Технологическая карта урока "Витамины"
план-конспект урока по биологии (8 класс)
- формировать умение объяснять значение витаминов в жизни человека;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_urok_vitaminy.docx | 50.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Городской округ Дзержинский Московской области»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №3» им. Главного маршала авиации А.Е.Голованова
Урок биологии в 8 классе
Тема « ВИТАМИНЫ»
Учебник А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология 8-ой класс.
Издательство "Просвещение" 2022г.
Учитель биологии
Беляцкая Наталья Викторовна
2023 год.
Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме «Витамины»
Цель: изучить разнообразие витаминов и определить их биологическую сущность.
Задачи:
- сформировать понятие о витаминах как о биологически активных веществах;
- познакомить классификацией витаминов, представителями и их содержанием в продуктах питания;
- сформировать понятия «гиповитаминоз», «авитаминоз», «гипервитаминоз»;
- раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека и их роли в обмене веществ.
Планируемые результаты
Личностные: воспитание ценности здорового образа жизни через формирование понимания значимости правильного питания для здоровья человека и осознанного соблюдения правил приема витаминных препаратов.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: умение индивидуально (при сопровождении учителя): определять цели обучения, ставить и формулировать задачи в учебной деятельности; планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Познавательные УУД: уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Смысловое чтение: умение находить опорные слова, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов определять его идею; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст, критически оценивать содержание и форму.
Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- выделять существенные признаки витаминов в группе органических веществ; классифицировать витамины;
- аргументировать, приводить доказательства особой биологической роли витаминов в обмене веществ;
- анализировать и оценивать влияние факторов риска (авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз) на здоровье человека;
- знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, правильного питания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- объяснять необходимость применения продуктов питания как источника витаминов;
- находить информацию о разнообразии витаминов в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- работать в группе сверстников при решении учебных задач, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Тип урока: Открытие новых знаний
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесный, наглядный
Педагогическая технология: технология развития критического мышления.
Оборудование: таблица «Витамины», презентация «Роль витаминов в организме человека», видеофрагмент программы «Галилео», наглядные карточки. презентация учителя, интерактивная доска, лабораторное оборудование, учебники, рабочие тетради, раздаточный материал листы с таблицами содержания витаминов в различных продуктах питания.
- Альбомные листы;
- Карандаши; Фломастеры; Клей; Ножницы; Лабораторное оборудование.
- Муляжи овощей и фруктов.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организа-ционный. | Включение в деловой ритм. Самоопределение к учебной деятельности. Подтянулись! Улыбнулись! «Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем. Ни минуты не теряем и пятерки получаем!» | Подготовка класса к работе Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и уч-ся, учатся культуре общения. |
2 Актуализация знаний |
Здоровье - это круто, здоровье - это класс! здоровый образ жизни касается и нас! Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми! Мы изучаем 8 главу «Обмен веществ и энергии». И сегодня еще раз убедимся, как, мы усвоили темы – Обмен веществ и нормы питания. | Учащиеся слушают информацию | Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. |
3. Обощение и систематизация знаний. | «Зарядка для ума» Вопросы задает учитель + Презентация. За правильный ответ – 1 балл. 1. Углеводы при биологическом окислении распадаются на…… воду и углекислый газ 2. В пищеварительной системе Белки расщепляются до…… аминокислот 3. Где начинают перевариваться углеводы? Ротовая полость. 4. Избыток углеводов откладывается в печени в виде… гликогена 5. Биологическими катализаторами в организме являются…… ферменты 6. Избыток жира откладывается…… в жировой клетчатке 7. Вода при обмене веществ в клетке используется как….. растворитель 8. Какой обмен веществ с греческого означает лепка из глины…. пластический 9. Что учитывают при составление норм питания…. Энерготраты человека 10. Сколько энергии потребляет печень? 26 % | Учащиеся работают индивидуально, отвечают на вопросы по вариантам на отдельном листочке. | Коммуникативные: Умение слушать. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Регулятивные: Действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности. учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
4. Целеполагание | Витамины – это ЖИЗНЬ! С ними нужно ВСЕМ дружить! Учитель - подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. Проводит диалог после просмотра видеоролика «Галилео. Витамины» https://www.youtube.com/watch?v=IqgGXdmuwLI&t=11s Мы часто слышим разную информацию о витаминах: -Витамины есть только в овощах и фруктах. -Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее. -Витамины нужно принимать только зимой и весной. -Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям. Постановка проблемного вопроса: - Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос. | Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её. | Личностные УУД: - самоопределение. Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. |
5. Изучение нового материала | «Расскажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; вовлеки меня – и я научусь». Предлагаю работать в группах. Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Класс поделен на группы по партам (сидящие за одной партой; и пары сидящие за соседними партами.) - 4 человека. Вы знакомы с правилами! На карточках есть задания, распределите, кто будет отвечать на каждое задание. 1-2-3- 4 группы:
Рассказать. Представить результаты на доске. 5 группа:
Рассказать какие открытия, год и значение для науки. https://dzen.ru/video/watch/61e8e5483f62d6513a669a98?f=video 6 гуппа: Лабораторная работа «Определение содержания витамина С в соках и фруктах» Гипотеза: во фруктах содержится большее количество витамина С, чем в соках, изготовленных из этих фруктов промышленным способом https://www.youtube.com/watch?v=IqgGXdmuwLI&t=11s 7 группа:
Отвечают на вопрос -Что мешает усвоению витаминов в организме? Верные ответы: Алкоголь – Разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний Никотин – Разрушает витамины А, С, Е, селен. Кофеин – Убивает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка. Антибиотики – Разрушают витамины группы В, железо кальций, магний. Снотворные средства – Затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.
https://dzen.ru/video/watch/61e8e5483f62d6513a669a98?f=video Содержание витаминов в разных продуктах • После трех дней хранения продуктов в холодильнике теряется 30% витамина С (при комнатной температуре этот показатель составляет 50%). • При термической обработке пищи теряется от 25% до 90-100% витаминов. • На свету витамины разрушаются (витамин В2 очень активно), витамин А подвержен воздействию ультрафиолетовых лучей. • Овощи без кожуры содержат значительно меньше витаминов. | Воспринимают новый материал Записывают определение в тетрадь. Высказывают свои предположения (гипотезы) Составляют Кластер. Отвечают на вопросы. Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий - алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы. Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные алгоритмы. Рассказывают о результатах выполнения задания. Делают выводы: все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток. Учащиеся выполняют лабораторную работу. Формулируют вывод: «Витамин С содержится в свежем соке апельсина; витамина С, меньше чем в соке термической обработке. | Предметные : учатся давать определения изученным понятиям: витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз; описывать свойства витаминов, влияние на обмен веществ; классифицировать по раз-личным признакам; анали-зировать и оценивать роль витаминов в жизни человека Познавательные УУД: учатся ориентироваться в учебнике и раздаточном материале, находить и использовать нужную информацию; учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием, учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь другого человека; учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; учатся выражать свои мысли. Личностные УУД: форми-рование личностного и жизненного самоопределения Предметные УУД: формирование знаний о витаминах, их роли в ор-ганизме, авитаминозах, продуктах, в которых со-держится витамин. Коммуникативные УУД: умение использовать рече-вые средства для представ-ления результата Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; умение сравнивать свою работу с заданным этало-ном. |
Физкультминутка:« Разминка – витаминка»
| Подвижная деятельность. | ||
6. Первичная проверка понимания | «Осмысление содержания» Учитель предлагает выслушать сообщения докладчиков по темам: Название витамина. Значение витаминов, какая норма в сутки. Заболевания при гиповитаминозе. Продукты, в которых содержатся витамины. Правила сохранения в продуктах питания. Записывают в рабочей тетради. Витамины – это биологически активные вещества, действующие в очень незначительных количествах (мг). Они способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ. Водорастворимые – С, РР, группы В и др. Жирорастворимые – А, D, Е, К. Обсуждение результатов. Сформулируйте принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма. | Отвечают на поставленный вопрос и задания. Выступают с результатами работы. Делают вывод: - неправильное хранение и кули-нарная обработка продуктов, а также продолжи-тельное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов, нередко очень значительной. Формулируют вывод: Лабораторная работа «Витамин С содержится в свежем соке апельсина; витамина С, меньше в соке термической обработке | Познавательные УУД: учатся анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся аргументировать свое мнение. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; Личностные УУД: осознают принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма. |
7. Обобщение знаний | Сформулируйте принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма. Учитель напоминает ученикам о главной интриге урока – необходимо определить причину массового заболевания моряков цингой. «В народе с давних пор эту болезнь умели лечить плодами шиповника, настоем хвои и молодых побегов сосны, пили лимонный сок, если квашеную капусту, зеленый лук, черную смородину. Долгое время оставалось неизвестным, почему потребление этих продуктов предотвращает цингу» | Обсуждение и ответы учащихся, Больше включать в рацион свежих овощей и фруктов. -Вести здоровый образ жизни, отказаться от курения, алкоголя, умеренно употреблять чай и кофе. -Принимать лекарственные препараты только по рекомендации врача. | Познавательные УУД: учатся анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся аргументировать свое мнение. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; |
8. «Рефлексия» | Учитель организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог: - Что показалось самым удачным, интересным, а что можно было бы сделать иначе? - Считаешь ли ты, что в свете новых знаний нужно пересмотреть свой рацион? - Оцени, пожалуйста, свой вклад в работу класса. Организует рефлексию деятельности Каждый ученик в своих листочках ставит один из знаков: «Понял, но не все!» « Не понял» «Все понял» Подведение итогов урока | Совместный анализ реализации цели и задач урока. Обучающиеся обобщают свои знания и составляют краткий рассказ Самооценка и мнение учащихся об уроке Контроль и оценка результатов деятельности | Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь другого человека; учатся выражать свои мысли в устной и письменной форме. Регулятивные УУД: учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию, адекватно воспринимать оценку учителя. Личностные УУД: формирование личностного самоопределения. |
9. Домашнее задание | Озвучивает домашнее задание: 1.Изучить параграф 38 «Витамины»; Составить Кластер – по желанию. 2. Подготовить сообщения о витаминах В6, В12, РР, F, Н. , используя дополнительную литературу | Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задание | Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения. Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий. |
Использованная литература:
- Амосов Н.М. Искусство быть здоровым. Мн.: Физкультура и спорт, 1989.
- Антипова Н.В. Витамины как источник здоровья. Газета «Первое сентября» Биология №8, 2010.
- Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.
- Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек. Методика для учителя. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- http://www.smolpower.ru/?page=medicine&sd=vitamins&st=12 Витамин C (аскорбиновая кислота).
- Орлова Л. Рефераты по биологии. -Минск: Харвест, 2007.
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В.Поурочные разработки по биологии.-М., 2015.
- Тепаева Л.А. Биология 8 класс. Проектная деятельность.CD- диск.ООО ИТД « Корифей».
- Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология на уроках. 6-9 классы. – М.: Глобус, 2011.
- Учебное издание Рожнов Е. Д. «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИТАМИНА С В СЫРЬЕ И НАПИТКАХ» Методические рекомендации к выполнению лабораторных работ по дисциплинам «Химия отрасли» и «Методы исследования органических соединений»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".
Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция (разного уровня задания) на “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...