РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ (ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ) ГРАМОТНОСТЬ» для основного общего образования 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)

Оборина Ирина Владимировна

Рабочая программа по учебному курсу на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования.

Учебный курс «Функциональная грамотность» изучается на уровне основного общего образования в качестве учебного предмета части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений: в 7 классе – 1 час в неделю, 36 часов в год, модуль – «естественнонаучная грамотность».

Рабочая программа учебного курса включает:

–          содержание учебного предмета;

–          планируемые результаты освоения учебного предмета: личностные, метапредметные, предметные;

–          тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл og_2023_rp_fg_estestvennonauchnaya_7.docx53.02 КБ

Предварительный просмотр:

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

 «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ (ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ) ГРАМОТНОСТЬ»

для основного общего образования

7 класс

Срок освоение программы: 1 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования.

Учебный курс «Функциональная грамотность» изучается на уровне основного общего образования в качестве учебного предмета части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений: в 7 классе – 1 час в неделю, 36 часов в год, модуль – «естественнонаучная грамотность».

Рабочая программа учебного курса включает:

–        содержание учебного предмета;

–        планируемые результаты освоения учебного предмета: личностные, метапредметные, предметные;

–        тематическое планирование.

Содержание рабочей программы учебного курса «Функциональная (естественнонаучная) грамотность»

Содержание обучения в 7 классе

Раздел 1. «Наука рядом»

Мои увлечения

Выполнение заданий: «Мир аквариума» и «Зеркальное отражение»,:«Поведение собак» и «Аня и ее собака».

Растения и животные в нашей жизни

Выполнение заданий: «Чем питаются растения» , «Как растения пьют воду» и «Понаблюдаем за тиграми» и«Хищные птицы».

Загадочные явления

Выполнение заданий «Лазерная указка и фонарик» и «Что такое снег», «Загадка магнитов» и «Вода на стеклах», «Движение воздуха», «Айсберг».

Раздел 2. «Знания в действии»

Наука и технологии

Выполнение заданий «Луна» и «Вавилонские сады», «Поехали на водороде» и «На всех парусах», «Солнечные панели», «Термос», «Спутники».

Мир живого

Выполнение заданий «Зеленые водоросли» и «Трава Геракла», «Почему птицы разные?»

Вещества, которые нас окружают

Выполнение заданий «Заросший пруд», «От газировки к «газированному» океану», «Лекарства или яды» и «Чай»

Мои увлечения

Выполнение заданий «Мячи» , «Антиграв и хватка осьминога»

Наше здоровье

Выполнение заданий «Экстремальные профессии», «О чем расскажет анализ крови» и/или «Вакцины»

Заботимся о земле

Выполнение заданий «Глобальное потепление» и «Красный прилив»

Планируемые результаты освоения учебного курса «Функциональная (естественнонаучная) грамотность» на уровне основного общего образования

Личностные результаты

–        осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире);

–        готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;

–        ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

–        готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

–        осознание ценности самостоятельности и инициативы;

–        наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;

–        проявление интереса к способам познания;

–        стремление к самоизменению;

–        сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

–        ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

–        установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;

–        осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

–        активное участие в жизни семьи;

–        приобретение опыта успешного межличностного общения;

–        готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

–        проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;

–        соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

–        освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире;

–        готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

–        осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.

Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:

–        умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

–        умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

–        ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

–        повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

–        активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

–        готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.

Метапредметные результаты

Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);

–        способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

–        готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

–        способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;

–        способность к совместной деятельности;

–        овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1)        базовые логические действия:

владеть базовыми логическими операциями:

–        сопоставления и сравнения,

–        группировки, систематизации и классификации,

–        анализа, синтеза, обобщения,

–        выделения главного;

–        владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. с помощью схем и знако-символических средств;

–        выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

–        устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

–        с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

–        предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

–        выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

–        выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

–        делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

–        самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2)        базовые исследовательские действия:

–        использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

–        формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

–        формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

–        проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

–        оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

–        самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

–        прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3)        работа с информацией:

–        применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

–        выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

–        находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

–        самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

–        оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

–        эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1)        общение:

–        воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

–        выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

–        распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

–        понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

–        в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

–        сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

–        публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

–        самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2)        совместная деятельность:

–        понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

–        принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

–        уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

–        планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

–        выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

–        оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

–        сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1)        самоорганизация:

–        выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

–        ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

–        самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

–        составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

–        делать выбор и брать ответственность за решение;

2)        самоконтроль:

–        владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

–        давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

–        учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

–        объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

–        вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

–        оценивать соответствие результата цели и условиям;

3)        эмоциональный интеллект:

–        различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

–        выявлять и анализировать причины эмоций;

–        ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

–        регулировать способ выражения эмоций;

4)        принятие себя и других:

–        осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

–        признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

–        принимать себя и других, не осуждая;

–        открытость себе и другим;

–        осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

Предметные результаты

Занятия по естественно-научной грамотности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естественно-научные предметы»:

–        умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практико-ориентированного характера;

–        умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе;

–        умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;

–        умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую природную среду;

–        умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;

–        сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления;

–        умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья;

–        умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных технологических процессов.

Тематическое планирование программы учебного курса «Функциональная (естественнонаучная) грамотность»

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Практические работы

1

Введение

1

1

Портал РЭШ https://fg.resh.edu.ru

Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru

Раздел 1. «Наука рядом»

2

Мои увлечения

4

4

Портал РЭШ https://fg.resh.edu.ru

Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru

3

Растения и животные в нашей жизни

4

4

Портал РЭШ https://fg.resh.edu.ru

Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru

4

Загадочные явления

4

4

Портал РЭШ https://fg.resh.edu.ru

Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru

Раздел 2. «Знания в действии»

5

Наука и технологии

6

6

Портал РЭШ https://fg.resh.edu.ru

Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru

6

Мир живого

3

3

Портал РЭШ https://fg.resh.edu.ru

Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru

7

Вещества, которые нас окружают

4

4

Портал РЭШ https://fg.resh.edu.ru

Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru

8

Мои увлечения

2

2

Портал РЭШ https://fg.resh.edu.ru

Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru

9

Наше здоровье

3

3

Портал РЭШ https://fg.resh.edu.ru

Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru

10

Заботимся о земле

2

2

Портал РЭШ https://fg.resh.edu.ru

Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru

11

Повторительно-обобщающий урок

3

3

Портал РЭШ https://fg.resh.edu.ru

Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru

Итого по разделу

36

36

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

36

36

Литература:

Федеральная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность :учимся для жизни» 2022год.

Сборник эталонных заданий №1 и №2  авторы :Ковалёва Галина Сергеевна, Пентин Александр Юрьевич и др. «Естественно - научная грамотность» функциональная грамотность учимся для жизни. «Просвещение»-2020,2021 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ для уровня основного общего образования (5 – 9 классы)

Рабочая программа по информатике и ИКТ для уровня основного общего образования (5 – 9 классы)  разработана на срок действия основной образовательной программы основного общего образования (2014 –...

Рабочая программа Учебного предмета «Русский язык и литература» Основное общее образование 5 – 8 классы (Срок освоения -1 год)

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»5-9 классыПояснительная  записка       Рабочая программа по русскому  языку для 5- 9  клас...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» основного общего образования для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения) 1 вариант

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» основного общего образования для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения)1 вариант...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» основного общего образования для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения) 1 вариант

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» основного общего образования  для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения) 1 вариант...

Программа учебного курса «История России. Всеобщая история. » основного общего образования углубленном уровне для учащихся 7, 8, 9 классов

Рабочая программа учебного курса «История» разработана на период до 2023года.Настоящая рабочая программа сформирована на основании следующих документов: – Основной образовательн...

Программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры» основного общего образования на базовом уровне для учащихся 5 классов

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры»» разработана на период до 2023года.Настоящая рабочая программа сформирована на основании следующих документов:...

Методические рекомендации по реализации Федеральных рабочих программ в период перехода на обновленные ФГОС основного общего образования и среднего общего образования

Методические рекомендации по реализацииФедеральных рабочих программ в период перехода на обновленные ФГОСосновного общего образования и среднего общего образования...