Развитие исследовательских навыков школьников, как компонент методической системы при сопровождении одарённости
учебно-методический материал по биологии

Сергеева  Елена Геннадьевна

данное выступлене на методическом объединении отражает вопрос развития исследовательских наыков школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_issledovatelskih_navykov_shkolnikov.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие исследовательских навыков школьников, как компонент методической системы при сопровождении одарённости

«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость,

 кроме тех, которые проявляются в результате активного участия

 хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе». 

                                                                                         А.Н. Колмогоров

         В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения.

Для развития у учащихся исследовательских умений, учителю необходимо создание таких условий, которые бы отвечали поставленной цели. Выделяют следующие цели:
1. Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
2. Мотивированность. Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности.
3. Учёт возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской работы должны строиться на доступном для младшего школьника уровне.
4. Психологический комфорт. Учитель должен каждому ребёнку дать возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны, поддержать, если что-то не получается, помочь, подбодрить.
5. Личность учителя. Для того, чтобы исследовательская работа была результативной, нужен высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся к новому, прогрессивному.
6. Творческая среда. Учитель способствует созданию творческой, рабочей атмосферы.

Обучение учащихся исследовательской работе рассчитано на обеспечение следующих аспектов:
- возможность освоения методов исследования и их использование при изучении тем любых предметов школьного курса;
- возможность развития интересов к определённым школьным дисциплинам и процессу познания окружающего мира и действительности в целом;
- возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных замыслов и интересов.

      Как я уже сказала, развитие таких навыков начинается ещё в начальной школе. Биология - предмет который предполагает к исследовательской деятельности более других. Ведь биология- наука о жизни, а жизнь окружает нас повсюду в самых разнообразных проявлениях.

В биологии выделяют несколько основных методов- это наблюдение и эксперимент.

Маленькие дети наблюдательны и любознательны, сами того не подозревая они используют биологические методы в повседневной жизни. Наблюдают, исследуют…. И задача учителя биологии развить эту наблюдательность, придать ей правильное направление.

   А для этих целей хороши все средства. Первое- это любовь самого учителя к своему предмету.

Компетентность и знания учителя. И конечно творческий подход.

Для развития исследовательских навыков и интереса к предмету все средства хороши. Участие в различных викторинах, конкурсах, олимпиадах и конечно написание индивидуальных проектов. Всё это способствует развитию исследовательских навыков обучающихся. Ведь при подготовке к конкурсу или викторине нужно найти ответы на вопросы, а это развивает интерес школьников к предмету.

Ежегодное участие в Экологическом диктанте, Конкурсах проводимых Центром дополнительного образования детей и взрослых (ОБПОУ «КГПК»), такие как : «Слёт Юных друзей природы»,  «Спасти и сохранить» в котором ученики нашей школы участвуют третий год подряд, и имют дипломы разной степенипрям сейчас обьявлен конкурс на лучший  талисман Экодиктанта, прям сейчас обучающиеся рисуют свои талисманы и отправляют их для участия. Ежегодное участие во всероссийском этапе муниципального и регионального этапов олимпиады по биологии и экологии. Седи моих учеников есть призёры. Так же многопрофильная олимпиада КГУ, где тоже мои ученики успешно принимают участие. Псарёва Дарина, Очиров Руслан, Шашков Степан. Творческие проекты моих воспитанников занимают призовые места в разных конкурсах, получая призы и подарки. Все это является хорошей мотивацией для проведения исследовательской деятельности. Ведь для участия в различных конкурсах нужны именно исследовательские проекты.

В прошедшем году я принимала участие работ е Всероссийского слёта учителей биологии, где одной из основных задач было развитие творческих способностей и одарённости наших учеников. Конечно, основной задачей является поиск одарённых детей и развитие их способностей. И основной задачей всех учителей является поиск таких детей и развитие их способностей. А для этого необходима и материальная база и заинтерисованность учителя и конечно, как можно больше свободного времени, больше творчества. Больше внимания детям.!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.Дети по природе свое...

«Система работы учителя по развитию исследовательских навыков учащихся спортивных классов» (из опыта работы)

     в работе представлена особенность работы  в классах спортивного профиля обучения...

Инновационный проект по теме:«Методическая система работы с одарёнными детьми направленная на создание вокальной студии»

В силу того, что в нашей станице нет музыкального образовательного учреждения, а в МАОУ СОШ №6 традиционно обучаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научитьс...

Методическая система Шеремет Е.А.: «Развитие исследовательских навыков учащихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности»

В результате накопления педагогического опыта, создания и работы школьного научного общества, проведения регулярных педагогических исследований, посвященных анализу уровня познавательной активности шк...

Учебные проекты, как средство развития исследовательских навыков младших школьников.

Работа затрагивает аспекты проектно исследовательской деятельности на уроках английского в начальной школе....

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...

Развитие исследовательских навыков младших школьников во внеурочной и урочной деятельности по английскому языку

В статье обобщается методический опыт  по развитию исследовательских навыков младших школьников во внеурочной и урочной деятельности по английскому языку....