Внеурочное занятие "Почва"
методическая разработка по биологии (7 класс)

Масалова Юлия Васильевна

Класс: 7

Название урока: Почва.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: сформировать знания учащихся о почве как об особом природном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pochva.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

Класс: 7

Название урока: Почва.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: сформировать знания учащихся о почве как об особом природном образовании.

Задачи урока:

- обучающие: углубить знания учащихся о почве; научиться определять состав почвы; познакомиться с живыми организмами, обитающими в почве, порассуждать об охране почвы;

- развивающие: развивать аналитическое мышление; развивать умения работать с таблицами и делать выводы; устанавливать связь между ранее изученным материалом на уроках окружающего мира, географии, биологии; развивать наблюдательность и внимание.

-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать интерес к познанию мира через показ связи изучаемого материала с реальной жизнью.

Формируемые УУД:

Предметные:

• научиться определять состав почвы;

• объяснять от чего зависит плодородие почвы;

• решать практико-ориентированные задачи по внесению удобрениий;

Метапредметные:
познавательные: наблюдать и выполнять эксперименты, формулировать выводы на основе анализа наблюдений за экспериментом

регулятивные: составлять план последовательных действий при выполнении опытов, организовывать рабочее место при выполнении эксперимента

коммуникативные: эффективная работа в паре, в группе при решении учебных задач.

Личностные:

•соблюдать правила безопасного обращения с реактивами и оборудованием.

Оборудование и расходные материалы:

Плакат «Обитатели почвы», стеклянные стаканы 6 шт, спиртовка, стекло, сухое горючее, 10% раствор соляной кислоты, коллекция «Удобрения», 2 цилиндра, вода, почва песчаная и черноземная.

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая

Ход работа:

Этап урока 1. Организационный

Предполагаемая продолжительность: 1―2 мин

Педагогическая деятельность учителя:

проверяет готовность к уроку, организует работу класса на уроке, создаёт положительный эмоциональный настрой у обучающихся.

Учебная деятельность обучающихся: эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность

Этап урока 2. Актуализация и обобщение знаний

Предполагаемая продолжительность: 20 мин

Педагогическая деятельность учителя:

Создаёт для обучающихся проблемную ситуацию; побуждает к высказыванию предложений о теме и целях урока.

Показывает фрагмент про Меч-кладенец из фильма «Последний богатырь: Корень зла» Иван надоедает жизнь в древней Руси, поэтому с помощью меча-кладенеца он часто возвращается в современную Москву. Из-за постоянных перемещений сила кладенеца иссякает. Однако на привале к кладенцу, воткнутому в землю, возвращается волшебная сила.

Задаёт вопрос: Как вы думаете почему?

Выслушав выдвинутые учащимися гипотезы, учитель сообщает, что вся сила в земле. В почве находятся все корни, которые питают жизнь. На почве растут растения, значит, в ней есть все, что им нужно для жизни.

Побуждает к высказыванию предположений о теме и цели урока, способах достижения поставленной цели.

Давайте разберемся, что такое почва и из чего она состоит.

Просит учащихся, опираясь на имеющие знания, предположить, что есть в почве, что нужно растениям? Каков состав почвы?

Чтобы выяснить это, проделаем следующие опыты.

Опыт№1. Сухую почву рассматривают под лупой, замечают наличие в почве остатков организмов.

Опыт№2. Сухой комочек почвы бросают в стакан с водой, появляются пузырьки, следовательно, в почве есть воздух.

Опыт№3. На огне прокаливают комочек почвы; над почвой держат предметное стекло. На стекле появляются капельки воды, следовательно, в почве содержится вода.

Опыт№4. Прокаливание почвы продолжают до появления характерного запаха и дыма, следовательно, в почве есть перегной (гумус).

Опыт№5. После прокаливания почву помещают в стакан с водой и размешивают, дают отстояться. На дно стакана оседает песок, а сверху оказываются частицы глины.

Опыт№6. Несколько капель воды помещают на предметное стекло и выпаривают над огнем, на стекле появляется беловатый налет – это минеральные вещества.

После проведенного эксперимента, подводит учащихся к выводу, о том, что почва – это уникальное природное образование, в состав которого входят минералы, остатки организмов, также газы и вода.

Задаёт вопрос: что такое перегной и как он образуется?

Поясняет, что перегной образуется благодаря бактериям – «санитарам нашей планеты». Их роль заключается в преобразовании органических веществ умерших живых организмов в минеральные соли, которые необходимы растениям для жизни. В почве кроме бактерий есть еще другие обитатели.

Демонстрирует плакат «Обитатели почвенной среды».

Задаёт вопрос: каких живых организмов обитателей почвы знаешь ты, что можешь о них рассказать?

Рассказывает интересные факты о почве. В чайной ложке почвы, живых организмов больше, чем людей на планете. И все эти миллиарды, живущие в почве, составляют достаточно сложную, но крайне важную сеть взаимосвязей. Дождевых червей на 1 гектар почвы около 130 тысяч особей общей массой около 400 кг. За год они переворачивают более 30 т грунта, тем самым увеличивая плодородие почвы.

Просит учащихся указать причину плодородия почвы? От чего оно зависит?

Отмечает, плодородие почвы зависит от количества гумуса, воды и воздуха в ней.

Поясняет, что изначально поверхность обитатели почвы рыхлят почву, а это помогает проникать в нее воздуху и воде.

Рассказывает, что изначально Земли была лишь голой каменной пустыней. Из-за перепадов температур в горных породах появились трещины. Вода и ветер разрушали горные породы, превращая их в мелкие частицы. Появились первые растения, которые из поколения в поколение росли и погибали. Затем остатки этих растений перемешивались с минеральными частицами, образуя почву.

Учебная деятельность обучающихся:

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения; строят гипотезы; предлагают
способы и средства решения учебной задачи.

Этап урока 3. Применение знаний в новой ситуации

Педагогическая деятельность учителя:

Задаёт вопрос: все ли почвы одинаково плодородны?

Демонстрирует опыт: в цилиндры, заполненные песчаной и черноземной почвой, наливает одинаковое количество воды.

Просит учащихся сделать выводы из увиденного.

Поясняет. Почва, богатая органическими веществами, комковатая, пористая, такая почва хорошо впитывает и удерживает влагу. В песчаной бесструктурной почве вода держится сверху, не пуская воду, что задерживает и проникновение в почву воздуха.

Рассказывает. Мы привыкли воспринимать почву как должное. Но без почвы не смогли бы существовать, ни флора, ни фауна, ни человек. «Сколько взял, столько и отдай»

Чтобы повысить плодородие почвы вносят минеральные и органические удобрения. Применение удобрений дает прибавку урожая от 10 до 30% по отдельным культурам.

Органические удобрения — это отмершие части растений и животных, продукты

жизнедеятельности животных (навоз, торф, перегонной, птичий полет).

Органические удобрения, носятся в почву осенью, постепенно разлагаются до минеральных веществ, пригодных для растений полезными микроорганизмами. При разложении выделяется углекислый газ в приземный слой воздуха, который используется для создания урожая. Чтобы удовлетворить потребности растений в почву вносят также минеральные удобрения.

Демонстрирует коллекцию удобрений.

Задаёт вопрос: Обратите на внешний вид удобрений различных минеральных удобрений. По каким внешним признакам можно отличить аммиачную селитру от хлорида калия?

Поясняет. Преимуществом выпуска гранулированных удобрений - они не слеживаются при хранении, их легко вносить в почву, гранулы образуют очаги питания, из которых питательные вещества, содержащиеся в удобрении, расходываются постепенно и полнее усваиваются растениями.

Существуют правила внесения удобрений в почву.

Предлагает выяснить почему аммиачную селитру рекомендуется вносить весной, а фосфористую муки осенью?

Предлагает учащимся провести эксперимент. В 2 стакана насыпают одинаковое количество аммиачной силитры и фосфористой муки. Добавляют воду. Аммиачная силитра растворяется, а фосфористая муку нет. Еще раз в стаканы насыпают одинаковое количество аммиачной силитры и фосфористой муки и добавляют раствор соляной кислоты. Фосфористая мука растворяется.

Поясняет, что аммиачную силитру вносят в момент посова, а фосфористую муки осенью, т.к она не растворима в воде. Растворение фосфористой муки происходит медленно под действием слабых кислот почвы.

Задает вопрос: Можно с уверенностью сказать, что применение минеральных удобрений повышает продуктивность почвы? Значит ли это, что чем больше внес удобрений, тем больше будет урожай?

Ведет фронтальную беседу, в которой обсуждают, что излишек удобрений вредит растениям, угнетает их рост и развитие, снижает урожай. Например, при избытке в почве солей азота растение сильно вытягивается в длину, в клубнях картофеля снижается содержание крахмала, у многих растений в клетках накапливаются нитраты. Употребление в пищу овощей, содержащих избыток нитратов, оказывает вредное влияние на здоровье человека. Кроме того, внесение больших доз удобрений ведет к их вымыванию дождями в пруды, реки, отчего в водоемах гибнет рыба и происходит заболачивание водоема. Поэтому для внесения удобрений нужен специалист Агроэколог, который производит химический анализ почву, отвечает за количество и соответствие внесенных удобрений, а также химических средств защиты в растениеводстве, комовых добавок и санитарных средств в животноводстве с целью не нанести вред окружающей среде.

Учебная деятельность обучающихся:

Выполняют эксперимент.

Обсуждают результаты работы, формулируют выводы.

Этап урока 4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок

и их коррекция

Предполагаемая продолжительность: 7 мин

Педагогическая деятельность учителя:

Организует обсуждение результатов работы, коррекцию выводов по работе.

Предлагает решить практико-ориентированную задачу: Установлена следующая доза удобрений: N – 60 кг, P2O5 – 90 кг и K2O – 90 кг. На складе имеется кальциевая селитра, которая содержит 17,5% азота, двойной суперфосфат (48% оксида фосфора (V) и сульфат калия (48% оксида калия). Определите сколько нужно каждого из минеральных удобрений внести на 1га.

Просит ответить на проблемный вопрос: горение человеку друг или враг?

Учебная деятельность обучающихся:

Отвечают на вопросы

Этап урока 5. Информация о домашнем задании и рефлексия

Предполагаемая продолжительность: 6―7 мин

Педагогическая деятельность учителя:

Предлагает анкету рефлексии к уроку:

Что нового я узнал на уроке?

Меня удивило?

Что я еще хочу узнать про почву и ее обитателей?

Демонстрирует запись цели урока, спрашивает: «Как вы думаете достигнута ли цель?»

Если проблема не решена и цель не достигнута, предлагает объяснение, и задаёт в дополнение к домашнему заданию подумать над причинами этого.

Учебная деятельность обучающихся:

Задают уточняющие вопросы о выполнении домашнего задания.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; степень своего продвижения к цели.

Высказывают оценочные суждения и соотносят результаты своей деятельности с целью урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...