Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Исследовательская лаборатория по биологии"
опыты и эксперименты по биологии (5 класс)

Надежда Георгиевна Смышляева

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Исследовательская лаборатория по биологии» разработана в соответствии с требованиями пункта 32.1 ФГОС ООО, положения о рабочих программах обновленных ФГОС НРМОБУ Куть-Яхская СОШ».

 

            Актуальность программы: На дополнительных занятиях по биологии в 5-6 классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 5-6 классах достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.

           

Педагогическая целесообразность: Одним из главных требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно – исследовательской деятельностью. Программа учебного курса внеурочной деятельности «Исследовательская лаборатория по биологии» направлена на формирование у учащихся 6 класса интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya6.docx46.99 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа»

ПРИНЯТО

решением методического объединения

учителей предметов естественно-научного цикла

протокол от 29.08.2022г. № 1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

_____________Н.И. Иванова

дата 30.08.2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор НРМОБУ

«Куть-Яхская СОШ»

____________Е.В. Бабушкина приказ

от 31.08.2022г № 507-0

Рабочая программа

учебного курса внеурочной деятельности

«Исследовательская лаборатория по биологии»

для среднего общего образования

Срок освоения: 1 год (5-6 классы)

Составители:

Смышляева Н.Г.,

учитель биологии

2022г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Исследовательская лаборатория по биологии» разработана в соответствии с требованиями пункта 32.1 ФГОС ООО, положения о рабочих программах обновленных ФГОС НРМОБУ Куть-Яхская СОШ».

        Актуальность программы: На дополнительных занятиях по биологии в 5-6 классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 5-6 классах достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.

        

Педагогическая целесообразность: Одним из главных требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно – исследовательской деятельностью. Программа учебного курса внеурочной деятельности «Исследовательская лаборатория по биологии» направлена на формирование у учащихся 6 класса интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.

        Цели изучения учебного курса внеурочной деятельности  

Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии, основ исследовательской деятельности.

Задачи:

  • формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;
  • приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов;
  • содействие развитию умения работать на практике с оборудованием цифровой лаборатории;
  • развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности;
  • подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;
  • формирование основ экологической грамотности.

Место учебного курса внеурочной деятельности «Моя лаборатория»  в учебном плане:

        Программа курса внеурочной деятельности «Исследовательская лаборатория по биологии» рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год) в  5-6 классах.

Деятельность учителя с учетом программы воспитания:

  • формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
  • определять роль в природе различных групп организмов;
  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
  • объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга.

Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Исследовательская лаборатория по биологии»

Раздел 1. «Лаборатория Левенгука» (5 часов)

        Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка.

Практические и лабораторные работы:

1. «Устройство микроскопа»;

2. «Приготовление и рассматривание микропрепаратов»;

3. «Зарисовка биологических объектов».

Раздел 2. Практическая ботаника (16 часов)

Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения

Экотропы с.п. Куть-Ях.

Практические и лабораторные работы:

1. «Морфологическое описание растений»;

2. «Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии»;

3. «Гербарий своими руками (на примере плауновидных, голосеменных, лишайников)»

Проектно-исследовательская деятельность:

«Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»»

Раздел 3. Практическая зоология (7 часов)

Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и

систематических групп.

Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем

рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц.

Практические и лабораторные работы:

  1. «Работа по определению животных»;
  2. «Игра-практикум «Сто к одному»»;
  3. «Определение экологической группы животных по внешнему виду»;
  4. «Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»».

Проектно-исследовательская деятельность (по выбору учащихся):

  1. Мини – исследование «Птицы на кормушке»
  2. Проект «Красная книга животных Югры» 

Раздел 4. Биопрактикум (6 часов)

Учебно - исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.

Практические и лабораторные работы:

  1. «Работа с информацией (посещение библиотеки)»;
  2. «Оформление доклада и презентации по заданной теме».

Проектно-исследовательская деятельность:

Модуль «Физиология растений»

  1. «Движение растений»;
  2. «Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений»;
  3. «Прорастание семян»;
  4. «Влияние прищипки на рост корня».

Модуль «Экологический практикум»

  1. «Определение степени загрязнения воздуха методом био- и лихеноиндикации»;
  2. «Определение запыленности воздуха в помещениях при помощи оборудования ТР». 

Планируемые результаты  освоения курса

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;
  • развитие интеллектуальных умений;
  • эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Познавательные УУД:

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
  • Смысловое чтение.
  • Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Коммуникативные УУД:  

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов
  • определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;
  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами;
  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов, отводимых на освоение каждого раздела и темы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Деятельность учителя с учетом программы воспитания

1

2

3

4

5

Раздел 1. «Лаборатория Левенгука» (5 часов)

1.

Вводный инструктаж по ТБ при проведении лабораторных работ. Приборы для научных исследований, лабораторное оборудование.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7846/conspect/272131/

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии.

2.

Знакомство с устройством микроскопа.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7846/conspect/272131/

3.

Техника биологического рисунка и приготовление микропрепаратов.

1

https://urok.1sept.ru/articles/507805

4.

Техника биологического рисунка и приготовление микропрепаратов.

1

https://urok.1sept.ru/articles/507805

5.

Мини-исследование «Микромир».

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7843/start/311167/

Раздел 2. Практическая ботаника (14 часов)

6.

Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений».

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2460/main/

Характеризовать методы биологической науки и их роль в познании живой природы;

Формировать экологическое мышление.

Понимать роль отечественных ученых в становлении науки биологии.

7.

Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений».

1

https://yandex.ru/video/preview/3271487240891909116

8.

Техника сбора, высушивания и изготовление гербария.

1

https://poisk-ru.ru/s20995t7.html

9.

Техника сбора, высушивания и изготовление гербария.

1

https://poisk-ru.ru/s20995t7.html

10

Практическая работа «Гербарий своими руками (на примере плауновидных, голосеменных, лишайников)».

1

https://kolenovo-ros.edu.yar.ru/ekoshkola_dlya_yunih_issled/delaem_gerbariy.html

11

Практическая работа «Гербарий своими руками (на примере плауновидных, голосеменных, лишайников)».

1

https://kolenovo-ros.edu.yar.ru/ekoshkola_dlya_yunih_issled/delaem_gerbariy.html

12

Определяем и классифицируем.

1

13

Лабораторная работа «Определение растений по гербарным образцам».

1

http://www.agriculture.uz/filesarchive/Botany%20laboratory%2022.pdf

14

Правила морфологического описания растений.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7854/main/289545/

15

Лабораторная работа «Морфологическое описание растений».

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7854/main/289545/

16

Лабораторная работа «Определение растений в безлиственном состоянии».

1

https://topuch.com/municipalenoe-kazennoe-obsheobrazovatelenoe-uchrejdenie-komsom/index.html

17

Лабораторная работа «Определение растений в безлиственном состоянии».

1

https://topuch.com/municipalenoe-kazennoe-obsheobrazovatelenoe-uchrejdenie-komsom/index.html

18

Проектно-исследовательская деятельность:

«Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»».

1

19

Проектно-исследовательская деятельность:

«Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»».

1

Раздел 3. Практическая зоология (7 часов)

20

Система животного мира.

1

Привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятии явлений, понятий, приемов; побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися).

21

Определяем и классифицируем. Практическая работа «Работа с атласами-определителями по определению животных»

1

https://7gy.ru/shkola/okruzhajuschii-mir/933-atlas-opredelitel-zhivotnykh-ot-zemli-do-neba-pleshakov-nasekomye-pauki-ptitsy-zveri.html

22

Определяем животных по следам и контуру. Игра-практикум  «Сто к одному».

1

https://7gy.ru/shkola/okruzhajuschii-mir/933-atlas-opredelitel-zhivotnykh-ot-zemli-do-neba-pleshakov-nasekomye-pauki-ptitsy-zveri.html

23

Практическая работа «Определение экологической группы животных по внешнему виду».

1

https://7gy.ru/shkola/okruzhajuschii-mir/933-atlas-opredelitel-zhivotnykh-ot-zemli-do-neba-pleshakov-nasekomye-pauki-ptitsy-zveri.html

24

Практическая работа «Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»»

1

https://7gy.ru/shkola/okruzhajuschii-mir/933-atlas-opredelitel-zhivotnykh-ot-zemli-do-neba-pleshakov-nasekomye-pauki-ptitsy-zveri.html

25

Проектно-исследовательская деятельность (по выбору учащихся).

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7078/conspect/257493/

26

Проектно-исследовательская деятельность (по выбору учащихся).

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7078/conspect/257493/

Раздел 4. Биопрактикум (9 часов)

27

Как выбрать тему для исследования. Постановка целей и задач. Источники информации. Практическая работа «Оформление доклада и презентации по заданной теме».

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1131/

Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки и организма в целом.

Обсуждать биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты

Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности: наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов.

28

Практическая работа «Оформление доклада и презентации по заданной теме».

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1131/

29

Как выбрать тему для исследования. Постановка целей и задач. Источники информации

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1131/

30

Как оформить результаты исследования

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1131/

31

Экологический практикум

1

32

Экологический практикум

1

33

Отчетная конференция.

1

34

Задания на лето.

1

ИТОГО

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

дата

Наименование разделов и тем

Количество часов раздела и темы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Деятельность учителя с учетом программы воспитания

1

2

3

4

5

Раздел 1. «Лаборатория Левенгука» (5 часов)

07.09

Вводный инструктаж по ТБ при проведении лабораторных работ. Приборы для научных исследований, лабораторное оборудование.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7846/conspect/272131/

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии.

14.09

Знакомство с устройством микроскопа.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7846/conspect/272131/

21.09

Техника биологического рисунка и приготовление микропрепаратов.

1

https://urok.1sept.ru/articles/507805

28.09

Техника биологического рисунка и приготовление микропрепаратов.

1

https://urok.1sept.ru/articles/507805

05.10

Мини-исследование «Микромир».

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7843/start/311167/

Раздел 2. Практическая ботаника (14 часов)

12.10

Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений».

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2460/main/

Характеризовать методы биологической науки и их роль в познании живой природы;

Формировать экологическое мышление.

Понимать роль отечественных ученых в становлении науки биологии.

19.10

Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений».

1

https://yandex.ru/video/preview/3271487240891909116

26.10

Техника сбора, высушивания и изготовление гербария.

1

https://poisk-ru.ru/s20995t7.html

09.11

Техника сбора, высушивания и изготовление гербария.

1

https://poisk-ru.ru/s20995t7.html

16.11

Практическая работа «Гербарий своими руками (на примере плауновидных, голосеменных, лишайников)».

1

https://kolenovo-ros.edu.yar.ru/ekoshkola_dlya_yunih_issled/delaem_gerbariy.html

23.11

Практическая работа «Гербарий своими руками (на примере плауновидных, голосеменных, лишайников)».

1

https://kolenovo-ros.edu.yar.ru/ekoshkola_dlya_yunih_issled/delaem_gerbariy.html

30.11

Определяем и классифицируем.

1

07.12

Лабораторная работа «Определение растений по гербарным образцам».

1

http://www.agriculture.uz/filesarchive/Botany%20laboratory%2022.pdf

14.12

Правила морфологического описания растений.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7854/main/289545/

21.12

Лабораторная работа «Морфологическое описание растений».

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7854/main/289545/

28.12

Лабораторная работа «Определение растений в безлиственном состоянии».

1

https://topuch.com/municipalenoe-kazennoe-obsheobrazovatelenoe-uchrejdenie-komsom/index.html

11.01

Лабораторная работа «Определение растений в безлиственном состоянии».

1

https://topuch.com/municipalenoe-kazennoe-obsheobrazovatelenoe-uchrejdenie-komsom/index.html

18.01

Проектно-исследовательская деятельность:

«Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»».

1

25.01

Проектно-исследовательская деятельность:

«Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»».

1

Раздел 3. Практическая зоология (7 часов)

01.02

Система животного мира.

1

Привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятии явлений, понятий, приемов; побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися).

08.02

Определяем и классифицируем. Практическая работа «Работа с атласами-определителями по определению животных»

1

https://7gy.ru/shkola/okruzhajuschii-mir/933-atlas-opredelitel-zhivotnykh-ot-zemli-do-neba-pleshakov-nasekomye-pauki-ptitsy-zveri.html

15.02

Определяем животных по следам и контуру. Игра-практикум  «Сто к одному».

1

https://7gy.ru/shkola/okruzhajuschii-mir/933-atlas-opredelitel-zhivotnykh-ot-zemli-do-neba-pleshakov-nasekomye-pauki-ptitsy-zveri.html

22.02

Практическая работа «Определение экологической группы животных по внешнему виду».

1

https://7gy.ru/shkola/okruzhajuschii-mir/933-atlas-opredelitel-zhivotnykh-ot-zemli-do-neba-pleshakov-nasekomye-pauki-ptitsy-zveri.html

01.03

Практическая работа «Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»»

1

https://7gy.ru/shkola/okruzhajuschii-mir/933-atlas-opredelitel-zhivotnykh-ot-zemli-do-neba-pleshakov-nasekomye-pauki-ptitsy-zveri.html

15.03

Проектно-исследовательская деятельность (по выбору учащихся).

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7078/conspect/257493/

22.03

Проектно-исследовательская деятельность (по выбору учащихся).

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7078/conspect/257493/

Раздел 4. Биопрактикум (9 часов)

05.04

Как выбрать тему для исследования. Постановка целей и задач. Источники информации. Практическая работа «Оформление доклада и презентации по заданной теме».

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1131/

Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки и организма в целом.

Обсуждать биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты

Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности: наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов.

12.04

Практическая работа «Оформление доклада и презентации по заданной теме».

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1131/

19.04

Как выбрать тему для исследования. Постановка целей и задач. Источники информации

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1131/

26.04

Как оформить результаты исследования

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1131/

03.05

Экологический практикум

1

10.05

Экологический практикум

1

17.05

Отчетная конференция.

1

24.05

Задания на лето.

1

ИТОГО

34

Список литературы

Литература для педагога

1. Биологическое разнообразие. Водоросли и грибы. Автор: Мухин В. А., Издание:

Феникс: 2013

2. Ботаника. Автор: Лазаревич С. В. Издание: ИВЦ Минфина: 2012

3. Ботаника. Руководство по учебной практике для студентов Автор: Анцышкина А. М.,

Барабанов Е. И., Мостова Л. В. Издание: Медицинское информационное агентство:

2011

4. Введение в экологию растений Автор: Афанасьева Н. Б., Березина Н. А. Издание:

Издательство МГУ: 2011

5. Естествознание. Ботаника Автор: Долгачева В. С., Алексахина Е. М. Издание:

Академия: 2012

Литература для учащихся

  1. Ботаника. Автор: Родионова А. С., Скупченко В. Б., Малышева О. Н., Джикович Ю. В.
  2. Издание: Академия: 2012
  3. Ботаника. Автор: Зайчикова С. Г., Барабанов Е. И. Издание: ГЭОТАР-Медиа: 2013
  4. Ботаника. Курс альгологии и микологии Издание: МГУ: 2011

Электронные образовательные ресурсы

Материалы сайтов:

1. https://interneturok.ru/

2. https://www.yaklass.ru/?%08

3. https://resh.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программу курса ВУД "лаборатория Arduino"

пояснительная записка и тематическое планирование курса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по биологии для 5 класса «Зеленая лаборатория»

Пояснительная записка к рабочей программе курса  Программа рассчитана на учебный год, является дополнением одного часа по базисному плану. В условиях перехода Российского образования на ФГ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория «Химическая мозаика»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория «Химическая мозаика» составлена на основе примерной разработана программы внеурочной деятельности.В.А Горского - М: «Прос...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория измерений»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория измерений»  разработана  для одаренных учащихся 6 классов (количество - 10 человек) и является пропедевтическим курсом физи...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория измерений»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория измерений» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная програм...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лаборатория сотворчества"

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательной деятельности  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Настоящая программа создает условия для развит...

Рабочая программа внеурочной деятельности Лаборатория “The Citizen of the World” («Гражданин Мира») для II ступени обучения

Рабочая программа внеурочной деятельности Лаборатория “The Citizen of the World” («Гражданин Мира») для II ступени обучения составлена в соответствии с федеральным государствен...