Формирование социальных жизненных компетенций у детей с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии
статья по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Мишакина Татьяна Сергеевна

В статье раскрыты процессы социализации обучающихся  с умственной отсталостью. На уроках биологии  успешно используются ряд педагогических приемов для  социализации, для включения обучающихся в реалии социума, раскрывается роль педагога по приемам социализации на уроках биологии для детей с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование социальных жизненных  компетенций у детей с интеллектуальными нарушениями  на уроках биологии

На стыке всех времен, тысячелетий

                              Всегда ценились доброта и честь

                     И чуткое к природе отношенье,

                   К истории народа - было, есть

                      И будет - педагогу очень важно,

                 Сумеет ли он детям передать

             Всю ценность отношений

                                                                 как наставник

                              Чтоб лучшее в ребенке воспитать…

Основной целью педагогического коллектива школы-интерната для детей с интеллектуальной недостаточностью является формирование у воспитанников социальной и жизненной компетентности, то есть самостоятельной, зрелой личности или личности, способной реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы; развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности.

Приоритетными задачами являются те, которые обеспечивали бы им полноценное участие во всех сферах социальных отношений: экономической, политической, духовной.

Главная цель коррекционных школ  не просто  обеспечить предметную подготовку, а способствовать  становлению социального опыта и коррекции личности ученика на основе его индивидуальных и возрастных особенностей.

Биология как учебный предмет может способствовать более успешному развитию личности с ОВЗ. Но для этого надо работать над развитием мотивов учения, положительного отношения к  учебе. Роль биологии как учебного предмета имеет большое значение в социализации учащихся с ОВЗ.

Практика работы показывает, что воспитанники с интеллектуальными нарушениями  не имеют четких представлений, достаточного объема знаний, практических умений и навыков о взрослой, самостоятельной жизни, способах взаимодействия с окружающим миром. Дети растут и развиваются в "лабораторных" условиях, поэтому, выходя в "большой" мир, ребенок, овладев теоретическими знаниями, не умеет применять различные стратегии поведения с разными людьми в разных ситуациях. К тому же, в силу специфических условий у детей вырабатывается стиль "Я - сирота, инвалид,  мне положено, Мне должны дать...".

Выходя из интерната,  ребенок начинает понимать, что мир ему ничего не должен. Отработанная система - рушится.

Ограничение детей в контактах, выключение из естественного быта людей, ведет к тому, что более половины воспитанников через несколько лет оказываются в самых низах общества.

Зная и понимая сложный процесс социального развития ребенка, овладение им опыта социальных действий, усвоение социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности и жизненно- важные компетенции, возникает вопрос: "Как эффективно, в системе обеспечить воспитание этих ценностей?"

Смысл организации урока биологии в коррекционной школе заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем. Компетентностный подход акцентирует внимание на развитии практически целесообразной деятельности учащихся, выдвигая на первый план общие и специальные умения, непосредственно востребованные в жизни, и последующем профессиональном образовании выпускников школы.

Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.

        Основным направлением работы является практическая подготовка детей к жизни. Поэтому содержание воспитания строится с учетом следующих принципов:  жизненная значимость;  практическая необходимость.

Очевидно, что если мы хотим воспитать школьников творческими, думающими, ищущими, необходимо научить их творческой деятельности. Для этого мною применяются  на уроках творческие задачи, в процессе самостоятельного решения которых учащиеся и накапливают опыт поиска способов решения проблемы. При этом оказывается, что часть знаний усваивается не в ходе пассивного восприятия их в готовом виде (из уст учителя), а как продукт самостоятельного творческого поиска, решения проблемы.

В рамках изучения предмета биологии, провожу работу по социальной адаптированности обучающихся, создаю условия для развития и самореализации личности, её успешной социализации в обществе. Основная направленность моих уроков – практическая подготовка школьников к самостоятельной жизни. Формирую навыки социализации: природоохранные навыки; навыки охраны здоровья; практические навыки и умения работы в огороде, теплице; умение работать в группе, команде, коллективе.

Что бы научить детей любить природу, дружить с нею, формирую у учащихся знания и представления о природе, развиваю их познавательные интересы. Этого я достигаю путём эффективного обучения , которое способствует формированию компетенций у учащихся.

Эффективность урока во многом зависит от того, как активно принимают участие дети в учебном процессе. Знания, полученные в результате активной познавательной деятельности, всегда прочнее, проще и глубоко осознаны. Внимание детей привлекаю материалом необычно интересным, загадочным, неожиданным. Учащимся всегда интересно разгадывать , кроссворды, ребусы, слушать захватывающие рассказы, легенды, интересные статьи, играть в игры и т.п.. 

На каждом уроке стараюсь сделать обучение активным. Создаю для детей такие условия, при которых они постоянно находятся в состоянии поиска, хотят получить ответы на вопросы, имеют потребность в информации для решения проблемы, или задумываются над другим способом выполнения задания. Этого я достигаю с помощью интерактивного обучения.

Интерактивные технологии обучения способствуют моделированию жизненных ситуаций, использованию ролевых игр, общему решению проблем на основе анализа обстоятельств и соответствующих ситуаций.

Детям интересные технологии ситуативного моделирования, которые предусматривают создание модели учебы учеников в игре, то есть построение учебного процесса с помощью привлечения учеников в игру. Детям нравится попадать в так называемые " игровые оболочки". Например: ученики попадают в какой-то странный мир, где они должны пройти испытание, чтобы кого-то найти или спасти. Каждое испытание - это задание на развитие определенных навыков.

 Сюжетно-ролевые игры помогают мне привлекать детей в разные сферы социальной жизни особенно на уроках биологии. На своих уроках пытаюсь использовать 2-3 кратковременные игровые ситуации или весь урок строю в виде сюжетно-ролевой игры. Такие игры дают возможность познакомить учеников с разными профессиями, воспитывают уважение к труду, воспитывают культуру поведения в общественных местах, воспитывают культуру общения, ответственное отношение к любому делу, прививают любовь к природе, учат детей работать в команде. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей.

Большое внимание уделяю дидактическим играм таким как: " Дешифровальщик", " Утверждение", " Так или нет", " Круг желаний" и другие. Такие игры содействуют развитию зрительной, оперативной ( кратковременной) и долговременной памяти, слуховому восприятию, логическому мышлению. Ученики учатся умению анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, находить нарушение данной закономерности и тому подобное. 

Применения интерактивных технологий обучения пробуждает у учеников заинтересованность, эмоциональные переживания, побуждают формирование позитивных жизненных позиций. Активная позиция учеников в процессе усвоения учебного материала способствует формированию обществоведческих компетенций, совершенствует поступки, привычки, умения должным образом вести себя в социальном окружении.

В старших классах применяю нетрадиционные формы организации учебно-воспитательного процесса, к которым принадлежат, : лекция, семинар, конференция деловая игра, и другие.

Эффективность усвоения учениками природного материала мною достигается с помощью методов присущих именно этой науке: наблюдений, опытов, демонстрированию натуральных объектов, муляжей и др.

Развитие устно связной речи и проведение самостоятельных работ на уроках биологии способствуют формированию коммуникативной, социальной, информационной компетенций у учащихся.

Большое внимание на каждом уроке уделяю развитию устной связного речи учащихся. Обязательным является систематическое проведение словарной работы, которая дает возможность расширять словарный запас умственно отсталых школьников, дает им представление о предметах и объектах природы, помогает правильно использовать изученные слова. 

Большое внимание на уроках уделяю здоровьесберегающей работе: проводятся физкультминутки; используются скороговорки для дыхательных упражнений; пальчиковая гимнастика; комплекс упражнений гимнастики для глаз; физические упражнения и игры для формирования правильной осанки.

Проверяя качество знаний , умений и навыков учащихся по изученной теме, учитываю позитивные качества ученика и его психофизические возможности, предлагаю дифференцированные задания для оценивания изученного материала: разноуровневые карточки, задания, тесты, вопросы . Это эффективно влияет на весь процесс деятельности учеников, их коммуникативное и социальное отношение. 

При изучении курса «Человек» в 9 классе, практически во всех разделах, при изучении систем органов рассматриваются вопросы затрагивающие здоровье человека. Знакомя учащихся со строением опорно-двигательной системы,  акцентируется внимание школьников на значении физических упражнений для ее развития. При изучении дыхательной системы  необходимо осуществлять тренировку дыхания, которая, не занимая много времени, позволяет не только развивать органы дыхания, но и способствует повышению культуры общения. При изучении пищеварительной системы, дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Необходимо обращать внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания, проводить работу по повышению культуры приема пищи, соблюдению основных гигиенических требований. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится викторина «Знаешь ли ты витамины?»            

Каждый урок содержит информацию о том, как обучающиеся могут применить полученные знания в самостоятельной жизни. Например, в 7 классе, при изучении темы «Овощные растения», акцентирую внимание школьников на полезных свойствах данных овощных культур для организма человека и значении употреблении их в пищу для укрепления здоровья. В 8 классе, изучая раздел «Птицы», «Сельскохозяйственные млекопитающие», обращаю особое внимание детей на развитие умений и навыков содержания и выращивания домашней птицы, а также развитие умений ухода за телятами, овцами, свиньями. В 7 классе, при изучении темы «Выращивание картофеля», обращаю особое внимание школьников на биологические особенности картофеля, как доминирующей овощной культуры выращиваемой в сельской местности. Большинство обучающихся, окончив школу, будут проживать в сельской местности, исходя из этого, в процессе выполнения практических работ на школьном огороде, в школьной теплице, развиваю практические навыки работы. К концу обучения в 9 классе данные навыки имеют 100 % школьников.

Уроки биологии нацелены не только на сбережение здоровья и пропаганду здорового образа жизни детей во время учебы, они имеют более широкую и долгосрочную цель:

  • научить ребят заботиться о своём здоровье и формировать у учащихся здоровый стиль жизни;
  • учить учащихся жить в гармонии с окружающим миром с целью более успешной социализации и адаптации в жизни.

Так, на уроках в 9 классе идет познание своего тела изнутри.

  • Изучаем расположение органов.
  • Влияние внешних факторов на здоровье человека:
  • Действие изменения климата на здоровье человека.
  • Проблемы плохой экологии на Земле.
  • Вредное влияние вредных привычек на системы органов.

В рамках декады биологии мною была выпущена стенгазета на тему «Твоё здоровье в твоих руках».

  • Учимся оказывать первую помощь при переломах, растяжках, ушибах; при отравлениях; при ожогах и обморожениях; при остановке дыхания.

С ребятами поводили лабораторные работы.

  • Говорим о том, как ребята соблюдают правила личной гигиены.

 В 8 классе при изучении «Животных» тоже есть место пропаганды здорового образа жизни.

  • Есть животные, которые переносят болезни и с ними надо бороться – мухи, грызуны. С некоторыми мы живем в доме, но они тоже могут быть не безопасны – собаки, кошки, и декоративные животные.

Нужно соблюдать личную гигиену при взаимодействии с этими животными. Сырое мясо употреблять не желательно, только после обработки (варенное, жаренное, печеное или маринованное).

Особенно ребятам нравятся задания на развитие жизненных компетенций в различных формах: наблюдения, практические задания, дидактические и подвижные игры, художественная литература .

Например,

  1. Упражнение « Назови основные признаки осени, зимы и т.д.», «Назови части тела какого-либо животного, птицы»

Жизненная компетенция: «Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире»

  1. Упражнение «Выбери одежду по погоде», «Назови из предложенных полезные продукты питания»

Жизненная компетенция: «Установка на безопасный, здоровый образ жизни»

  1. Упражнения «Что можно приготовить из мясных продуктов? Попробуй сделать бутерброд с колбасой»

Жизненная компетенция: «Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни»

   Значительно расширяют жизненный опыт взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями учеников экскурсии .

        В ходе профориентационной работы с упором на профессии с профилирующей биолого-экологической компонентой, в ходе участия в социально значимом труде связанном с земледелием, растениеводством, животноводством и т.д. формируется ответственное отношение к изучению биологии, развивается наибольшим образом мотивация к обучению, познавательные интересы приобретают устойчивость.

Таким образом, одним из главных приоритетов обучения обучающихся с умственной отсталостью является развитие жизненных компетенций, так как для обучающихся данной категории свойственно ограничение контактов с окружающим миром, для такого ребенка становится важным развитие жизненного опыта, овладение возможностью стать независимым, приспособленным и активным членом общества. Обучение в современной специальной школе должно быть эффективным. С помощью интерактивных, здоровьесберегающих, личностно- ориентированных, игровых, информационно- коммуникационных технологий, технологии индивидуализации и дифференциации обучения можно реализовать любую учебную и воспитательную задачу, максимально приблизив к жизненной ситуации, а в таких условиях развитие жизненной компетенции учащихся достигает наибольшего результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-аналитическая справка по тематической проверке на тему «Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»

Информационно-аналитическая справка по тематической проверке на тему «Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недост...

Использование игровых приемов при формировании зрительного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями развития

Зрение – важнейшее из пяти чувств. Именно благодаря зрению, мы получаем большую часть информации об окружающем мире. Существует четкая взаимосвязь между зрением и способностью использовать окружающие ...

Формирование социальных компетенций у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру на внеклассных занятиях

Совершенно ясно, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями значительно отличается от процесса социализации прочих учащихся. И он всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность...

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации  детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью....

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

В последнее десятилетие ценностное отношение к каждому человеку: его личностному росту, склонностям и способностям, интересам, - осознается обществом, как важнейшее. В связи с этим в специальной психо...

Профориентационная работа как средство формирования социально - трудовых навыков обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Обобщение опыта. Теоретический материал, организация и система мероприятий воспитания и развития профориентационной направленности детей с интеллектуальной недостаточностью...