Урок биологии в 5 классе "Строение и жизнедеятельность бактерий".
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Савина Анна Анатольевна

Урок 17. Строение и жизнедеятельность бактерий

Задача урока:

• познакомить учащихся с особенностями строения бактерий и их многообразием.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями строения бактерий и их многообразием.

Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описы­вать биологические объекты, проводить их сравнитульную чарактеристику.

Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших иссле­дований способствуют формированию у учащихся мотива­ции к познанию нового и научного мировоззрения.

Основные понятия урока: бактерии, формы бакте­рий, спора.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллю­страциями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении особенностей строения и распростране­ния бактерий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: учитель географии Савина Анна Анатольевна

Урок 17. Строение и жизнедеятельность бактерий

Задача урока:

• познакомить учащихся с особенностями строения бактерий и их многообразием.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями строения бактерий и их многообразием.

Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты, проводить их сравнитульную чарактеристику.

Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.

Основные понятия урока: бактерии, формы бактерий, спора.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении особенностей строения и распространения бактерий.

Ход урока

  1. Проверка знаний

Характеристика царств живой природы (фронтальный опрос).

  1. Изучение нового материала

Вступительное слово: СЛАЙД 1

Отправимся в путь без сомнений и муки,

 Чтоб тайны своить великой науки.

 Раскроим сегодня бактерий секреты –

 Без ядер, зато санитары планеты!

 Их изучали до нас очень многие

 Открыли секреты заведомо строгие.

 Придется пройти нам по дебрям науки

 Желательно только без лени и скуки

 Но все же она молода, как всегда

 Красавица в мире наук – биология –

 Наука о жизни!

 Вперед, господа!

Название "бактерии" ввёл в употребление в 1828 году Христиан Эренберг СЛАЙД 2

На доске представлено все многообразие форм бактериальных клеток. На обратной стороне модели имеется буква. Если вы правильно подберете в соответствие названия и формы, то в результате получится слово (на обороте, состоящее из букв), которое обозначает второе название бактерии.

Кокки (бактериальные клетки округлой формы) (М)

Стрептококки (цепочки из кокков) (И)

Спириллы (спиралевидные бактерии) (К)

Вибрионы (в виде запятой) (Р)

Диплококки (кокки, слитые попарно) (О)

Бациллы (в виде палочек) (Б)

Стафилококки (в виде виноградной грозди) (Ы)

В итоге получается слово МИКРОБЫ.

Строение бактерий -назвать органоиды бактерий( рисунок на доске).

Распространение бактерий. "Последние новости".

бактерии живут в горячих источниках при температуре -80 градусов;

некоторые бактерии выдерживают нагревание до +306 градусов;

в 1 грамме пахотной земли содержится от 1 до 20 млрд бактерий;

в 1 грамме льда Антарктиды обнаружено до 100 бактерий;

в 1 куб. см молока находится от 100 до 300 тысяч бактерий.

Бактерии обнаружены даже в воде горячих источников с t+80°С.

Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности.

В 1 г. почвы содержится от 500 млн. до 2 млрд. бактерий

в 1 м воздуха (луг, поле) – 100 бактерий (город) – 10 – 25 тыс. бактерий летом и 4,5 тыс. зимой.

В чистой воде в 1мл содержится 100-200 бактерий, а загрязненная - 100-300 тысяч и более

были обнаружены в нефтяных водах на глубине 1700м; на дне океана (глубже 10 км)

В среднем на 1 квадратный см человека приходится около 80 000 различных микроорганизмов.

  1. Споры бактерий (работа с учебником).
  1. Закрепление материала об особенностях строения бактерий и их распространении. СЛАЙД 4-6
  2. Домашнее задание

Изучить § 11 до раздела «Роль бактерий в природе и жизни человека», ответить на вопросы 1 и 4 в конце параграфа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отправимся в путь без сомнений и муки, Чтоб тайны освоить великой науки. Раскроим сегодня бактерий секреты – Без ядер, зато санитары планеты! Их изучали до нас очень многие Открыли секреты заведомо строгие. Придется пройти нам по дебрям науки Желательно только без лени и скуки Но все же она молода, как всегда Красавица в мире наук – биология – Наука о жизни! Вперед, господа!

Слайд 2

Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их "анималькули". Название "бактерии" ввёл в 1828 году Христиан Эренберг

Слайд 3

СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАКТЕРИЙ

Слайд 4

БАКТЕРИИ – ЭТО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ. ПРИЗНАКИ БАКТЕРИЙ: НЕТ ЯДРА. ЯДЕРНОЕ ВЕЩЕСТВО В ЦИТОПЛАЗМЕ ЕСТЬ ПЛОТНАЯ КЛЕТОЧНАЯ СТЕНКА, ИНОГДА ЖГУТИКИ.

Слайд 5

кокки - шаровидные бациллы - палочковидные вибрионы - изогнутые в виде запятой спириллы - спиралевидные 4. ФОРМА РАЗНООБРАЗНАЯ:

Слайд 6

5. ОБИТАЮТ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ. 6. РАЗМНОЖАЮТСЯ ДЕЛЕНИЕМ. 7. ПРИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗУЮТ СПОРЫ. 8. ПИТАЮТСЯ ПО РАЗНОМУ: САПРОТРОФЫ – ОРГАНИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ ИЗ МЕРТВЫХ ТЕЛ, ПАРАЗИТЫ – ИХ ЖИВЫХ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника....

урок по фгос "Строение и жизнедеятельность бактерий"

прослеживается связь строения с жизнедеятельностью бактерий.Урок сопровождается презентацией....

Урок биологии в 5 классе. Тема: Бактерии

Урок биологии в 5 классе разработан на основе программы И.Н.Пономаревой по ФГОС. Тема: Бактерии. Цель - изучить стоение и жизнедеятельность бактерий. Разработка содержит конспект урока, презентация в ...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе, тема `Бактерии. Строение и жизнедеятельность`, по учебнику Пономаревой, ФГОС

Технологическая карта урока биологии в 5 классе, тема `Бактерии. Строение и жизнедеятельность`, по учебнику Пономаревой, ФГОС...

урок биологии в 5 классе "Жизнедеятельность клетки" ФГОС

план-конспект урока биологии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока по теме «Строение и жизнедеятельность бактерий»

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Строение и жизнедеятельность бактерий»...

Урок биологии в 5 классе Тема «Бактерии: строение и жизнедеятельность»

Цель: формирование у учащихся представлений о царстве Бактерии, особенностях их строения и жизнедеятельности.Задачи:1) познакомить учащихся с самой древней группой живых организмов – бактериями...