идеальные образы-имиджи человека, вырабатывать адекватное представление о собственном реальном и желаемом образе. Учиться корректным высказываниям о себе и других, в глаза и за глаза. Понимать сущность и природу личностного обаяния и артистизма и их роли в успешном речевом общении и риторической деятельности. Учиться проявлениям обаяния и артистизма

Важнейшие качества говорящего. Уверенность

1

Уверенность говорящего и «право на речь». Ораторский страх. Страх и волнение Стресс и его влияние на речевое поведение. Способы борьбы со стрессом и его проявлениями в речевом поведении

Знать причины и проявления стресса. Овладевать техниками борьбы со стрессом. Понимать различия страха и волнения. Тренировать навыки самоанализа, самооценки и самоконтроля. Развивать уверенность как одно из важнейших свойств оратора, необходимых для продуктивного речевого поведения. Анализировать приведённый в учебнике материал по проблеме, учиться соотносить полученные сведения со своим поведением

Другие необходимые качества говорящего

1

Дружелюбие, искренность, объективность, увлечённость предметом речи как риторические категории. Способы их развития и проявления в речевом поведении

Овладевать техническими приёмами проявлений указанных свойств говорящего. Понимать их ценностную иерархию в структуре образа ритора. Знать и учиться применять способы развития этих свойств. Выполнять задания и упражнения

Первый закон современной общей риторики и принципы его реализации

1

Законы риторики и гармония речевого события. Закон гармонизирующего диалога как наиболее общий закон риторики

Знать структурную организацию системы общериторических законов. Понимать диалектическую взаимосвязь и взаимозависимость законов общих и частных. Овладевать аналитико-синтетическими способностями соотносить многообразие жизненных проявлений и отвлечённых законов, обобщающих их разнообразие. Понимать первенствующую роль диалога (двустороннего отношения равноправных и равноценных партнёров) как речевой практики, психологического состояния и мировоззрения личности, определяющую статус человека в обществе и линию его судьбы

Принципы близости и конкретности речи

1

Близость содержания и речевого поведения к потребностям и возможностям адресата как реализация принципа внимания к адресату. Конкретность речи — необходимое свойство хорошей речи, стимулирующее и поддерживающее внимание адресата

Анализировать приводимый в учебнике материал, выполняя задания и упражнения, учиться видеть в партнёре себя и в себе — партнёра, овладевать психологическим состоянием эмпатии. Учиться отбирать темы, примеры, способы речи в соответствии с особенностями партнёра и аудитории, руководствуясь принципами близости и конкретности. Учиться различать уровни обобщённости явлений, понимать степень их конкретности применительно к речи о предмете

Второй закон риторики

1

Сущность второго закона риторики — закона продвижения и ориентации адресата на « карте ♦ речи.

 Способы создания движения в речи

Развивать умения аналитического слушания и чтения. Понимать процесс речи и её текст как ментальную карту продвижения от начала к концу по последовательным «пунктам» — микротемам (топосам) маршрута. Понимать необходимость последовательного и неуклонного продвижения как основную задачу говорящего и способ демонстрации адресату процесса перемещения по ментальной карте речи и конкретного местонахождения на ней в узловых позициях речи (ориентации)

Третий закон риторики

1

Третий закон риторики — закон эмоциональности речи.

 Риторические средства и принципы выполнения этого закона

Знать понятие «эмоция» и способы демонстрации эмоций в речевом поведении. Овладевать разными (в зависимости от речевой ситуации) степенями эмо- циональности речи. Понимать необходимость меры в демонстрации эмоций и нужной степени эмоциональности для восприятия речи и управления вниманием адресата

Четвёртый закон риторики

1

Четвёртый закон общей риторики — закон удовольствия. Риторические средства и принципы создания удовольствия адресата от речи

Знать исторические риторические открытия в области управления вниманием адресата: получить общие представления о «приятном» в риторике софистов, деятельности Сократа и трактате Аристотеля. Сформировать собственное мнение о необходимости и о мере использования «приятного» адресату в речевом общении в различных речевых ситуациях. Представлять себе риторические и поведенческие приёмы создания удовольствия от речевого общения

Единство общериторических законов

1

Взаимосвязь и взаимозависимость четырёх законов общей риторики

Уметь диалектически соотносить общериторические законы в их иерархии. Тренировать умение кратких и при этом содержательных публичных выступлений в риторическом классе с выражением и обоснованием своего мнения об общериторических законах и о важности каждого из них для самого ученика. Анализировать свои речевые проблемы и находить тот закон риторики, на который целесообразно обратить особое внимание в целях самосовершенствования

Коммуникативное сотрудничество говорящего и адресата

1

Говорящий и адресат в живом взаимодействии. Принцип коммуникативного сотрудничества Аристотель: основные требования к хорошей речи. Требования к речи в лингвопрагматике XX в.

Знать современное лингвопрагматическое обобщение изученного о законах риторики и их античных истоках — принцип коммуникативного сотрудничества Хуго Грайса. Понимать относительность «новизны» современной линг- вистики в свете знания риторики античной Греции. Анализировать, сопоставлять, высказывать публично своё мнение в диалоге и кратких выступлениях в риторическом классе

Этика современного речевого поведения

1

Традиционная риторическая этика (от «Риторики» Аристотеля к современным проблемам публичного общения)

Знать сущность этики как науки и системы общих нравственных норм, особенности речевой и риторической этики. Понимать различия этики и этикета. Знать различия традиционной риторической этики и иного подхода к этике речи, сформулированного во второй половине XX в. Соотносить эти сведения с собственной жизненной практикой. Совершенствовать навыки аналитического чтения и творческого выполнения заданий и упражнений учебника

Основные коммуникативные стратегии и принцип гармонии дискурса

1

Три важнейшие коммуникативные стратегии: близости, отстранённости и предоставления выбора. Примеры их реализации в поведении. Гармония дискурса и его характеристики

Находить реальные соответствия теоретическим обобщениям на основании анализа собственных наблюдений и опыта. Аналитически читать материалы учебника. Слушать учителя, создавая структурную схему его сообщения. Повторить содержание понятия «дискурс». Знать содержание понятия «коммуникативная стратегия» и сущность трёх видов коммуникативных стратегий. Выявлять причинно-следственные связи особенностей речевого поведения, особенностей психологической направленности личности. Самоанализ и самооценка

Развитие «чувства аудитории»

1

«Чувство аудитории» и принцип коммуникативного сотрудничества в публичной речи. Его проявления в речевом мастерстве 

Тренировка основных элементов (зрительный контакт, разговорность речи, голосовой контакт). Три способа развития коммуникативности

Знать конкретные проявления принципа коммуникативного сотрудничества в речевом поведении оратора / ритора. Уметь анализировать поведенческие особенности окружающих и свои собственные (навыки самоанализа, самооценки, самоконтроля) по трём указанным в теме параметрам. Учиться корректно выражать в публичном комментарии свои наблюдения и оценки. Уметь корректировать своё речевое поведение в соответствии с оценками его учителем и одноклассниками. Понимать важность развития нужных умений и пути этого развития

Классический риторический канон и его этапы

1

Классический античный риторический канон как путь от мысли к слову, его этапы: изобретение, расположение, выражение, запоминание, произнесение Риторический канон и современность. Античный риторический канон как основа европейской риторической культуры

Слушать объяснения учителя, письменно фиксировать основные его моменты. Аналитически работать с данной в учебнике информацией. Понимать взаимосвязь основных этапов канона как последовательных шагов на пути от мысли к тексту. Оценивать относительную важность каждого из этапов и на основании объяснений учителя, текста учебника и собственного жизненного опыта понимать культурную обоснованность «порядка» при создании речи, а также особенности современного воплощения античной классической модели

Топика. Топы «род и вид», «определение», «целое и части»

1

Топика как система «общих мест» (топов = топосов). Особенности важнейших в риторической практике топов — «определение», «род и вид», «разновидности», « целое—части » 

Риторика и логика. Место топосов (топов) в структуре речи и в речи художественной. Топосы как проявления общих законов мышления — дедукции и индукции, анализа

Овладевать основными логическими операциями восхождения от конкретного к общему (индукция), нисхожденияот общего к конкретному (дедукция), анализа и синтеза на примере топов античной системы — топики. Знать основные 10—11 топов и понимать реальность их проявления в речи и мысли о любом предмете.

Топы «свойства», «сопоставление», «причины и следствия»

1

Топы «свойства» («признаки», «качества», функции»). Топ «со- поставление» как закон мышления. Топ «причины и следствия», его виды Применение топов в речи. Виды топа «сопоставление»: сравнение и противопоставление, поиски сходства и различий. Топ «причины и следствия»: ключевое положение в аргументирующей речи

Понимать аналогию (сопоставление и противопоставление) как проявление индукции и один из основных способов мыслительной и речевой разработки предмета (речи). Овладевать умением выделять сущностные (важнейшие) свойства предмета; уметь видеть при- чинно-следственные связи между явлениями и отличать их от прочих. Уметь находить подлинные (сущностные) аналогии и отличать их от ложных. Уметь не только находить аналогии, свойства, причины и следствия предметов и явлений, но и применять в речи о них

Топы «обстоятельства», «пример» и «свидетельство», «имя»

1

«Обстоятельства», «пример» и «свидетельство» в публичной речи. Возможности топа «имя». Примеры использования топов 

Топы «как?», «где?», «когда?», «почему?» и их применение в речи

Знать особенности и сущность топов «обстоятельства», «пример» и «свидетельство». Уметь обращаться к источникам этих топов и использовать нужные в речи. Работать с информацией, полученной в учебнике, относительно особенностей этих топов в судебной речи, в быту. Понимать роль топа «имя» и знать источники получения информации об этом топе и применять её в речи о предмете.

Смысловая схема речи

1

Важность смысловой схемы для создания и восприятия речи. Общий метод анализа и создания смысловой схемы текста

Овладевать схематическим восприятием и представлением содержания объяснений учителя и текста учебника. Овладевать методом смысловой схемы для синтеза текста (речи). Знать исторически сложившиеся традиции схематического анализа и разработки содержания (источники: «Краткое руководство к красноречию» М. В. Ломоносова и учебник)

Расположение (диспозиция). Как описать предмет речи?

1

Расположение как второй этап риторического канона и второй основной раздел классической и современной риторики. Итоговый принцип расположения содержания в хорошем современном описании Метод старых риторик. Метод расположения в описании по М. В. Ломоносову. Рекомендации Н. Ф. Кошанского

Знать содержание и сущность второго этапа риторического канона — расположения. Понимать важность расположения для управления вниманием адресата и успеха речи. Знать различные схемы (модели) расположения топосов в описании предмета в зависимости от риторической ситуации. Понимать цели и задачи описания предмета речи и уметь отличать удачное и целесообразное описание от риторически несовершенного. Уметь описывать предмет в соответствии с требованиями риторической ситуации

Мастерство описания: импровизация

1

Импровизированные выступления — описания конкретных предметов

Импровизированная речевая деятельность: краткие выступления в риторическом классе с описаниями произвольно заданных предметов под руководством учителя. Самоанализ, самооценка, самоконтроль. Анализ, оценка выступлений одноклассников и корректные публичные высказывания с обоснованием своих суждений в риторическом классе

Как рассказывать истории?

1

Основные стратегии расположения содержания в повествовании и их связь с риторической ситуацией Способы расположения содержания, направленные на привлечение и удержание внимания адресата

Читать материалы учебника по теме, выбирать под руководством учителя задания и упражнения для выполнения в риторическом классе и для домашней подготовки. Овладевать основными стратегиями повествования, понимать их зависимость от риторической ситуации, а также способами управления вниманием адресата

Мастерство повествования: импровизация

1

Импровизированные выступления учащихся на выбранные и обсуждённые заранее темы по образцу расположения Импровизированные выступления по различным образцам рас-

Уметь выбрать сообразную речевой ситуации тему, использовать соответствующий образец расположения содержания в повествовании при речевой импровизации, развивать навыки самоанализа, самооценки и самоконтроля, а также умение кратко и корректно, продуктивно и обоснованно оценивать выступления одноклассников

Как говорить, рассуждая? Классическая хрия

1

Структура восьмичастной классической строгой хрии: дедуктивный образец, история и современное применение

Знать происхождение хрии как учебного образца. Понимать её ценность в истории речевой европейской культуры, историю и современное использование в различных сферах практики. Знать этапы классической восьмичастной хрии, их роль и последовательность. Практически уметь: выбрать тезис для доказательного рассуждения по хрии, отобрать необходимый материал, лаконично и содержательно выразить словесно каждый этап. Понимать, почему именно хрия- образец полного доказательства уметь анализировать тексты доказательных рассуждений, обнаруживать в них этапы хрии

Хрия как учебное упражнение в риторическом классе: обучение созданию хрии, импровизация Нестрогие модели хрии

1

Составление учителем с помощью учащихся рассуждения на заданный учениками тезис; совместная работа риторического класса по составлению классической хрии на предложенный учителем тезис Составление учащимися риторического класса под руководством учителя хрии на противоречащие друг другу тезисы, предложенные учениками Импровизированные выступления-рассуждения учеников риторического класса на произвольно данные тезисы по плану классической хрии под контролем учителя. Импровизированные выступления-рассуждения учеников в риторическом классе на противоречащие тезисы по плану классической хрии под контролем учителя

Особенности ситуаций использования «обратной» хрии, построенной по индуктивному образцу

Уметь участвовать в общем диалоге класса с учителем, вносить собственные продуктивные предложения, выполняя задание под руководством и контролем учителя, принимать возражения, выбирать лучшее из предложенного — участвовать в совместной коллективной речевой и мыслительной разработке тезиса в каноне хрии.

Уметь создавать импровизированные высказывания, соответствующие общей (коллективной) риторической задаче: созданию доказательного рассуждения на произвольно предложенную учителем тему-тезис, продолжая начатое, на одном из этапов, в соответствии с определённым речевым стилем, не превышая заданный объём высказывания и его общую тональность

Знать специфику «обратной» хрии и принципиальное различие индуктивного и дедуктивного («прямая» хрия) образцов рассуждения на заданный тезис. Уметь под руководством учителя и само- стоятельно, с подготовкой и импровизированно создавать доказательные рассуждения индуктивного образца. Знать специфику ситуаций, предполагающих использование последнего

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей русского языка   и литературы

МБОУ   СОШ № 5

от_____ ___________ 2017г. № 1

____________ Усалко Н.С.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________ Третьякова И.Н.

__________________2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Безопасность и ЗОЖ» 6 класс

Программа курса разработана с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей учащихся и  Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Мир вокруг» 6 класс

Программа рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю) и предназначена для учащихся 11-13 лет.Цель изучения заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно о...

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Мир вокруг» 7-8 класс

Программа адресована учащимся 7-8  классов  и рассчитана на 136 часов (68 часа в год). Периодичность занятий – 2 час в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание программы отвеча...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в рамках ФГОС туристско-краеведческого направления «НАШ КРАЙ» 5 класс

Программа направлена на создание системы широкого использования туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности в образовательном процессе школы на основе изучения родного края....

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО "Секреты орфографии"

      Русский  язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения народов России. Русский язык являет...

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС СОО "Риторика. Культура речи"

 Курс «Риторика. Культура речи» даёт возможность учащим­ся 10-11 классов овладеть не только культурой слова, но и культурой мысли об избранном предмете. Кроме того, ри­...