Технологическая карта урока "Витамины"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

  • формировать умение объяснять значение  витаминов в жизни человека;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_urok_vitaminy.docx50.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Городской округ Дзержинский Московской области»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ЛИЦЕЙ №3»                                                                                                                                                                им. Главного маршала авиации А.Е.Голованова

 

 

 

                                                                                   Урок биологии в 8 классе

                                                                                      Тема « ВИТАМИНЫ»

Учебник А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология 8-ой класс.

 Издательство "Просвещение" 2022г.  

 

 

 

 

 

 

                                                                                            Учитель биологии

                                                                                           Беляцкая Наталья Викторовна  

                                                                                              2023 год.

Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме «Витамины»

Цель: изучить разнообразие витаминов и определить их биологическую сущность.

Задачи:

  • сформировать понятие о витаминах как о биологически активных веществах;
  • познакомить классификацией витаминов, представителями и их содержанием в продуктах питания;
  • сформировать понятия «гиповитаминоз», «авитаминоз», «гипервитаминоз»;
  • раскрыть важнейшую роль витаминов для   здоровья человека и их роли в обмене веществ.

Планируемые результаты

Личностные: воспитание ценности здорового образа жизни через формирование понимания значимости правильного питания для здоровья человека и осознанного соблюдения правил приема витаминных препаратов.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: умение индивидуально (при сопровождении учителя): определять цели обучения, ставить и формулировать задачи в учебной деятельности; планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Познавательные УУД: уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Смысловое чтение: умение находить опорные слова, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов определять его идею; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст, критически оценивать содержание и форму.

Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  • выделять существенные признаки витаминов в группе органических веществ; классифицировать витамины;
  • аргументировать, приводить доказательства особой биологической роли витаминов в обмене веществ;
  • анализировать и оценивать влияние факторов риска (авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз) на здоровье человека;
  • знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, правильного питания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • объяснять необходимость применения продуктов питания как источника витаминов;
  • находить информацию о разнообразии витаминов в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • работать в группе сверстников при решении учебных задач, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Тип урока: Открытие новых знаний

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесный, наглядный

Педагогическая технология: технология развития критического мышления.

Оборудование: таблица «Витамины», презентация «Роль витаминов в организме человека», видеофрагмент программы «Галилео», наглядные карточки. презентация учителя, интерактивная доска, лабораторное оборудование, учебники, рабочие тетради, раздаточный материал листы с таблицами содержания витаминов в различных продуктах питания.

  1. Альбомные листы;
  2. Карандаши; Фломастеры; Клей; Ножницы; Лабораторное оборудование.
  3. Муляжи овощей и фруктов.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

          УУД

1.

Организа-ционный.

      Включение в деловой ритм.     Самоопределение к учебной деятельности.

               Подтянулись!         Улыбнулись!                        

«Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем.    Ни минуты не теряем и   пятерки получаем!»

Подготовка класса к работе

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование   сотрудничества с учителем и уч-ся,

 учатся культуре общения. 

2

Актуализация знаний

                 

Здоровье -  это круто, здоровье -  это класс!

                                                       здоровый образ жизни касается и нас!

 Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!

          Мы изучаем 8 главу «Обмен веществ и энергии». И сегодня еще раз убедимся, как,  мы усвоили темы – Обмен веществ и нормы питания.

Учащиеся слушают информацию

Коммуникативные:  

Умение слушать и вступать в диалог.

3.

Обощение и систематизация знаний.

                 «Зарядка для ума»

Вопросы задает учитель   +      Презентация.      За правильный ответ – 1 балл.

1.        Углеводы при биологическом окислении распадаются на……

воду и углекислый газ

    2.  В пищеварительной системе Белки расщепляются до…… аминокислот

3.  Где начинают перевариваться углеводы?      Ротовая полость.

   4. Избыток углеводов откладывается в печени в виде…   гликогена

5. Биологическими катализаторами в организме являются……      ферменты    

6. Избыток жира откладывается……   в  жировой клетчатке

7. Вода при обмене веществ в клетке используется как…..   растворитель

 8. Какой обмен веществ с греческого означает лепка из глины….      пластический

9. Что учитывают при составление норм питания….      Энерготраты человека

10. Сколько энергии потребляет печень?       26 %

Учащиеся работают индивидуально, отвечают на вопросы по вариантам на отдельном листочке.

Коммуникативные:

Умение слушать.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Регулятивные:

Действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности. учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.  

4.

Целеполагание

Витамины – это ЖИЗНЬ! С ними нужно ВСЕМ дружить!

Учитель - подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. Проводит диалог после просмотра видеоролика «Галилео. Витамины»

https://www.youtube.com/watch?v=IqgGXdmuwLI&t=11s

              Мы часто слышим разную информацию о витаминах:

-Витамины есть только в овощах и фруктах.

-Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.

-Витамины нужно принимать только зимой и весной.

-Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

                  Постановка проблемного вопроса:

- Правда ли это? Где предрассудки, а где факты?

                   Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.

Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её.

Личностные УУД: -  самоопределение.

 Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, учатся культуре общения.

Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.  

5.

Изучение              нового

материала

«Расскажи мне – и я забуду;

                                    покажи мне – и я запомню;

                                                                         вовлеки меня – и я научусь».

Предлагаю работать в группах.

     Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Класс поделен на группы по партам (сидящие за одной партой; и пары сидящие за соседними партами.) - 4 человека. Вы знакомы с правилами!

На карточках есть задания, распределите, кто будет отвечать на каждое задание.

              1-2-3- 4 группы:

  1. Название витамина. Значение витаминов, какая норма в сутки.
  2. Заболевания при гиповитаминозе.
  3. Продукты, в которых содержатся витамины. Правила сохранения в продуктах питания.
  4. Отгадать загадки про витамины, овощи и фрукты.

     Рассказать.  Представить результаты на доске.

                5 группа:

  1. История открытия витаминов.

Рассказать какие открытия, год и значение для науки.

          https://dzen.ru/video/watch/61e8e5483f62d6513a669a98?f=video

6 гуппа:

 Лабораторная работа «Определение содержания витамина С в соках и фруктах»

Гипотеза: во фруктах содержится большее количество витамина С, чем в соках, изготовленных из этих фруктов промышленным способом

https://www.youtube.com/watch?v=IqgGXdmuwLI&t=11s

7 группа:

  1. Отгадать загадки. Смотрят презентацию.

               Отвечают на вопрос -Что мешает усвоению витаминов в организме? Верные ответы:

Алкоголь – Разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний

Никотин – Разрушает витамины А, С, Е, селен.

Кофеин – Убивает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка.

Антибиотики – Разрушают витамины группы В, железо кальций, магний.

Снотворные средства – Затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.

 

     

https://dzen.ru/video/watch/61e8e5483f62d6513a669a98?f=video

Содержание витаминов в разных продуктах

•        После трех дней хранения продуктов в холодильнике теряется 30% витамина С (при комнатной температуре этот показатель составляет 50%).

•        При термической обработке пищи теряется от 25% до 90-100% витаминов.

•        На свету витамины разрушаются (витамин В2 очень активно), витамин А подвержен воздействию ультрафиолетовых лучей.

•        Овощи без кожуры содержат значительно меньше витаминов.

Воспринимают новый материал

Записывают определение в тетрадь.

Высказывают свои предположения (гипотезы)

 Составляют Кластер.

Отвечают на вопросы.

Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий - алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы.

Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные алгоритмы.

Рассказывают о результатах выполнения задания.

Делают выводы: все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток.

Учащиеся выполняют лабораторную работу.

Формулируют вывод: «Витамин С содержится в свежем соке апельсина;

витамина С, меньше  чем в соке термической обработке.

Предметные : учатся давать определения изученным понятиям: витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз;

описывать свойства витаминов, влияние на обмен веществ;

классифицировать по раз-личным признакам; анали-зировать и оценивать роль витаминов в жизни человека

Познавательные УУД: учатся ориентироваться в учебнике и раздаточном материале, находить и использовать нужную информацию; учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием, учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь другого человека; учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; учатся выражать свои мысли.

Личностные УУД: форми-рование  личностного и жизненного самоопределения

Предметные УУД: формирование знаний о витаминах, их роли в ор-ганизме, авитаминозах, продуктах, в которых со-держится витамин.

Коммуникативные УУД: умение использовать рече-вые средства для представ-ления результата

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; умение сравнивать свою работу с заданным этало-ном.

                 Физкультминутка:« Разминка – витаминка»

 

Подвижная деятельность.

6.

Первичная проверка понимания


«Осмысление содержания»

Учитель предлагает выслушать сообщения докладчиков по темам:

Название витамина. Значение витаминов, какая норма в сутки.

Заболевания при гиповитаминозе.

Продукты, в которых содержатся витамины. Правила сохранения в продуктах питания.

        Записывают в рабочей тетради.

Витамины – это биологически активные вещества, действующие в очень незначительных количествах (мг). Они способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ.

Водорастворимые – С, РР, группы В и др.

Жирорастворимые – А, D, Е, К.

          Обсуждение результатов.

  Сформулируйте принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма.

Отвечают на поставленный вопрос и задания.

Выступают с результатами работы.

Делают вывод:

- неправильное хранение и кули-нарная обработка продуктов, а также продолжи-тельное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов, нередко очень значительной.

        Формулируют вывод: Лабораторная работа «Витамин С содержится в свежем соке апельсина;

витамина С, меньше  в соке термической обработке

Познавательные УУД: учатся анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.   Коммуникативные УУД: - учатся аргументировать свое мнение.

Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; 

Личностные УУД: осознают принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма.

7.

Обобщение

знаний

  Сформулируйте принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма.

  Учитель напоминает ученикам о главной интриге урока  – необходимо определить причину массового заболевания моряков цингой.

«В народе с давних пор эту болезнь умели лечить плодами шиповника, настоем хвои и молодых побегов сосны, пили лимонный сок, если квашеную капусту, зеленый лук, черную смородину. Долгое время оставалось неизвестным, почему потребление этих продуктов предотвращает цингу»

Обсуждение и ответы учащихся, Больше включать в рацион свежих овощей и фруктов. -Вести здоровый образ жизни, отказаться от курения, алкоголя, умеренно употреблять чай и кофе. -Принимать лекарственные препараты только по рекомендации врача.  

Познавательные УУД: учатся анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся аргументировать свое мнение.

Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;

8.

«Рефлексия»

Учитель организует самооценку учащимися собственной учебной

деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Организует подводящий диалог:

- Что показалось самым удачным, интересным, а что можно

было бы сделать иначе?

- Считаешь ли ты, что в свете новых знаний нужно пересмотреть

свой рацион?

- Оцени, пожалуйста, свой вклад в работу класса.

Организует рефлексию деятельности

Каждый ученик в своих листочках ставит один из знаков:

Смайлик на белом фоне (247 фото) .               «Понял, но не все!»  Смайлик.            « Не понял» https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=86e94df0ae416f35711f16c9a60ea49b-l&n=13

«Все понял»

                             Подведение итогов урока

Совместный анализ реализации цели и задач урока.

Обучающиеся обобщают свои знания и составляют краткий рассказ

Самооценка и мнение учащихся об уроке

Контроль и оценка результатов деятельности

Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь другого человека; учатся  выражать свои мысли в устной и письменной форме. Регулятивные УУД: учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию, адекватно воспринимать оценку учителя.

Личностные УУД: формирование личностного самоопределения.

9.

Домашнее задание

Озвучивает домашнее задание:

1.Изучить параграф 38 «Витамины»;

Составить Кластер – по желанию.

2. Подготовить сообщения о витаминах В6, В12, РР, F, Н. ,

используя дополнительную литературу

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задание

Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения. 

Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.                                           

                               Использованная литература:

  1. Амосов Н.М. Искусство быть здоровым. Мн.: Физкультура и спорт, 1989.
  2. Антипова Н.В. Витамины как источник здоровья. Газета «Первое сентября» Биология №8, 2010.
  3. Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.
  4. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  5. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек. Методика для учителя. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  6. http://www.smolpower.ru/?page=medicine&sd=vitamins&st=12 Витамин C (аскорбиновая кислота).
  7. Орлова Л. Рефераты по биологии. -Минск: Харвест, 2007.
  8. Пепеляева О.А., Сунцова И.В.Поурочные разработки по биологии.-М., 2015.
  9. Тепаева Л.А. Биология 8 класс. Проектная деятельность.CD- диск.ООО ИТД « Корифей».
  10. Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология на уроках. 6-9 классы. – М.: Глобус, 2011.  
  11. Учебное издание Рожнов Е. Д. «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИТАМИНА С В СЫРЬЕ И НАПИТКАХ» Методические рекомендации к выполнению лабораторных работ по дисциплинам «Химия отрасли» и «Методы исследования органических соединений»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...