Строение и жизнедеятельность бактерий. 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Строение и жизнедеятельность бактерий».
Класс: 5
Учитель: Денисова Наталья Николаевна МОУ СШ № 11 им.Скрипки О.В.г.Волжского Волгоградской области
Тип урока: урок - рефлексия
Цели по содержанию:
обучающие: ознакомление учащихся с информацией о царстве бактерий.
развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу.
воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
Знать: характеристики царства бактерий, отличия и сходства бактерий, от грибов, от растений и животных, определения: бактерии, симбиоз, споры.
Уметь: отличать формы бактерий, находить в природе место, роль бактерий, отличать в природе взаимополезные взаимоотношения.
Метапредметные:
- умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка;
- умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы;
- умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение.
Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку «Строение и жизнедеятельность бактерий».
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
| Создать благоприятный психологический настрой на работу | Учитель приветствует учащихся, делит учащихся на 3 группы. Столы для работы в группах расставлены заранее. На доске размещены разнообразные формы бактерий. | Приветствие учителя. |
2. Актуализация знаний
| Актуализировать опорные знания и способы действий | Микромир этих организмов уникален, многих из них мы должны опасаться, но есть и такие, без которых жизнь многих организмов не возможна. Учитель задаёт вопросы учащимся: О чём сегодня на уроке пойдёт речь? Что особенного в этих организмах? | Выдвигает проблему. Воспроизводят имеющиеся знания о животных, растениях. Синтезируют имеющиеся знания и применяют их для сравнения. |
3.Этап локализации индивидуальных затруднений
| Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Предлагает спланировать работу на уроке. - Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Добро пожаловать в царство бактерий! - Откройте тетради, запишите число, тему урока (учитель записывает тему урока на доске, а также высвечивает на слайде презентации). - Мы продолжаем знакомиться с основными царствами живой природы. Похожи ли бактерии на другие организмы? Чем? Можно ли выделить бактерии в отдельное царство? | Формулируют тему урока. Учащиеся записывают тему урока в тетради. |
4.Этап целеполагания и построения проекта коррекции. | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемой темы: | Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? Читать информацию о бактериях по учебнику стр.83-85 –сравнить бактерии по строению, питанию, размножению с животной клеткой.
| Учащиеся формулируют цель урока. Планируют свою работу на уроке. |
5.Этап реализации построенного проекта. | Организует деятельность учащихся: делит их на 5 групп. 1 группа – выполняют работу по учебнику по изучению строения и распространение бактерий. 2 группа - выполняют работу по учебнику по изучению, дыхание, питания бактерий. 3 группа – выполняют работу по учебнику по изучению размножения грибов. 4 группа - по дополнительному материалу изучают роль бактерий в природе и жизни человека. 5 группа- выполняют работу по изучению образования спор у бактерий. Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям. Запишите ту информацию, которая является для Вас новой. (15 минут). Физминутка. | По истечении времени каждая команда подводит итоги работы по своему заданию. | |
6.Этап обобщения затруднений во внешней речи. | Закрепление способов действий, вызвавших затруднение. Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | - Каждой группе необходимо решить задачу. Учитель раздает каждой группе карточки с задачами. 1. Бактерии являются одними из самых необычных представителей живого мира нашей планеты. 2.Известно, что бактерии встречаются и приспособились жить в разных условиях. Как вы считаете с чем это связано? 3.Бактерии способны к интенсивному размножению, за короткое время они дают большое число потомков. Что же препятствует, их «захвату» нашей планеты? . 4. Чем отличаются споры грибов от спор бактерий? (5 минут)
| Учащиеся читают свои задачи, обсуждают, находят правильные ответы, после чего публично отвечают на поставленные вопросы в задаче. |
| Понимание способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. | Попробуйте составить повествовательное предложение со словами симбиоз, азот, окисление веществ. Дайте пояснения этим словам. Попробуйте придумать загадку о бактериях. | Учащиеся зачитывают друг другу составленные предложения и загадки. |
| Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | Я предлагаю вам рассмотреть фото строение бактерий и попорбовать доказать, что эти организмы относятся к доядерным. Докажите, важность образования спор. | Учащиеся стараются найти, как можно больше признаков по которым эти организмы относятся к царству бактерии. |
| Самооценка своей коррекционной деятельности. | У вас на столе листочки с таблицей «Плюс-минус-интересно». В графу «П» - «плюс»- запишите все, что понравилось на уроке. В графу «М» - «минус»- запишите все, что не понравилось на уроке. В графу «И» - «интересно»- впишите все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. | Учащиеся работают с рефлексивными листочками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».
Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника....
Урок "Строение и жизнедеятельность бактерий" 6 класс
Презентация к уроку в 6 классе "Строение и жизнедеятельность бактерий"...
Разработка урока по биологии:" Строение и жизнедеятельность бактерий" 5 класс ФГОС
План - конспект урока по биологии с раздаточным модулем и технологической картой. Тема:Строение и жизнедеятельность бактерий. 5 класс. ФГОС...
Конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».
Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений, сформировать умение сравнивать и обобщать материал, дать представление о скорости размножения бактерий, по...
Урок биологии в 5 классе "Строение и жизнедеятельность бактерий".
Урок 17. Строение и жизнедеятельность бактерийЗадача урока:• познакомить учащихся с особенностями строения бактерий и их многообразием.Планируемые результаты обучения:Предметные: учащиеся знакомятся с...
Конспект урока, 5 класс. "Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий."
Методическая разработка предназначена для изучения нового материала по теме "Царство бактерии"...
Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий.
Конспект урока по биологии 5 класс по теме :"Строение и жизнедеятельность бактерий"...