Формирование функциональной грамотности в обучении биологии на основе математических знаний
презентация к уроку по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Хайбулина Карина Владимировна
Формирование функциональной грамотности в обучении биологии на основе математических знаний

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

всероссийский семинар День наставника Формирование функциональной грамотности в обучении биологии на основе математических знаний Запись семинара доступна по ссылке https://youtube.com/live/iOsA5LrI1zU?feature=share к.п.н,.доцент,доцент кафедры общеобразовательных дисциплин

Слайд 2

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [А.А. Леонтьев ].

Слайд 3

Как применяется математика в биологии? 1) При подсчетах в экспериментах. 2) Использование современной вычислительной техники для быстрой обработки результатов биологического эксперимента. 3) Создание математических моделей с симуляцией живых систем. 4) Существует «обратная связь», она так же очень важна для этих наук. К примеру биология может стать источником новых математических задач и данных. 5) Многие процессы, которые происходят внутри организмов оказались тесно связаны с математикой, это сделало исследования более результативными. 6) В исследованиях взаимоотношений между популяциями животных, образующими сообщество, в изучение динамики численности популяций давно вошли математические методы. 7) Статистика.

Слайд 4

Как осуществляется взаимосвязь этих двух наук в процессе обучения школьного курса? На протяжении всего школьного курса биологии рассматриваются и применяются методы изучения биологии одним из которых является измерение. Любое исследование предполагает статистическую обработку результатов: ранжирование, построение графиков и диаграмм, подсчёт среднего арифметического, среднеквадратичного отклонения, процентной доли, коэффициентов корреляции. Использование понятий таких как симметрия, форма и др. Например в курсе растения, животные, человек и его здоровье и др. При изучении генетических законов, решении задач по генетике, биохимии и популяционной генетике математический аппарат необходим как при освоении теоретического материала, так и при решении конкретных задач. Логарифмическую спираль можно обнаружить в расположении семян корзинках сложноцветных, чешуй — в шишках голосеменных, колючек на стебле кактусов.

Слайд 5

Практическая работа «Определение возраста по спилу дерева» - 6 кл. Методика работы: 1) Произвести подсчет годичных колец 2) Определить возраст дерева, который равен числу годичных колец. 3) Определить стороны света. 4) Определить место произрастания.

Слайд 6

Практическая работа «Построение вариационного ряда и кривой» -10кл. Методика работы: Измерение длины листьев растения Определение количества варианта листьев Построение графика и вариационной кривой листьев растения

Слайд 7

Задачи Плоды-костянки сейшельской пальмы – самые крупные семена растений, похожие на огромный орех. Созревают в течение 6 лет, достигая длины 50 см и массы 25 кг. Сколько плодов грецких орехов надо положить на весы, чтобы уравновесить плод сейшельской пальмы, при условии, что масса 100 штук грецких орехов составляет 1 кг?

Слайд 8

Задачи У морских свинок черная окраска шерсти доминирует над белой. Скрестили двух гетерозиготных самца и самку. Какими будут гибриды первого поколения? Дано: Решение: А – черн. Р: ♀ Аа х ♂ Аа а – белая G: А А Р: ♀ Аа а а ♂ Аа F1: АА, Аа, Аа, аа F1 - ? ч ч ч б Ответ: ¾ гибридов первого поколения будут черными, ¼ - белыми.

Слайд 12

Учитель биологии, к.п.н. Хайбулина К.В. Методы изучения в биологии

Слайд 13

Структура учебного занятия 1. Мотивационно-целевой этап. 2. Актуализация опорных знаний. 3. Изучение нового материала. 4. Самоконтроль и самооценка. 5. Рефлексия учебной деятельности. ЦЕЛЬ формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе и организма человека; ЗАДАЧИ: приобретение знаний обучающимися о методы изучения живой природы ; овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования; освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;

Слайд 14

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ по биологии ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения; развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Универсальные познавательные действия Базовые логические действия: • выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений); Базовые исследовательские действия: • проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой; • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента; Работа с информацией : • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления; Универсальные коммуникативные действия Общение: • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ; Универсальные регулятивные действия • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Перечислять источники биологических знаний; характеризовать значение биологических знаний для современного чело[1]века;

Слайд 15

Почему осенью листья желтеют и опадают ? Какие методы исследования вы знаете? Подумайте, что можно узнать с помощью наблюдений в биологии ?

Слайд 16

Метод ( от греческого «методос» - способ познания) Метод - последовательные действия, которые необходимо выполнить, для решения какой либо задачи Практические методы Теоретические методы

Слайд 17

Кластер это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия Наблюдение Эксперимент Практические методы Измерение

Слайд 18

Инсерт Чтение текста с пометками ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Ставьте значки по ходу чтения текста. Прочитав текст один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше. Прочитайте текст ещё раз. Возможно количество значков увеличится. v + - ? ! Уже знал Новое Думал иначе, не понял Есть вопросы Это интересно

Слайд 19

Подумайте, что можно узнать с помощью наблюдений в биологии? Проанализировать явления за изменениями в жизни растений осенью происходящие в настоящее время года. Используя текст параграфа, предложите свой план наблюдения за осенними явлениями в жизни растений. Чем наблюдение отличается от эксперимента?

Слайд 23

Измерение Определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств Измерительные приборы: измеритель роста, весы, секундомер, часы, термометр и т.д.

Слайд 25

Домашнее задание 1. Прочитайте вопросы в начале и в конце параграфа. 2. Изучить «Методы исследования в биологии» 3.Термины, понятия, определения выписать в тетрадь. 4 . Провести практическую работу. Результаты в виде ФОТО и таблицы предоставить через три недели.

Слайд 26

Практическая работа. Наблюдение за ростом корней и листьев лука - 5 кл. 1) Поместите луковицу в стаканчик с водой 2) Поставьте образец в теплое, хорошо освещенное место 3) Наблюдайте за ростом корней и листьев лука. 4) Через каждые 2-3 дня измеряйте длину корней и листьев луковицы 5) Результаты оформите в виде фотографий и таблицы

Слайд 27

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ по математике 1) Универсальные познавательные действия Базовые исследовательские действия: самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и форм обобщений. Работа с информацией: выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; 2) Универсальные коммуникативные действия Общение: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат. Сотрудничество: участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. 3) Универсальные регулятивные действия Самоконтроль: оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.

Слайд 28

Используемая литература 1. УМК Биология "Линия жизни https://prosv.ru/umk/biology-line-of-life.html 2. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. 3. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С., Швецов Г.Г. Биология.5 класс. Рабочая тетрадь / Под ред. В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2014. С. 63. 4. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. : учеб. Для общеобразоват. Учреждений /В.В. Пасечник. – 2 –е изд., стериотип. – М. : Дрофа, 2013. – 141, [3] c . 5. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (fipi.ru) .

Слайд 29

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

Статья на тему "Формирование функциональной грамотности  на уроках биологии" с примерами заданий....

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности на уроках биологии...

Значение формирования функциональной грамотности на уроках биологии

В статье даётся определение функциональной и биологической грамотности.Функциональную грамотность можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности.Рассматриваются способы формирования функцио...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

презентация  Формирование функциональной грамотности на уроках биологии...

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

В статье даётся определение понятия "функциональная грамотность", история возниковения и применения в образовательной деятельности. основной способ развития функциональной грамотности на уро...

Буклет "Формирование функциональной грамотности на уроке биологии"

Буклет "Формирование функциональной грамотности на уроках биологии" является  методическим пособием к уроку "Изучение закономерностей модификационная изменчивости". Можно испо...