Рабочая программа и КТП по биологии 8 класс. Н.И.Сонин
рабочая программа по биологии (8 класс)

 Программа ориентирована на работу по учебнику

 Сонин, Н.И. Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. – М.: Дрофа, 2018.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_8_klass_sonin_fgos_2.docx41.59 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

8 класс

на 2021/2022 учебный год

                                                                     

                               

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  с учётом планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с. Борское, на основе авторской программы Н.И.Сонина, В.Б.Захарова.

 Программа ориентирована на работу по учебнику

 Сонин, Н.И. Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. – М.: Дрофа, 2018.

В соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Борское на изучение предмета биологии в 8 классе отводится 2часа в неделю, всего 68 часов в год.

Содержание курса

     Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 ч)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2. Происхождение человека  (2 ч)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1ч)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Демонстрация портретов великих учёных – анатомов и физиологов.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы

  1. Изучение микроскопического строения тканей*.
  2. Распознавание на таблицах органов и систем органов*.

Тема 5. Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат (2 ч)

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез 

Тема 6. Нервная система (5 ч)

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Демонстрация моделей головного мозга, схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

Лабораторные и практические работы

  1. Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.

Тема 7. Анализаторы (4 ч)

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Демонстрация моделей органов чувств.

Лабораторные и практические работы

  1. Изучение изменения размера зрачка*.

Тема 8. Опора и движение (8 ч)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямо-хождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приёмов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

Лабораторные и практические работы

  1. Изучение внешнего строения костей*.
  2. Измерение массы и роста своего организма*.
  3. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.

Тема 9. Внутренняя среда организма (4 ч)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.

Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Лабораторные и практические работы

  1. Изучение микроскопического строения крови*.

Тема 10. Транспорт веществ (4 ч)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

Лабораторные и практические работы

  1. Измерение кровяного давления*.
  2. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.

Тема 11. Дыхание (5 ч)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приёмов искусственного дыхания.

Лабораторные и практические работы

  1. Определение частоты дыхания*.

Тема 12. Пищеварение (5 ч)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.

Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

Лабораторные и практические работы

  1. Воздействие слюны на крахмал*.
  2. Определение норм рационального питания*.

Тема 13. Обмен веществ и энергии (2 ч)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 14. Выделение (2 ч)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Демонстрация модели почек.

Тема 15. Покров тела (3 ч)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

        

Тема 16. Размножение и развитие (2 ч)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 17. Высшая нервная деятельность (5 ч)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 18. Человек и его здоровье (5ч)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Лабораторные и практические работы

  1. Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*.

Итоговая работа-1ч

Резерв – 1 час

Планируемые результаты

         Учащиеся 8 класса должны

Знать:

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

  • объяснять  родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
  • Выявлять причины и следствия простых явлений;
  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • Понимать смысл биологических терминов;
  • Знать признаки сходства и отличия человека и животных;
  • Знать сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
  • Знать особенности  организма человека: его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
  • объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
  • изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
  • распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
  • выявлять:  взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
  • сравнивать:   человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
  • определять: принадлежность человека к  определенной систематической группе;
  • анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
  • оказания  первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Тема раздела (или тема раздела и тема урока)

Реализация воспитательного потенциала урока (виды и формы деятельности)

Количество часов

1.

Место человека в системе органического мира

формирование систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере

2.

Происхождение человека

формирование систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере

3.

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

формирование систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере

4.

Общий обзор строения и функций организма человека

формирование систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере

5.

Координация и регуляция

формирование понятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления своего здоровья

6.

Нервная система

формирование понятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления своего здоровья

7.

Анализаторы

формирование понятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления своего здоровья

8.

Опора и движение

формирование понятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления своего здоровья

9.

Внутренняя среда организма

формирование понятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления своего здоровья

10.

Транспорт веществ

формирование понятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления своего здоровья

11.

Дыхание

формирование понятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления своего здоровья

12.

Пищеварение

формирование понятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления своего здоровья

13.

Обмен веществ и энергии

формирование понятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления своего здоровья

14.

Выделение

формирование понятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления своего здоровья

15.

Покровы тела

формирование понятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления своего здоровья

16.

Размножение и развитие

формирование понятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления своего здоровья

17.

Высшая нервная деятельность

формирование понятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления своего здоровья

18.

Человек и его здоровье

формирование общих представлений о факторах риска здоровья человека, включая влияние неблагоприятных природно-экологических и социально-психологических условий

Календарно-тематическое планирование

учебного материала по курсу «Биология. Человек» 8 класс

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки

Тема 1. Место человека в системе органического мира

2

1

Место человека в системе органического мира.

1

01.09 – 03.09

2

Особенности человека.

1

01.09 – 03.09

Тема 2. Происхождение человека

2

3

Происхождение человека, этапы его становления.

1

06.09-10.09

4

Расы человека, их происхождение и единство.

1

06.09-10.09

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1

5

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

1

13.09-17.09

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

4

6

Клеточное строение организма.

1

13.09-17.09

7

Ткани. Лабораторная работа 1.

Изучение микроскопического строения тканей*.

1

20.09-24.09

8

Ткани и органы.

1

20.09-24.09

9

Системы органов. Организм. Лабораторная работа 2. Распознавание на таблицах органов и систем органов*.

1

27.09-01.10

Тема 5. Координация и регуляция

2

10

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности.

1

27.09-01.10

11

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, её нарушения.

1

04.10-08.10

Тема 6. Нервная система

5

12

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

1

04.10-08.10

13

Строение и функции спинного мозга.

1

11.10 – 15.10

14

Строение и функции головного мозга. Лабораторная работа 3. Изучение головного мозга человека (по муляжам)*

1

11.10 – 15.10

15

Полушария большого мозга.

1

18.10- 22.10

16

Полушария большого мозга.

1

18.10-  22.10

Тема 7. Анализаторы

4

17

Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор. Лабораторная работа 4. Изучение изменения размера зрачка*

1

25.10-28.10

18

Анализаторы слуха и равновесия

1

25.10-28.10

19

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

1

08.11-12.11

20

Чувствительность анализаторов. Обобщающий урок по теме: Координация и регуляция. Анализаторы. 

1

08.11-12.11

Тема 8. Опора и движение

8

21

Аппарат опоры и движения. Значение скелета. Кости скелета.

1

15.11-19.11

22

Скелет головы и скелет туловища

1

15.11-19.11

23

Скелет конечностей. Лабораторная работа 5. Изучение внешнего строения костей*

1

22.11-26.11

24

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Лабораторная работа 6. Измерение массы и роста своего организма*

1

22.11-26.11

25

Мышцы, их строение и функции.

1

29.11.-03.12

26

 Работа мышц. Лабораторная работа 7. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*

1

29.11.-03.12

27

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.

1

06.12-10.12

28

Контрольная работа по теме «Опора и движение»

1

06.12-10.12

Тема 9. Внутренняя среда организма

4

29

Внутренняя среда организма и ее значение. Кровь, её функции. Клетки крови. Лабораторная работа 8. Изучение микроскопического строения крови*

1

13.12-17.12

30

Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции.

1

13.12-17.12

31

Иммунитет.  

1

20.12-27.12

32

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор.

1

20.12-27.12

Тема 10. Транспорт веществ

4

33

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

1

10.01 – 14.01

34

Работа сердца. Лабораторная работа 9. Измерение кровяного давления*

1

10.01-14.01

35

Движение крови по сосудам. Лимфообращение. Заболевания сердечно - сосудистой системы,  их предупреждение. Лабораторная работа 10. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*

1

17.01-21.01

36

Контрольная работа по теме « Внутренняя среда организма. Транспорт веществ»

1

17.01-21.01

Тема 11. Дыхание

5

37

Дыхание. Необходимость кислорода для организма человека. Строение органов дыхания.

1

24.01-28.01

38

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Лабораторная работа 11. Определение частоты дыхания*

1

24.01 – 28.01

39

Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких.

1

31.01 – 04.02

40

Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

1

31.01– 04.02

41

Контрольная работа по теме «Дыхание»

1

07.02 – 11.02

Тема 12. Пищеварение

5

42

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме.

1

07.02 – 11.02

43

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа 12. Воздействие  слюны на крахмал*

1

14.02 – 18.02

44

Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения.

1

14.02 – 18.02

45

 Пищеварение в кишечнике.  Всасывание.

1

21.02 – 25.02

46

Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Лабораторная работа 13. Определение норм рационального питания*

1

21.02 – 25.02

Тема 13. Обмен веществ и энергии

2

47

Обмен веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен.

1

28.02 – 04.03

48

Витамины.

1

28.02– 04.03

Тема 14. Выделение

2

49

Выделение. Строение и работа почек. 

1

07.03 – 11.03

50

Заболевания почек, их предупреждение.

1

07.03 – 11.03

Тема 15. Покровы тела

3

51

Покровы тела.  Строение и функции кожи

1

14.03 – 18.03

52

Роль кожи в терморегуляции организма. Уход за кожей

1

14.03 – 18.03

53

Контрольная работа по теме «Выделение. Кожа»

1

21.03 – 25.03

Тема 16. Размножение и развитие

2

54

Половая система человека.

1

21.03 – 25.03

55

Возрастные процессы.

1

04.04 – 08.04

Тема 17. Высшая нервная деятельность

6

56

 Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни.

1

04.04 – 08.04

57

Торможение, его виды и  значение.

1

11.04 – 15.04

58

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.

1

11.04 – 15.04

59

Особенности ВНД. Познавательные процессы. Речь, мышление. Память, эмоции

1

18.04 – 22.04

60

Типы нервной деятельности. Гигиена умственного труда.

1

18.04-22.04

61

Контрольная работа по теме «Высшая нервная деятельность»  

1

25.04 – 29.04

Тема 18. Человек и его здоровье

5

62

Здоровье человека и влияющие на него факторы. Оказание первой доврачебной помощи. Лабораторная работа 14. Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*

1

25.04 – 29.04

63

Вредные привычки. Заболевания человека. 

1

04.05 – 06.05

64

Двигательная активность и здоровье человека.  

1

04.05 – 06.05

65

Закаливание.

1

09.05-13.05

66

Гигиена человека.

1

09.05-13.05

67

Итоговая работа

1

16.05-20.05

68

Резервное время

1

16.05-20.05

Итого

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП по биологии 8 класс. УМК Сонин Н.И.

Программа разработана на основе авторской  «Программа  основного общего образования по биологии 8 класс», автор Н.И.Сонин...

Рабочая программа и КТП по биологии 6-9 классы УМК Сонин Н.И.

Рабочая программа составлена на основании Федерального  компонент Государственного стандарта среднего (общего) образования по биологии...

Рабочая программа и КТП по биологии для 6 класса средней школы «Биология. Живой организм" Н.И.Сонин, ФГОС

Рабочая программа по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм. 6 класс» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образован...

Рабочая программа и КТП по биологии для 8 класса средней школы «Биология. Человек" Н.И.Сонин, ФГОС

    Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по б...

Рабочая программа и КТП по биологии 7 класс. Н.И.Сонин

Захаров В. Б. Биология: Многообразие живых организмов.7класс: учебник/ В. Б.  Захаров,  Н.И. Сонин. -2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2018...

Рабочая программа и КТП по биологии 9 класс. Н.И.Сонин.

Программа ориентирована на работу по учебнику  Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Агафонова И.Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности: учебник для 9 класса средней школы. М.: Изд. ...

Рабочая программа дополнительного образования "Юный биолог" класс по ФГОС

Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситу...