Выявление и развитие способностей учащихся
статья по биологии

Наталья Владимировна Агапитова

Адресная работа предполагает описание системы деятельности по обеспечению индивидуализации образовательного процесса с различными категориями обучающихся. Я работаю в классах, где обучаются дети различных категорий: одарѐнные дети, дети из социально неблагополучных семей, дети с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие). Выявление психологических причин в обучении способствуют принципиальному изменению содержания дополнительной работы учителя с различными категориями учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavlenie_i_razvitie_sposobnostey_uchashchihsya.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Адресная работа предполагает описание системы деятельности по обеспечению индивидуализации образовательного процесса с различными категориями обучающихся. Я работаю в классах, где обучаются дети различных категорий: одарѐнные дети, дети из социально неблагополучных семей, дети с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие). Выявление психологических причин в обучении способствуют принципиальному изменению содержания дополнительной работы учителя с различными категориями учащихся.

Работа с одаренными детьми Условия для реализации личностного роста одаренных детей

  1. Построение предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие способностей каждого одаренного ребенка и реализацию творческого потенциала педагогов.
  2. Организация        консультативной        помощи        для        обучающихся        целенаправленных        на творческую самореализацию и самодостаточность.
  3. Информирование обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной и творческой деятельности.
  4. Знакомство обучающихся с новинками литературы, и научных открытий. Организация помощи ученикам в подборе необходимой литературы.
  5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников. 6.Предоставление        творческих        дней        для        подготовки        к        олимпиадам,        конкурсам, соревнованиям, фестивалям.

7.Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

Применительно к обучению, ведущими и основными являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Система работы с одарѐнными детьми: Диагностические мероприятия:

Создание банка тестов для диагностирования обучающихся с 5 по 11 классы по :

-определению интеллектуальных способностей, банка данных одарѐнных детей;

  • выявление одаренных детей, методика «Интеллектуальный портрет» А.И. Савенкова;
  • изучение сферы личностного развития, методика «Карта одаренности» Д. Хаана и М. Каффа;
  • анализ условий для всестороннего развития одаренных детей.

Технологии и средства:

-создание, разработка и внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс, использование современных информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности, в подготовке к конкурсам, проектам, внеклассным мероприятиям, и т.д.;

-профориентации на наукоемкие профессии, раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности;

  • реализация программ естественно - научного профиля;

-развитие познавательной активности учащихся, исследовательских умений и навыков,

-ознакомление с методами и приемами научного поиска;

-развитие потребности в самообразовании;

-формирование жизненных установок на максимальную реализацию своих способностей;

Мероприятия:

Индивидуальная работа: факультативные курсы «Экология», элективные курсы

«Анатомия, физиология и гигиена человека. Опыты и наблюдения», кружок «Зелѐная планета», индивидуальные консультации по предмету.

Проведение тематических мероприятий: Предметная неделя биологии, экологии, Экологическая тропа «Чистый ручей»; трудовой десант «Пришкольный участок»; акция

«Здоровое поколение», «Озелени свой класс»; операция «Первоцветы», «Мой двор – моя забота». Участие в районных конкурсах «Покормите птиц», «Весенние палы» и др.

Участие учащихся во Всероссийской олимпиаде школьников по биологии и экологии на школьном, муниципальном, региональном уровне;

Участие учащихся в заочных и очных предметных олимпиадах, и конкурсах по биологии и экологии: «Байкальская перспектива», «Эхо Земли», «Экологический урок»,

«Умники России» и т.д.;

Участие в научно- практических конференциях «Тропой открытий», «Шаг в будущее»

  • Создание портфолио достижений.

Я неоднократно убеждалась: для успешного проведения и получения хорошего результата любого мероприятия нужно правильным образом организовать всю работу. Мною разработаны материалы для проведения предметных недель, школьных олимпиад, классных часов, викторин, праздников. В школьном кабинете биологии сформирован отдел методической библиотеки по работе с талантливыми учащимися. Разработаны учебные программы спецкурсов, факультативов, элективных курсов, направленных на углубленное изучения материала, подготовки к итоговой аттестации.

Диагностика  способностей учащихся

Фамилия, имя_____________ класс______ дата ______

Задание 1.

Инструкция: Ответь, пожалуйста, на 10 вопросов.

  1. Как называется река, на которой расположен Волгоград? __________________________________________________
  2. Что такое пара? ____________________________________
  3. Назови четыре времени года?_________________________
  4. Где садится солнце?________________________________
  5. Для чего нужен желудок? ___________________________
  6. Почему нефть или масло плавают на воде?_____________
  7. Что празднуют 9 Мая. _______________________________
  8. Каков примерно рост человека? ______________________
  9. Как называется столица Бурятии? России? _____________
  10. Кто живет во Франции? _____________________________

Задание 2.

«Эти пары слов можно назвать одним словом, например:
Брюки, платье, пиджак ... — это одежда. 

Придумай название к каждой паре слов. Ответ запиши.

 1) нефть и торф – это _______________________________________

2) трава и гриб – это ________________________________________
3) нож и ложка – это ________________________________________

4) дом и дача – это _________________________________________

5) автомобиль и поезд – это _________________________________

6) нога и рука – это _________________________________________

7) Пушкин и Лермонтов – это ________________________________
8) конфета и торт – это _____________________________________
9) глаза и уши – это _______________________________________

10) плюс и минус – это _____________________________________

Задание 3: Инструкция:

Определи, какое понятие в перечне является лишним и подчеркни его.

     1).  Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень

      2).  Треугольник, отрезок, квадрат, длина, круг.

3).  Дождь, снег, осадки, иней, град.

4).  Запятая, точка, тире, двоеточие, союз.

5). Дуб, дерево, ольха, тополь, ясень.

6).  Василий, Федор, Иван, Петров, Семен.

7).  Секунда, час, год, вечер, неделя

8).  Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

9). Самолет, вертолет, пароход, техника, поезд.

10). Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный

Задание 4.

Инструкция: "Вилка используется для приема пищи, ты можешь придумать другие способы использования вилки. Что из неё можно сделать? Как её можно использовать?

______________________________________________________________________

Задание 5. Инструкция:  рядом с каждым высказыванием нужно поставить знак «+», если ответ положительный, и знак «-» при отрицательном ответе.

1. Верно ли, что в детстве вы очень любили подолгу играть в подвижные игры?

2. Нравится ли вам сейчас заниматься на уроках физкультуры или секции?

3. Получаете ли вы особое удовольствие от участия и борьбы в спортивных соревнованиях?

4. Часто ли вас тянет к длительным физическим упражнениям?

5. Любите ли вы долгое время заниматься спортом или физическим трудом?

Задание 6. Инструкция:   Тебе надо в пустые места вписать подходящие слова (одно или несколько). Если в каком-то месте не знаешь, что вписывать, то можно пропустить. Не обязательно, чтобы у всех были одинаковые слова. Слова могут быть разные, но они должны подходить по смыслу, и чтобы предложения получались правильные.

    Скоро она зашла в самую чащу ______________. Ни одна ________________ не залетала сюда, ни единый __________________ не проникал сквозь ________________ ветви.  Высокие стволы ___________________ плотными рядами, точно стены.  Кругом  было так ___________________, что Элиза ______________________ свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого ________________, попадавшего ей __________________ ноги. Никогда еще Элиза  _______________________в такой глуши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Кузьменко Андрея Владимировича, МБОУ «Потанинская СОШ»

Изучение закономерностей формирования и развития   личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей ребенка  для самореализации в процессе жизнедеятельНа се...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...