Педагогическая поддержка
классный час по биологии

Анастасия Евгеньевна Соколова

Педагогическая поддержка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_podderzhka.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ  НА ПЕДСОВЕТЕ

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В ОСНОВЕ САМОРАЗВИТИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Соколова .А.Е

Высоконравственная, духовно богатая, гармонично развитая личность, способная осуществлять постоянное саморазвитие, является той целью, на достижение которой должны быть направлены все усилия педагогики как науки и области практической деятельности. Целесообразным является создание такой образовательной среды, которая обеспечивала бы процессы гуманизации образования, повышения его креативности, создавала бы условия, максимально благоприятствующие саморазвитию личности. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие: человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая ему дает физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие. Побуждающей силой к самоосмыслению и самопониманию выступают инновационные методы обучения. Гуманистический подход к образованию ставит в центр педагогики личность ребенка, предполагая разрабатывать конкретные методы работы, связанные с целями, средствами и условиями саморазвития личности.

Педагогическая поддержка это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, отношения к своим проблемам.

 Педагогическая поддержка, таким образом, состоит из:

 поддержки интеллектуальной одаренности (способности к обучению, к анализу, критике);

 поддержки творческой одаренности;

 выявления и развития способностей;

 поддержки детей группы риска.

В педагогической науке отрабатываются приемы общегрупповой педагогической поддержки. Они могут быть представлены как:

– приемы повышения познавательной активности (привлекательная цель, лови ошибку- на уроке закрепления предлагаю уже решённые примеры, среди которых есть решения с ошибками, практичность теории- например при изучении в 8 классе темы «Практические приложения подобия треугольников» были решены задачи на определение высоты предмета и расстояния до недоступной точки, и др.);

– приемы коллективной учебной деятельности (бригадно-индивидуальный метод, игровые технологии, учебный мозговой штурм, в рамках празднования 150-летия со дня рождения Вернадского  был проведен урок- экологическая конференция «Всего одна Земля» при подготовке которой каждый из детей занимался близким ему делом. Например Жукова Я, Копылова С., Кудрявцева А. девочки любят рисовать, они  выпускали газету «Мир вокруг нас», занимались оформлением конференции. Масальский Д. который любит и умеет работать с компьютером с удовольствием нашёл в Интернете сообщения . Стребкова Анна занималась подбором загадок о природе. Зная способности и интересы своих детей я намеренно распределила задания нацелив их на то, что они несомненно справятся. );

– приемы контроля (опрос-итог, обсуждение домашнего задания,  тренировочная контрольная работа и др.).

     Современные исследователи Ю.С. Курганов и В.Т. Фоменко особую роль отводят диалогу как средству построения субъектных отношений в дидактическом процессе. При этом технологии индивидуально-личностной поддержки в ходе дидактического процесса предполагают:

– диагностику индивидуального развития, проблем и трудностей учащихся;

– знание и понимание особенностей культуры каждого ребенка: языка, семейного воспитания, традиций культуры ученика;

– индивидуальные задания, предполагающие изучение культуры народов, живущих на планете (развитие планетарного мировоззрения);

– самостоятельную работу над текстом, заданием с учетом умственных способностей, интересов, талантов;

– работу с компьютером.

     Обобщенными характеристиками данных подходов являются творчество, активность, исследовательский поиск в педагогическом процессе. Педагогическая поддержка учащихся занимает позицию психологическую. Эта позиция помогает педагогам проникать в более тонкие и сложные процессы, выходить в иную плоскость отношений с ребенком, оставляя ему и себе шанс не потерять друг друга.

 В педагогической поддержке каждый учитель имеет возможность реально продемонстрировать себя перед ребенком человеком:

сочувствующим - готовым поддержать ребенка в сложной для него ситуации;

понимающим - способным адекватно понять то, что хочет ребенок и по поводу чего у него возникла проблема;

конструктивным - способным помочь ребенку отделить понятия «могу» и «хочу»;

имеющим свое мнение - способным аргументировано высказываться по поводу ситуации;

умеющим уважать мнение другого - способным вести переговоры;

управляющим - способным к рефлексии, проектированию и деятельности.

 Цель каждого педагога - обеспечить выход из эмоций в культуру управления конфликтов и культуру гуманных отношений со сверстниками и со старшими. Поддержка педагога нужна для того, чтобы в любой ситуации ребенок мог тренировать свои умения нахождения в каком-либо конфликте, трудной ситуации, развивал способности, помогающие взрослеть, т.е. находить, определять и строить свою позицию (свою индивидуальность, свое «Я»). Ведь только своевременная педагогическая поддержка является установлением подлинно гуманных отношений между взрослым и ребенком, в которых есть место и сочувствию, и сопереживанию, и откровенности со стороны взрослого; отношений, позволяющих ребенку дистанцироваться от педагога без риска потерять его расположение и уважение. Это взаимоотношения двух равноправных людей, находящихся на разной стадии развития (возрастной, образовательной), а значит, обладающих разным опытом, который они могут усилить, обогатить и развить, помогая друг другу.

 Поддержка - это жизненное, личностное кредо взрослого человека по отношению к растущему ребенку, использующего свою профессию, профессиональные умения и личностные качества, чтобы создать условия для полноценного образования ребенка. А образование, в свою очередь, само является условием и процессом для развития ученика.

Педагогическая поддержка - это совместное с учеником определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в самоорганизации.

 А как помочь ребенку начать движение к образованию? Детский возраст -это период жизни, когда ребенку отводится специальное время, создаются специальные условия, чтобы он овладевал уже известными видами деятельности, предметами, знаниями, нормами. Детство - это время, объективно более всего связанное с развитием. Только детский способ познания - опытнический, исследовательский, самодеятельный. Ребенку необходимо все пробовать и испытывать, в том числе и себя. Он по природе активен, и мы, взрослые, можем помочь ученику овладеть собственной активностью. Для этого необходимо, с одной стороны, поддерживать активность и любознательность ребенка (не гасить, не подавлять ее), а с другой - развивать его рефлексивные способности, что помогает ему переводить активность в самодеятельность. Своевременно оказанная педагогическая поддержка удерживает ученика в образовательном пространстве, потому что педагог готов понимать проблему ребенка, находить условия для того, чтобы негативный факт не обрастал, как снежный ком, другими негативными фактами. Педагог ищет средства управления «бесконтрольной» ситуацией. Таким образом, он защищает ребенка от обстоятельств, которым тот противостоять не в силах.

 Предметом деятельности ребенка и взрослого являются условия, образующие проблему ребенка. Им обоим предстоит:

 выявить эти условия;

 проанализировать и дифференцировать;

 использовать в качестве ресурса те из них, которые могут служить опорой для решения проблемы;

 спроектировать деятельность по преодолению обстоятельств, которые мешают решению проблемы. Сложность траектории выстраиваемой педагогом поддерживающей деятельности заключается в том, что учитель должен уметь, не разрывая поддерживающих отношений с ребенком, постепенно уменьшать долю своих непосредственных, прямых действий в решении его проблем. Отстраняясь таким образом от непосредственной ответственности за принимаемые ребенком решения, он постепенно передает ее ребенку. Это и есть одно из главных условий развития самостоятельности.

В чём же основа «помощи»: ребенок многое может делать сам для себя, если будет активен в решении своей проблемы. И наша задача помочь ему убедиться в этом.

 Тактика «помощи» в основном рассчитана на детей, которые самоблокируют свою активность, поскольку не в состоянии заблокировать свой страх перед внешней оценкой. Тактика «помощи» рассчитана на то, чтобы ребенок обязательно попробовал разблокировать свою активность и начал действовать. Но для того, чтобы он сделал это добровольно, ему необходимо «узнать вкус успеха». Педагог должен помочь обязательно удовлетворить эту потребность.

 Ребенку важно осознать, что он многое может, стоит только попробовать преодолеть страх и начать действовать. Успех первой пробы должен быть гарантирован. «Помощь» создает условия для «реабилитации» окружающих в глазах ребенка, восстанавливает у него ощущение собственной значимости для других людей.

 Эмоциональный комфорт - это условие, а не самоцель для тактики педагогической поддержки, которая нужна, чтобы ребенок не боялся делать первые шаги, чтобы он был сосредоточен на себе, а не на других.

Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях. Первая роль - преподавателя, вторая - воспитателя, то есть классного руководителя. Парадокс, но хотя роль классного руководителя - вторая, на самом деле - это безграничный труд, который во много раз больше занимает времени, чем первая.

Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого. ФГОС обращает внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся.

Соответственно, меняется роль классного руководителя. Одним из основных принципов духовно-нравственного воспитания - принцип социально-педагогического партнёрства. Классный руководитель, по сути своей, становится координатором между воспитанниками и субъектами социализации.

Главная задача школы - быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении, т.е. стараться только помочь природе. Это, значит, не быть перед ребенком чем-то высшим, как это обычно бывает, а каждую минуту переживать с детьми и самому с ним учиться.

Классный руководитель — профессионал-педагог, который организует систему отношений между школой и ребенком через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создает условия для индивидуального самовыражения каждого ученика и осуществляет свою деятельность в единой системе учебно-воспитательной работы школы.

Главная цель  моей воспитательной работы - воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Одной из воспитательных задач является формирование нравственных отношений:

- Научить любить людей и жизнь.  

- Индивидуальное воспитание характера.

- Воспитание без участия в нем самого ребенка не существует.

- Самостоятельная работа ума чувств, самостоятельные поиски жизненных принципов и истины, выработка собственного характера.

Воспитательная среда - это гуманное отношение между людьми; взаимоотношения между мальчиками и девочками; взаимоотношения классного коллектива и школьного, детей и взрослых, ученика и родителя, учителя и родителя; отношения к окружающим.

    Верю, что ребенок не может быть плохим, если изо дня в день всё укладом жизни,  всем духом школы ориентировать его на выполнение нравственных норм - законов жизни, которые созвучны правилам толерантного общения. Вот они:

Делай добро!

Люби и прощай людей!

Относись к людям, так как ты хотел бы, что бы относились к тебе.

Бойся обидеть человека.

Найди свою цель в жизни.

Не ищи оправдания собственным слабостям и не ленись.

Познай себя и мир.

Лучше отдай свое, чем возьмешь чужое.

Не теряй веры в себя.

Умей дарить радость людям.

Работая с ребёнком, использую разные средства оказания поддержки:

Вербализация проблемы: важно помочь ученику сказать вслух то, чем он обеспокоен, какое место в его жизни занимает данная ситуация, как он к ней относится. Не менее важным средством является совместная с учеником оценка проблемы с точки зрения её значимости для школьника. Задача учителя на этом этапе - помочь школьнику сформулировать самому проблему, т. е. проговорить её.

Поисковый - организация совместного с учеником поиска причин возникновения трудности, возможных последствий её сохранения. Целью поискового этапа является оказание поддержки и принятие учеником на себя ответственности за возникновение и решение проблемы, помощь в выявлении связанных с проблемой фактов и причин, которые привели к затруднению.

Деятельностный - для обеспечения успеха поддерживаю ученика и морально - психологически. И, если надо, прямо защищаю интересы и права перед сверстниками, родителями, учителями.

Рефлексивный - совместное с учеником обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, осмысления учеником и педагогом новых вариантов самоопределения.

В нашем классе много одарённых детей. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален, кто-то может проявить себя как организатор, кто-то талантлив в спорте.  Хочется отметить, что медали, почётные грамоты, похвальные листы, места в олимпиаде не являются самоцелью в работе с учениками. Главное-подготовка к жизни, воспитание творческого отношения к любому делу, стремления добиваться лучшего.  

В классе мы проводим много мероприятий, каждый из которых проходит живо, увлекательно, так как дети, готовясь к мероприятию, проявляют творчество, постоянно придумывают что-то интересное. Я вижу, что это им очень нравится.

У нас пока не сложились свои традиции – я первый год работаю со своими детьми, но мы делали в классе выставку успехов, на которой мы разместили рисунки, сочинения, почетные грамоты.  Был семейный творческий мини-проект «Нет в России семьи такой , где б не памятен был свой герой» ребята с помощью родителей готовили материалы о родственниках участниках войны. Жукова Яна, например, принесла ребятам настоящую похоронку  на своего прадедушку.

Конечно, уровень творческой и познавательной активности учащихся возрастает за счёт вовлечения учащихся во внеклассную работу, в студии дополнительного образования, кружки, секции; привлечения к участию в интеллектуальных конкурсах, творческих проектах, олимпиадах, турнирах; индивидуальной работы с учащимися и их родителями; формирования их самостоятельности и творчества. Хочу отметить, что мои воспитанники отличаются высокой любознательностью, инициативностью, стремлением реализовать свои интеллектуальные, творческие способности, самостоятельностью, дружелюбием. Мы достигли определённых успехов. Истомина Ксения заняла 3 место в номинации «Золотое перо», а Жукова Яна в номинации «Волшебная кисть» в районном конкурсе «Дорога глазами детей», Мельников Дмитрий награждён сертификатом участника областного конкурса «Подвиг души и духа».

В школе дети приобретают навык общения друг с другом, учатся терпимости, внимательности по отношению друг к другу, открывают для себя непохожесть людей друг на друга. Но это происходит в том случае, если классный руководитель тактично помогает им в этом.
Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения. Воспитание неотрывно от обучения. Авторитет школы создается, прежде всего, на уроке. Моменты воспитания вкрапливаются на уроке в обычную работу: вопросы учителя, ответ ученика, действие учителя и ученика. Поэтому методика обучения детей - это и методика их воспитания. Результаты труда ученика управляют его настроение, отношение к учению, определяют его положение и самочувствие в коллективе сверстников. Уметь любить детей - главное в культуре труда учителя.

Можно выделить следующие положения:

     1. Личное достоинство каждого неприкосновенно. Путь к сердцу ребенка  - доброта,  добрый  учитель,  добрый  человек, принявшие участие в судьбе ребенка, обязательно останутся у него в памяти.

     2. Лишь тот имеет право требовать от других, кто умеет требовать от себя. В работе учителя особенно необходимо соблюдение единства слова и дела. Если ты сам дисциплинирован, корректен, подтянут, то это можешь требовать от детей, они воспримут это правильно.

      3. Постоянная потребность общаться с людьми, жить их нуждами и интересами.   Культура начинается с умения слушать, слышать. Слышит – значит, принимает участие в твоей судьбе. Слышит - может означать, что любит. Слышит – значит, воспринимает меня. Слышит – значит, относится ко мне серьезно.

    4.  Главное - завоевание доверие учеников. Доверие – мера популярности учителя. Наша душа обретает крылья, когда нам доверяют. Это очень важная потребность души.

Как целостная технология, педагогика сотрудничества и поддержки в нашей школе воплощается в конкретной модели, ее идеи прочно вошли в систему работы учителей-предметников и классных руководителей. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью кардинальных перемен в технологиях учебно-воспитательного процесса в условиях перехода от школы сотрудничества и педагогической поддержки к школе свободного развития личности.

И в заключении хочется сказать словами народного учителя А.А. Захаренко:

«Я убежден: школа - не здание, не кабинет, не образцовая наглядная агитация. Школа - возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих  - учителя, ребенка, родителя и тут же реализуются. Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывая - кто деньги, кто оценки, и считают дни, минуты до отпуска, до очередного звонка... Учитель призван реализовывать мечты детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».

Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В.    На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...

Обобщение опыта работы педагогического коллектива по теме: «Модульная система реализации метода педагогической поддержки в дополнительном образовании»

В данной статье представлена разработка  модели инновационного образовательно - воспитательного процесса, реализация которого позволяет  решать проблему уровня мотивации учебных, творческих ...

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)

Цель и задачи программы.Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.- оказание комплексной социальной психологической и пед...

Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...

Бровин, Александр Николаевич. Информационно-педагогическая поддержка профильного обучения : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01

Бровин, Александр Николаевич. Информационно-педагогическая поддержка профильного обучения : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Бровин Александр Николаевич; [Место защиты: Рос. ...

Возможность использования средств педагогической поддержки в педагогической деятельности по преодолению неуверенности у подростков.

Педагогическим средством является то, что оказывает воспитательное воздействие на субъект в процессе движения его к цели.При решении конкретной проблемной ситуации, педагог использу­ет одну из так...