Технологическая карта урока Биология в 6 классе "Испарение воды листьями. Листопад"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Хребтова Татьяна Викторовна

Технологическая карта урока Биология в 6 классе "Испарение воды листьями. Листопад"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya._6_klass._isparenie_vody_listyami._listopad.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Испарение воды растениями. Листопад».

Цели: 

- изучить особенности процессов испарения, листопада.

- раскрыть причины испарения, листопада и зависимость данных процессов от факторов окружающей среды.

-  расширить знания о сезонных изменениях в жизни растений,

-определить значение испарения, листопада для растения.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с важными функциями листа : испарение и листопад;  показать причинную обусловленность этих процессов,  зависимость от факторов окружающей среды.

Развивающие: развивать у учащихся логического мышления через формирование навыков самостоятельной работы, умения делать выводы, из анализов опытов.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты.

 Личностные УУД: проявляют познавательный интерес к изучению процессов, происходящих внутри растительного организма; ставят учебные задачи, выполняют их при изучении темы.

Регулятивные УУД: самостоятельно определяют цель учебной деятельности; осуществляют целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполняют задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

 Коммуникативные УУД: формулируют собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывают учебное взаимодействие в группе.

 Познавательные УУД называют основные процессы жизнедеятельности

организмов: фотосинтез, дыхание, транспорт веществ, испарение, листопад, на рисунках и таблицах находят и определяют черты приспособленности к условиям обитания;

проводят самостоятельный поиск биологической информации, работают с текстом учебника, используют информационные технологии

Основные понятия: листопад, испарение, устьица, корневое давление, листопадные растения, вечнозеленые растения

Межпредметные связи: физика, экология, литература, химия.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, комнатные растения, плакаты, картины на тему осень, технологическая карта к уроку, учебник.

Преобладающие методы обучения: частично-поисковые (связанные с постановкой и объяснением опытов), проблемный метод (при решении проблемных заданий).

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, беседа с элементами объяснения.

Тип урока: комбинированный с элементами экспериментальной и исследовательской деятельности.

Ход урока:

I. Самоопределение к деятельности (Организационный момент)

 Любой ученый, прежде чем начинать исследование, оценивает, какие знания у него есть, а каких не хватает. Начнем с этого и мы.

II. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос: (учащиеся дают ответы).

 - Давайте вспомним, с какими функциями растения мы познакомились на прошлом уроке? (дыхание, фотосинтез)

- Что такое фотосинтез? (процесс образования органического вещества из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии)

- В каких условиях происходит фотосинтез? (при t 20-25С, при наличии углекислого газа, освещенности, воды)

- Что выделяется в процессе фотосинтеза? (органические вещества, кислород)

- Чем дышат растения? (кислородом)

- Что выделяется при дыхании? (углекислый газ).                                                                  

III. Постановка цели деятельности. Мотивация учебной деятельности.

 Сегодня мы расширим ваши знания о функциях листа и познакомимся с еще одной очень важной его функцией.

- Вспомните, какой процесс называется испарением? (Процесс перехода жидкой воды в газообразную или превращение жидкости в пар).

- Где дома вы сталкиваетесь с процессом испарения? (кипит вода в кастрюле, чайнике).

- А в природе? Можем наблюдать это явление? Приведите примеры (туман, облака, роса, круговорот воды)

- А как вы думаете в растениях может происходить процесс испарения?

И так, какова тема нашего урока?

- Запишите в тетради число и тему урока: «Испарение воды растениями. Листопад»

   

IV. Усвоение новых знаний и способов действия.

Ребята, а какие вопросы возникают у вас, когда вы читаете название темы урока? Что бы вы хотели узнать об испарении воды растениями. Давайте поставим цели к теме нашего урока.  

                                                                                                                                           

- изучить особенности процессов испарения, листопада;

-раскрыть причины испарения, листопада и зависимость этих процессов от условий окружающей среды;

- определить значение испарения и листопада.

- Сегодня мы с вами попытаемся доказать, что процесс испарения идет в растениях, выясним, какие органы в этом участвуют.

И поможет нам в этом опыт, который доказывает испарение воды растением. (Демонстрация опыта на экране).

Опыт №1.

По опыту мы видим, что растения испаряют воду.

-Откуда в растениях берется вода? (ее поглощают корни растения из почвы)

-Какая зона корня отвечает за всасывание воды? (зона всасывания)

- Что заставляет подниматься воду из корней в другие части растения? (воду заставляют подниматься из корней в другие части растения корневое давление)

- Через какой орган растения происходит испарение? (лист)

- Через что вода испаряется из листьев? (через устьица)

   Внутри листа вода по межклетникам проходит к устьицам и испаряется главным образом через них.

Устьице листа томата под микроскопом.

- Какое количество воды испаряют разные растения? И от чего это будет зависеть?

Подсчитано, что разные растения испаряют разное количество воды.    Особенно много воды испаряют молодые листья.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

  Так, взрослое растение кукурузы за сутки испаряет 800 грамм воды, капусты – 1 л, береза – больше 60 литров воды.

Количество испаряемой воды растением зависит от разных факторов.                                                                                                             

Работа с учебником. Факторы, влияющие на испарение: 

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к учебнику на стр. 98 - 99 и составим схему.

http://festival.1september.ru/articles/414287/img2.gif

1. Испарение зависит от состояния устьиц (днем устьица открыты, ночью закрыты)

2. Площади листовой поверхности.

3.От температуры, чем выше температура, тем интенсивнее испарение.

4.Много воды испаряют молодые листья.

5.При сильном сухом ветре испарение сильнее, чем в тихую погоду.

6.Время суток.

7.Влажность (при недостатке воды устьица закрываются).

                                                                                                                                                                                

Какие приспособления, выработали растения для излишней потери воды?

У растений имеются различные приспособления к меньшему испарению. Посмотрите, пожалуйста на комнатные растения и скажите какие приспособления они выработали для меньшего испарения воды.

  1. Видоизменение листьев (иголки у кактуса).
  2. Опушение листовой пластинки (фиалка).
  3. Восковой налет на листьях (алоэ).
  4. Поворот листа к свету ребром (у эвкалипта).
  5. Способность некоторых степных растений сворачивать лист в трубочку (ковыль степной).
  6. Мелкие кожистые листья (брусника).

Значение испарения:        

- способствует передвижению воды в растении, а вместе с ней – питательных веществ,

-охлаждает лист, предохраняет от перегрева.                                                                                                                

- оказывает влияние на климат.                                                                          

Какое явление изображено на слайде?                                                                       

Лес, точно терем расписной,  

Лиловый, золотой, багряный,  

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки, елочки темнеют

 (И.А Бунин. Листопад)

Унылая пора. Очей очарованье.

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыхание.

И мглой волнистою покрыты небеса.

(А.С Пушкин Осень)

Эта красота, не оставила равнодушными не только поэтов, которые сочиняют стихи о прелестях осеннего леса, но и художников, которые пишут завораживающей красоты картины осени – Левитан, Шишкин и др.

                 

Откуда же появились багрец и золото? И для чего деревья сбрасывают листья?                      

Листопад принадлежит к числу наиболее характерных явлений осенней природы. Он ярче всего выражает сезонную периодичность в развитии растительного мира наших широт. Листопад повторяется каждый год, радуя  наш глаз бесчисленным количеством тонов и красок, в которые наряжается лес.

- Ребята, скажите, все ли растения сбрасывают листья? (нет)

- Какие растения не сбрасывают листву? (сосна, ель, елка, кустарнички брусники, вереск, клюква и др.)

 Многолетние растения, которые в зимнее время года лишены листьев, называют листопадными.  Растения, у которых листья сохраняются в течение всего года, называются вечнозелеными.

Листопад - естественное отделение листьев от стебля при их отмирании. Со стороны стебля ближайшие к основанию черешка клетки пробковеют и образуют защитный слой, который сохраняется после опадения листа – рубец. При сильном ветре лист, удерживаемый только покровными клетками, опадает. На стебле остаются почки, из которых весной распускаются новые листочки.

         

- Что происходит с листьями перед листопадом? (изменяют окраску, стареют)

- Почему изменяется окраска листа? (Хлорофилл – не единственный пигмент в тканях растения. Кроме него в растении присутствуют другие пигменты – ксантофилл (желтый цвет) и каротин (красный цвет). Эти пигменты всегда есть в зеленых растениях, но летом они не заметны, так как замаскированы зеленой окраской хлорофилла. Осенью хлорофилл разрушается, а новый не образуется. Лист теряет зеленую окраску и желтые пигменты, не заметные до этого времени, становятся заметными.

Листопад – это приспособление к перенесению неблагоприятных условий.                                                                           

- Какое значение листопада?

Значение листопада.

  • Листопад – это приспособление к уменьшению испарения воды. (Зимой корни многих растений не могут всасывать из почвы холодную воду. Чтобы не погибнуть от недостатка влаги, деревья и кустарники сбрасывают листья. Растения жарких краев сбрасывают листья в сухой период года.)
  • Удаление вредных и ненужных веществ. (К осени в клетках листьев накапливаются вредные для них вещества. Во время листопада эти вещества удаляются из растений вместе с опавшими листьями).
  • Уменьшение веса ветвей (Если растения останутся с листьями, под действием силы тяжести снега ветки обломаются).                          

VI. Закрепление

Проблемные вопросы.

  1. Представьте, что один из двух одинаковых побегов, находящихся в сосудах с одним и тем же количеством воды, поместили в помещение с низкой температурой, а другой - с высокой. В каком сосуде через некоторое время воды станет меньше?
  2. Известно, что листья растений засушливых районов Земли с течением времени видоизменились в колючки, покрытые воском, волосками, толстой кожицей. Какую роль это явление играет в жизни растений?
  3. Листопадные растения «вычисляют» период листопада по длине дня, по наступающему похолоданию. Если растения останутся с листьями, то под действием силы тяжести снега ветки обломаются. Есть ли листопад у вечнозеленых тропических растений?
  4. У большинства растений устьичные клетки располагаются на нижней стороне листа. А как вы считаете, где находятся устьица у кувшинки и кубышки (водные растения)?

Тесты.          Выберите правильный ответ.

1.  Испарение происходит:

А. Только днем;

Б. Постоянно, но зависит от погодных условий;

В. Только на свету;

Г.  Только ночью.

2.  Через что испаряется вода в растении?

А. Через межклетники;

Б. Через устьица;

В. Через клетки столбчатой ткани;

Г. Через клетки губчатой ткани.

3. Что из перечисленного ниже происходит в растении при ярком освещении:

А. Прекращается фотосинтез;

Б. Усиливается испарение воды;

В. Поглощение воды корнем прекращается;

Г. Замедляется движение воды по стеблю.

4. Какое значение имеет густое опушение и восковой налет у листьев растений:

А. уменьшают испарение;

Б. Усиливают фотосинтез;

В. Привлекают насекомых;

Г. Защищают от поедания животными.

5. Значение испарения:

А. Выделение кислорода;

Б.  Передвижение воды и минеральных веществ, охлаждение растения;

В. Передвижение веществ по растению;

Г. Выделение углекислого газа.

Ученики взаимопроверяют  правильность выполнения, корректируют ошибки.

 

VII.Рефлексия. Подведение итогов.

Рефлексия.

Что нового узнали на уроке сегодня?

Что понравилось вам на уроке?

Какой момент урока был более интересный?

Про что хотелось бы узнать?

VIII. Домашнее задание § 18, прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа.

Одно из заданий на выбор.

- Придумайте кроссворд к теме испарение, листопад, найдите загадки о листопаде.

-Листья каких растений желтеют, а каких краснеют?

Заканчивая наше сегодняшнее занятие, мне хочется еще раз обратить ваше внимание на то, что надо быть биологически грамотными и мудрыми в природе. Знать и помнить, что наша жизнь зависит от всего живого вокруг!

Тесты.          

Выберите правильный ответ.

1.  Испарение происходит:

А. Только днем;

Б. Постоянно, но зависит от погодных условий;

В. Только на свету;

Г.  Только ночью.

2.  Через что испаряется вода в растении?

А. Через межклетники;

Б. Через устьица;

В. Через клетки столбчатой ткани;

Г. Через клетки губчатой ткани.

3. Что из перечисленного ниже происходит в растении при ярком освещении:

А. Прекращается фотосинтез;

Б. Усиливается испарение воды;

В. Поглощение воды корнем прекращается;

Г. Замедляется движение воды по стеблю.

4. Какое  значение имеет  густое опушение и восковой налет у листьев растений:

А. уменьшают испарение;

Б. Усиливают фотосинтез;

Привлекают насекомых;

Г. Защищают от поедания животными.

5. Значение испарения:

А. Выделение кислорода;

Б.  Передвижение воды и минеральных веществ, охлаждение растения;

В. Передвижение веществ по растению;

Г. Выделение углекислого газа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока биологии «Внешнее строение листа» 6 класс

На уроке биологии 6 классе на тему «Внешнее строение листа» использованы методы обучения: проблемный - обучающиеся должны были найти  среди комнатных растений  растения, име...

Технологическая карта урока биологии по теме "Лист" 6 класс по УМК Пономаревой И.Н.

Технологическая карта предназначена для урока биологии в 6 классе, построена по УМК Пономаревой И.Н. Урок построен в технике активного обучения....

Технологическая карта урока 6 класс по теме Лист- часть побега. Внешнее строение листа.

Цель урока: Сформировать представление о внешнем строении листа.Познакомиться с разнообразием листьев.Отработать умение пользоваться гербарным материалом.Отработать умение пользоваться ручной луп...

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме : "Внешнее строение листа"

Данная работа поможет учителю быстро и эффективно подготовиться к уроку. Содержит цели и задачи, планируемый результат, методы и технологии применяемые на уроке....