Дополнительная программа
материал по биологии (6 класс)

Лисюра Татьяна Николаевна

Цель программы- систематизация  и обощение знаний по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл startovaya_programma_office_word.docx489.24 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Рассмотрено и одобрено

Протокол методического совета

МБОУ ДО «ЦДЮТ»

№ 3   от  06 июня 2023    года

Рассмотрено и одобрено

Протокол педагогического совета

МБОУ ДО «ЦДЮТ»

№ 2    от   31 мая  2023    года

УТВЕРЖДЕНО

Приказ МБОУ ДО «ЦДЮТ»

                                                                                                   от  06 июня    2023    года №  128

Директор _____________ Т. Н. Кирияк

                       ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЮНЫЕ БИОЛОГИ»

Направленность: естественнонаучная

Срок реализации программы:1 год

Уровень: стартовый

Возраст обучающихся:11-13 лет

Составитель(автор): Лисюра Татьяна Николаевна

Должность: педагог дополнительного образования

Cимферополь

2023

Содержание

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка………………………………………………...3 

1.2. Цель и задачи программы……………………………………….…......6 

1.3. Воспитательный потенциал программы ……………………………...6 

1.4. Содержание программы………………………………………………..7  

1.5. Планируемые результаты……………………………………………..13

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график…………………………….………….15 

2.2. Условия реализации программы……………………………………...15

2.3. Формы аттестации и контроля………………………………………..17

2.4. Список литературы…………………………………………………….18

3. Приложения

3.1. Оценочные материалы…………………………………………………21 

3.2. Методические материалы……………………………………………...28  

3.3. Календарно-тематическое планирование………………………….….32 

3.4. Лист корректировки………………………………………………...….37 

3.5. План воспитательной работы……………………………………….…38 


Раздел 1. Комплекс основных характеристик  программы:

  1. Пояснительная записка

Программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 1 июля 2020 года);

Направленность – естественнонаучная ,так как она способствует повышению, углублению и расширению биологического мышления, овладению и совершенствованию специальными знаниями, умениями и навыками пользования микроскопической техникой.

         Новизна программы заключается в том, что она реализуется в разрезе мероприятий регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»,в соответствии с комплексом мер по внедрению Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования в Республике Крым.

          Актуальность программы заключается в том, что она дополняет объем школьной программы. Кроме теоретического курса предусматривается значительное количество практических работ, главная цель которых – совершенствование навыков пользования микроскопической техникой, умения анализировать микроскопические препараты, работать с гербарным и коллекционным материалом, определителями, выполнять практические задания, решать самые разнообразные задачи естественнонаучного направления.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она способствует систематизации биологических знаний обучающихся, полученных в общеобразовательной школе, восполняет пробелы, полученные при изучении предмета биологии; расширяет имеющиеся у обучающихся программные биологические знания с целью подготовки к итоговой аттестации, к поступлению в учебные заведения, а также к биологическим олимпиадам, ориентирует на выбор профессии. Обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции юных ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Так же существенную роль играет овладение детьми навыков работы с научной литературой: поиск и подбор необходимых литературных источников, их анализ, сопоставление с результатами, полученными самостоятельно. У обучающихся формируется логическое мышление, память, навыки публичного выступления перед аудиторией, ораторское мастерство.  Программа обеспечивает достижение  углубленного  уровня биологических знаний, развития творческих и натуралистических умений и навыков, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.

          Отличительная особенность программы программы   является  активное использование  цифровых  образовательных  ресурсов  (ЦОР): демонстрационных материалов, презентаций, видеороликов, интерактивных заданий, лабораторных работ, что позволяет сделать занятия интересными, красивыми, запоминающимися. Реализация программного материала способствует ознакомлению обучающихся с организацией коллективного и индивидуального исследования,  побуждает к наблюдениям и экспериментированию, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Cтруктура  занятий построена таким образом, что теоретические знания учащийся получает одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным при изучении биологических наук. 

   Адресат. Учащиеся 11-13 лет (5-7 классов),  проявляющие повышенный интерес к биологии. Количество обучающихся в группе составляет 20 человек. Программа подготовлена по принципу доступности учебного материала и соответствия его объема возрастным особенностям. Зачисление учащихся в группы обучения проходит независимо от их способностей и начального уровня знаний, умений и навыков.

             Уровень программы, объем и срок освоения. Программа ознакомительного уровня обучения включает 144 учебных часа, срок освоения программы – 1 год.

    Форма обучения - очная. Предусмотрена возможность очно -заочного обучения, очно – дистанционного обучения, а также электронной реализации программы с применением дистанционных технологий при возникновении обоснованной необходимости.

     Режим занятий в течение учебного года занятия проводятся  в каждой группе по 2 занятия в неделю по 2 академических часа каждое с 10-минутным перерывом согласно расписанию. Занятия проводятся в помещениях, выделенных базовым МБОУ «Гвардейская школа-гимназия №2» ,на основании договора о безвозмездном пользовании нежилым помещением.

                      Особенности организации образовательного процесса. Организация образовательного процесса происходит в группах. Группы разновозрастные. Состав группы: постоянный; занятия: групповые. Виды занятий применяемые в работе по реализации программы: вводное занятие, заключительное занятие, викторины.

1.2. Цель и задачи программы

Цель -  расширение и систематизация знаний обучающихся, развитие у них биологического мышления и интереса к самостоятельному изучению биологических наук, подготовка к участию в олимпиадах по биологии и экологии.

         Задачи:

Образовательные: 

  • расширение знаний обучающихся по следующим разделам: ботаника, физиология растений, зоология;
  • овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
  • проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • изучение роли растений и животных в масштабе планеты и жизни человека;

            Развивающие: 

  • становление как целостной личности, находящейся в гармонии с окружающим миром, способной к волевым действиям для решения биолого-экологических проблем;
  • развитие познавательного интереса к окружающему миру;
  • развитие аналитического склада ума, умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать полученные знания.

           Воспитательные: 

         -  воспитание бережного отношения к окружающему миру природы

         -  формирование  экологической  ответственности – понимания  своего  места  в  природе  и  адекватности  своего  поведения  в  природе .

 

1.3. Воспитательный потенциал программы

Данная программа имеет значительный воспитательный потенциал, так как способствует процессу социализации учащихся в современном обществе,

воспитывает у ребят  такие качества как ответственность перед коллективом, умение взаимодействовать с участниками детского сообщества, активность, потребность в творческой деятельности, соблюдение этических норм, программа прививает интерес к точным наукам, что так необходимо нам для построения высокоразвитого государства.

Программой предусматривается участие учащихся в акциях, конкурсах, выставках, научно-практических конференциях, сетевых проектах и т.п. В результате проведения воспитательных мероприятий планируется достижение высокого уровня сплоченности коллектива, повышение интереса к творческим занятиям, а также уровня личностных достижений учащихся.

1.4. Содержание программы

Учебный план  

пп/п

Разделы программы и темы занятий

В том числе

Всего

Форма

аттестации и

контроля

Теория

Практика

11

Вводное занятие .Входной контроль.

2

2

Тестирование

22

Тема 1. Ботаника – наука о растениях.

14

8

22

Составление кроссвордов

33

Тема 2. Разнообразие растений.

12

12

24

Защита рефератов

44

Тема 3. Царство Грибы. Царство Бактерии. Промежуточный контроль.

4

8

12

Викторина

45

Тема 4. Основы физиологии растений.

8

12

20

Защита рефератов

66

Тема 5. Зоология – наука о животных.

         24

24

48

Тестирование

77

Лабораторный практикум. Итоговый контроль.

4

12

16

Тестирование

Всего

68        

76

144

Содержание программы

Вводное занятие

 (2 часа: 2 ч. – теория)

Теория: Знакомство с учащимися,  планом работы, учебными объектами, правилами ТБ и ПБ.

История биологии как науки. Основные направления. Значение науки биологии в жизни человека.

Форма аттестации и контроля:        входной контроль:тестирование.

ТЕМА 1. БОТАНИКА – НАУКА О РАСТЕНИЯХ

(22 часа: 14 ч. – теория, 8 ч. – практика)

Теория: История ботаники как науки. Строение клетки.

Понятие о тканях. Типы растительных тканей, их функции. Понятие вегетативного органа.

Стебель – как осевой орган растения. Видоизменение стебля: подземные (корневища, клубни, луковицы); надземные (усы, сочные побеги у стеблевых суккулентов, колючки, филлокладии, усики).

Классификация почек по строению, расположению на побеге. Строение листа. Типы листовой пластинки. Понятие о столбчатой и губчатой ткани. Функции листа. Устьица и их функции. Видоизменение листа.

Строение типичного цветка. Формулы цветков. Диаграммы цветков.  Двудомные и однодомные растения.

Опыление растений и его разновидности. Оплодотворение. Двойное оплодотворение.

Строение плода. Строение семени. Типы распространения семян.

Практика: Лабораторная работа № 1. Строение микроскопа. Работа с фиксированными препаратами.

Лабораторная работа № 2. Изучение строения растительной клетки кожицы лука (традесканции) под микроскопом.

Лабораторная работа № 3. Изучение строения корня. Типы корневых систем. Видоизменение корней.

Форма аттестации и контроля: Подведение итогов: составление  кроссвордов.

ТЕМА 2. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

(24 ч.: 12ч. – теория, 12ч. – практика)

Теория:  Классификация растений. Бинарная номенклатура. Разнообразие растений разных климатических условий.

Одноклеточные Водоросли. Общая характеристика, систематика, значение в природе и для человека.

Особенности строения, размножение, систематика, значение мхов,хвощей и плаунов. Особенности строения папоротниковидных растений, размножение, систематика, значение. Папоротниковидные Крыма.

Строение, размножение, экология, систематика, значение в природе, и в жизни человека Голосеменных.Голосеменные Крыма.

Общая характеристика покрытосеменных растений. Отличительные черты Покрытосеменных и Голосеменных растений. Систематика. Покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, отличительные признаки.

Редкие растения Крыма.

Подведение итогов. Брейн-ринг «Ботаника. Разнообразие растений».

Практика:Лабораторная работа № 4. Изучение разнообразия водорослей.

Лабораторная работа № 5. Изучение голосеменных растений.

Лабораторная работа № 6. Изучение признаков разнообразных семейств покрытосеменных растений.

Лабораторная работа № 7. Работа с определителем растений Крыма        .

Подготовка к защите рефератов.

Форма аттестации и контроля: Защита рефератов.        

ТЕМА 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ

(12 часов: 4ч. – теория, 8 ч. – практика)

Теория:Строение, размножение и экология. Систематика. Грибы-сапрофиты и паразиты. Съедобные и ядовитые грибы.

Охраняемые грибы Крыма. Роль грибов в природе и в жизни человека. Лишайники. Накипные, листоватые и кустистые лишайники. Строение лишайников.

Понятие о микробиологии. Общая характеристика.

Форма бактерий, строение. Типы движения, размножение, метаболизм. Экология бактерий. Значение бактерий в природе, сельском хозяйстве, медицине, промышленности. Опасные бактерии.

Практика:Лабораторная работа № 8. Изучение строения и процессов жизнедеятельности грибов и лишайников.

Лабораторная работа № 9. Изучение разнообразия бактерий.

Форма аттестации и контроля: Промежуточный контроль:викторина.

ТЕМА 4. ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ РАСТЕНИЙ

(20 часов: 8 ч. – теория, 12 ч. – практика)

Теория:Типы питания растений (минеральное, органическое, водное, воздушное, растения-хищники, растения-паразиты). Роль различных микроэлементов в жизнедеятельности растительных организмов, удобрения.              Понятие о фотосинтезе. Лист – как орган фотосинтеза. Хлорофилл и другие пигменты листа. Роль фотосинтеза на планете.

Понятие о дыхании растений. Транспирация. Значение дыхания и транспирации для растений. Лист – как основной орган транспирации.

Типы размножения. Значение разных видов размножения для жизнедеятельности растений.

Понятие о движении растений. Тропизмы, настии и таксисы. Фотопериодизм.

Практика:Лабораторная работа № 10. Заложения опыта по выращиванию семян пшеницы на разных субстратах (водной культуре, почве, дистиллированной воде). Опыт «Окрашивание цветка».

Лабораторная работа № 11. Подведение итогов опыта Л. Р. № 14. Заложение опыта «образование крахмала в листьях растений».

Лабораторная работа № 12. Результаты опыта Л. Р. № 15.  Опыт «Могут ли растения дышать?» Заложение опыта Л.Р. № 17.

Лабораторная работа № 13. Размножение растений вегетативным способом.

Подготовка к защите рефератов.

Форма аттестации и контроля: подведение итогов: защита рефератов.

ТЕМА 5. ЗООЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВОТНЫХ

(48 часов: 24 ч. – теория, 24 ч. – практика)

Теория:  История зоологии как науки. Царство животные. Черты сходства и различия животных и растений.

Сходство и различия растительной и животной клетки. Строение органоидов. Строение клеточной мембраны. Понятие гликокаликса.

Общая характеристика тканей. Строение и функции разных типов тканей. Понятие об органе и системах органов, их классификация и функции.

Общая характеристика простейших. Особенности жизнедеятельности. Значение в природе и жизни человека.

Общая характеристика многоклеточных животных. Понятие о позвоночных и беспозвоночных животных. Тип Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе.

Общая характеристика плоских червей. Систематика. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе и в жизни человека. Меры предупреждения от заражения. Циклы развития. Понятие о промежуточном и окончательном хозяине.

Общая характеристика круглых и кольчатых червей. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе и в жизни человека. Систематика Меры предупреждения от заражения. Особенности строения и жизнедеятельности. Анатомия дождевого червя.

Общая характеристика типа Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности. Систематика: Класс Ракообразные, класс Паукообразные, класс Насекомые. Роль в природе и жизни человека.

Общая характеристика типа Моллюски. Систематика: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе.

Общая характеристика типа Иглокожие. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе.

Общая характеристика типа Хордовые. Систематика: класс Рыбы, класс Земноводные, класс Пресмыкающиеся, класс Птицы, класс Млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности ланцетника, среда его обитания. Роль хордовых животных в природе.

Класс Хрящевые рыбы, класс Костные рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе, хозяйственное значение. Искусственное разведение рыб. Аквариум – как искусственная экосистема. Редкие и древние виды.

Общая характеристика класса Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе. Редкие и древние виды. Земноводные Крыма.

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе. Редкие и древние виды. Пресмыкающиеся Крыма.

Общая характеристика класса Птицы. Особенности строения и жизнедеятельности. Особенности размножения и формирования яйца. Сезонные явления в жизни птиц. Роль в природе и в жизнедеятельности человека. Редкие виды Крыма. Происхождение птиц.

Общая характеристика класса Млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности. Размножение и забота о потомстве. Систематическое положение человека. Роль в природе и в жизни человека. Редкие и охраняемые виды Крыма.

Систематика млекопитающих .Понятие об атавизмах и рудиментах. Теория эволюции Дарвина.

Практика: Лабораторная работа № 14. Изучение строения клетки животных. 

Лабораторная работа № 15. Изучение строения и разнообразия простейших животных.

Лабораторная работа № 16. Изучение анатомии и морфологии плоских, круглых и кольчатых червей.

Лабораторная работа № 17. Сравнение представителей классов Ракообразные, Паукообразные и Насекомые.

Лабораторная работа № 18. Изучение представителей класса Насекомые.

Лабораторная работа № 19. Изучение внешнего и внутреннего строения рыб.

Лабораторная работа № 20. Изучение внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки.

Лабораторная работа № 21. Изучение внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся.

Лабораторная работа № 22. Изучение представителей различных семейств класса Птицы.

Лабораторная работа № 23. Изучение внешнего и внутреннего строения тела млекопитающих.

Форма аттестации и контроля: Тестирование.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

(16 часов: 4 ч. – теория, 12 ч. - практика)

Теория: Микроскопия. Изучение клеток растений. Методика приготовления временных микропрепаратов различных органов растений.

Практика: Изучение микробиоты реки. Экскурсия. Выращивание инфузорий и других Простейших на различных питательных средах.

Красная книга Республики Крым. Изучение редких животных и растений.

Форма аттестации и контроля: тестирование.

1.5. Планируемые результаты

К концу  обучения по программе учащиеся будут знать:

  1. Строение клетки растений, животных, грибов и бактерий, черты их различия и сходства. Строение тканей растений и животных;
  2. Строение вегетативных и генеративных органов растения, их анатомию, морфологию и физиологию; анатомию, морфологию и физиологию животных, особенности строения и функционирования основных систем органов в сравнительном плане;
  3. Основные жизненные формы растений; систематику растительных организмов, особенности и жизненные циклы основных групп растений.
  4. Систематику животных, особенности строения и размножения представителей разных классов и семейств; содержание, кормление, разведение домашних животных;
  5. Заболевания, вызываемые болезнетворными бактериями и паразитами, правила их профилактики и меры борьбы с ними; ядовитые грибы и растения Крыма;
  6. Роль растений, грибов, бактерий и животных в природе и жизни человека; приспособленность организмов к среде обитания;
  7. Основные законы об охране представителей растительного и животного мира, а также виды, занесенные в Красную книгу.

К концу  обучения по программе учащиеся будут уметь:        

  1. Использовать ботанические и зоологические термины;
  2. Работать с микроскопической техникой; делать временные микропрепараты; работать с постоянными микропрепаратами;
  3. Ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
  4. Проводить самостоятельный поиск биологической информации;
  5. Работать с таблицами и схемами;
  6. Пропагандировать общечеловеческие ценности, гуманное отношение к природе.

К концу обучения у учащихся будут формироваться и развиваться такие личностные качества , как:

 1.  Стремление к здоровому образу жизни;

 2. Бережное отношение к природе родного края; понимание себя как части коллектива;

 3. Формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах общения, отношения к людям, к окружающему миру;

 4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

 5.  Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности .

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы.

2.1. Календарный учебный график программы

Продолжительность образовательного процесса – 36 учебных недель: начало занятий – 1 сентября, завершение - 31 мая.

График занятий: 2 раза в неделю,  занятия по 2 академических часа с 10-минутным перерывом согласно расписанию по группам.

Сроки контрольных процедур:

  • входной контроль: август – сентябрь;
  • промежуточная аттестация: декабрь;
  • итоговая аттестация: май.

2.2. Условия реализации  программы

Кадровое обеспечение - педагог дополнительного образования детей и взрослых.

Материально-техническое обеспечение программы:

 Занятия  проводятся в кабинете биологии

        

 Материально-техническая  база кабинета

1

Принтер

1

2

Ноутбук        

1

3

Интерактивный программно-аппаратный комплекс

1

4

Предметные стекла

1

5

Пинцет анатомический

5

6

Препаровальные иглы

15

7

Этномологический сачок

1

8

Чашка Петри        

5

9

Микроскоп световой

4

10

Цифровой USB-микроскоп

1

11

Микротом

1

12

Лупа лабораторная

8

13

Бинокль

4

14

Учебные таблицы по биологии (комплект)

1

15

Справочные биологические коллекции

1

16

Набор микроскопических препаратов

1

Методическое обеспечение образовательной программы:

Принципы  построения  работы:

•  от простого к сложному.

•  связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

•  научность.

•  доступность.

•  системность знаний.

•  воспитывающая и развивающая направленность.

•  активность и  самостоятельность.

•  учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

Методы обучения:

  1. Словесные методы;
  2.  Наглядные методы;
  3. Практические методы. 

Методы контроля: тестирование, защита рефератов ,участие в олимпиадах, конкурсах.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.

Педагогические технологии: 

Личностно-ориентированные технологии:

  • введение обучающихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций;
  • формирование у обучающихся разнообразных способов деятельности и развитие  творческих способностей;
  • использование метода  как  «ситуации успеха»;
  • использование методики разноуровневого подхода.

Технологии индивидуализации обучения:

  • способ организации учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка
  • выявление потенциальных возможностей всех учащихся (поощрение индивидуальности)

Игровые технологии:

 Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, занятия проходят в игровой форме (викторина)

Информационно – коммуникационные технологии:

  • проектор,
  • ноутбук.
  • интерактивный программно-аппаратный комплекс

Здоровьесберегающие технологии:

- психолого-педагогические (создание благоприятной психологической обстановки,  соответствие содержания обучения возрастным особенностям детей, чередование занятий с высокой и низкой активностью)

- физкультурно-оздоровительные (использование физкультминуток, динамических пауз, пластические разминки)

Рекомендуемые типы занятий:  комбинированные и практические занятия, контрольные занятия учета и оценки знаний, умений и навыков. 

Дидактические материалы:

• учебные таблицы по биологии (комплект);

• справочные биологические коллекции.

Алгоритм  занятия.

План проведения занятия предполагает следующие этапы:

  • Приветствие
  • Актуализация опорных знаний
  • Изучение нового материала, целеполагание
  • Обобщение ,систематизация и контроль знаний
  • Подведение итогов, рефлексия.

2.3. Формы аттестации и контроля.

С целью выявления уровня освоения программы проводится:

  • входной контроль – проводится с целью определения уровня развития детей (тестирование) ;
  • промежуточный контроль – с целью определения изменения уровня развития детей  (викторина)
  • итоговый контроль – с целью определения результатов обучения ( тестирование)
  • текущий контроль – осуществляется постоянно (тестирование ,защита рефератов, презентаций ,составление кроссвордов)

2.4 Список литературы

Список литературы для учащихся

1.Артамонов В.И. Занимательная физиология растений. – М.: Агропромиздат, 1991. – 336 с.: ил.

2.Биология. Весь школьный курс в таблицах / сост. Л. В. Ёлкина. – Минск: Букмастер: Кузьма, 2015. – 9-е изд. – 416 с.

3.Растения  Крыма: коварные  друзья/ Под общ. ред. Ежова В. Н.Ялта:2010.- 225 с.

4.Цимбал В.А. Растения. Параллельный мир. – Фрязино: «Век 2», 2009. – 144 с.

5.Цингер А.Я. Занимательная зоология. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР.- Ленинград : 1963.- 125 с.

Список литературы для родителей

1.Саркина И.С. Грибы знакомые и незнакомые. Справочник-определитель грибов Крыма. 2-е издание: уточненное и дополненное. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2013. – 440 с., цв. илл.

2.Цимбал В.А. Растения. Параллельный мир. – Фрязино: «Век 2», 2009. – 144 с.

3.Чернова Н.М. Общая экология. – М.: Дрофа, 2004. – 298 с.: ил.

Список литературы для педагога

1.Биология. Весь школьный курс в таблицах / сост. Л.В. Ёлкина. – Минск: Букмастер: Кузьма, 2015. – 9-е изд. – 416 с.

2.Дикорастущие полезные растения России / Отв. ред. А.Л. Буданцев, Е.Е. Лесиовская. – СПб.: Издательство СПХФА, 2001. – 663 с.

3.Догель В.А. Зоология беспозвоночных: Учебник для ун-тов/ Под ред. проф. Полянского Ю.И. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 1981. – 606 с., ил.

4.Определитель высших растений Крыма под ред. Рубцова.Издательство «Наука», Ленинград,1972. – 576 с.,ил.

Список интернет – ресурсов

http://www.plantarium.ru

https://mir-nasekomyh.ru

https://givotniymir.ru

http://bioformation.ru/                

3. Приложения

Мониторинг  результатов освоения программы

Приложение №1

Виды контроля

   Входной

Текущий

Промежутт

Текущий

Итоговый

п/п

    Дата

ФИО

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Уровни освоения программы:

Н – низкий

С – средний

В – высокий.

Успешность усвоения содержания программы контролируется с помощью таблицы мониторинга результатов (приложение №1), где результаты отмечаются в виде уровней.

Характеристика уровней оценивания таблицы мониторинга:

Низкий уровень  

  • знания ребенка поверхностны, расплывчаты, ошибочны .Слабо ориентируется в отличии строения клеток различных царств живой природы ,в строении вегетативных и генеративных органов растений ,в систематике животного и растительного мира. При работе с лабораторным оборудованием испытывает большие трудности.

Средний уровень        

  • знания ребенка иногда ошибочны .Использует некоторые ботанические и зоологические термины. На среднем уровне ориентируется в отличии строения клеток различных царств живой природы ,в строении вегетативных и генеративных органов растений ,в систематике животного и растительного мира. При работе с лабораторным оборудованием испытывает небольшие трудности.

Высокий уровень         

  •   Умело использует ботанические и зоологические термины. На достаточном уровне ориентируется в отличии строения клеток различных царств живой природы ,в строении вегетативных и генеративных органов растений ,в систематике животного и растительного мира. При работе с лабораторным оборудованием не испытывает трудности. Умеет работать с таблицами и схемами.

3.1. Оценочные    материалы

Задания для контроля успеваемости

Входной контроль

Тестирование.

За каждый верный ответ- 1 балл.

1.Для чего необходима растениям вода?

2.Что выделяет растение при дыхании?

3.Чем дышат животные?

4.Как называют организмы, парящие в толще воды?

5.Назовите животных, относящихся к позвоночным.

6. Какие увеличительные приборы используют для изучения клеток?

7. Какие вещества относят к органическим?        

8.Перечислите среды обитания живых организмов.

9.Что является органом размножения покрытосеменных растений ?

10. Как называется территория, где занимаются охраной и изучением растений и животных ?

Критерии оценивания:

Низкий  уровень: 1-6 баллов

Средний уровень: 7-8 баллов

Высокий уровень: 9-10 баллов

Промежуточный контроль

Викторина «Царство Грибы и Бактерии»                                                                 За каждый верный ответ- 1 балл.

  1. Из чего состоит таллом гриба? (гифы)
  2. О каких грибах идёт речь: живут на живых организмах, со смертью хозяина погибает и гриб. (грибы-паразиты)
  3. Назовите группу грибов: мукор, белый гриб, шампиньоны? (грибы-сапрофиты)
  4. Чем снабжает грибница растение-хозяина? (азотом, фосфором)
  5. Где у шляпочных грибов образуются споры? (в плодовых телах)
  6. Образуют ли дрожжи ….. ? (нет)
  7. Как размножаются дрожжи? (почкованием)
  8. Почему грибы выделили в отдельное царство? (сочетают признаки растений и животных)
  9. Могут ли грибы светиться в темноте? (некоторые, лёгкое зеленоватое свечение возникает в результате химических окислительных реакций, происходящих в клетках грибов в момент поглощения и кислорода)
  10. Из какого гриба получают лимонную кислоту? (аспергиллус – чёрная плесень )
  11. Способны ли грибы жить на керосине? (да, плесневые грибы)
  12. Этот гриб выглядит очень красиво, его студенистое тело, меняет цвет в зависимости от влажности воздуха. Назовите гриб? (Дрожалка)
  13. Этот гриб применяют в медицине как средство для выведения радионуклидов, при некоторых опухолевых заболеваниях и для лечения лимфосистемы? (дождевик)
  14. Как называется лечение грибами? (фунготерапия)
  15. Самый культивируемый съедобный гриб в мире, произрастает в Японии. Проникая глубоко внутрь клетки способен восполнять ресурсы кожи, ускорять процесс регенерации клеток, обладает сильным омолаживающим эффектом. Назовите гриб. (синитаке)
  16. Этот гриб умеет «ходить», второе его название «слезевик», скорость движения 1 см в час. (плазмодий)
  17. Самый – самый редкий гриб в мире, размером с куриное яйцо. Используется в лечении онкологии. При размножении издаёт дурной запах. (весёлка)
  18. Кто из учёных первый решил систематизировать грибы и их описать? (Плиний в 9 веке до нашей эры)
  19. Назовите сколько воды содержится в грибах? (90 %)
  20. Правило грибника гласит о том, что если найденные в лесу грибы вызывают хоть малейшее подозрение - …. (лучше от них отказаться)

       Критерии оценивания:

Низкий  уровень: 1-8 баллов

Средний уровень: 9-14 баллов

Высокий уровень: 15-20 баллов

Итоговый контроль

Задание №1 Выберите один правильный ответ. За каждый верный ответ 0,5 балла.

1. Кто изготовил первый микроскоп?

А. Аристотель        Б. Ломоносов              В. Линней                  Г. Левенгук

2. Корненожки передвигаются с помощью:

А. парных ножек      Б. ложноножек         В. ресничек               Г. корней

3.Какой вид губок используется в медицине?

А. бадяга пресноводная       Б. губка сикон      В. туалетная губка    Г.корзинка Венеры

4. Моллюски дышат:

А. только жабрами                                            Б. только легкими

В. только через поверхность мантии              Г. всеми перечисленными способами

5.Самые крупные экземпляры членистоногих массой до 20 кг встречаются в классах:

А. ракообразных        Б. паукообразных        В. насекомых       Г. во всех классах

6. Тело насекомых подразделяется на:

А. два отдела       Б. три отдела     В. четыре отдела          Г. большее число отделов

7. Многие двукрылые доставляют человеку много неприятностей, потому что они

 (выберите неверный вариант ответа)

А. переносят инфекционные заболевания

Б. питаются кровью людей и других теплокровных животных

В. загрязняют пищевые продукты в помещениях

Г. нападают на летающих насекомых

8. Промыслового значения среди рыб не имеют:

А. карпообразные     Б. кистеперые        В. осетровые           Г. сельдевые

9. Средняя температура тела у птиц равна:

А. примерно 30 градусам                     Б. температуре тела человека

В. примерно 40 градусам                     Г. примерно 45 градусам

10. Чем млекопитающие отличаются от других позвоночных животных?

А. наличием век, прикрывающих глаза                Б. наличием хвоста

В. пятипалыми конечностями           Г. наличием шерстного покрова у большинства видов

Задание №2 Вставьте пропущенное слово. За каждый верный ответ 0,5 балла.

1. В отличие от растений, животные питаются ________  __________ веществами.

2. Клетки, обеспечивающие защиту кишечнополостных и обездвиживающие их живую добычу, называются ____.

3. Парные выросты тела многощетинковых червей, способствующих движению, называются __________

4.___________ - сохраняется у низших представителей типа и развивается только у эмбрионов остальных видов, во взрослом состоянии преобразуется в _____( давшим название соответствующему подтипу).

5.Витамины D и Е  содержит ценный пищевой продукт - ____________трески.

6. Глаза змей имеют __________ веки.

7. Самое крупное наземное млекопитающее __________.

8.Подвижные соединения  костей образуют __________.

9. Транспортировку внутри организма всех необходимых для жизнедеятельности веществ осуществляет _________.

10. Биологически наиболее прогрессивно __________ размножение, обеспечивающее большее, чем, при __________ размножении, разнообразие признаков потомства и, следовательно, лучшую приспособленность к меняющимся условиям жизни.

11. Процесс сохранения  в природе особей, наиболее приспособленных к меняющимся условиям жизни, Ч. Дарвин  навал __________ _________.

12. В биоценозе имеются ___________- организмы, питающиеся остатками умерших растений и животных. К ним относятся  бактерии  и __________.

13. Примерно 10 тыс. лет назад древние люди научились получать более надежный, чем охота, постоянный источник пищи, а также тягловую силу и охрану от врагов благодаря ______ животных.

14. Природоохранные  территории,  где разрешены некоторые виды хозяйственной деятельности, если они не наносят вреда охраняемым объектам, называются ___________.

15. ___________  - способность организма отвечать на действия раздражителей окружающей среды.

Задание №3   Решите правильно или неправильно то или иное суждение. За каждый верный ответ- 1 балл.

1.  Тело простейших состоит  из одной клетки

2.  Стрекательные клетки расположены по всему телу кишечнополостных, но больше их на щупальцах животных.

3. На щупальцах осьминогов расположены присоски.

4. К членистоногим относятся дождевые черви, раки, пауки, насекомые.

5. У всех насекомых тело состоит из головы, груди и брюшка.

Задание №4    Распределите млекопитающих  по отрядам .За каждый верный ответ- 1 балл.

        1  – кенгуру, 2 - еж,   3 – крыса,  4– выхухоль, 5– косуля,  6- кабан,

 7- коала, 8 – утконос,  9 – белка, 10– кашалот, 11- морж, 12 – касатка.

А.Насекомоядные

Б.  Сумчатые

В.   Китообразные

Г.   Грызуны

Д.   Парнокопытные

Задание №5 К каким классам  относятся изображенные на рис. животные типа: Хордовые? За каждый верный ответ- 1 балл.

 Запишите  под номером каждого животного, изображенного на рис. соответствующее ему название класса, к которому это животное  относится.

  1        2              3

         4           5

Ключ.

№1   1 – Г.  2 – Б.  3 – А.  4 – Г.  5 – А.  6 – Б.  7 – Г.  8 – Б.  9 – В.  10 – Г.

№2   1 – готовые органические, 2 – стрекательные, 3 – параподии, 4 – хорда, 5 – печень,

6 – неподвижные, 7 – слон, 8 – суставы, 9 – кровь, 10 – половое, бесполое,  11 - естественный отбор, 12 – консументы, грибы, 13 – одомашнивание, 14 – заказники, 15 - раздражимость.

№3   Верные суждения: 1, 2, 3, 5.     Неверное суждение: 4

№4    А – 2, 4     Б – 1, 7       В – 10, 12       Г – 3, 9       Д – 5, 6

        (8, 11 – не относятся ни к одному из перечисленных отрядов)

№5   1 – класс Земноводные

         2 - класс  Птицы        

         3 - класс Млекопитающие

         4, 5 – класс  Пресмыкающиеся.

Критерии оценивания:

Низкий  уровень: 5-10 баллов

Средний уровень: 11-15 баллов

Высокий уровень: 16-20 баллов

Тестирование по теме: «Одноклеточные животные»                                        За каждый верный ответ- 1 балл.

1.Способ передвижения инфузории-туфельки:

а) псевдоподии

б) реснички

в) жгутики

г) ложноножки

2  Органоид клетки с помощью которого эвглена улавливает свет:

а) светочувствительный глазок

б) сократительная вакуоль

в) ядро

г) клеточный рот

3  Что нового появляется у инфузории в отличие от амебы и эвглены?

а) ядро

б) сократительная вакуоль

в) порошица

г) пищеварительная вакуоль

4  Какой из данных организмов использует миксотрофный способ питания, то есть смешанный:

а) инфузория

б) амеба

в) эвглена

г) малярийный плазмодий

5  Для перенесения неблагоприятных условий среды простейшие образуют:

а) цисту

б) гамету

в) зиготу

г) порошицу

6  Выберите одноклеточный организм, который не является паразитом:

а) малярийный плазмодий

б) лейшмания

в) дизентерийная амеба

г) эвглена зеленая

7  Выберите из предложенного перечня одноклеточный организм, не имеющий постоянной формы тела:

а) инфузория - туфелька

б) амеба обыкновенная

в) эвглена зеленая

8  Сократительные вакуоли необходимы:

А- для пищеварения;

Б – для газообмена;

В – для поглощения воды из окружающей среды;

Г – для удаления избытка воды с растворенными продуктами жизнедеятельности.

9  Органоид выделения непереваренных частиц пищи:

А. сократительная вакуоль

Б. порошица

В. клеточный рот

10 У саркодовых для передвижения и захвата пищи образуются:

А. жгутики

Б. ложноножки(псевдоподии)

В. Реснички

 Ключ

1 –б ; 2- а; 3- в; 4- в; 5- а; 6- г; 7- б; 8- г; 9- б; 10- б.

Критерии оценивания:

Низкий  уровень: 1-4 баллов

Средний уровень: 5-7 баллов

Высокий уровень: 8-10 баллов

3.2. Методические материалы

Методическая литература и методические разработки для обеспечения образовательного процесса являются образцом для разработки учебно-методического комплекса, оригиналы материалов хранятся у педагога дополнительного образования и используются в образовательном процессе.

План конспект занятия по теме:«Типы размножения»  

Педагог дополнительного образования :  Лисюра Т.Н.

Цели:   Изучить способы вегетативного размножения, выработать практические умения и навыки по размножению растений с помощью вегетативных органов;

Оборудование:  таблицы по размножению,  комнатные растения, нож, вода, горшок с землей, черенки растений. Компьютер, оснащенный проектором.
Видеоматериал.
Задачи занятия
1. Конкретизировать знания обучающихся о вегетативных органах растений и изучить основные способы вегетативного размножения растений.
2. Прививать практические навыки и умения - размножать растения и ухаживать за ними. 
3. Показать роль вегетативного размножения в природе и сельскохозяйственном производстве.
Тип занятия: комбинированный.

        
I. Организационный момент (проверка готовности обучающихся).

II. Мотивация знаний (материал занятия раскрывает связи теоретических знаний с практикой, значение биологических знаний при выращивании растений).
 Ребята. А если растение не цветковое или процесс опыления не возможен, то как размножаются растения? Об этом мы поговорим сегодня на занятии.

Проблемный вопрос обучающимся:

-
Почему растения, для которых характерен в основном неподвижный образ жизни, широко распространены по земному шару?

Ответ на этот вопрос вы найдёте сегодня на занятии, тема которого “
Вегетативное размножение растений.

  1. Какие растения являются Цветковыми? Как ещё их называют и почему?( Растения которые цветут, Покрытосеменные)
  2. На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений? Что относят к вегетативным, а что к генеративным органам?( вегетативные – корень, побег, лист,  ; генеративные – цветок, плод и семя )

Что такое размножение? (Размножение – воспроизведение себе подобных)

Объяснение педагога:
Растения расселяются, занимают новые территории благодаря размножению. Ведь размножение – это характерный признак всех живых организмов воспроизводить себе подобных. Хотя каждый организм живет ограниченное время, благодаря размножению растения существуют на Земле миллионы лет.
 Размножение – единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма, и, следовательно, к этому процессу относиться следует с глубочайшим трепетом и уважением. В определенную пору размножаются растения, животные, грибы, бактерии. Это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому, не прерывается нить жизни.

  1. Какие способы размножения растений вам известны? ((половое и бесполое)

Педагог: Подумайте, какую форму бесполого размножения человек часто использует в своей практической деятельности? (Вегетативное размножение растений)

  1. Почему размножение называют вегетативным?
  2. Перечислить вегетативные органы цветковых растений. Вегетативное размножение растений - это способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из вегетативных органов, их частей или их видоизменений, а также групп клеток.

    Почему именно этот способ размножения? В чем его преимущества?  (Если затруднено размножение с помощью семян, быстрее вырастают и начинают плодоносить, быстрее расселяются и захватывают новые территории).

Используя свой жизненный опыт, вспомните, какими способами осуществляется вегетативное размножение растений?

III. Усвоение новых знаний.
Способы вегетативного размножения:

1. Листьями – целым листом (бегония, очиток, каланхоэ, седум, фиалка) или частью листа (сансевьера)

Надземные части побегов

2.Стеблевые черенки .          Стеблевой черенок – это отрезок побега с несколькими узлами, почками и придаточными корнями ( смородина, роза, тополь, бальзамин, роза, виноград, традесканция)

Перед фрагментом “Размножение отводками” сообщение педагога:

К сожалению, при размножении стеблевыми черенками не всегда удаётся легко получить новое растение: черенки являются очень уязвимыми, они могут загнивать, повреждаться болезнями и вредителями. Поэтому в садоводстве чаще применяют другой, более надёжный способ – размножение отводками.

3. Отводками. Отводок – это отделенный от растения укоренившийся боковой побег ( крыжовник ,смородина, жасмин)

4. Делением кустов- большой куст делят на части (Деление куста – это деление растения с побегами и корнями в продольном направлении на несколько частей, которые затем рассаживаются(многолетние травы, пионы, полынь, маргаритки, флоксы, примула)

5. Усами. Усы – это удлиненные надземные ползучие недолговечные

 побеги с длинными междоузлиями и чешуевидными листьями, образующие на верхушках розетки листьев, укореняющиеся с помощью придаточных корней (хлорофитум, виктория, лютик, земляника.)

6. Ползучими побегами
(луговой чай, клюква, живучка, белый клевер)  Разрастаясь растение захватывает всё большую площадь, вытесняя при этом  иногда соседние растения. Новые растения, нарастая своими верхушками,  старятся и начинают отмирать у основания. Боковые побеги разъединяются , и оказывается уже несколько самостоятельных растений.

Частями корня

 7.Корневой черенок   Корневой черенок –         

это отрезок корня с придаточными почками у корнеотпрысковых растений – одуванчик, малина, вишня, осот.

8. Корневыми отпрысками.   Слива, малина, вишня сирень, осина, Иван-чай, бодяг. Некоторые растения способны образовывать почки на корнях. Побеги, выросшие из этих почек, называют корневыми отпрысками, а сами растения корнеотпрысковыми.

Подземными видоизменёнными побегами.

9. Луковица.   Детка луковицы – это разросшаяся боковая почка, отделившаяся от луковицы, – лук, чеснок, тюльпан, нарцисс)

10. Клубень.      Клубень — это однолетний подземный побег растения с утолщенным стеблем, часто имеющим сферическую форму, и зачаточными листьями, из пазушных почек которых на следующий год вырастают новые побеги (картофель, тапинамбур, георгина, батат)

11Клубнелуковица.  Встречается у гладиолуса.

12Корневищем.      Размножаются пырей, ландыш, ирис , орхидея.

Перед фрагментом “Прививка почкой (окулировка)” сообщение педагога:

Следующий способ размножения является достаточно сложным и может быть выполнен при наличии необходимых навыков. Без него не обходится ни один садовод, поэтому следите за тем, в каком порядке проводятся действия и запоминайте названия.

13. Прививка   Это приживление одной части  растения на другое растение. Другое название –Трансплантация.

Растение на которое прививают, называется – подвоем, а растение которое прививают – привоем. В с/х прививки имеют большое практическое значение. Выращивание сортовых плодовых деревьев всегда осуществляется прививками.

Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование  придаточных корней (яблоня, груша, цитрусовые).

Прививка:

а) почкой  или глазком (летом)  окулировка  важно чтобы срезанный глазок имел небольшой участок коры и камбиального слоя. Сращивание глазка с подвоем происходит через 10-15 дней.

б) черенком (весной).  Черенки срезают у сильных здоровых растений , как правило, зимой. Хранят черенки до весны в прохладном месте, обычно под снегом.

Физкультминутка.

14. Культура тканей. Для выращивания новых растений берут небольшие кусочки живой ткани растения или отдельные клетки, взятые из любого органа. Этот способ дорогой и трудоёмкий. Но почему его используют? Сообщение обучающегося)

Мы перечислили основные методы вегетативного размножения. А какого его значение?

Значение вегетативного размножения.
1. Растения быстро расселяются на новой территории.
2. Иногда семенное размножение затруднено и вегетативный способ размножения является единственным, например, земляника, ландыш, сныть растущие в тени, практически не цветут и не образуют семян.
3. Сохраняются все признаки материнского растения.
4. Успешная конкуренция с другими растениями. 

Просмотр видеоматериала

IV. Закрепление новых знаний:

1.О каком способе вегетативного размножения идет речь в загадке:

«У мамы дочки на шнурочке»?

2.Прокомментируйте поговорки:

«Приживчивое дерево ива: из тычки растет»

«Верба что луговая трава: ее выкосишь, а она снова выросла»

«Кто крапиву с корнем не удаляет, тот понапрасну пропалывает»

Рефлексия




3.3. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата проведения

Тема урока

Формы аттестации/ контроля

план

факт

  Введение  (2часа)

1

Вводный инструктаж, первичный инструктаж по ТБ. Знакомство с учащимися, ознакомление их с  планом работы, учебными объектами. Входной контроль.

Тестирование

Тема 1 . БОТАНИКА – НАУКА О РАСТЕНИЯХ (22 часа)

2

История биологии как науки. Значение науки биологии в жизни человека. Происхождение жизни на Земле.

3

История создания микроскопа. Знакомство с лабораторной (химической) посудой, строением микроскопа.

Устный опрос

4

Лабораторная работа № 1. Строение микроскопа. Работа с фиксированными препаратами.

5

История ботаники как науки. Общая характеристика царства растений

6

Строение клетки.  Понятие о тканях

Устный опрос

7

Лабораторная работа № 2. Изучение строения растительной клетки кожицы лука (традесканции) под микроскопом.

8

Стебель – как осевой орган растения. Лабораторная работа № 3. Изучение строения корня. Типы корневых систем. Видоизменение корней.

9

Строение цветка. Формулы цветков.

10

Морфология и анатомия почек и листа. 

11

. Опыление растений и его разновидности.

Устный опрос

12

Подведение итогов :составление  кроссвордов

Составление кроссвордов

Тема 2. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ (24ч.)

13

Классификация растений. Бинарная номенклатура.

14

Водоросли. Лабораторная работа № 4. Изучение разнообразия водорослей.

15

Особенности строения, размножение, систематика, значение мхов, папоротников, плаунов.

16

Папоротниковидные Крыма.

Устный опрос

17

Голосеменные.

18

Лабораторная работа № 5. Изучение голосеменных растений.

19

Голосеменные Крыма.

Устный опрос

20

Общая характеристика покрытосеменных растений.

Устный опрос

21

 Редкие растения Крыма.

22

Лабораторная работа № 6. Изучение признаков разнообразных семейств покрытосеменных растений.

23

Лабораторная работа № 7. Работа с определителем растений Крыма.Подготовка к защите рефератов.

24

Подведение итогов. Защита рефератов..

Тема 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ    (12 часов)

25

Грибы-сапрофиты и паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Охраняемые грибы Крыма.

26

Строение лишайников. Накипные, листоватые и кустистые лишайники.  

Устный опрос

27

Лабораторная работа № 8. Изучение строения и процессов жизнедеятельности грибов и лишайников.

28

Конференция:Понятие о микробиологии. Опасные бактерии.

29

Лабораторная работа № 9. Изучение разнообразия бактерий.

30

Промежуточный контроль.Викторина «Царства  Бактерий и грибов»

Тема 4. ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ РАСТЕНИЙ

(20 часов)

31

Типы питания растений (минеральное, органическое, водное, воздушное, растения-хищники, растения-паразиты).

32

Лабораторная работа № 10. Заложения опыта по выращиванию семян пшеницы на разных субстратах (водной культуре, почве, дистиллированной воде). Опыт «Окрашивание цветка».

33

Понятие о фотосинтезе растений. Лабораторная работа № 11. Подведение итогов опыта Л. Р. № 10. Заложение опыта «образование крахмала в листьях растений».

34

Дыхание растений.

35

Транспирация .

Устный опрос

36

Лабораторная работа № 12. Результаты опыта Л. Р. № 11.  Опыт «Могут ли растения дышать?» Заложение опыта Л.Р. № 13.

37

Типы размножения.

38

Лабораторная работа № 13. Размножение растений вегетативным способом.

39

Понятие о движении растений. Тропизмы, настии и таксисы. Фотопериодизм.

40

Подведение итогов. Брейн-ринг «Физиология растений»

Тема 5. ЗООЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВОТНЫХ

(48 часов)

41

История зоологии как науки. Царство животные

42

Сходство и различия растительной и животной клетки.

43

Лабораторная работа № 14. Изучение строения клетки животных. 

44

Общая характеристика тканей

45

Простейшие.Общая характеристика многоклеточных животных. Понятие о позвоночных и беспозвоночных животных.

Устный опрос

46

Лабораторная работа № 15. Изучение строения и разнообразия простейших животных.

47

Тип Кишечнополостные.

48

Общая характеристика плоских,круглых и кольчатых червей.

49

Анатомия дождевого червя. Меры предупреждения от заражения.

50

Лабораторная работа № 16. Изучение анатомии и морфологии плоских, круглых и кольчатых червей.

51

Общая характеристика типа Членистоногие Систематика.

52

Лабораторная работа № 17. Сравнение представителей классов Ракообразные, Паукообразные и Насекомые.

53

Лабораторная работа № 18. Изучение представителей класса Насекомые.

54

Общая характеристика типа Моллюски. Систематика: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие

55

Харатеристика типа Иглокожие.

56

Общая характеристика типа Хордовые. Систематика: класс Рыбы, класс Земноводные, класс Пресмыкающиеся, класс Птицы, класс Млекопитающие.

57

Класс Хрящевые рыбы, класс Костные рыбы.. Аквариум – как искусственная экосистема. Редкие и древние виды. 

Устный опрос

58

Лабораторная работа № 19. Изучение внешнего и внутреннего строения рыб.

59

Лабораторная работа № 20. Изучение внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки.

60

Лабораторная работа № 21. Изучение внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся.

61

Пресмыкающиеся и птицы Крыма.

62

Лабораторная работа № 22. Изучение представителей различных семейств класса Птицы.

63

Лабораторная работа № 23. Изучение внешнего и внутреннего строения тела млекопитающих.

64

Тестирование.

                                              ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

(16 часов)

65

Микроскопия. Изучение клеток растений

Устный опрос

66

Методика приготовления временных микропрепаратов различных органов растений.

67

Изучение микробиоты реки.

68

Экскурсия.

69

Выращивание инфузорий и других Простейших на различных питательных средах.

70

Красная книга Республики Крым

71

Изучение редких растений и животных .

72

Итоговый контроль. Тестирование.

3.4. Лист корректировки

Причина корректировки

Дата

Согласование с заведующим подразделения (подпись)














3.5. План воспитательной работы

I полугодие  (сентябрь-декабрь)

№ п/п

Содержание работы

Сроки

1. Гражданское и патриотическое воспитание: формирование патриотических, ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа.

1.1.

беседа «Патриотические праздники России» (День Защитника Отечества, День Победы и День Народного Единства). Работа с  терминами «патриот», «патриотизм», «патриотический» познакомить учащихся с историей праздников.

Сентябрь

1.2.

беседы «Моя Родина», «Государственные символы России»

беседа «Я гражданин своей страны»

Октябрь

1.3.

4 ноября «День Народного Единства», а также «День добрых дел», проведение акцию "Спешите делать добрые дела" (помощь престарелым людям, инвалидам, ветеранам войны и труда, больным, одиноким)

Ноябрь

1.4

беседа «Я – Крымчанин!» о патриотизме, толерантности и уважительном отношении к народам разных национальностей, проживающих в Крыму.

Декабрь

2. Духовно-нравственное воспитание: формирует ценностные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

2.1.

беседа – 8 сентября «Международный день грамотности»

Культура умственного труда.

Главные ценности жизни. Беседа о человеческих пороках, о категориях добра и зла, о безнравственном и противоправном поведении людей, о роли самого человека в их предотвращении.

Сентябрь

2.2.

беседа «Профессия родителей. Трудовые семейные традиции»

Профессия, которая мне нравится. Чему я учусь на занятиях в Центре.

Октябрь

2.3.

беседа «Здоровый образ жизни, спорт, правильное питание»

беседа «Вредные привычки и борьба с ними»

беседа «День Матери», в России в последнее воскресенье ноября

беседа «Учись быть Человеком»

Ноябрь

2.4.

беседа 1 декабря Всемирный день борьбы со СПИДом

беседа «Русские традиции» мероприятия, посвящённые Новому году.

Декабрь

3. Эстетическое воспитание: эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; развитие музейной и театральной педагогики

3.1.

беседа «В человеке всё должно быть прекрасно…»

Сентябрь

3.2.

беседа-диспут «О вкусах спорят?»

Октябрь

3.3.

беседа «Любите ли вы театр?»

Ноябрь

3.4.

акция «Создаем новогоднюю сказку своими руками»

Декабрь

4. Экологическое воспитание: формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов, осознания функций природы в жизни человека, чувстве личной причастности к сохранению природных богатств и активной исследовательской деятельности природы родного края, практической деятельности по охране природы полуострова, ознакомления учащихся, воспитанников с рекреационным потенциалом Крыма.

4.1.

беседа 16 сентября – Международный день защиты озонового слоя

неделя 21-27 сентября – Всемирная акция очисти планету от мусора. (акции: «Отходам нет хода», «Парк вместо свалок», «Атака на пластик»)

беседа Всемирный день морей

Сентябрь

4.2.

22 октября Международный день без бумаги

Провести акцию «Научимся использовать бумагу рационально!» (как с помощью электронных и других технологий можно внести вклад в сохранение природных ресурсов) 31 октября Международный День Черного моря – провести конкурс рисунков

Октябрь

4.3.

12 ноября Синичкин день – конкурс кормушек - «Дом птицы»

29 ноября День создания Всероссийского общества охраны окружающей среды (ВООП).

Ноябрь

4.4.

3 декабря Международный день борьбы с пестицидами беседа «Мир без пестицидов»

Декабрь

5.Физическое укрепление и сохранение здоровья, профилактика негативных привычек, приобщение к физкультуре и спорту

5.1.

беседа «Режим дня, укрепляющий здоровье»

Сентябрь

5.2.

беседа «Профилактика ОРВИ и закаливание»

Октябрь

5.3.

беседа «Мои спортивные достижения»

Ноябрь

5.4

акция «Нет вредным привычкам!»

Декабрь

6. Трудовое реализуется посредством: воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

6.1.

акция «Школьный двор»

Сентябрь

6.2

акция «Открытка для учителя»

Октябрь

6.3.

акция «Я помогаю в домашних делах»

Ноябрь

6.4.

беседа «Трудолюбие и упорство в достижении цели – залог высоких достижений»

Декабрь

7. Познавательное: содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества

7.1.

беседа «Культура умственного труда в школе и дома»

Сентябрь

7.2.

беседа «5 октября - День Учителя»

Октябрь

7.3.

беседа «Культура умственного труда в школе и дома»

Ноябрь

7.4.

беседа «Культура умственного труда в школе и дома»

Декабрь

II полугодие (январь - май)

1. Гражданско-патриотическое воспитание.

1.1.

беседа о мужестве, посвященная Дню Защитника Отечества

беседа «Дети – герои Великой Отечественной Войны»

февраль

1.2.

беседа «Достопримечательности Симферопольского района и родного села»             - экскурсия по окрестностям села

март

1.3.

беседа «13 апреля – День освобождения Симферополя от захватчиков»

беседа «Города-герои Великой отечественной войны»

апрель

1.4.

беседа «Никто не забыт, ничто не забыто»

май

2. Духовно-нравственное воспитание: формирует ценностные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

2.1.

мероприятия в кружках «Рождество Христово»

беседа – 11 января «Международный день спасибо»

третье воскресенье января Всемирный день религии, беседа о религии в нашей стране и о существующих религиях в мире (христианство, мусульманство, иудаизм, буддизм)

Январь

2.2.

Семейные обряды.

Моя семья – мое богатство.

беседа о Любви (к семье, к отечеству, к природе, к истине, добру, к своей деятельности, ко всему прекрасному и т.д.)

Февраль

2.3.

Беседа «Праздники и обычаи народов Крыма»

Март

2.4.

Беседы и диспуты:

Что такое самовоспитание?  Что такое характер?

Познай себя. Великие люди о воспитании.

принять участие в ежегодном Дне благотворительности и милосердия «Белый цветок» в Ялте, в Ливадии.

Апрель

3 Эстетическое Эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; развитие музейной и театральной педагогики

3.1.

беседа «Красота вокруг нас…»

Январь

3.2.

беседа-диспут «Всегда ли модно – это красиво?»

Февраль

3.3.

акция «Открытка для мамы»

Март

3.4.

акция «Готовимся к Пасхе»

Апрель

3.5.

беседа «Театр и музей в нашей жизни»

Май

4. Экологическое воспитание формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов, осознания функций природы в жизни человека, чувстве личной причастности к сохранению природных богатств и активной исследовательской деятельности природы родного края, практической деятельности по охране природы полуострова, ознакомления учащихся, воспитанников с рекреационным потенциалом Крыма.

4.1.

11 января День заповедников и национальных парков

Провести заочную экскурсию «Крымские заповедники»

Январь

4.2.

Всемирный День защиты китов и морских млекопитающих

беседа «Что такое Видеоэкология?»

Февраль

4.3.

Всемирный День Воды (Всемирный день охраны водных ресурсов).

Март

4.4.

Международный день земли

экскурсия в Ботанический Сад КФУ им. Вернадского

Апрель

4.5.

День птиц: беседа о проблемах сохранения исчезающих видов птиц, и создания для всех птиц приемлемых условий обитания рядом с человеком

Беседа о милосердии

принять участие в ежегодном Дне благотворительности и милосердия «Белый цветок» в Ялте, в Ливадии.

Апрель

4.6.

Всероссийский день посадки леса, провести беседу «Защитим лес»

беседа «Международный день климата»

Май

5.Физическое укрепление и сохранение здоровья, профилактика негативных привычек, приобщение к физкультуре и спорту

5.1.

беседа «Как стать настойчивым в учении, труде, спорте»

Январь

5.2.

беседа «Молодежь – за здоровый образ жизни»

Февраль

5.3.

беседа «Как стать сильным и выносливым»

Март

5.4

беседа «Папа, мама, я – спортивная семья»

Апрель

5.5.

беседа «Лето с пользой для здоровья»

Май

6.Трудовое реализуется посредством: воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

6.1.

беседа «Культура учебного труда и организация свободного времени»

Январь

6.2

беседа «Профессии моей семьи»

Февраль

6.3.

акция «Лучший подарок маме – помощь в домашних делах»

Март

6.4.

акция «Трудовой десант»

Апрель

6.6.

акция «Чистый и уютный   школьный двор»

Май

7. Познавательное Содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества

7.1.

беседа «25 января - «Татьянин день». День студента. Куда пойти учиться после школы и как готовиться к поступлению»

Январь

7.2.

беседа «8 февраля - День русской науки»

Февраль

7.3.

беседа «21 февраля Международный день родного языка»

Февраль

7.4.

беседа «12 апреля День космонавтики»

Апрель

7.5.

беседа «Каникулы с пользой: познаём новое, увлекательное, интересное»

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа по предмету «Коллективное музицирование - ансамбль» с включением дополнительной программы по развитию национально-регионального компонента «Музыка родного края»

В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций в ходе традиций национальных культур. Этот процесс коснулся и НАО, который является центром самобытной ненецк...

Образовательная дополнительная программа"Я и ты - страна Россия"

Данная образовательная программа реализуется в рамках нескольких направленностей: военно-патриотической, туристско-краеведческой, социально-педагогической. В 2002 году В Подольском муниципальном район...

Образовательная дополнительная программа по русскому народному творчеству "Жили-были"

В данной работе сделана попытка на основе русского народного творчесова создать программу по изобразительному искусству. Программа предназначена для детей 7- 10 летнего возраста (начальная школа) и мо...

Дополнительная программа по предмету «Туризм» 5 класс Авторы-составители: Учитель географии -- Чиркова Нина Павловна

Учебно-воспитательный процесс требует от учащегося школы в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную физическую деятельность и непосредствен...

Авторская дополнительная программа по швейному делу «Маленькие секреты элегантности»

Программа предусматривает более углубленное изучение темы "Шитье по журналам мод"....

Программа по предмету "Сольное пение" является частью дополнительной программы ранней профессиональной ориентации "Музыкальное исполнительство", срок реализации - 1 год.

  Учебный предмет "Сольное пение" занимает одно из ведущих мест в образовательном процессе хорового отделения. Основная направленность настоящей программы - расширение у обучающи...