Технологическая карта урока «Влияние человека на живую природу»
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Напреева Екатерина Николаевна

Урок, изучающий влияние человека на природу. 5 класс. Биология . Учебник "Биология" Пасечник В.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_5_klass_biologiya.docx127.9 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Влияние человека на живую природу»

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика 

Напреева Екатерина Николаевна

Место работы

МБОУ Сычевская школа

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс :

5

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

31

Тема урока 

Влияние человека на живую природу

Уровень изучения 

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

 урок освоения новых знаний и умений

 урок-закрепление

 урок-повторение

 урок систематизации знаний и умений

 урок развивающего контроля

 комбинированный урок

 другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

 осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной и технологической сред, установка на здоровый образ жизни

Метапредметные

использование экологического мышления для создания мини-проектов

Предметные

использовать экологическое мышление в коммуникативной и социальной практике при оценке факторов риска для состояния здоровья, влияние вредных и полезных привычек

Ключевые слова : глобальные экологические проблемы, озоновый слой, глобальное потепление, исчезновение видов

Краткое описание 

Урок, изучающий влияние хозяйственной деятельности человека на природу.

 Материалы – учебник Биология, 5 кл. Пасечник В.В, презентация, видофрагменты, компьютер.

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Просмотр фрагмента документального фильма «Мусор» Планируемые результаты: Л: сформировать познавательный интерес

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Учащиеся отвечают на вопросы.

-чем опасен мусор?

-что нужно сделать для уменьшения вреда, устранения проблемы?

-что может сделать каждый из нас?

Планируемые результаты: Л: сформировать познавательный интерес

Этап 1.3. Целеполагание

Планируемые результаты: Л: умение понимать смысл поставленной задачи

Ты узнаешь, как человек влиял на природу на протяжении своей истории.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Просмотр видеоролика (7 мин)  «Глобальные экологические проблемы»

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Ребята перечисляют экологические проблемы, о которых узнали при просмотре видео.

 Планируемые результаты: М: умение получать новую информацию, умение инициативно сотрудничать в поиске  и сборе информации

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Работа с текстом параграфа учебника. Учащиеся самостоятельно выписывают в таблицу проблемы и способы из решения. Планируемые результаты: М: умение извлекать и преобразовывать информацию в разные формы(таблица)

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Запиши в тетрадь несколько предложений на тему «Что я могу сделать для сохранения природы»

Планируемые результаты: П: умение применять полученный материал, строить высказывания с применением изученной терминологии

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Разбор нескольких заданий огэ совместно с учителем (задания распечатаны). Учитель разъясняет непонятные термины. Обсуждение, совместная выработка правильного ответа.

1.Выберите два примера рационального природопользования. 1) вырубка лесов в бассейнах рек 2) осушение болот в верховьях рек 3) создание терриконов в местах добычи угля 4) рекультивация земель на месте карьеров 5) санитарная вырубка леса

2.Какие два из перечисленных природных ресурсов относятся к неисчерпаемым? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные природные ресурсы. 1) почвенные 2) нефть 3) энергия приливов 4) торф 5) солнечная энергия

3. Что из перечисленного является примером рационального природопользования? 1) подсечно-огневое земледелие 2) выращивание мальков ценных видов рыбы на рыбозаводах для дальнейшего выпуска их в водоёмы 3) осушение болот в верховьях малых рек 4) развитие ветровой и солнечной электроэнергетики 5) добыча полезных ископаемых открытым способом

Планируемые результаты: П: умение применять полученный материал, строить высказывания с применением изученной терминологии

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

«Весной у расцветающего всеми красками первоцветов и дающего дом большому количеству насекомых, птиц и животных луга две  страшные беды: пал травы и браконьеры-любители букетов. И если на незаконных сборщиков растений Государственная дума нашла управу, приняв в апреле 2023 года законодательно многомиллионные штрафы за уничтожение и сбор краснокнижных растений, то пал травы многие взрослые люди вполне искренне считают нормальным приемом агротехники.

Как живут земляные шмели? Шмель забавный, толстый, опыляет клевер. А что он и называется Земляной, и домики свои строит в земле, где выводит потомство и кормит его своим горьким жидким медом – мало кто знает. Шмель – уникальный опылитель. Некоторые растения может опылить только он. Не будет шмеля – растение не даст семян и исчезнет…»  Источник : https://вдпо.рф/blog/post/tema-pal-travy-ispolzovanie-obrazovatelnykh-viktorin-na-urokakh

https://вдпо.рф/img/blog/post/bcdd04d5-fb73-4229-84f2-0873c503ae7d.jpg

Задание: прочитайте текст, посмотрите на фото, ответьте на поставленный вопрос.

Планируемые результаты: П: умение применять полученный материал в новой ситуации

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Ребята, ка вы думаете, какие еще ученые, кроме экологов и биологов , занимаются проблемами экологии??

Планируемые результаты: П: умение применять полученный материал в новой ситуации, М: умение организовывать совместную деятельность с учителем и одноклассниками

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Посмотрите анимацию «Восстановление елового леса после пожара», расположите в правильной последовательности этапы восстановления (на экране).

Планируемые результаты: М: умение классифицировать явления

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Запись в тетради «сегодня я узнал/а, что….»

Планируемые результаты: Л: осознание возможности применения нового знания

Этап 5.2. Домашнее задание

Параграф учебника, подготовка устных ответов на вопросы в конце параграфа

Планируемые результаты: М: умение оценить свои учебные достижения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии 5 класс "Живая оболочка Земли"

Технологическая карата урока герграфии "Живая оболочка Земли" 5 класс, ФГОС....

технологическая карта урока Сердце человека

Данная методическая разработка является одним из вариантов проведения урока по теме «Сердце человека » по учебнику Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, ...

Технологическая карта урока "Западно-Сибирская равнина – особенности природы и освоения природных ресурсов" 8 класс

Технологическая карта урока "Западно-Сибирская равнина - особенности природы и освоения природных ресурсов" включает в себя описание урока географии для 8 класса . Тип урока: урок отработки ...

технологическая карта урока "Всемирный фонд защиты дикой природы"

Тема урока: Всемирный фонд защиты природыЦель урока: Формирование коммуникативной компетенции, совершенствование речевых навыков и умений в чтении, говорении и аудировании к подготовке последующему эт...

Технологическая карта урока литературы (Е.Носов "Живое пламя")

Представлен материал по теме "Смысловое чтение"...

технологическая карта урока "Водород, его нахождение в природе и получение. Физические свойства водорода"

Технологическая карта содержит подробное описание урока, задания на формирование читательской грамотности....

Технологическая карта урока географии Как мы живем и работаем в нашем климате (8класс)

Технологическая карта урока географии Как мы живем и работаем в нашем климате (8класс)...