Урок биологии в 5 классе. Тема: Бактерии
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Колмакова Надежда Сергеевна

Урок биологии в 5 классе разработан на основе программы И.Н.Пономаревой по ФГОС. Тема: Бактерии. Цель - изучить стоение и жизнедеятельность бактерий. Разработка содержит конспект урока, презентация в 2 частях, листы с заданиями для команд, доклад ученика, самоанализ, раздаточный материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: изучить строение и жизнедеятельность бактерий

Задачи:

  1. Образовательная: изучить особенности строения, питания, размножения бактерий; познакомится с формами тела бактерий; сравнить бактериальную клетку с растительной и животной; сформировать представления о прокариотах, эукариотах, автотрофах, гетеротрофах.
  2. Развивающая: продолжить формировать умения формулировать и решать проблему, работать с учебником, делать выводы,
  3. Воспитательная: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся.

Оборудование: черный ящик, модель бактерии, презентация, листы с заданиями. Таблицы

Методы: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный

Ход урока

I Опрос Д/з

  1. Составьте вопросы к кроссворду (слайд 1)
  2. Что это за организмы? Почему они помещены на 1 слайд? (слайд 2)
  3. Что объединяет данные понятия? (слайд 3)

II Изучение нового материала

Перед вами черный ящик, отгадайте, что в нем находится по подсказкам

  1. Это самые древние жители нашей планеты
  2. Они имеют простое строение
  3. Могут жить в сложнейших условиях
  4. Некоторые вызывают болезни человека, животных, растений (слайд 4)

Подумайте, как будет называться тема нашего урока

Тема: Бактерии (слайд 5)

Какова цель нашего урока?

Цель - изучить строение и жизнедеятельность бактерий (слайд 6)

Что вам важно знать о бактериях? (Среда обитания, строение, питание, размножение, болезни, вызываемые бактериями и т.д.)

И всё мы это узнаем на уроках биологии

Ну, что начнем знакомство с бактериями?

Бактерия в переводе с греческого языка означает палочка.

Бактерии – это древние организмы нашей планеты. Возникли 3,8 млрд лет назад.

Бактерии – простые одноклеточные организмы.

Рассмотрите рисунок на слайде (слайд 7). Что вы можете сказать о размерах бактерий? (Клетка бактерий в 100 раз меньше клетки многоклеточного организма, но больше чем вирусы). Размеры бактерии от 0,5 до 5мкм. Их невозможно увидеть невооруженным глазом.

Бактерии впервые обнаружил в собственно изобретенный микроскоп Антони ван Левенгук в 1676г. (слайд 8)

Где обитают бактерии? (в почве, в воде и т.д.) Бактерии широко распространены в природе, они живут там, где жизнь казалась бы невозможна для человека – в горячих источника, во льдах Арктики и Антарктиды (слайд 9) Бактерии обитают в организме человека (слайд 10).

Рассмотрите рисунок на слайде (слайд 11).

Сколько бактерий в 1 см3 в лесной почве?

А сколько в непроветриваемой комнате?

Огромное количество бактерий находиться и наших руках? Их вы можете рассмотреть под микроскопом на кружке. Приглашаю всех!

Какой вывод можно сделать о среде обитания бактерий? (Живут везде в огромных количествах)

Итак, мы выяснили, что бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях (слайд 12).

Какой вопрос может возникнуть в данной ситуации?

Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?

Высказывайте свои предположения.

У бактерий есть особенности строения, питания, размножения, защитные свойства, которые помогают им выжить? (слайд 13)

Докажем наши предположения

Выполните задание 1 в карте (приложение), время 5минут.

Работа 1 группы

Назовите и покажите части бактериальной клетки? (слайд 14)

Какая часть отвечает за движение бактерии? (ворсинки и жгутик)

Какую функцию выполняет капсула? (защита от неблагоприятных условий)

Сделайте вывод (клетка бактерий имеет простое строение)

Давайте сравним бактериальную клетку с растительной. Действительно ли она имеет самое простое строение.

Работа 2 группы

Чем бактериальная клетка отличается от растительной? (у бактериальной клетки имеется капсула, а у растительной ее нет, а также клетка бактерий не имеет вакуолей и ядра. Бактериальная клетка проста в строении)

Работа 3 группы

3 группа сравнивала строение бактериальной клетки и животной. Какая клетка имеет более простое строение и почему? (Клетка бактерий имеет простое строение по сравнению с животной, потому что у нее нет ядра)

Итак, вы выяснили, что клетка бактерий не имеет ядра. Посмотрите на слайд (слайд 15). Догадайтесь, используя перевод слов, как называются организмы не имеющие ядра? Прокариоты.

Кто такие эукариоты?  (Эукариоты – организмы в клетках которых нет ядра)

Приведите примеры эукариотов (человек, животные, растения, грибы)

Запишите определения в тетради.

Выберите из правого столбца особенности строения и защитное свойство бактерий, которые помогают им выжить (слайд 16).

Выполняем задание 2 в картах (приложение), время 5 минут.

Работа 1 группы

Опишите формы тел бактерий (слайд 17).

Сделайте вывод (форма бактерий разнообразная)

Работа 2 группы

На какие группы делят бактерий по типу питания? (слайд 18) (автотрофы и гетеротрофы)

Кто такие автотрофы? (бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических. У них есть хлорофилл).

Какие вещества и условия необходимы бактериям для образования органических веществ? (вода, углекислый газ и свет)

Как называется процесс образования органических веществ? (фотосинтез)

Приведите примеры (цианобактерии)

Как называются бактерии, потребляющие готовые органические вещества? (гетеротрофы)

Примеры бактерий гетеротрофов (бактерии гниения)

Запишите определения в тетради

Выберите из правого столбца особенности питания (слайд 19)

Работа с 3 группой

Как называется способ размножения бактерий? (деление)

Через какое время происходит деление клетки? (20-30 мин)

Почему при таком быстром размножении бактерии не покрывают всю планету? (погибают)

Сделайте вывод (бактерии очень быстро размножаются)

Как бактерии переносят неблагоприятные условия нам расскажет Отрадных Сергей (доклад)

Выполним задание (слайд 21)

Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях? (Они имеют простое строение. Бактерии прокариоты. Среди бактерии выделяют автотрофов и гетеротрофов. Бактерии быстро размножаются. Имеют защитные свойства – капсулу и споры)

Доказали мы свои предположения? Достигли мы цели урока? Молодцы.

III Закрепление материала

Новые термины урока (слайд 22)

Давайте поиграем в игру «Верю – не верю» Ответь на вопросы. Ответы занесите в таблицу (таблица) Время 1 минута.

1.Бактерии – это многоклеточные организмы

2.Бактерии обнаружены в льдах Антарктиды

3.В клетке бактерий имеется ядро

4.Все бактерии питаются готовыми органическими веществами

5.Размножаются бактерии путем деления клетки

Проверим. Кто не допустил не одной ошибки?

Есть такие которые не справились с работой?

Поставим себе оценки.

Понравилось вам сегодня на уроке? Спасибо вам ребята, что помогли мне провести урок

IV Домашнее задание

Д/з параграф 9, создайте модели форм тела бактерии из пластилина

Урок окончен, счастливого вам дня!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

СПИД, оспа, корь, грипп

Слайд 4

Это самые древние жители нашей планеты Они имеют простое строение Могут жить в сложнейших условиях Некоторые вызывают болезни человека, животных, растений

Слайд 5

Тема: Бактерии

Слайд 6

Цель: изучить строение и жизнедеятельность бактерий

Слайд 8

Антони ван Левенгук 1676г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Среда обитания

Слайд 2

Интересные факты Во рту человека около 40 000 бактерий Общий вес бактерий, живущих в организме человека, составляет 2 кг

Слайд 3

Среда обитания. Количество бактерий в 1 см 3

Слайд 4

Бактерии широко распространены на Земле Легко выживают в неблагоприятных условиях ? Почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?

Слайд 5

Строение Питание Размножение Защитные свойства

Слайд 6

?

Слайд 7

Организмы Прокариоты Эукариоты (от греч. е u – хорошо полностью и к aryon – ядро ) (от лат. р ro – перед, раньше, вместо и греч. к aryon – ядро )

Слайд 8

Строение Питание Размножение Защитные свойства Прокариоты Эукариоты Гетеротрофы Капсула Спора Автотрофы Деление Быстрота

Слайд 9

Формы бактерий кокки стрептококки бациллы спириллы вибрионы

Слайд 10

Бактерии Автотрофы (от греч. слов аутос - «сам», трофе – «пища») Гетеротрофы ( от греч. слов гетерос – «другой», трофе – «пища »)

Слайд 11

Строение Питание Размножение Защитные свойства Прокариоты Эукариоты Гетеротрофы Капсула Спора Автотрофы Деление Быстрота

Слайд 12

Размножение бактерий

Слайд 13

Строение Питание Размножение Защитные свойства Прокариоты Эукариоты Гетеротрофы Капсула Спора Автотрофы Деление Быстрота

Слайд 14

Новые термины Прокариоты Эукариоты Автотрофы Гетеротрофы

Слайд 15

Игра «Верю - не верю» 1.Бактерии – это многоклеточные организмы 2.Бактерии обнаружены в льдах Антарктиды 3.В клетке бактерий имеется ядро 4.Все бактерии питаются готовыми органическими веществами 5.Размножаются бактерии путем деления клетки. 1 2 3 4 5 - + - -

Слайд 16

Д/з параграф 9, Создайте модели форм тела бактерии из пластилина



Предварительный просмотр:

1 команда

Задание 1.  Найди особенность в строении бактерии, которая позволяет легко выжить в неблагополучных условиях

Изучите строение бактерии. Откройте с.40 рассмотрите рисунок 33.

Из каких частей состоит клетка бактерии?

Заполните таблицу используя текст учебника с 40  (Клетка бактерий снаружи покрыта …..)

Часть клетки

Функция

Жгутик, ворсинка

Капсула, клеточная стенка, клеточная мембрана

Цитоплазма

Обмен веществ внутри клетки

Хромосома (красная нить)

Наследственная информация

Сделай вывод  

Задание 2

Изучите форму тела бактерий.

Нарисуй в тетрадь и подпиши названия форм, используя учебник с.39 – с.40

 

Сделайте вывод о форме бактерий

2 команда

Задание 1

Сравните бактериальную клетку (учебник с40 рис33) и растительную клетку (учебник с20 рис16)

Заполните таблицу

Часть клетки

Бактериальная клетка

Растительная клетка

Капсула

+

-

Клеточная стенка

Клеточная мембрана

+

+

Цитоплазма

Вакуоли

Ядро

Сделай вывод (назови отличия бактериальной клетки от растительной)

 Задание 2 Найди особенность в питании бактерии, которая позволяет легко выжить

Изучи питание бактерий (учебник с.41-42). Заполни схему.

Бактерии

Сделай вывод -

3 команда

Задание 1

Сравните бактериальную клетку (учебник с40 рис33) и животную клетку (учебник с20 рис16)

Заполните таблицу

Часть клетки

Бактериальная клетка

Животная клетка

Капсула

+

-

Клеточная стенка

Клеточная мембрана

+

+

Цитоплазма

Вакуоли

Ядро

Сделай вывод (Какая клетка более проста? Почему?) -

Задание 2 Найди особенность размножении бактерии, которая позволяет легко выжить в неблагоприятных условиях

Изучите размножение бактерий (учебник с 42).

http://900igr.net/datai/biologija/Formy-razmnozhenija/0003-003-Formy-bespologo-razmnozhenija.png

Ответь на вопросы:

Как называется способ размножения бактерий?

Через какое время происходит деление бактерии?

Опиши при помощи рисунка, что происходит с бактерией (хромосомой, оболочкой, цитоплазмой) во время размножения.

Почему при таком быстром размножении бактерии не покрывают всю планету?

Сделай вывод: (быстро размножаются или нет, с какой скоростью)



Предварительный просмотр:

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5



Предварительный просмотр:

Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули».

Название «бактерии» ввёл в употребление в 1828 году Христиан Эренберг.

Наука, изучающая бактерий называется микробиологией

Бактерии  при наступлении неблагоприятных условий для жизни  частично теряет воду, объём и форму; под внешней мембраной образуется плотная оболочка. Такое состояние бактерии называется спорой.

В виде споры бактерия может выдерживать огромные механические, температурные и химические нагрузки. Например, некоторые споры выдерживают трёхчасовое кипячение или температуру жидкого азота. Споры неустойчивы к ультрафиолету и быстро погибают под таким излучением.

Также в виде споры более эффективно проходит расселение, потому что частично обезвоженная клетка имеет меньшую массу.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Класс 5а. Тема урока: Бактерии. Урок изучения нового материала

Структура урока: организационный момент, опрос домашнего задания, изучение нового материала, закрепление материала и домашнее задание.

Урок второй по счету в разделе «Многообразие организмов».  По программе на изучение бактерии дано 2 часа. На первом уроке рассматривают строение и жизнедеятельность бактерий. На втором уроке изучают значение бактерий в природе и для человека.

Цель урока: изучить строение и жизнедеятельность бактерий

Задачи:

  1. Образовательная: изучить особенности строения, питания, размножения бактерий; познакомится с формами тела бактерий; сравнить бактериальную клетку с растительной и животной; сформировать представления о прокариотах, эукариотах, автотрофах, гетеротрофах.
  2. Развивающая: продолжить формировать умения формулировать и решать проблему, работать с учебником, делать выводы.
  3. Воспитательная: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся.

Методы: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный

Главный этап урока – изучение нового материала. На данном этапе ребята назвали тему, цель урока. Присутствовала мотивация учебной деятельности (Что вы должны знать о бактериях? Какие знания о бактериях могут пригодиться вам в жизни?) На этом этапе были созданы условия для того, чтобы ребята самостоятельно увидели проблему и сформулировали её (почему бактерии широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?).  Ученики высказали свои предположения по решению данной проблемы. Доказывали правильность своих предположений самостоятельно, ребята находили необходимую информацию в учебники, делали выводы. Для решение проблемы была организована групповая форма работы, а также индивидуальная. Отрадных Сергей подготовил доклад о том, как бактерии переживают неблагоприятные условия.

Основное время урока отведено изучению нового материала, так как на данном занятии формируется первичное представление таких сложных для понимания понятий как прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы. С этими терминами ребята будут встречаться на многих уроках до 11 класса.

Контроль усвоения знаний умений осуществлялся на протяжение всего изучения нового материала. Например, изучив строение, ребятам предлагалось задание выбрать из правого столбца особенности строения бактерий. На этапе закрепления знаний, ещё раз проговорились определения понятий. Проведена игра «Верю - не верю»

УУД

Регулятивные УУД:

Ребята самостоятельно обнаружили и сформулировали учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, работали по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД: Учащиеся производили поиск информации. Анализировали, сравнивали (клетки бактерий с клетками животных и растений) и обобщали факты.  Строили логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей (почему разные животные помещены на один слайд, потому что они из красной книги Челябинской области; предположения;)

Коммуникативные УУД: Ребята самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Слушали выступления товарищей из других групп.

Личностные УУД: Ребята не нарушали дисциплину. Ориентировались в социальных ролях и межличностных отношениях.

Психологический климат в классе был благоприятный. Ребята были бодрыми, активными на уроке, несмотря на то, что урок биологии был вторым открытом уроком для них сегодня.  Работоспособность учеников обеспечивалась за счет наглядности, смены методов обучения, а также за счет стремления набрать наибольшее количество баллов для команды. Материал и предлагаемые формы работы подобраны с учетом психофизического развития учащихся данного возраста.

 Уровень подачи д/з был следующим, традиционное прочитать параграф в учебнике и творческое – выполнить проект – создать модели форм тела бактерий из пластилина.

Считаю, что поставленная цель и задачи в ходе подготовки и проведения урока были выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений

Конспект урока  биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...

Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы

Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода...

Технологическая карта к уроку биологии 8 класс. Тема урока Тканевая совместимость и переливание крови

Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога...

Урок биологии 7 класс. Тема: Класс Жгутиконосцы.

Формирование понятий об особенностях строения и жизнедеятельности различных представителей класса Жгутиконосцев...

Урок биологии 7 класс. Тема: «Класс Инфузории»

Урок систематизации знаний учащихся о строении и жизнедеятельности инфузории-туфельки; сформировать о ее значении. Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использ...