Рабочая программа по биологии 111класс база 2019
рабочая программа по биологии (10 класс)

Рабочая программа по биологии для учащихся 11 классов создана на основе следующих нормативных документов:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_biologiya_bazovyy_uroven.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного

методического объединения

Протокол № ____ от _____________

УТВЕРЖДАЮ

Директор ЧОУ

 «Добрая школа на Сольбе»

_____________________ Е.М. Гажу

«_____» ___________________2019

   

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

11 КЛАСС

Составитель:   Пыжонкова Н. Е.

Учитель географии

Категория  первая

2019

   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по биологии для учащихся 11 классов создана на основе следующих нормативных документов:

•        Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ).

•        Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

•        Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 №345 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

•        Программа среднего общего образования по биологии 10-11 класс. И.Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов (базовый уровень). Сборник нормативных документов. Биология. Составитель Днепров Э.Д.,  Аркадьев А.Г.  

•        Образовательная программа основного общего образования ЧОУ «Добрая школа на Сольбе»;

•        Учебный план ЧОУ «Добрая школа на Сольбе» на 2019-2020гг.

•        Положение о рабочей программе ЧОУ «Добрая школа на Сольбе».

 

Учебник:

Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений / В. И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2015 год.

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику.

Уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (34 УРОКА)

Глава 1. Вид – 21 ч

    Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка. Значение эволюционной теории Ч.Дарвина. Вид, его критерии. Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Проведение биологических исследований: выявление приспособлений организмов к среде обитания. Данные сравнительной анатомии, эмбриологии. Сходства и отличия человека и человекообразных обезьян. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека. 

Глава 2 Экосистема – 12 ч.+1ч . обобщение и систематизация знаний

     Среда обитания и экологические факторы.  Закономерности влияния экологических факторов на организм. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.

  Биосфера – глобальная экосистема. Проведение биологических исследований: сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Глобальные экологические проблемы в Хабаровском крае и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название раздела

Всего часов

Лабораторные и практические работы

1.

Раздел 1. Вид – 21 ч.

21

3+2

2.

Раздел 5 Экосистема – 12 ч.+1ч. обобщение и систематизация знаний

13

5+1

Итого:

34

8+3

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Дата

Примечание

план

факт

Раздел 1. Вид

21

1

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея.

1

2

Значение работ Ж.Б. Ламарка, теории Ж Кювье.

1

3

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

1

4

Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в развитии современной естественнонаучной картины мира.

1

5

Современное эволюционное учение. Вид, его критерии. Лабораторная работа №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию». Практическая работа №1 «Выявление изменчивости у особей одного вида».

1

6

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции.

1

7

Движущие силы эволюции; их влияние на генофонд популяции.

1

8

Движущий, дескриптивный и стабилизирующий естественный отбор.

1

9

Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. 

Практическая работа№2 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

1

10

Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.

1

11

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса.

1

12

Доказательства эволюции органического мира.

1

13

Происхождение жизни на Земле. Развитие представлений о возникновении жизни. Гипотезы о происхождении жизни. Лабораторная работа №2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».

1

14

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина-Холдейна.

1

15

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

1

16

Обобщение и повторение темы «Современное эволюционное учение».

1

17

Происхождение человека. Гипотезы происхождения человека. Лабораторная работа № 3 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».

1

18

Положение человека в системе животного мира.

1

19

Эволюция человека. Основные этапы. Движущие силы антропогенеза

1

20

Расы человека. Происхождение рас. Видовое единство человечества.

1

21

Обобщение и повторение теме «происхождение жизни на Земле. Происхождение человека».

1

Раздел 2.  Экосистема

12

22

Экологические факторы. Организм и среда. Предмет и задачи экологии.

1

23

Абиотические факторы среды, их значение в жизни организмов.

1

24

Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами.

1

25

Структура экосистем. Видовая и пространственная структура экосистем. Лабораторная работа №4 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»

1

26

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. Пищевые цепи и сети Лабораторная работа №5 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».

1

27

Причины устойчивости и смены экосистем.

1

28

Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества агроценозы. Лабораторная работа №6 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности».

1

29

Биосфера – глобальная экосистема Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы.

1

30

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода). Практическая работа№3 «Решение экологических задач»

1

31

Биосфера и человек

1

32

Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Лабораторная работа №7 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем в своей области и путей их решения».

1

33

Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов родного края. Лабораторная работа №8 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности».

1

34

Обобщающе – повторительный урок по курсу биологии 11 класса

1

Всего

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа по биологии. 9 класс. 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по биологии. 9 класс. УМК И.Н.Пономаревой. 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа по биологии 8 класс 2019-2020

Программа составоена на основе учебника Пасечник В.В...

Рабочая программа по биологии 9 класс 2019-2020

Составлена на основе учебника Пасечник В.В....

Рабочая программа по биологии 5 класса 2019 - 2020 уч. год

Эта рабочая программа по биологии 2019 - 2020 учебного года составлена для учащихся 5 класса по учебнику В. В. Пасечника...

рабочая программа по биологии 6 класс 2019-2020 учебный год

Рабочая программа  составлена по учебнику В.В.Пасечника  2019 Просвещения. В ней есть пояснительная записка , Критерии оценивания, тематическое планирование, планируемые результаты...

Рабочая программа по биологии 5 Сивоглазов 2019

Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 5 классов и разработана на основе следующих документов:...