Формирование читательской грамотности на уроках биологии
статья по биологии

Шадже Марина Руслановна

из опыта работы учителя биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности на уроках биологии

Сегодня от молодого человека , вступающего во взрослую жизнь , требуются  не только знания ,  но и  обладание определенными качествами, умениями и навыками. Я думаю, что современное успешное обучение невозможно без сформированности у учащихся читательской компетентности. Именно читательская грамотность –это первая ступень к функциональной грамотности . То есть это возможность  самостоятельно осуществлять деятельность  учения и применять полученные знания при решении жизненных задач как личных, так и в социуме. Безусловно, огромную роль в развития читательской грамотности  играет учитель, который постоянно показывает образец отношения к чтению и к первоисточнику – книге, передавая детям свои читательские навыки.  [1: 46]

К сожалению, на сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда  дефицит знаний, информации, что ведет к сокращению доли читающего населения, к кризису читательской грамотности и культуры. Это проблема всего общества , которую мы можем частично решить, научив ребенка учится.

Анализы проверочных работ показывают, что наши дети при поиске ответа на вопрос , как правило, обращаются к нужному фрагменту текста , но часто выделяют искомую информацию неточно, испытывают затруднения при выстраивании причинно- следственных связей, затрудняются в уточнении формулировок или не понимают текст.[2:15]

Считаю что данная тема очень актуальна. Чтение – сложный процесс и самому ребенку не под силу с ним справиться. Надо научить ребенка работать с потоком информации и направлять в нужное русло для решения поставленных задач и проблем.

Целью работа является передача опыта применения отдельных методических приемов и способов деятельности, направленных на развитие навыков читательской грамотности, повышающих качество образования.

Задачи:

1.Привитие интереса к предмету , через формирование читательской компетентности.

2.Развитие и усовершенствование навыков работы с источниками информации.

3. Развитие творческой активности самостоятельности учащихся.

Имея не малый опыт работы в школе, в последнее время наблюдаю что читательская грамотность ослабевает. Они затрудняются ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно  заданную в тексте информацию, оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста. Наверное это из за того что , только небольшой процент детей способны запомнить и понять , то, что они читают

Как известно, связующим звеном всех учебных предметов является текст , сплошной и не сплошной ( графики, таблицы, диаграммы, схемы) работа с  которым позволяет добиваться оптимального результата. Работа  по развитию и совершенствованию умений работать с информацией,

представленной в устной и письменной форме, может и должна строиться на уроке при работе с текстом.[3: 46]

Задача  современного педагога сформировать ключевые умения при работе с текстом: умение найти связь предложений в тексте, анализировать структуру текста, умение вычленить главную информацию в тексте, умение извлечь необходимую информацию для ответа на вопрос, умение устно и письменно осмыслять и оценивать полученную информацию.[3: 48]

Конечным результатом овладения данных умений является читательская грамотность , т. е. способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того , чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни…[1: 10]

На уроках биологии для формирования читательской компетенции обучающихся я использую следующие виды текстов: текст в тестовой форме, знаковый и  символьный текст (в форме схем, таблиц, графиков, диаграмм, рисунков), тексты художественных произведений, научно- популярный текст.

Тестовая форма остается актуальной т. к. задания в такой форме присутствуют в КИМах ОГЭ и ЕГЭ (тестовые задания с выбором нескольких верных ответов).

При подготовке к государственной аттестации, всероссийским проверочным работам (ВПР) предлагаю обучающимся задания следующего содержания:

1.Работа с таблицей.

Например: В 6 классе при изучении темы « Видоизмененные побеги». Пользуясь таблицей « Содержание Соланина в различных сортах картофеля» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=512

1.В каких органах картофеля содержится наибольшее количество соланина ?

2.В какой части клубня соланин накапливается наименьшем количестве ?

3.Объясните , какие сорта картофеля Вы бы могли рекомендовать для посева в целях безопасного использования его в пищу ?

Отвожу большое количество времени на заполнение таблиц на сравнение объектов ( типы червей, виды почек, животные и растительные ткани, семя двудольных и однодольных).

Признаки

Класс Однодольные

Класс Двудольные

Количество семядолей

Корневая система

Жилкование

Околоцветник

 Цветок

 Процессов ( дыхание и горение, дыхание и брожение, транскрипция и репликация, мейоз и митоз),  клеточных структур (ДНК и РНК , пластиды и митохондрии).

Например: Для каждой особенности деления животной клетки установите, характерна она для митоза (1) или мейоза (2):

ОСОБЕННОСТИ

Тип деления

А) в результате образуются две клетки

1.Митоз

2.Мейоз

Б) в результате образуются 4 клетки

В)дочерние клетки гаплоидны

Г)дочерние клетки диплоидны

Д)происходит конъюгация

Е)не происходит кроссинговер

 Изучая систематику растений и животных обучающиеся оформляют характеристические таблицы ( характеристика семейств цветковых растений по плану, характеристика отрядов птиц по заданным показателям).

При подготовке к ЕГЭ по биологии обучающиеся решают генетические задачи, используя схему родословной.

Обучающиеся  не только извлекают информацию из таблиц, графиков, и схем, но и преобразуют текст в форму символов и знаков. Так, например, текст о значении бактерий , водорослей, грибов в природе и жизни человека обучающиеся 5 класса представляют в форме кластера, текст о происхождении различных классов животных обучающиеся 7 класса оформляют в виде схемы.

Большую роль в формировании читательской грамотности играют задания на основе текста из научно –популярной, справочной литературы( журналы, словари, энциклопедии, учебно-методические пособия). Такие задания расширяют кругозор, учат самостоятельному добыванию знаний, знакомятся с научной терминологией. Так, на уроках биологии в 9 классе я предлагаю ответить на вопросы к тексту « Химический состав клетки» из химической энциклопедии. Обучающиеся 6 класса изучая тему « Видоизменения листьев» работают с текстом метаморфозы листьев» из ботанического справочника. Часто практикую для обучающихся старших классов задания с текстами научного содержания из журналов « Молекулярная биология» , «Физиология человека», « Экология», «Генетика».

Использование фрагментов художественных произведений на уроках биологии дает широкие возможности для составления учителем и учащимися биологических задач и заданий. Литературные тексты используются для создания проблемной ситуации, анализа биологической сути изучаемого явления, его иллюстрации и т. д. На уроках биологии я  использую некоторые литературные произведения, которые изучаются в школе на уроках и в рамках внеклассного чтения. В ряде классических произведений описываются случаи некоторых заболеваний, являющихся в то же время предметом изучения в курсе анатомии и физиологии человека в 8 классе. Например, рассказ Д,В, Григоровича « Гуттаперчевый мальчик»  не только раскрывает трудную жизнь детей до революции, но и служит прекрасной иллюстрацией к теме « Железы внутренней секреции» ,  так как  причиной столь необычной гибкости героя этого рассказа является, по всей видимости, нарушение работы паращитовидных желез, при котором происходит усиление выработки кальцитонина, снижающего выработку кальция. Этот элемент  «вымывается»  из костей , которые в результате становятся непрочными, затем хрупкими, ломкими. На ранних стадиях заболевания существенно возрастает подвижность суставов, что дает возможность больным принимать различные неестественные позы, «закручивать» ноги и руки. Именно это мог делать «гуттаперчевый мальчик», обеспечивая успех своих выступлений.

Работу с текстом учебника я дифференцирую по сложности:

1.Задания , связанные с заполнением пропусков в тексте терминами и словами.

Например, вставьте в текст « Фотосинтез» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр впишите в приведенную ниже таблицу.

2.Задания , связанные с заполнением пропусков в тексте терминами и словами ; задания , где требуется дополнить предложения.

3.Задания на анализ биологической информации. Например, найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

Актуальным для формирования читательской грамотности остается также работа обучающихся при подготовке рефератов, сообщений, докладов с использованием различных источников текстовой информации, а также конспектирование и тезисное изложение изученного материала.

Умение читать текст и понимать его по праву считается фундаментом всего образования. Это сложное интегрированное умение, которое необходимо для поиска, преобразования, интерпретации, оценки информации, понимания прочитанного. Уровень читательской компетенции школьника в определенной степени влияет на его самоопределение и реализацию интеллектуального потенциала. Развитие читательской компетентности способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных интересов, умению ими управлять, сознательно их регулировать. Читательская грамотность непременно поможет ученикам в выборе правильных ответов при выполнении заданий, требующих анализа текста в ходе итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ, в оперативном решении жизненных проблем социальной и профессиональной направленности.[3: 48]

Кем бы ни был современный человек , какой бы вид деятельности он ни избрал, он всегда должен уметь находить нужную информацию, осмысливать и применять в своей деятельности. Применение данных приемов и форм на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Умение работать с текстами помогает учащимися самостоятельно приобретать новые знания, осознать то , что они читают. Только в этом случае можно рассчитывать на развитие мышления, познавательной самостоятельности, активной учебной деятельности и других свойств и качеств личности, к развитию которых призывают стандарты образования. На мой взгляд, только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного  школьника.

Литература:

1.  Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. - 2012. - № 6- С.10- 46

2.Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для работников образовательных учреждений, М.:2008.- С.15.

3.Сметанникова Н.Н. Чтение, грамотность, читательская , 2017,компетентность:стратегия развития. Библиотековидение. Т.66 .№ 1-С 41-48

4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Приемы формирования читательской грамотности на уроках биологии

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  требует от учителей работы в направлении повышения уровня читательской грамотности учеников и указывает на то, ч...

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка на примере разработки урока по теме Celebrations (5 класс)

В данной разработке учителя не только английского языка, но и других предметов, использующих на своих уроках работу с текстом, могут найти приемы и идеи, как формировать читательскую грамотность у обу...

«Знаково-символьный текст как средство формирования читательской грамотности на уроках биологии у обучающихся с ОВЗ»

Реализация идеи инклюзивного образования является одной из ведущих тенденций современного этапа в развитии образования, при которой создаются равные условия и возможности, происходит включение детей с...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...