Образовательная дополнительная программа"Я и ты - страна Россия"
методическая разработка (8 класс) по теме

Иванова Людмила Владимировна

Данная образовательная программа реализуется в рамках нескольких направленностей: военно-патриотической, туристско-краеведческой, социально-педагогической. В 2002 году В Подольском муниципальном районе было создано районное детское объединение "Патриоты Подолья" как ответ на запрос учащихся и их родителей на консолидацию детей разных нацилональностей, населяющих Подольский район, их занятие общественно-полезной деятельностью и духовно-нравственное развитие через детские общественные организации. С этой целью и была разработана дополнительная образовательная программа "Я и ты - страна Россия", воспитывающая у детей разных национальностей и вероисповеданий чуввтсво преданности земле, на которой они живут. По итогам областного конкурса методических материалов в номинации "Дополнительные образовательные программы военно-патриотической направленности" программа "Я и ты - страна Россия" заняла 3 место (2009 г.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ya_i_ty-strana_rossiya.doc236 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Подольского муниципального района

Отдел дополнительного образования детей

«Согласовано»                                                                     « Утверждаю»

МС №___ от «___»____ 2011г.                                             Начальник отдела дополнительного                

                                                                                                  образования ___________

                                                                                                     

Дополнительная образовательная программа

военно-патриотической направленности

«Я и ты – страна Россия»

для обучающихся 13-16 лет

Срок реализации – 3 года

                                     Автор – Иванова Людмила Владимировна

                                              методист отдела дополнительного образования

Пос. Поливаново

2011 г.

Пояснительная записка

                                                                                     Будущее России в руках её граждан

                                                                                                                            Д.С. Лихачев.

                 Данная образовательная программа реализуется в рамках нескольких направленностей: военно-патриотической, туристско-краеведческой, спортивно-технической, социально-педагогической.

                 Отсутствие в России объединяющей идеи породило актуальные проблемы современности – политические, социально-экономические, духовно-нравственные, национальные. Раскол некогда сильной многонациональной державы стал причиной формирования суверенных государств, в которых вышеназванные проблемы встали более остро. Это привело к оттоку населения на территорию Российской Федерации. Дети разных национальностей пошли учиться в российские школы, юноши – служить в Российскую армию, что породило национальную неприязнь и образование различных неформальных националистических организаций.    

                 Изменился и национальный состав Подольского района, увеличилось количество жителей – представителей различных национальностей и народностей. Это в свою очередь обозначило круг важных проблем:  сложности адаптации детей различных национальностей в русскоязычную среду, а также их взаимодействие в условиях повседневной жизни. Поэтому в 2002 году было создано  районное детское объединение «Патриоты Подолья» как ответ на запрос со стороны учащихся и их родителей на консолидацию детей разных национальностей, населяющих Подольский район, их занятие общественно-полезной деятельностью и духовно-нравственное развитие через детские общественные организации.  

                  С этой целью была разработана дополнительная образовательная программа «Я и ты – страна Россия», воспитывающая у детей разных национальностей и вероисповеданий чувства преданности земле, на которой они живут, культуру межнациональных отношений, а также создающая условия для их социальной активности и адаптации. Основные идеи программы были апробированы в ходе реализации районной программы «Патриотическое воспитание в образовательных учреждениях Подольского муниципального района».

                Особенность программы в том что, что она является подготовительной к конкурсной программе традиционного слета юных патриотов Подолья и построена с учетом региональных, военно-исторических и культурных  традиций Подольского края.

Цель программы:

  1. формирование гражданского сознания и гражданской позиции подростков путем их приобщения к общественным ценностям и нравственным нормам;
  2. создание условий для самореализации и самосовершенствования личности посредством включения в творческую деятельность на основе демократических, толерантных отношений.

Задачи

В области обучения:

  1. закрепление у подрастающего поколения определенных знаний,  

умений  и навыков, необходимых будущему гражданину страны;

  1. приобщение учащихся к изучению военно-исторического наследия    

     родного края;

  1. формирование навыков туристской техники, ориентирования,  

     выживания в экстремальных условиях;

  1. овладение приёмами строевой и огневой подготовки;
  2. формирование умений и навыков оказания первой медицинской  

          помощи;

  1. изучение природной окружающей среды;
  2. привитие навыков и умений исследовательской работы;

     В области воспитания:

  1. воспитание готовности достойно выполнять свой гражданский долг,  

     чувства уважения к героическому прошлому страны;          

  1. формирование гражданской позиции, выявление и развитие

     организаторских  способностей учащихся, их готовности к участию  

      в общественной жизни страны;  

  1. становление толерантного сознания и поведения детей и подростков;        
  2. формирование самостоятельности и волевых качеств;
  3. воспитание чувства бережного отношения к природе;  
  4. формирование «чувства локтя» - умения работать в одной команде.

В области развития:

  1. развитие познавательной, общественной активности учащихся;
  2. развитие духовных и физических качеств, необходимых  при  

      действиях в чрезвычайных ситуациях;

  1. развитие силы, выносливости, координации   движений в соответствии  

     с возрастными и физическими возможностями детей.

        Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы и формы работы:

  1. метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
  2. поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа воспитанников с выполнением различных заданий на экскурсиях, в походах, на занятиях);      
  3. метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в  соревнованиях, конкурсах, слетах, походах, экскурсиях;
  4. метод контроля: врачебный контроль, контроль качества усвоения программы, роста достижений.

               Для реализации программы могут использоваться разнообразные   формы работы: проведение занятий, экскурсий, походов, конкурсов, викторин и т.п. В ходе освоения программы ребята знакомятся с символикой страны и родного края, символами воинской чести, доблести  и славы, учатся определять названия почетных наград за воинские заслуги в бою и военной службе, обретают опыт выпуска боевого листка, способствующий развитию речи и формированию коммуникативных навыков.

                Большое внимание в программе уделяется физической подготовке, ведению здорового образа жизни, навыкам и умениям в стрельбе из пневматической винтовки, неполной сборки и разборки АКМ (макет), основам строевой подготовки. Все это является важным звеном в подготовке мальчиков к несению воинской службы. Предусмотрены в программе экскурсии в воинские части, походы по местам боевой славы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Вышеупомянутые мероприятия  служат формированию в учащихся гордости за свою малую Родину, способствуют сбережению и приумножению Памяти, сохраняющей связь времен и преемственность поколений.      

             Важной частью программы является туристско-краеведческая подготовка обучающихся. Сюда входит подготовка группового и личного снаряжения туристов, правила укладки рюкзака, организация бивуака и правильного питания, инструктажи по проведению туристских походов, формирование умения разбираться в лекарственных растениях, съедобных ягодах и грибах и т.п. Дети учатся действовать в экстремальных ситуациях, соблюдать меры предосторожности при движении по осыпям, травянистым склонам, оказывать элементарную медицинскую помощь.

              Теоретическая часть программы – это занятия, устные журналы, исследования.  Органичным элементом образовательной программы является социально проектирование как ведущее средство воспитания гражданственности. Практическая часть программы предусматривает проведение походов, военно-спортивных игр, слетов, вахт Памяти, экскурсий (с приложением маршрутных листов), организации постов №1, посадки аллей славы и т.п. Это способствует успешному усвоению программы, формированию коллектива, развитию гражданского сознания юношества, реалистичной жизненной позиции, самостоятельности.                

Контроль обучения и развития детей осуществляется  следующими формами: собеседование, зачет, вопросник по программе, открытое занятие, выполнение нормативов, участие в конкурсах, выставках, слетах, выступление на концертах, соревнованиях.

                  Данная программа рассчитана на 3 года и  детей в возрасте 13-16 лет. Для зачисления в объединение, специальных знаний и подготовки не требуется, зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.  Программа каждого года обучения представляет собой

завершенный тематический блок знаний и может рассматриваться как самостоятельная программа, рассчитанная соответственно на один, два, три года обучения. Первый год обучения предполагает 144 часа, второй – 216 часов, третий – 144 часа. Режим занятий -2 раза в неделю по 2 часа (1-й год обучения); 3 раза в неделю по 2 часа (2-й год обучения), 2 раза в неделю  по 2 часа (3-й год обучения).

Основной идеей программы является идея личностно-ориентированного подхода к учащемуся, обеспечение педагогическими средствами свободного процесса развития и становления сознательного гражданина своей страны, обладающего политической культурой, критическим мышлением, готовностью отдать силы, энергию, талант на благо общества.

Основные принципы программы:

  1. природосообразности – приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретаемыми качествами в его развитии;
  2. гуманизации воспитательного процесса;
  3. дифференциации и индивидуализации обучения – учет психических и физических возможностей и способностей каждого ребенка;
  4. сотрудничества участников образовательного процесса и доступности обучения.

Прогнозируемые результаты  и критерии их замера

   Прямыми критериями оценки результатов обучения служат успешное усвоение программы, прирост спортивных достижений, участие в походах, соревнованиях, экскурсиях, слетах, краеведческих конференциях и исторических викторинах при наличии положительных результатов.

                Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности; развитие чувства ответственности товарищества, а в конечном итоге – воспитание социально активных, физически здоровых, сознательных граждан своей страны.

                В процессе обучения предусматриваются аттестации  (теоретические и практические зачеты), тестовые проверки и зачетные соревнования (по стрельбе), а также участие в традиционном слете «Патриоты Подолья». Осваивая разделы программы, учащийся сможет осознанно выбрать подходящую специализацию и, используя широкий комплекс полученных знаний, умений и навыков, продолжить свое развитие в одном из специализированных заведений.

          Условия, необходимые для решения поставленных задач:

  1. привлечение к совместной деятельности детей, а также членов их семей;
  2. участие в соревнованиях и матчевых встречах по туризму, ориентированию, топографии, военно-спортивных играх, слетах;
  3. посещение памятных мест Подольского района и Московской области (памятников, мемориалов, музеев и т.д.), встречи с ветеранами ВОВ, воинами срочной службы;
  4. взаимное общение детей из различных патриотических объединений района.

Контроль и диагностика

        Важнейшим звеном  деятельности является учет, проверка, оценка знаний, умений и навыков учащихся.

      В связи с поставленными задачами, контроль осуществляется по  таким направлениям:

  1. индивидуальное  развитие личности ребенка;
  2. развитие его физических  и духовных качеств;
  3. развитие качеств, необходимых при овладении приёмами строевой и огневой подготовкой, а также  при действиях в чрезвычайных ситуациях.

На занятиях педагогом используются разные виды контроля:

  1. текущий – осуществляется посредством наблюдения  за деятельностью учащегося  в процессе занятий;
  2. промежуточный – праздники, соревнования, конкурсы;
  3. итоговый – открытые занятия, зачеты, соревнования, военно-спортивные игры, слеты.

         Задания, вытекающие из содержания занятий (например, исследовательская работа «Реликвии моей семьи»), дают возможность текущего контроля. Одной из эффективных форм работы объединения может быть оформление компьютерной презентации по данному направлению работы.

        Открытые занятия являются одной из форм итогового контроля.

         Конечным результатом за год, позволяющим контролировать личностное развитие каждого учащегося, является участие в традиционном слёте районного детского объединения «Патриоты Подолья».

По завершении первого года обучения

обучаемые должны знать:

  1. основные разделы программы первого года обучения;
  2. основы культуры межличностных и межнациональных отношений;
  3. основные сведения по истории России, Московской области, Подольского района;
  4. государственную символику РФ; символы (герб, гимн, флаг) Московской области и Подольского района; герб, гимн, устав районного детского объединения «Патриоты Подолья»;
  5. технику безопасности на занятиях по прикладной военной подготовке;
  6. основные команды, выполняемые при строевой подготовке;
  7. порядок действий при подготовке к походам;
  8. признаки основных травм, предусмотренных программой;
  9. общее представление о самоконтроле и первой медицинской помощи.

     По завершении первого года обучения

обучаемые должны уметь:

  1. передвигаться по дорогам, тропам, пересеченной местности в составе группы;
  2. организовать походный быт, составлять раскладку продуктов для однодневного похода;
  3. преодолевать несложные препятствия; ориентироваться по карте и компасу на местности;
  4. оказывать первую медицинскую помощь, предусмотренную программой;
  5. различать опасные и ядовитые растения, грибы, растущие в окрестностях Подольского района;
  6. стрелять из пневматической винтовки;
  7. разбирать и собирать (неполная разборка и сборка) АКМ (макет);
  8. выполнять основные строевые приёмы, двигаться строевым шагом с песней;
  9. выпускать боевой листок в походных условиях.

По завершении второго года обучения обучаемые

обучаемые должны знать:

  1. углубить и систематизировать знания по основным разделам образовательной программы 1-го года обучения;
  2. элементы культуры межличностных и межнациональных отношений;
  3. основные разделы программы второго года обучения;
  4. основные сведения с истории Российской армии, ВОВ;
  5. порядок действий при подготовке к походам, основные меры безопасности в неблагоприятных погодных условиях;
  6. правила личной гигиены
  7. основные команды, выполняемые при строевой подготовке в составе отделения;
  8. что такое реферат и требования к его написанию и защите;

По завершении второго года обучения обучаемые

обучаемые должны уметь:

  1. передвигаться по дорогам, тропам, пересеченной местности в составе группы;
  2. организовать походный быт, составлять раскладку продуктов для походов, готовить пищу в походных условиях;
  3. преодолевать различные естественные и искусственные препятствия, владеть приёмами самостраховки;
  4. ориентироваться по карте и компасу, участвовать в соревнованиях;
  5. принять меры в случае травм, переломов, вывихов, ушибов, кровотечений;
  6. стрелять из пневматической винтовки;
  7. выполнять нормативы по разборке  и сборке АКМ (макет);
  8. преодолевать полосу препятствий и делать различные упражнения  на турнике;
  9. двигаться строевым и походным шагом, отвечать на приветствия, выполнять приёмы с оружием на месте и в движении.

По завершении третьего года

обучаемые должны знать:

  1. видеть в предметах окружающей действительности широкий исторический контекст;
  2. принципы осознанного толерантного отношения друг к другу;
  3. основные этапы Московской битвы, подвиги героев-земляков;
  4. что такое социальный проект и требования к его написанию и презентации;
  5. основы медицинских знаний и здорового образа жизни; состав медицинской аптечки;
  6. основы туристического быта и топографической подготовки туриста;
  7. правила поведения и обязанности туриста в походе;
  8. усложненные элементы строевой подготовки;
  9. социальные последствия вредных привычек (курения, алкоголя, наркотиков).

    По завершении третьего года обучения

обучаемые должны уметь:

  1. составлять викторины на историческую тему;
  2. владеть структурой работы над социальным проектом, различать главное и второстепенное при сборе информации;
  3. подготовить выступление по заданной теме;
  4. владеть специальными физическими упражнениями, направленными на укрепление здоровья; пропагандировать здоровый образ жизни;
  5. оказывать первую медицинскую помощь при острой сердечной недостаточности, отравлениях, ожогах, переломах;
  6. моделировать и выполнять конкурсную программу слета патриотов.

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса, применяемые в ходе реализации образовательной программы

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция (все разделы программы).

Наглядные методы: метод иллюстраций (показ плакатов, картин, карт, зарисовок на доске) (разделы  «Боевые традиции Вооруженных Сил и символы воинской чести», «Основы огневой подготовки», «Школа выживания», «Туризм», «Первая медицинская помощь» и др.).

ТСО :  применение компьютера, магнитофона, DVD и др. (при написании докладов,  рефератов, социальных проектов; оформление компьютерных презентаций, на занятиях, при проведении мероприятий). Средства наглядности (макеты, гербарии, таблицы, диаграммы и т. п. ) при изучении всех тем (на усмотрение педагога).

Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа воспитанников с выполнением различных заданий на экскурсиях, в походах, на занятиях. Например, выполнение исследовательской работ «Боевые реликвии моей семьи» (ордена, медали, почетные знаки), «Мой край в годы Великой Отечественной войны»; работа над социальным проектом в микрогруппе; сбор лекарственных растений и определение их лечебных свойств и т.п.        

Практические методы: графические упражнения, измерения на местности  (разделы «Школа выживания», «Топография и ориентирование»), выполнение специальных физических упражнений (раздел «Основы физической подготовки», строевых приёмов (раздел «Основы строевой подготовки») и др. 

Метод самореализации через различные творческие дела, участие в соревнованиях, конкурсах, слетах, походах, экскурсиях (например, проведение традиционных патриотических слетов, военно-спортивных игр «Зарница», «Каскад», Вахт памяти и т.д.).

Метод контроля: контроль качества усвоения программы, роста достижений через итоговый контроль (зачеты, викторины, тестирование, тренировочные походы, выполнение нормативов, участие в слетах, конкурсах и т.п.)

Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и др. форм воспитания (например, в патриотическом слете органично соединены такие формы как исторические викторины, выпуск боевого листка, военно-спортивная игра «Зарница», конкурсы строя и песни, инсценированной песни).

Учебно-тематический план

(первый год обучения)


п/п


Раздел


Всего часов


Теория


Практика


Формы занятий

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.


2


1


1

Беседа

Анкетирование




1.

Боевые традиции Вооруженных Сил символы воинской чести. Государственная символика.




32




10




22

Беседа

Экскурсия

Исследовательская работа

Урок мужества

Доклад

Викторина


2.


Основы строевой подготовки.


16


-


16


Практические занятия

Зачет



3.



Основы огневой подготовки.



18



2



16

Практические занятия

Зачет

(выполнение нормативов)



4.



Школа выживания.



18



3



15

Практические занятия

Тестирование

Тренировочный поход в лес


5.


Основы физической подготовки.



14



-



14

Практические занятия

Зачет





6.



Туризм.

Первая

медицинская помощь.





32




7




25

Беседа

Практические занятия

Деловая игра

Тренировочный поход

Зачет



7.


Подготовка к районному слету «Патриоты Подолья».

Итоговая аттестация.



12



-



12



Практические занятия

Итого:

144

23

121

Основное содержание разделов программы

(первый год обучения)

Вводное занятие.

Теоретические занятия:

Знакомство с коллективом, с правилами ТБ. Обсуждение плана работы на год. Знакомство с историей предмета. Требования к членам творческого объединения.

Практические занятия: Использование методики «Расскажи о себе».

 Вводный мониторинг. Подбор девиза, песни, эмблемы. Определение состава актива творческого объединения.

Боевые традиции Вооруженных Сил и символы воинской чести. Государственная символика.

Теоретические занятия:

Дни воинской славы России – дни славных побед.

Государственные символы РФ – гимн, герб, флаг.

Символы Московской области и Подольского района, их сущность.

Символы РаДО «Патриоты Подолья» - гимн, флаг, устав, эмблема.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.

Боевое знамя воинской части – символы воинской чести, доблести, славы. Боевое Знамя воинской части, порядок его хранения и содержания.

Ордена – почетные награды за воинские заслуги в бою и военной службе.

Ритуал приведения к военной присяге.

Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части.

Практические занятия: 

Сочинение: «Кто такой патриот? Личностные качества патриота». Беседа о войнах и русском солдате.

Разучивание гимнов РФ, Подольского района, РаДО «Патриоты Подолья».

Исследовательская работа «Боевые реликвии моей семьи» (ордена, медали, почетные знаки и т.п.).

Разучивание солдатской песни или песни военных лет.

 Пение в движении строевым шагом.

Выпуск Боевого листка.

Встреча с ветеранами ВОВ. Составление викторины.

Экскурсии:

Экскурсия в воинскую часть. Правила ТБ во время проведения экскурсии.

Экскурсия на мемориал в деревню Кузовлево.

Участие в районном митинге по захоронению останков советских воинов, погибших в октябре-декабре 1941 года при обороне Москвы.

Основы строевой подготовки.

Теоретические занятия:

Строи и их элементы.

Практические занятия:

Строевая стойка, повороты на месте. Движение строевым шагом. Повороты в движении.

Отдание воинской чести на месте и в движении.

Выход из строя. Подход и отход от начальника. Ответ на приветствие. Сдача рапорта.

Построение отделения в развернутый и походный строй. Перестроение отделения.

Выполнение приёмов с оружием на месте. Повороты и движение с оружием.

 Основы огневой подготовки.

Теоретические занятия:

С истории российского оружия.

Назначение, боевые свойства, общее устройство и принципы работы автомата Калашникова.

Последовательность неполной разборки и сборки АКМ (макет).

Назначение и общее устройство основных частей и механизмов автомата. Подготовка автомата к стрельбе. Порядок чистки и смазки автомата. Его хранение.

Назначение и боевые свойства пневматического оружия. Общее устройство и принципы работы.

Чистка и смазка. Порядок ежедневного осмотра.

Меры предосторожности при обращении с оружием.

Практические занятия:

Сборка и разборка АКМ (макет). Выполнение нормативов по сборке и разборке АКМ (макет).

Стрелковые тренировки и стрельбы.

Выполнение нормативов по стрельбе.

Школа выживания.

Теоретические занятия:

Тактика выживания. Факторы риска. Факторы выживания.

Топография и ориентирование. Понятие «карта», «азимут», «компас». Ориентирование в природе. Аварийное ориентирование. Действия человека при потере ориентирования.

Стороны света. Топографическая карта и простейшие знаки на ней.

Умение работать с картой, компасом.

Практические занятия: 

Определение расстояния на местности приборами и на глаз.

Глазомерная съёмка участка пути, площадная топосъёмка.

Ориентирование на местности с помощью карты и местных признаков, определение точки стояния.

Отработка навыков движения по карте, компасу, азимуту.

Определение азимута на предмет.

Чтение топографической карты и карты спортивного ориентирования.

Топографический диктант, задания и упражнения по карте.

Беседа «Внимание и собранность – половина успеха в ориентировании ».

  Основы физической подготовки.

      Практическая занятия:

 Занятия специальными упражнениями (упражнения на специальных снарядах, преодоление полос препятствий, марш-броски, спортивное ориентирование, подтягивание и др.), формирующие качества личности (эмоциональную и физическую устойчивость, смелость, решительность, готовность к перегрузкам, умение действовать в трудных условиях и др.).

Выполнение нормативов физической подготовленности.

Туризм. Первая медицинская помощь.

 Теоретические занятия:

Правильный выбор места туристского бивака с учетом особенностей природного окружения. Снятие бивуака.

Уборка места лагеря, противопожарные меры.

Различные типы костров, устройство кострища.

Набор продуктов, меню, хранение продуктов. Приготовление пищи, использование ягод и грибов, правила их сбора.

Правила поведения туриста в походе. Дисциплина в походе.

Подбор необходимого группового и личного снаряжения в зависимости от погоды и района путешествия. Правила личного гигиены туриста. Физическая подготовка туриста. Виды рюкзаков и палаток.

Туристская техника. Вязание узлов.

Инструктаж по организации и проведению туристских походов. Обязанности руководителя и участников похода.

Зелёная аптека. Сбор и правильное хранение и использование целебных растений.

Правила определения ядовитых грибов и растений, предупреждение отравлений.

     Первая медицинская помощь в походе.

Искусственное дыхание.

 Состав медицинской аптечки.

Самодеятельная туристская песня – история развития.

Практические занятия:

Комплектование специального снаряжения, укладка рюкзака.

Отработка навыков опознавать в походе растения своего региона.

Отработка навыков опознавать опасные и ядовитые грибы и растения.

Отработка навыков оказывать первую медицинскую помощь при наминах, потертостях кожи, растяжении мышц, вывихе сустава.

Умение накладывать простейшую повязку на ногу, руку.

Умение оказывать первую медицинскую помощь при термических и солнечных ожогах, ожогах растениями.

Отработка навыков делать искусственное дыхание.

Комплектование походной аптечки.

Нахождение питьевой воды и её обеззараживание.

Составление меню одно-, двух- и трёхдневного похода (деловая игра).

Пользование топором, пилой, лопатой, ремонтным набором (инструментами). Правила ТБ при пользовании инструментами.

Установка и снятие палатки, разжигание костра, приготовление пищи на костре.

Вязка узлов.

Разучивание туристических песен.

Подготовка к районному слету «Патриоты Подолья».

Итоговая аттестация.

Теоретические занятия:

Изучение Положения слета.

Практические занятия: Закрепление навыков строевой подготовки, сборки-разборки АКМ (макет), огневой и физической подготовки, спортивного ориентирования.

Подготовка снаряжения к походу.

Моделирование конкурсных материалов: боевого листка, конкурсных песен, обобщение знаний по истории государства и т.п.

Учебно-тематический план

(второй год обучения)


№ п/п


Раздел


Всего часов


Теория


Практика


Формы занятий

Вводное занятие.

3

1

2

Беседа

Анкетирование






1.






История Отечества.






42






24






18


Беседа

Лекция

Экскурсия

Встреча с ветеранами ВОВ (урок мужества)

Краеведческая исследовательская работа

Акция «Ветеран живет рядом»

Реферат

Зачет




2.




Туризм.




27




5




22

Беседа

Практическое занятие

Зачет

Тренировочный поход

Тестирование



3.



Строевая подготовка.



27



-



27

Беседа

Практические занятия

Зачет



4.


Оказание первой медицинской помощи.



18



3



15

Беседа

Практические занятия

Зачет





5.





Огневая подготовка.





15





3





12

Беседа

Лекция с элементами

беседы

Практические занятия

Выполнение норматива

Зачет



6.



Школа выживания.



27



16



11


Беседа

практические занятия

Зачет


7.


Физическая подготовка.


21


1


20

Лекция

Практические занятия

Зачет




8.




Выездные мероприятия,

Экскурсии.




18




-




18



Экскурсия

Участие в мероприятиях

детско-юношеского центра




9.



Подготовка к районному слету «Патриоты Подолья».

Итоговая аттестация.




18




3




15



Практические занятия

Итого:

216

56

160

Основное содержание разделов  программы

(второй год обучения)

     Вводное занятие.

Теоретические занятия:

 Организация учебно-воспитательной работы. Краткое повторение пройденного курса. Ознакомление учащихся с правилами ТБ.

Практические занятия:

 Организация самоуправления в группе. Распределение обязанностей. Выборы старосты, актива.

История Отечества.

 Теоретические занятия:

История Российской армии.

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV –XV веках. Военная реформа  Ивана Грозного в середине XIV  века.

Военная реформа Петра I, создание регулярной  армии, её особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы РФ,  основные предпосылки проведения военной реформы.

Страницы воинской славы. Федеральный закон «О днях воинской славы России».

Дни воинской славы России – дни славных побед.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

Славные воинские традиции, их величие и сила.

Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.

История Великой Отечественной войны.

Основные сражения и битвы ВОВ (Смоленское сражение, Московская битва, битвы за Киев, Минск, Сталинград, сражение на курской дуге, взятие рейхстага).

Военачальники и полководцы ВОВ (Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.В. Панфилов, И.Е. Шапошников, И.С. Конев, К.Д. Голубев).

Наши герои-земляки (ночной таран В.В. Талалихина, подвиг подольских курсантов).

Города-герои (Москва, Ленинград, Киев, Минск, Курск, Одесса, Волгоград, Севастополь, Новосибирск).

Практические занятия:

Акция «Ветеран живет рядом».

Исследовательская работа «Самый памятный бой» (из уст очевидцев).

Работа над рефератом «Наш край в годы Великой Отечественной войны».

Составление кроссворда на тему военной истории.

Экскурсии:

Экскурсия к памятнику Герою Советского Союза В.В. Талалихина. Инструктаж по ТБ во время проведения экскурсии.

Туризм.

Теоретические занятия:

Правила выбора туристского бивуака с учетом природного окружения.

Снятие бивуака. Уборка места лагеря. Противопожарные меры.

Режим питания в походе. Организация питания. Продукты по калорийности.

Лекарственные растения, используемые в походе. Правила их сбора и хранения. Ядовитые грибы и растения, умение их различать.

Практические занятия:

Установка и снятие палатки, разжигание костра.

Пользование топором, пилой, лопатой, ремонтным набором (инструментами). Правила ТБ во время хозяйственных работ.

Составление меню одно-, двух- и трёхдневного похода (деловая игра).

Деловая игра «Наши проекты – экологически чистый привал».

Определение лекарственных растений, знания их пользы.

 Умение распознавать 3-4 вида лекарственных растений (в районе похода) и умение ими пользоваться.

Ядовитые грибы и растения, умение их распознавать.

Тестирование по теме.

Строевая подготовка.

Практические занятия:

Строевые приёмы и движения без оружия.

Строевая стойка. Повороты на месте.

Движение строевым и походным шагом.

Изменение скорости направления и движения.

Повороты в движении.

Движение строевым шагом с песней.

Строевые приёмы и движения с оружием.

Выполнение приёмов с оружием на месте.

Повороты и движения с оружием.

Одиночная строевая подготовка.

Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.

Выход из строя и возвращение в строй.

Подход к начальнику, отход от него. Сдача рапорта.

Зачет с целью мониторинга.

Оказание первой медицинской помощи.

Теоретические занятия:

Кровотечения, их виды.

Травмы, переломы, ушибы и вывихи.

Практические занятия:

Отработка умений и навыков оказания элементарной медицинской помощи при кровотечениях, травмах, ушибах и вывихах.

 Правила наложения жгута.

Умение оказать ПМП – обрабатывать небольшую рану и наложить повязку.

ПМП утопающим.

Транспортировка пострадавшего. Отработка приёмов транспортировки пострадавшего.

Зачет с целью мониторинга.

Огневая подготовка.

Теоретические занятия:

ТОЗ-8. назначение и боевые свойства ТОЗ-8.

Общее устройство и принципы работы.

Чистка и смазка. Порядок ежедневного осмотра.

Практические  занятия:

Сборка и разборка АКМ. Выполнение норматива.

Стрелковые тренировки и стрельбы. Инструктаж по ТБ.

Выполнение норматива по стрельбе с целью мониторинга.

Школа выживания.

Теоретические занятия:

Наблюдение. Прослушивание. Следопытство.

Питание в аварийной ситуации.

Ночевка без убежища.

Практическая работа.

Выбор места под бивуак.

Умение разжечь костер при неблагоприятных погодных условиях.

Правила питания в аварийной ситуации, составление Памятки.

Знание правил личной гигиены, составление Памятки.

Умение ориентироваться в природном окружении.

Умение найти водоисточник. Его правильное использование.

Физическая подготовка.

Теоретические занятия:

О пользе физкультуры и спорта для здоровья человека.

О пользе бега.

Практические занятия:

Выбор необходимых видов упражнений.

Составление комплекса утренней зарядки и специальных упражнений.

Бег на различные дистанции.

Преодоление полосы препятствий.

Умение делать различные упражнения на турнике (подтягивание).

Зачет с целью мониторинга.

Выездные мероприятия (18 ч.).

Практические занятия:

Участие в митинге, посвященном летчику-герою В.В. Талалихину (годовщине со дня рождения). Инструктаж по ТБ.

Участие в митинге по захоронению останков советских воинов, погибших при обороне Москвы в октябре-декабре 1941 года. Инструктаж по ТБ.

Участие в митинге, посвященном Дню Победы. Инструктаж по ТБ.

Экскурсия по памятным местам Подолья. Инструктаж по ТБ.

Подготовка к районному слету «Патриоты Подолья».

Теоретические занятия:

Изучение Положения слета.

Практические занятия:

Закрепление навыков строевой подготовки, сборки-разборки АКМ.

Моделирование конкурсных материалов: боевого листка, конкурсных песен. Обобщение знаний по истории.

Итоговая аттестация.

Подготовка личного и группового снаряжения к походу.

Учебно-тематический план

(третий год обучения)

№ п/п

Раздел

Всего часов

Теория

Практика

Формы занятий

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

2

1

1

Беседа

Анкетирование



1.


История Отечества. Великая Отечественная война.

Битва за Москву



32



22



10

Беседа

Лекция с элементами беседы

Кинофильм

Экскурсия

Викторина



2.


Социальное проектирование



16



5



11

Беседа

Практические занятия

Презентация проекта


3.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни


18


7


11

Беседа

Практические занятия

Кинофильм

Зачет


4.


Основы прикладной физической подготовки


14


-


14

Практические занятия

Соревнование

Зачет


5.

Туристический быт. Узлы.

Правила поведения туриста


14


3


11

Беседа

Практические занятия

Тренировочный поход


6.


Основы строевой и огневой подготовки


16


-


16

Практические занятия

Зачет




7.


Топографическая подготовка  туриста.

Ориентирование на местности




12




1




11


Практические занятия

Топографический диктант

Игра-зачет




8.


Подготовка к районному слету «Патриоты Подолья»





20






4







16




Практические занятия

Моделирование конкурсной программы слета

Итого:

144

43

101

Основное содержание разделов программы

(третий год обучения)

     Вводное занятие.

Теоретические занятия:

 Цели и задачи деятельности творческого объединения на год.

Выборы Совета объединения. Инструктаж по ТБ.

Практические занятия:

Выборы Совета творческого объединения. Составление плана работы на год.

     История Отечества. Великая Отечественная война. Битва за Москву.    

    Теоретические занятия:

Начало Великой Отечественной войны. Создание Государственного Комитета Обороны.

«Священная война» (А.Александров, В. Лебедев-Кумач) – гимн будущей Победы.

Кровопролитные бои на Западном фронте. Наступление врага на столицу. Орловско-Брянская, Вяземская оборонительные операции войск Западного и Резервного фронтов.

Можайско-Малоярославецкая, Калининская оборонительные операции. Тульская, Клинско-Солнечногорская оборонительные операции.

Наро-Фоминская оборонительная операция.

 Нарский рубеж. Боевые действия на подольской земле.

 Герои-земляки. Подвиг подольских курсантов.

В.В. Талалихин – наш земляк (биография летчика-героя).

 Первый ночной таран В.В. Талалихина.

Разгром немецко-фашистских войск под Москвой.

Контрнаступление Красной Армии.

Города-герои (Москва, Ленинград, Тула, Курск, Волгоград, Минск, Киев, Одесса, Брест и др.)

Памятные места на Малоярославецком направлении (Подольск, Кузнечики, Лопатино, Кузовлево, 85-й км Варшавского шоссе, Стремилово, Тарутино, Малоярославец, Жуково, Ильинское).

Практические занятия:

«Священная война» (А.Александров, В. Лебедев-Кумач). Прослушивание и разучивание песни.

Просмотр кинофильма о подольских курсантах.

Составление викторины о городах-героях.

Викторина с целью мониторинга.

     Экскурсии:

Посещение памятных мест Малоярославецкого направления (на выбор педагога и учащихся).

Социальное проектирование.

Теоретические занятия:

Что такое социальный проект.

Структура работы над социальным проектом.

 Требования к написанию социального проекта.

 Требования к защите социального проекта.

Практические занятия:

Выбор темы социального проекта. Сбор информации.

Работа над социальным проектом в микрогруппе.

Презентация социального проекта.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Теоретические занятия:

Здоровье и здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.

Двигательная активность и закаливание организма.

Вредные привычки и их социальные последствия (алкоголь, курение, наркотики).

ПМП при травмах и ранениях.

ПМП при острой сердечной недостаточности.

ПМП при ожогах и переломах.

ПМП в походе. Состав медицинской аптечки.

Практические занятия:

Разучивание гимнастических упражнений. Занятия физическими упражнениями.

Просмотр кинофильма о вредных привычках и их социальных последствиях. Отработка умения оказывать ПМП при травмах и ранениях.

Отработка умения  оказывать ПМП при острой сердечной недостаточности. Отработка навыков делать искусственное дыхание.

Отработка умения  оказывать  ПМП при ожогах и переломах.

Отработка умения  оказывать ПМП в походе.

Правила применения лекарственных препаратов, входящих в состав походной аптечки.

Зачет с целью мониторинга.

    Основы прикладной физической подготовки.

Практические занятия:

Упражнения на снарядах.

Марш-бросок.

Преодоление полосы препятствий.

Зачет с целью мониторинга. Участие в  соревновании.

Туристический быт. Правила поведения туриста.

Теоретические занятия:

Режим в походе.

 Правила поведения туриста в походе.

 Лекарственные растения, используемые в походе. Правила их сбора. Ядовитые грибы и растения.

Практические занятия:

Правильный выбор места туристического бивуака с учетом особенностей природного окружения.

Снятие бивуака. Уборка места лагеря, противопожарные меры.

Правила поведения туриста в походе.

Лекарственные растения, используемые в походе. Правила их сбора. Ядовитые грибы и растения, их различия.  

Вязка узлов. Умение вязать узлы.

Поход с целью мониторинга. Отработка умений и навыков туриста на практике.

 Основы строевой и огневой подготовки.

Практические занятия:

Движение строевым шагом. Движение строевым шагом с песней.

Отдание воинской чести на месте и в движении. Ответ на приветствие. Выход из строя.

Перестроение отделения.

Выполнение нормативов по стрельбе. Инструктаж по ТБ.

Зачет с целью мониторинга.

Топографическая подготовка туриста. Ориентирование на местности.

Теоретические занятия:

Значение навыков ориентирования для туриста.

    Практические занятия:

Карта и приёмы работы с ней.

Компас и работа с ним.

 Азимут. Движение по азимуту. Определение азимута на предмет.

Чтение топографической карты.

Топографический диктант.

 Составление карты местности.

Зачет. Игра по ориентированию на местности.

     Подготовка к районному слету «Патриоты Подолья».

Теоретические занятия:

Изучение Положения слета.

Повторение материала по  «Истории Отечества».

Практические занятия:

Закрепление туристских навыков.

 Закрепление навыков строевой подготовки.

Закрепление навыков оказания ПМП.

Закрепление навыков спортивного ориентирования.

Моделирование конкурсных материалов слета: боевого листка, туристских песен (песен военных лет) и т.п.

Подготовка снаряжения к походу.

Итоговая аттестация.

ЛИТЕРАТУРА

•         Барчуков И.С., Собина В.А. Физическая подготовка. Теория и практика: Учебник. М.: ВУ, 1999.

•        Бардин Н.В. Азбука туризма. Пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками, М.: Просвещение, 1987.

•        Берне Р. Развитие «Я» -концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.

•        Беспятова Н. К. Яковлев Д. Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. М.: Айрис-пресс, 2006.

•        Волков В.Н. Физическое и военно-патриотическое воспитание старшеклассников по месту жительства. Автореф. … канд. Пед.наук. М.:1979.

•        Выготский Л.С. Детская психология// Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. М., 1984.

•        Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

•        Выдержки из письма Министерства образования Российской Федерации «Об организации деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» // Внешкольник. 2002. №7.

•        Ганьшин В.Н. Простейшие измерения на местности. М.: Недра, 1993.

•        Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск: Народная асвета, 1979.

•        Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М., 2001.

•        Кощеев А.К. Дикорастущие съедобные растения в нашем питании. М.: Пищевая промышленность, 1980.

•        Маврин С.А., Бурмистрова Е.В. Понятие целостности воспитания и его развитие в современной педагогической науке. М.: 1999.

•        Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. //  Соч.: в 7 т. Т.5. М., 1958.

•        Мацюцкий С. Туристу о растениях. М.: Профиздат, 1988 (Мир туристских интересов).

•        Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI в. М.: 1998.

•        Питание туристов в походе // Н.А. Лесогор, Л.А. Толстой, В.Б. Толстая. М.: Пищевая промышленность, 1980.

•        Подросток на перекрестке эпох: проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М.: Генезис, 1997.

•        Растим патриотов России. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2006-2010 годы». М.,2006.

•        Степанищев А.Т. История Отечества: преподавание в школе. М.: Гардарики, 2001.

•        Сухомлинский В.А. Воспитатель должен быть воспитан. М.: Молодая гвардия, 1987.

•        Учитель, который работает не так: опыт развития индивидуальности учеников и учителей // под редакцией А.Н. Тубельского, М.: Изд-во Моск. Центра вальдорфской педагогики, 1996.

ДУХОВНЫЙ МИР

ЧЛЕНА РАЙОННОГО ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ПАТРИОТЫ  ПОДОЛЬЯ»

(Воспитательный блок программы «Я и ты – страна Россия»)

ЦЕЛЬ: создание условий для приобщения членов РаДО «Патриоты Подолья» к высоким общечеловеческим ценностям, для самовоспитания, самопознания, самосовершенствования и самореализации подростков.

         Отбор содержания воспитания и его структурных элементов осуществлялись на основе «пяти точек опоры», выделенных в программе воспитания школьников Н.Е. Щурковой.

         Особенность данной программы состоит в том, что она ограничена временными рамками традиционного районного слета юных патриотов. Поэтому эффективность её реализации зависит:

  1. от продуманности задач, содержания и проведения программы слета (в зависимости от сложившейся педагогической ситуации);
  2. от качества осуществления индивидуальной работы с детьми;
  3. от характера межличностных отношений участников слета (отношений доброжелательности, толерантности, открытости, взаимовыручки).

Содержание воспитательного блока программы

Формирование ценностного отношения к природе

О с н о в н а я   и д е я : гармония человека и природы.

Содержание воспитания

Формы работы

Человек и окружающая природа. Многообразие и богатство природы родного края. Красота восхода и заката солнца. Лекарственные растения и цветы. Легенды о растениях и цветах.

 Редкие и охраняемые растения родного края. «Красная книга РФ» и своего края.  

Местные лесные ресурсы. Обитатели леса (растения и животные). Забота человека о природе. Современные экологические проблемы и пути их решения.


- Экскурсия по лесу, прогулки по лагерю.


- Наблюдение закатов и встреча восходов солнца.


- Мероприятия познавательной и эстетической направленности.

Формирование ценностного отношения к культуре

О с н о в н а я   и д е я : здоровый образ жизни человека.

Содержание воспитания

Формы работы


Человек и культура его тела.

Красота осанки, походки, жестов, мимики, их естественность. Физическая культура и приобщение к ней. Значение физической культуры в жизни человека.

Двигательная активность человека.

Утренняя зарядка, воздушные и водные процедуры.

Гигиена тела как условие красоты, здоровья и уважительного отношения к окружающим людям.

Гигиена мальчиков и девочек.

Необходимость соблюдения чистоты и порядка (в палатке (жилище), на своей территории, в лесу).


Человек и его духовная культура.

Духовно-нравственная  культура в жизни человека.

Красота дел и поступков человека. Влияние духовного мира человека на его внешность.

Культура речи человека.

Культура общения, выражения эмоций.


- Утренние и вечерние линейки.


- Утренние, дневные и вечерние режимные моменты (утренняя зарядка, обтирание; время личной гигиены, уборка мест проживания, закрепленной территории лагеря; приём пищи).


- Дежурство по лагерю.


- Экскурсия по лагерю.


- Индивидуальная работа с подростками.


- Мероприятия эстетической направленности (конкурс песни и строя, конкурс инсценированной песни, конкурс «боевого листка»).


- Мероприятия, формирующие ловкость, выносливость, силу, наблюдательность (военно-спортивная игра «Зарница», игра по ориентированию на местности, конкурс сборки и разборки АКМ и т.п.).

Формирование отношения к порученному делу.

О с н о в н а я   и д е я : деятельность человека во благо.

Содержание воспитания

Формы работы


Человек и его дело. Труд как жизненно важная деятельность человека.

Ответственное и творческое отношение к делу, интерес к нему.

Вдохновение и радость труда.

Организованность и взаимовыручка в общем деле.

Развитие организаторских способностей.

Успех как закономерный результат усилий и терпения в работе.

Удача и неудача и отношение к ним.


- Общие дела трудовой направленности.


- Дежурство по лагерю.


-  Выбор и разбивка  туристского бивуака с учетом природного окружения.


-  Уборка места лагеря.


-  Линейка – анализ проделанной работы.

Формирование отношения человека к самому себе.

О с н о в н а я   и д е я : каждый человек неповторим в своей индивидуальности.

Содержание воспитания

Формы работы


Человеческая индивидуальность. Кодекс чести настоящего человека. Совесть как регулятор отношений человека с окружающим миром, как основа для сохранения собственного достоинства в трудных жизненных ситуациях.

Жизненная позиция, жизненные цели.

Жизненные планы и их реализация.

Жизненные неудачи.

Духовная сила человека.


- Индивидуальная работа с подростками.


- Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда.


- Общение с интересными людьми.

Формирование отношения к окружающим людям.

О с н о в н а я   и д е я: уважительное, толерантное отношение  к окружающим людям.

Содержание воспитания

Формы работы


Человек и другой человек. Значение других людей в жизни человека.

Индивидуальность, уникальность каждого человека.

Человеческие отношения и их проявления.

Различие мировосприятия людьми, различие интересов.

Уважительное отношение к интересам других людей.

Уважительное, толерантное отношение к людям других национальностей и религий.

Человек и коллектив. Понимание коллективизма.

Значение коллектива в жизни человека.

Отношения человека и коллектива.

Роль лидера в коллективе.

Микроклимат в коллективе. Традиции коллектива.

Человек и семья. Основа семьи –отношения  заботы и любви.

Знание своей родословной.

Человек и его родина. Добросовестный труд на благо родины. Защита Отечества как священный долг каждого человека.

Знание Родины (его истории, языка, традиций, культуры, природы).

Малая родина. Гражданство человека и гражданственность.

Государство, его символы, отношение к ним.


- Коллективные дела.


- Торжественные  и рабочие линейки.


-  Утренний подъем флага и вечерняя поверка.



-  Индивидуальная работа с подростками.



- Работа органов самоуправления.



- Традиции слета патриотов.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная дополнительная программа по русскому народному творчеству "Жили-были"

В данной работе сделана попытка на основе русского народного творчесова создать программу по изобразительному искусству. Программа предназначена для детей 7- 10 летнего возраста (начальная школа) и мо...

Дополнительная образовательная программа элективного курса «География городов России»

«География городов России» — развитие познавательного интереса школьников к городу как к сложной системе, в которой проживает половина человечества, городским проблемам, истории формирования городов, ...

Дополнительная образовательная программа "Традиции, обычаи, ремесла народов России"

Программа кружка "Традиции, обычаи, ремесла народов России", календарно-тематическое планирование, 140 часов...

Перечень электронных образовательных ресурсов к дополнительной общеразвивающей программе ознакомительного уровня «Морская слава России»

Перечень электронных образовательных ресурсов к дополнительной общеразвивающей программе ознакомительного уровня «Морская слава России»...