Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» основного общего образования для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения) 1 вариант
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Визгалова Вера Владимировна

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» основного общего образования  для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения) 1 вариант

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_chtenie_5-9.docx58.38 КБ

Предварительный просмотр:

« Рассмотрено»

 на заседании МО «учителей-дефектологов»

Руководитель МО

__________/Л.Ф. Фахрединова              

                           ФИО

Протокол № ____ от

«___»___________2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора  по

     УВР МОУ «СОШ №  1 »

___________/ В.В. Визгалова  

                                  ФИО

«___»____________20 18 г.

« Утверждено»

Директор  МОУ «СОШ № 1

г. Ртищево Саратовской области»

____________/ Н.А. Попова

                               ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________2018 г.

        

Адаптированная рабочая программа  

учебного предмета

«Чтение и развитие речи»

основного общего образования

для умственно отсталых обучающихся

(интеллектуальные нарушения)

1 вариант

 

 

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от

«___»_______2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тематическое планирование составлено на основе:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Приказа МО РФ от 10.04.2002г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;
  3. Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы,  под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013 г.
  4. Учебного  плана для  обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей МОУ «СОШ № 1 г. Ртищево Саратовской области», учебный план составлен на основании приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002г. №29/ 2065 – п;
  5. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе для специальных (коррекционных) образовательных  учреждений, реализующих программы общего образования.

Предлагаемая программа ориентирована на учебники:

  • Чтение, 5 класс, автор - составитель: Малышева З.Ф. учебник для    специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М.:Просвещение, 2017г.
  • Чтение, 6 класс, автор-составитель: Бгажнокова И.М., Погостина Е.С.- учебник для    специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.:Просвещение, 2017г.
  • Чтение, 7 класс,  автор-составитель  А.К. Аксёнова, учебник для    специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2017 г.
  • Чтение, 8 класс, автор-составитель: Малышева З.Ф.- учебник для    специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2017г.
  • Чтение, 9 класс, автор-составитель: А.К. Аксёнова, М.И.Шишкова - учебник для    специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2017 г.

Процесс обучения чтению и развитию речи неразрывно связан с решением специфической задачи – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение чтению и развитию речи носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.

Цели и задачи обучения:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

- обогащение нравственного опыта школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Адаптированная рабочая программа по учебному курсу «Чтение и развитие речи» составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.

Характеризуя обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, хочется отметить, что умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации. Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем. В структуре психики таких обучающихся в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания обучающегося с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение знаниями в процессе школьного обучения.

Развитие всех психических процессов у ребенка с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки в окружающей среде. В процессе освоения учебного предмета это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, обучающийся с умственной отсталостью оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающегося при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. Обучающемуся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. 

Особенности восприятия и осмысления обучающимся учебного материала неразрывно связаны с особенностями его памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающегося с умственной отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: лучше запоминает внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознается и запоминается внутренние логические связи; формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Однако использование различных дополнительных средств и приемов в обучении (иллюстративной, символической наглядности, различных вариантов планов, вопросов педагога и т. д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала.

Особенности нервной системы школьника с умственной отсталостью проявляется и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности.

Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям обучающихся с умственной отсталостью свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.

У обучающихся с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Психологические особенности обучающегося с умственной отсталостью проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью.

Волевая сфера обучающихся, воспитанников характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий.

Исходя из психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями  на занятиях решаются задачи, направленные на коррекцию и развитие:

основных мыслительных операций;

– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

зрительного восприятия и узнавания;

 пространственных представлений и ориентации;

речи и обогащение словаря;

коррекцию нарушений  эмоционально-волевой и личностной сферы;

коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Приоритетными направлениями коррекционной работы являются:

  • укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
  • формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
  • формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
  • расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающим микросоциуме;
  • формирование на доступном уровне простейших навыков чтения и письма на материале знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
  • развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.
  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
  • бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
  • понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Предметные результаты:

5 класс

Минимальный уровень 

Обучающиеся должны знать:

наизусть   2-3 стихотворений

Обучающиеся должны уметь:

  • читать правильно, целыми словами, выполняя задания учителя, пересказывать не сложные по содержанию, тексты с помощью учителя.

Достаточный уровень

Обучающиеся должны знать:

  •  наизусть   6-8 стихотворений

Обучающиеся должны уметь:

  • читать  осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
  • читать «про себя», выполняя задания учителя;  
  • отвечать на вопросы учителя;
  • пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты-самостоятельно.

6 класс

Минимальный уровень

Обучающиеся должны знать:

  •  наизусть   4-5 стихотворений;

Обучающиеся должны уметь:

  • читать вслух правильно, выразительно (про себя);
  • выделять главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя.

Достаточный уровень

Обучающиеся должны знать:

             наизусть   8-10  стихотворений

Обучающиеся должны уметь:

  • читать  осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
  • читать «про себя»;  
  • выделять главную мысль произведения;
  • определять основные черты характера действующих лиц;
  • пересказывать текст по плану полно и выборочно.

7 класс

Минимальный уровень

Обучающиеся должны знать:

  • наизусть   4-5  стихотворений;

Обучающиеся должны уметь:

  • читать вслух правильно, выразительно (про себя);

выделять главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя.

Достаточный уровень

Обучающиеся должны знать:

  • наизусть 10  стихотворений

Обучающиеся должны уметь:

читать  осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;

читать «про себя»;  

выделять главную мысль произведения;

характеризовать главных действующих лиц;

пересказывать содержание прочитанного.

8 класс

Минимальный уровень

Обучающиеся должны знать:

  • наизусть   5-6  стихотворений;

Обучающиеся должны уметь:

  •  читать вслух правильно, выразительно (про себя);
  • выделять главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя.

Достаточный уровень

Обучающиеся должны знать:

  • наизусть 10  стихотворений, прозаический отрывок

Обучающиеся должны уметь:

  • читать  осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
  • читать «про себя»;  
  • выделять главную мысль произведения;
  • давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;
  • пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.

9 класс

Минимальный уровень

Обучающиеся должны знать:

  • наизусть   6 -7 стихотворений;

Обучающиеся должны уметь:

  • читать вслух правильно, выразительно (про себя);
  • выделять главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя.

Достаточный уровень

Обучающиеся должны знать:

  • наизусть 10  стихотворений, 2 прозаических отрывка;

Обучающиеся должны уметь:

  • читать  осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
  • читать «про себя»;  
  • выделять главную мысль произведения;
  • давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;
  • пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

1.  Устное народное творчество - 3 ч.

Считалки.

Заклички-приговорки.

Потешки.

Пословицы и поговорки.

Загадки.

2.  Сказки – 23 ч.

Никита Кожемяка (Русская сказка).

Как наказали медведя (Тофаларская сказка)

Золотые руки (Башкирская сказка)

Морозко (Русская сказка).

Два мороза (Русская сказка).

Три дочери (Татарская сказка)

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. (Отрывки) А. С. Пушкин.

Серая шейка. По Д. Мамину-Сибиряку.

3.  Картины родной природы - 43 ч. в то числе:

Лето – 10 часов

Июнь. Г. Скребицкий.

«Ярко солнце светит..» И. Суриков.

Июльская гроза. (Отрывки.) А. Платонов.

Берёзка. А. Прокофьев.

«Вот и клонится лето к закату…» Ю. Гордиенко.

Осень – 8 часов

Сентябрь. По Г. Скребицкому.

Золотая осень. По И. Соклову-Микитову.

Осень. К. Бальмонт.

Добро пожаловать! По Г. Скребицкому.

Осенние грусти .. По В. Астафьеву.

Первый снег. И. Бунин.

Зима –  9 часов

«Чародейкою зимою..» Ф. Тютчев.

Декабрь. Г. Скребицкий.

К зиме. К. Бальмонт.

Всяк по-своему. Г. Скребицкий.

«Поёт зима – аукает…» С. Есенин.

Берёза. С. Есенин.

Зимняя дорога. А. Пушкин.

Весна – 16 часов

Март. Г. Скребицкий.

«Вот уж снег последний в поле тает..» А. Толстой.

От первых проталин до первой грозы. (Отрывки.) Г. Скребицкий.

Весна-красна.

Грачи прилетели.

Заветный кораблик.

В весеннем лесу.

Весенние ручьи. (Отрывок из повести «Детство Никиты».) А. Толстой.

«гонимы вешними лучами…» А. Пушкин.

Ворона. А. Блок.

Подснежник. Е. Серова.

Весна. И. Соколов-Микитов.

«Крупный дождь в лесу зелёном…» И. Бунин.

Черёмуха. С. Есенин.

Весна, весною, о весне. Я. Аким.

4.  О друзьях-товарищах -  11 ч.

Колючка. Ю. Яковлев.

Рыцарь Вася. Ю. Яковлев.

Витя Малеев в школе и дома. (Отрывок.) Н. Носов.

«Фосфорический мальчик. В. Медведев.

Дорогой подарок. Л. Воронкова.

Твой друг. Я. Аким.

5.  Басни И. Крылова -  4 ч.

Ворона и лисица.

Щука и кот.

Квартет.

6.  Спешите делать добро - 13 ч.

Будущий олимпиец. Н. Хмелик.

Слепой домик. О. Бондарчук.

Бабка. В. Осеева.

Сухой хлеб. А. Платонов.

Люся. (Отрывок из повести «Последний срок».) В. Распутин.

Труд. В. Брюсов.

Огромное небо. Р. Рождественский.

7. О животных - 14 ч.

Тёма и Жучка. (Отрывок из повести «Детство Тёмы».) Н. Гарин-Михайловский.

Желтухин. (Отрывок из повести «Детство Никиты».) А. Толстой.

Кот Ворюга. К. Паустовский.

Про обезьянку. В. Житков.

Дачники. Э. Асадов.

Из рассказов Олёны Даниловны. Ф. Абрамов.

Будь человеком. С. Михалков.

8. Из прошлого нашего народа -  16 ч.

На поле Куликовом. По О. Тихомирову.

Рассказы о войне 1812 года. По С. Алексееву.

«..И снится ей жаркое лето..» (Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».) Н. Некрасов.

Белый пудель. (отрывки.) А. Куприн.

Снега, поднимитесь метелью! По Л. Жарикову.

У Могилы неизвестного Солдата. Ю. Коринец.

9.  Из произведений зарубежных писателей - 9 ч.

Гаврош. (Отрывки.) В. Гюго.

Приключения Тома Сойера. (Отрывок.) М. Твен.

Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. (Отрывки.) С. Лагерлёф.

Русалочка. (отрывкок.) Г. Х. Андерсен.

   В том числе 9 часов внеклассное чтение (один раз в месяц), творческие работы по развитию речи (один раз в четверть)

Внеклассное чтение

  Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет и журналов. Беседы о прочитанном, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах.

Изучаемые произведения:

1. «Белая уточка» (Русская народная сказка.)

2. «Богатырь Фёдор Тугарин и Мария Моревна» (Русская народная сказка.)

3. Сказки народов мира.

4. Бажов П. П.   «Малахитовая шкатулка».

5. Бажов П. П.   «Серебряное копытце».

6. Волков А. М.  «Волшебник изумрудного города».

7. Гайдар А. П.  «Чук и Гек».

8. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

9. Пришвин М. М. «В краю дедушки Мазая».

Примерное тематическое планирование 

№ п/п

Разделы

Количество часов

1

Устное народное творчество

3

2

Сказки

23

3

Картины родной природы:

Лето – 10 часов

Осень – 8 часов

Зима –  9 часов

Весна – 16 часов

43

4

О друзьях-товарищах

11

5

Басни И. Крылова

4

6

Спешите делать добро

13

7

О животных

14

8

Из прошлого нашего народа

16

9

Из произведений зарубежных писателей

9

Итого:

136 часов

6 класс

«Моя Родина»

Отечество. По В. Пескову

Россия. М. Ножкин

Моя Родина. М. Пришвин

«Золотая осень»

Сентябрь. В. Бианки

«Лес точно терем расписной…» И. Бунин

Грабитель. Ю. Качаев

Белый домик. Б. Житков

Звонкие ключи. А. Белорусец

Заячьи лапы. К. Паустовский

Осенний день в берёзовой роще. (Отрывок из рассказа «Свидание») И. Тургенев

Хитрюга. Е. Носов

Октябрь. В. Бианки

«Страницы истории»

Будь человеком. С. Михалков

Петя мечтает. Б. Заходер

Слон и муравей. (Сказка). По Д. Биссету

Кузнечик Денди. (Сказка). По Д. Биссету

Как один мальчик играл с палкой. Дж. Родари

Пуговкин домик. Дж. Родари

Илья Муромец и Соловей-разбойник. (Отрывок из былины)

Москва. (В сокращении) Ф. Глинка

Ноябрь. В. Бианки

Без Нарвы не видать моря. По С. Алексееву

На берегу Невы. По С. Алексееву

Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву

Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой

Как Незнайка сочинял стихи. По Н. Носову

Тайна цены.(Сказка) Е. Пермяк

Здравствуйте! ( В сокращении) Перевод с польского Д. Гальперина

«Здравствуй, гостья-Зима!»

Декабрь. В. Бианки

Новогодние загадки. Е. Благинина

Встреча зимы. (В сокращении). А. Никитин

Тёплый снег. А. Дорохов

«Вот север тучи нагоняя…» А. Пушкин

Пушкин. Д. Хармс

Январь. В. Бианки

Ель.  (Сказка) Х.-К. Андерсен

Ванька. А. Чехов

«Весело сияет месяц над селом…» (Отрывок) И. Никитин

«Белый снег пушистый в воздухе кружится…» (Отрывок)  И. Суриков

Лёля и Минька. М. Зощенко

Пурга. Ю. Рытхэу

Таинственный ночной гость. Ю. Дмитриев

Февраль. В. Бианки

Двенадцать месяцев. (Отрывки) С. Маршак

Снежная королева. (Сказка)  Х.-К. Андерсен

«Весна-красна»

Первые приметы. С. Смирнов

Март. В. Бианки

Весна идёт. По В. Пескову

Жаркий час. М. Пришвин

Весенняя песня. (Сказка)  Г. Скребицкий

Жаворонок. В. Жуковский

Детство Никиты. (Отрывок) А. Толстой

«Как после мартовских метелей…» А. Твардовский

«И вот шатёр свой голубой опять раскинула весна…» А. Плещеев

Апрель. В. Бианки

«Рассказы о животных»

Стальное колечко. (Сказка) К. Паустовский

Злодейка. По В.Астафьеву

Рассказы про зверей. Е. Барониной

Кот в сапогах. В. Драгунский

Заяц и ёж. Д. Хармс

Зеркало и обезьяна. И. Крылов

Рикки-Тикки-Тави. Р. Киплинг

«Рассказы, сказки, стихи для детей»

«Дождь пролетел и сгорел на лету…» В. Набоков

Май. В. Бианки

Наши песни спеты на войне. М. Дудин

Звездолёт «Брунька». В. Медведев

Корзина с еловыми шишками. К. Паустовский

Маленький принц. По А. де Сент-Экзюпери

Зорькина песня. (Глава из повести «Последний поклон») В. Астафьев

«Нынче ветер, как мальчишка весел…» Н. Рыленков

      Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение доступных по содержанию книг, написанных для детей и юношества. Самостоятельная запись фамилии автора и названия книги.

Изучаемые произведения:

Пришвин М. М.: «Барсук»

Русские народные сказки

Сказки народов мира

Астафьев В. П.:  «Васюткино озеро»

Гайдар А. П.: «Тимур и его команда»

Носов Н. Н. : «Приключения Незнайки и его друзей»

Мамин-Сибиряк А. Н.: «Емеля-охотник», «Приемыш».  

Толстой А. Н.: «Золотой ключик или приключения Буратино»

Паустовский К. Г.: «Кот – ворюга»

Примерное тематическое планирование

№ п/п

Разделы

Количество часов

1

Моя Родина.

3 ч.

2

Золотая осень.

16 ч.

3

Страницы истории.

24 ч.

4

Здравствуй, гостья - Зима!

34 ч.

5

Весна-красна.

15 ч.

6

Рассказы о животных.

25 ч.

7

Рассказы, сказки, стихи для детей.

19 ч.

В том числе внеклассное чтение

9 ч.

Итого:

136 ч.

7 класс

Устное народное творчество – 12 ч.

Русские народные сказки: «Сивка – бурка», «Журавль и цапля», «Умный мужик»

Былина: «Три поездки Ильи Муромца»

Народные песни: «Ах, кабы на цветы не морозы», «По улице мостовой»

Пословицы

Загадки

Из произведений русской литературы XIX века – 44 ч. 

Александр Сергеевич Пушкин

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Зимний вечер»,«У Лукоморья»

Михаил Юрьевич Лермонтов: «Бородино»

Иван Андреевич Крылов: «Кукушка и петух», «Волк и Журавль», «Слон и Моська»

Николай Алексеевич Некрасов: «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин»

Лев Николаевич Толстой: «Кавказский пленник» (В сокращении)

Антон Павлович Чехов: «Хамелеон»

Владимир Галактионович Короленко: «Дети подземелья» (В сокращении)

Из произведений русской литературы XX века – 46 ч.

Максим Горький: «Детство» (Отрывки из повести), «В людях» (Отрывки из повести)

Михаил Васильевич Исаковский: «Детство», «Ветер», «Весна»

Константин Георгиевич Паустовский: «Последний чёрт»

Михаил Михайлович Зощенко: «Великие путешественники»

Константин Михайлович Симонов: «Сын артиллериста» (Отрывки)

Валентин Петрович Катаев: «Флаг»

Николай Иванович Рыленков: «Деревья», «Весна без кукушки – вещуньи…»,

«Всё в тающей дымке…»

Юрий Иосифович Коваль: «Капитан Клюквин», «Картофельная собака»

Юрий Яковлевич Яковлев: «Багульник»

Радий Петрович Погодин: «Время говорить – пора»

Анатолий Георгиевич Алексин: «Двадцать девятое февраля» (Отрывок из повести «Звоните и приезжайте»)

Константин Яковлевич Ваншенкин: «Мальчишка», «Снежки».

Внеклассное чтение:  один раз в месяц в количестве 9 ч.

       Знание основных сведений из жизни писателей.

       Чтение книг из школьной  и районной библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах.

       Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов.

       Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.

       Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.

Изучаемые произведения:

 Паустовский К. Г. «Жильцы старого дома».

 Чехов А.П  «Каштанка».

 Паустовский К. Г. «Старый повар»

 Лагин Л. Н. «Старик Хоттабыч».

 Бианки В. В. «Бешеный бельчонок».

 Бианки В. В. «Приказ на снегу».

 Чехов А. П. «Спать хочется».

 Паустовский К. Г. «Степная гроза»

 Кассиль Л. «Огнеопасный груз»

Примерное тематическое планирование

№ п/п

Разделы

Кол- во часов

1.

Устное народное творчество.

12 ч.

2.

Из произведений русской литературы XIX века.

44 ч.

3.

Из произведений русской литературы XX века.

46 ч.

4.

Внеклассное чтение в разделах

 

итого

102 ч.

8 класс

Устное народное творчество  

Сказки. Русская народная сказка "Волшебное кольцо". Пословицы и поговорки.

Баллады. В.А.Жуковский «Перчатка», И.З.Суриков «Нашла коса на камень».

Былины. Былина «Садко»(отрывок)

Произведения русских писателей XIX века.

А. С. Пушкин. Биографические сведения.

М.Я.Басина «Публичное испытание», И.И.Пущин «записки о Пушкине», "Я памятник себе воздвиг нерукотворный", Во глубине сибирских руд», «Зимнее утро», «И.И.Пущину», «Няне». Любовная лирика «Сожженое письмо», «Я вас любил». Сказка «Сказка о попе и работнике его Балде.

Урок внеклассного чтения. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

М. Ю. Лермонтов. Биографические сведения. Стихотворение "Смерть поэта", "Родина", «Парус», «Сосна». Отрывки из поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

И. А. Крылов. Биографические сведения. Жанр басни. Особенности басен Крылова.

И. А. Крылов "Волк на псарне", "Осел и соловей", «Муха и пчела».

Урок внеклассного чтения. Викторина по басням  И.А. Крылова.

Н. А. Некрасов. Биографические сведения.

Н. А. Некрасов "Размышления у парадного подъезда"(отрывок), "В полном разгаре страда деревенская", отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины».

И.С. Никитин «Утро на берегу озера».

Урок внеклассного чтения «Н. А. Некрасов "Крестьянские дети".

И.С.Тургенев. Биографическая справка. И.С.Тургенев «Муму».

Л. Н. Толстой. Биографические сведения. "После бала" (в сокращении).

Произведения русских писателей 1-й половины XX века

А. П. Чехов. Биографические сведения. «Лошадиная фамилия».

В.Г.Короленко «Слепой музыкант» (отрывки).

Урок внеклассного чтения. «У книжной полки».

М.Горький. биографическая справка. Отрывок из повести «Макар Чудра»

С. А. Есенин. Биографические сведения. «Спит ковыль…», «Пороша», «Отговорила роща золотая...»

Урок внеклассного чтения  «"Стихи С. А. Есенина".»

А.П.Платонов. Биографичечская справка. «Разноцветная бабочка»

А.Н.Толстой. Биографические сведения. «Русский характер».

Н.А.Заболоцкий. Биографическая справка. «Некрасивая девочка»

Произведения русских писателей 2-й половины XX века.

К.Г.Паустовский. Биографическая справка. «Телеграмма».

Р.И.Фраерман. Биографическая справка. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (отрывки).

Л.А.Кассиль. Биографическая справка. «Пекины бутсы».

А.Т.Твардовский. Биографическая справка. Отрывки из поэмы «Василий Теркин».

В.М.Шукшин. Биографическая справка. «Гринька Малюгин».

В.П.Астафьев. Биографическая справка. "Далекая и близкая сказка".

Урок внеклассного чтения. Произведения о войне.

Р.П.Погодин. Биографическая справка. "Альфред".

А.А.Суриков. Биографическая справка. «Родина»

Список литературы для внеклассного чтения  

А. А. Суриков «Стихотворения»

А. П. Чехов «Толстый и тонкий»

В. А. Каверин «Два капитана»

Ю.В.Бондарев «Ботальон просит огня»

В. М. Шукшин «Сильные идут дальше»

Ю. В. Бондарев «Юность командиров»

С. А. Есенин «Стихотворения»

В. П. Астафьев «Последний поклон»

Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке».

Примерное тематическое планирование

№ п/п

Разделы

Кол- во часов

1

Устное народное творчество

10

2

Произведения русских писателей XIX века

42

3

Произведения русских писателей 1-й половины XX века

20

4

Произведения русских писателей 2-й половины XX века

21

5

Внеклассные чтения

9

итого

102

9 класс

Устное народное творчество   - 11 ч

Русские народные песни

  Колыбельная

  «За морем синичка не пышно жила…»

Былины

«На заставе богатырской» (В сокращении)

Сказки

«Сказка про Василису Премудрую» (В сокращении)

«Лиса и Тетерев»

Из произведений русской литературы XIX века   -  45 ч

В.А.Жуковский

«Три пояса» (В сокращении)

И.А.Крылов

«Кот и Повар» (В сокращении)

А.С.Пушкин

«Руслан и Людмила» (В сокращении)

«Барышня-крестьянка» (В сокращении)

М.Ю.Лермонтов

«Тучи»

«Баллада»

«Морская царевна» (В сокращении)

Н.В.Гоголь

«Майская ночь, или Утопленница» (Отрывки в сокращении)

Н.А.Некрасов

«Рыцарь на час» (Отрывки)

«Саша» (Отрывок)

А.А.Фет

«На заре ты ее не буди…»

«Помню я: старушка няня…»

«Это утро, радость эта…»

А.П.Чехов

«Злоумышленник» (В сокращении)

«Пересолил»

Из произведений русской литературы  XX века    -  35 ч.

М.Горький

«Песня о Соколе» (В сокращении)

В.В.Маяковский

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (В сокращении)

М.И.Цветаева

«Красной кистью…»

«Вчера еще в глаза глядел…»

К.Г.Паустовский

«Стекольный мастер»

С.А.Есенин

«Нивы сжаты, рощи голы…»

«Собаке Качалова»

М.А.Шолохов

«Судьба человека» (Отрывки в сокращении)

Е.И.Носов

«Трудный хлеб»

Н.М.Рубцов

«Тихая моя родина» (В сокращении)

«Русский огонек» (В сокращении)

«Зимняя  песня»

Ю.И.Коваль

«Приключения Васи Куролесова» (отрывок)

Из произведений зарубежной литературы     - 11 ч

Роберт Луис Стивенсон

«Вересковый мед» (В сокращении)

Эрнест Сетон-Томпсон

«Снап» (Отрывок в сокращении)

Джеральд Даррелл

«Живописный жираф» (Отрывок в сокращении)

Внеклассное чтение

  Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.

  Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.

   Урок внеклассного чтения проводится один раз в месяц.

Изучаемые произведения:

К. Г. Паустовский «Великий сказочник»

Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы» (один на выбор)

В. В. Быков «Обелиск»

К. Г. Паустовский «Телеграмма»

 А. П. Чехов «Дом с мезонином»

А. М.Горький. «В людях»

С. А. Есенин «Стихотворения»

Ю. В. Бондарев «Последние залпы»

В. М. Шукшин. «Кляуза»

Примерное тематическое планирование

№ п/п

Разделы

Кол- во часов

1

Устное народное творчество

11

2

Из произведений русской литературы XIX века

45

3

Из произведений русской литературы XX века

35

4

Из произведений зарубежной литературы

11

Итого:

102 ч

Основные виды деятельности на уроках чтения и развития речи.

Алгоритмы работы обучающихся с текстами различных литературных жанров:

  1. этап предварительной дотекстовой работы - актуализация читательского опыта, повторение пройденного материала по данной теме или произведений данного автора, тренировочные упражнения, направленные на совершенствование навыка чтения;

  2. этап первичного знакомства с текстом - целостное восприятие произведения (общее эмоциональное восприятие последовательности событий и действующих персонажей, эпохи, места и т. д.);

  3. детализированная работа с текстом - анализ содержания произведения;

  4. послетекстовый этап - обобщение прочитанного.

Виды деятельности обучающихся на этапе предварительной "дотекстовой" работы: 

Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

Просмотр видеоряда по теме произведения (презентации, документальные кадры о времени, в которое происходят описываемые события, отрывки из художественных фильмов и мультфильмов по теме литературного произведения и т. д.)., прослушивание рассказа учителя о исторических событиях к литературному произведению.

Рассматривание выставки книг (автора или по тематике), прослушивание рассказа учителя о выставке.

Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных обучающихся по теме урока (биография автора, отрывки из ранее изученных произведений автора и т. д.).

Чтение выписанных учителем из текста сложных для чтения или понимания слов.

Чтение ключевых слов текста с построением предположений о теме или событиях произведения.

Выполнение артикуляционных упражнений.

Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок.

Виды деятельности обучающихся на этапе первичного знакомства с текстом: 

Чтение текста литературного произведения про себя.

Чтение текста вслух.

Чтение текста вполголоса.

Поочередное чтение текста в парах.

Прослушивание чтения текста учителем.

Чтение текста цепочкой по предложению, по абзацу.

Виды деятельности обучающихся на этапе детализированной работы с текстом: 

1. Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя. 
2. Чтение текста и установление правды и вымысла в нем. 
3. Чтение текста с комментарием и беседой. 
4. Выразительное чтение текста, заранее подготовленное дома. 
5.   Подготовка к краткому пересказу. 
6. Чтение самого красивого (понравившегося) места в тексте. 
7. Комбинированное чтение (попеременное чтение учителем, обучающимися хором). 
8. Нахождение предложения, отрывка по озвученному учителем или обучающимся началу или концу предложения или отрывка. 
10. Чтение отрывка текста, которому соответствует пословица. 
11   Чтение текста, пометка непонятных слов. 
12. Чтение текста и составление "карты перемещений героя" (выписывание всех мест, в которых он побывал). 
13. Чтение текста, нахождение отрывка, наиболее подходящего в качестве описания к иллюстрации. 
14. Подробный анализ иллюстрации к произведению (обсуждение обстановки, настроения, позы, мимики и жестов героев и т. д.). 
15. Самостоятельная постановка вопросов по содержанию прочитанного литературного произведения. 
16. Нахождение в тексте отрывка, который помог бы ответить на поставленный вопрос. 
17. Чтение текста по ролям. 
18. Нахождении отрывка литературного произведения, который можно прочитать с указанным настроением (презрительно, строго, радостно, весело, печально, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т. д.). 
19. Нахождение в тексте и чтение предложений с восклицательным или вопросительным знаками, запятой, многоточием и т. д. 
20. Выразительное чтение отрывка из текста. 
21. Чтение по ролям диалога героев литературного произведения, с исключением слов автора. 
 22. Чтение стихотворения, расстановка пауз. 
 23. Чтение стихотворения цепочкой, каждый чтец заканчивает на паузе. 
 24. Выразительное чтение небольшого отрывка текста прозы наизусть. 
 25. Выразительное чтение стихотворения наизусть. 
 26. Чтение, деление текста или отрывка литературного произведения на смысловые части. 
27. Составление плана (цитатного, картинного, обычного) литературного произведения. 
28. Полный точный пересказ литературного произведения. 
29. Краткий пересказ литературного произведения. 
30. Подробный пересказ литературного произведения. 
31. Выборочный пересказ отрывка из литературного произведения в соответствии с заданием (понравившийся, объясняющий что-то). 
 32. Самостоятельный выборочный пересказ литературного произведения по заданию: 
описание природы перед грозой; жилища; состояния персонажа.
 

33. Чтение стихотворения и пересказ его прозой. 
34. Нахождение в тексте самого длинного слова, самого короткого слова. 
35. Нахождение в тексте слов на указанную орфограмму. 
36. Нахождение в тексте двух-, трех-, четырехсложных слов. 
37. Нахождение в тексте и чтение сочетаний: 
существительное и прилагательное (6-9 кл);

существительное и глагол (7-9 кл);

местоимение и глагол (7-9 кл ).

38. Объяснение постановки знаков препинания в предложении. 
 39. Чтение и определение категории персонажей литературного произведения: 
положительные;

отрицательные;

нейтральные;

герои-помощники.

40. Сравнение персонажей разных литературных произведений, обладающих схожими чертами, судьбами, обстоятельствами. 
 41. Чтение литературного произведения и словесное рисование картины, иллюстрирующей его. 
 42. Подбор литературному произведению подходящего названия. 
 43. Чтение предложения из литературного произведения, изменение порядка слов в предложении. 
 44. Чтение литературного произведения и определение его жанра (с помощью учителя). 
 45. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению словам, записанным на доске. 
 46. Чтение в литературном произведении слов, к которым даны сноски. 
 47. Чтение литературного произведения с выписыванием слов на заданную тему. (Например, осень: ветер, похолодало, дождь, первые заморозки... )
 48. Работа со словарем (толковый  и др.).

Виды деятельности обучающихся на этапе обобщения изученного произведения: 

1. Конкурсное чтение стихотворений.

2. Выполнение тестовых заданий к тексту литературного произведения.

3. Инсценирование (басни).

4. Чтение литературного произведения, придумывание продолжения или предыстории рассказа.

5. Чтение и разгадывание (составление) кроссворда по тексту литературного произведения.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса

Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....

Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" для 7 класса

Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" (с календарно-тематическим планированием) для 7 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» основного общего образования для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения) 1 вариант

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» основного общего образования для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения)1 вариант...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Письмо и развитие речи» для 5класса VIII вида (основное общее образование) Количество часов:140 час

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного предмета «Письмо и развитие речи»для 5класса VIII вида (основное общее образование)Количество часов:140 час...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Чтение и развитие речи» для 5класса VIII вида (основное общее образование) Количество часов:140 час

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного предмета «Чтение и развитие речи»для 5класса VIII вида (основное общее образование)Количество часов:140 час...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Чтение"

Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Чтение" составлена для 5 - 6 классов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными наруше...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Математика» для 10 класса основного общего образования

Адаптированная рабочая программа по математике 10  класса для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (УО) разработана на основе:Федерального закона «Об образовании в Российской Фед...