Строение и жизнедеятельность бактерий. 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Наталья Николаевна Денисова

Урок-рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_refleksiya._.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема урока: «Строение и жизнедеятельность бактерий».

Класс: 5  

Учитель: Денисова Наталья Николаевна МОУ СШ № 11 им.Скрипки О.В.г.Волжского Волгоградской области

Тип урока:  урок - рефлексия

 Цели по содержанию:

обучающие:  ознакомление  учащихся с информацией о царстве бактерий.

развивающие:  развитие  у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу.

воспитывающие:  формирование  у учащихся  мотивации  к  обучению и познавательной деятельности.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные:  

Знать: характеристики царства бактерий, отличия и сходства бактерий, от грибов, от растений и животных, определения: бактерии, симбиоз, споры.

Уметь:  отличать формы бактерий, находить в природе место, роль бактерий, отличать в природе взаимополезные взаимоотношения.

Метапредметные:

- умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка;

- умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы;

- умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение.

Личностные:  сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию.

Информационно-технологические ресурсы:  учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку «Строение и жизнедеятельность бактерий».

        

Этапы

урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

 

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Учитель приветствует учащихся, делит учащихся на 3 группы. Столы для работы в группах расставлены заранее. На доске размещены разнообразные формы бактерий.

Приветствие учителя.

2. Актуализация

знаний

 

Актуализировать опорные знания и способы действий

Микромир этих организмов уникален, многих из них мы должны опасаться, но есть и такие, без которых жизнь многих организмов не возможна.

Учитель задаёт вопросы учащимся: О чём сегодня на уроке пойдёт речь? Что особенного в этих организмах?

Выдвигает проблему.

Воспроизводят имеющиеся знания о животных, растениях. Синтезируют имеющиеся знания и применяют их для сравнения.

3.Этап локализации

индивидуальных затруднений

 

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Предлагает спланировать работу на уроке.

- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Добро пожаловать в   царство бактерий!

- Откройте тетради, запишите число, тему урока (учитель записывает тему урока на доске, а также высвечивает на слайде презентации).

- Мы продолжаем знакомиться с основными  царствами живой природы. Похожи ли  бактерии на другие организмы? Чем? Можно ли выделить бактерии в отдельное царство?

Формулируют тему урока.  

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

4.Этап целеполагания и построения проекта коррекции.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  учащимися изучаемой темы:

 Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

Читать информацию о бактериях по учебнику стр.83-85 –сравнить бактерии по строению, питанию, размножению с животной клеткой.

 

Учащиеся формулируют цель урока. Планируют свою работу на уроке.

5.Этап реализации построенного проекта.

Организует деятельность учащихся: делит их на 5 групп.

1 группа –  выполняют работу по   учебнику  по изучению строения и распространение  бактерий.

2 группа  - выполняют работу по   учебнику  по изучению, дыхание, питания  бактерий.

3 группа –  выполняют работу по   учебнику  по изучению размножения грибов.

4 группа - по дополнительному материалу  изучают    роль  бактерий в природе и жизни человека.

5 группа-  выполняют работу по изучению образования спор у бактерий.

Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям. Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.  (15 минут).

Физминутка.

По истечении времени каждая команда подводит итоги работы  по своему заданию.

6.Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

- Каждой группе необходимо решить задачу.

Учитель раздает каждой группе карточки с задачами.

1. Бактерии являются одними из самых необычных представителей живого мира нашей планеты.

2.Известно, что бактерии встречаются и приспособились жить в разных условиях. Как вы считаете с чем это связано?

3.Бактерии способны к интенсивному размножению,  за короткое время они дают большое число потомков. Что же препятствует, их «захвату» нашей планеты? .

4. Чем отличаются споры грибов от спор бактерий?

  (5 минут)

 

Учащиеся читают свои задачи, обсуждают, находят правильные ответы, после чего публично отвечают на  поставленные вопросы в задаче.

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой.    

 Понимание способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.   

 Попробуйте составить повествовательное предложение со  словами симбиоз, азот, окисление веществ.

Дайте пояснения этим словам.

Попробуйте придумать загадку о бактериях.

Учащиеся зачитывают друг другу составленные предложения и загадки.

  1. Этап включения в систему знаний и повторения.  

 Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Я предлагаю вам рассмотреть фото строение бактерий  и попорбовать доказать, что эти организмы относятся к доядерным.

 Докажите, важность образования спор.

  Учащиеся стараются найти, как можно больше признаков по которым эти организмы относятся к царству бактерии.

  1. Этап рефлексии деятельности на уроке

Самооценка своей коррекционной деятельности.

У вас на столе листочки с таблицей «Плюс-минус-интересно». В графу «П» - «плюс»- запишите все, что понравилось на уроке.  В графу «М» - «минус»- запишите все, что не понравилось на уроке.  В графу «И» - «интересно»- впишите все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Учащиеся работают с рефлексивными листочками.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника....

Урок "Строение и жизнедеятельность бактерий" 6 класс

Презентация к уроку в 6 классе "Строение и жизнедеятельность бактерий"...

Разработка урока по биологии:" Строение и жизнедеятельность бактерий" 5 класс ФГОС

План - конспект урока  по биологии с раздаточным модулем и технологической картой. Тема:Строение и жизнедеятельность бактерий. 5 класс. ФГОС...

Конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений, сформировать умение сравнивать и обобщать материал, дать представление о скорости размножения бактерий, по...

Урок биологии в 5 классе "Строение и жизнедеятельность бактерий".

Урок 17. Строение и жизнедеятельность бактерийЗадача урока:• познакомить учащихся с особенностями строения бактерий и их многообразием.Планируемые результаты обучения:Предметные: учащиеся знакомятся с...

Конспект урока, 5 класс. "Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий."

Методическая разработка предназначена для изучения нового материала по теме "Царство бактерии"...

Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий.

Конспект урока по биологии 5 класс по теме :"Строение и жизнедеятельность бактерий"...