Обобщение опыта работы педагогического коллектива по теме: «Модульная система реализации метода педагогической поддержки в дополнительном образовании»
учебно-методический материал на тему

В данной статье представлена разработка  модели инновационного образовательно - воспитательного процесса, реализация которого позволяет  решать проблему уровня мотивации учебных, творческих достижений детей.  Она осуществляет стратегию работы педагогов по четырём модулям:        Я ищу, Я хочу, Я могу, Я буду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modulnaya_sistema_realizacii_metoda_ped_podderzh._v_do.docx15.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Модульная система реализации метода педагогической поддержки в дополнительном образовании»

Сергеева Елена Евгеньевна

МБОУ ДОД ЦДОД «Развитие»

город Выкса Нижегородской области

           Персональное взаимодействие педагога с каждым ребёнком является обязательным условием успешности образовательного процесса, ведь ребёнок приходит на занятие, прежде всего для того, чтобы в содержательном и эмоциональном аспектах пообщаться со значимыми для него взрослыми.

           Обратимся к «Словарю терминов», в котором определение «Педагогическая поддержка» трактуется как деятельность педагогов по оказанию первой и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.

Первоначально считалось, что адресатом педагогической  поддержки должен стать лишь тот, кто по тем или иным причинам не вписался в нормы социума. Однако практика последних десятилетий показала, что в индивидуальной помощи, заботе и защищенности, дружеской поддержке, включенности в некое сообщество нуждается каждый человек, особенно растущий и взрослеющий.

           Поэтому стратегия педагогической поддержки выступает как часть образования наряду с его другими составляющими - обучением и воспитанием, а постановка вопроса о педагогической поддержке как подсистеме целого для российского образования является инновационной. Сегодня многие педагоги рассматривают педагогическую поддержку в качестве стратегии и тактики образования двадцать первого века.                       Педагогическим коллективом нашего центра разработана и апробирована модель инновационного образовательно - воспитательного процесса, реализация которой позволяет нам решить проблему уровня мотивации учебных, творческих достижений детей.  Она осуществляет стратегию работы педагогов по четырём модулям:        Я ищу, Я хочу, Я могу, Я буду.

            Наличие у педагога представлений о методах и приёмах педагогического  подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить учебные занятия и воспитательные мероприятия, более результативно обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности ребёнка, развитие его субъективности и индивидуальности.

            Из этого следует, что предметом педагогической поддержки, таким образом, становится процесс совместного определения воспитанником и педагогом интересов, целей, возможностей и путей преодоления проблем, самостоятельного достижения желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

            В центре внимания учебно-воспитательной деятельности - яркая личность ребёнка. С одной стороны - «родитель» со своими методами воспитания и взглядами. С другой стороны - «педагог» с опытом работы, в поисках новых методов обучения и воспитания в условиях современного мира, готовый поддерживать и развивать творческие способности каждого ребёнка.

             Первый модуль «Я ищу». Когда потребностью личности ребёнка является удовлетворение интереса и любопытства, нам необходимо  создать условия для реализации своей деятельности. Поэтому, организуя индивидуальный воспитательный процесс, педагог решает следующие педагогические задачи, направленные на помощь ребёнку адаптироваться в новом коллективе, занять в нём достойное место: выявить и создать условия для развития общих и специальных способностей воспитанника, его потенциальных возможностей. Данные задачи решаются через  психолого-педагогическое сопровождение, которое заключается в создании благоприятного морально-психологического климата. Диагностируются способности и личностные качества ребёнка, изучается стартовый потенциал развития личности. Используется дифференцированный подход. Применяется индивидуальное, групповое обучение. Естественно, обязательно создаются условия для сотрудничества и партнёрских отношений не только с детьми, но и с родителями.

            На этом уровне воспитанникам предоставляется свобода выбора, они могут посещать то одно, то другое творческое объединение по желанию.

            Второй модуль «Я хочу».     У воспитанника проявляется характерная мотивация и увлечённость определённым видом деятельности, у него выражена познавательная потребность и любознательность. На этом уровне развития ребёнка педагог решает задачи, связанные с формированием в ребёнке уверенности в своих силах, стремлении к постоянному саморазвитию, способствует удовлетворению его потребностям в самоутверждении и признании, создаёт каждому «ситуацию успеха».

            В данном модуле проектируется индивидуальный маршрут развития воспитанника: подбираются индивидуальные личностно-ориентированные подходы, происходит выбор уровней и тактик обучения, а также форм предоставления результатов. Здесь апробируется модель сотрудничества    «педагог-родитель-воспитанник» через совместные занятия, итоговые мероприятия, походы выходного дня и т.д.

           Третий модуль « Я могу».  Воспитаннику необходима потребность в самореализации, характерны  готовность к принятию решений, движение к себе лучшему, стойкое стремление к  достижениям  в индивидуальном маршруте. Поэтому педагогу необходимо реализовать задачи, связанные с развитием в ребёнке психологической устойчивости, способности и уверенности держаться на сцене, выставках, во время выступлений и других публичных мероприятиях.

            На этом уровне обязательно проведение  диагностики и мониторинга результативности обучения (выявления уровня развития личностных характеристик, рассмотрение количественных и качественных показателей эффективности образовательного процесса), а также использование  авторских педагогических технологий.

           Четвёртый модуль «Я буду».  Личность ребёнка характеризуется верой в себя и свои  способности, ценностным, индивидуальным самоопределением, ответственностью за принятие решений, умением анализировать свою деятельность. Главная задача педагога  - формирование у ребёнка способности к адекватной оценке и самооценке, заинтересованности в получении профессионального анализа результатов своей работы. Решение этих задач даёт педагогу на данном этапе создание условий для развития творческих способностей детей.  Это реализуется через использование креативно – поисковой работы, которая заключается в организации исследовательской и проектной деятельности, участии в конкурсах разных уровней.

Хочется отметить, что  разработанная педагогами центра система педагогической поддержки усиливает мотивацию обучающегося как движущую силу его саморазвития. Основу этому дает осознание воспитанником адекватной оценки своих успехов, достижений.  Таким образом, модульная технология основана на главной идее: в воспитании, которое мы называем педагогической поддержкой, очень важны атмосфера межличностных отношений, стиль и тон общения, которые позволяют активно вовлекать детей в процесс обучения, дают им возможность управлять собственным образованием. Тем самым  обеспечивается саморазвитие и самоактуализация воспитанника, развивается критическое мышление, готовность к самосовершенствованию и самообучению на протяжении всей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"

В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно  из важных направл...

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме "Сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни"

Муниципальный этап Педагогического марафона классных руководителей «Учительство Подмосковья-воспитанию будущего поколения России"Описание опыта работы классного руководителя 6  класса...

Целостное обобщение опыта работы учителя географии по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя ...

« Реализация метода Монтессори в учреждении дополнительного образования детей. Работа разновозрастной группы»

Интересным нововведением М. Монтессори явилось разрушение традиционной классноурочной системы и создание нового, уникального процесса обучения детей, она создала педагогическую систему, которая максим...

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...

Обобщение опыта работы «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС»

Совершенствование профессиональной  компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС...