Участие в конкурсах
материал по биологии

Зенина Ирина Васильевна

участие в конкурсах

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема (название)

Царство растений.

Цель

Сформировать у учащихся  знания  об  основных  признаках  представителей  царства  растений, расширить  круг  знаний  о многообразии  растений.

Задачи

Образовательные: познакомить учащихся  с основными особенностями строения, выделить отличительные характеристики растений от представителей других царств, раскрыть принципы классификации растений на группы.

Развивающие: Развивать  умения   самостоятельно  формулировать  гипотезы,  устанавливать причинно-следственные  связи;  кратко и четко  формулировать свои мысли. Развивать  учебные навыки  по поиску и систематизации  информации, умения перерабатывать полученную информацию, интерпретировать ее.

Воспитательные: Формировать культуру умственного труда, вырабатывать  коммуникативные качества, прививать  бережное отношение к природе,  воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Ключевые смыслы, слоганы

Царство  растения, ботаника,  систематика, фотосинтез, среда обитания.

Символы

Схемы

Возраст

11-12 лет

Этап и время

Что делают учащиеся?

Что делает педагог?

Как формируется компонент функциональной грамотности?

Ресурсное обеспечение

  1. Организационный момент (2 мин.)

Приветствие учителя. Настрой на рабочий лад.

Приветствие ребят, проверка готовности учащихся к уроку, настрой на позитивный рабочий лад.

  1. Мотивационно-ориентировочный этап (5 мин)

Отгадывают загадки, по первым буквам отгадок составляют слово РАСТЕНИЯ.

Формулируют цель урока. Отвечают на вопросы учителя.

Несколько уроков мы с вами говорили о представителях разных царств организмов (бактерии, грибы).  

Вопрос к классу: Какое царство органического мира мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

Дидактическая игра « Загадки».  Ребятам нужно догадаться, о каких организмах пойдет речь на уроке. Ответ можно записать на черновике в любой момент.

Загадки.

  1. Полевой цветок народный, для гадания пригодный (ромашка)
  2. Скушай дочка, скушай сын этот сочный ….. (апельсин)
  3. На сучках висят шары,

      посинели от жары (слива)

  1. В огороде желтый мяч,

Только не бежит он вскачь.

Он - как полная луна,

Вкусные в нем семена! (тыква)

  1. Ей что вьюга, что метель.

Нарядилась в шубу…. (ель)

  1. Цветочек этот голубой

Напоминает нам с тобой

            О небе — чистом-чистом,

            И солнышке лучистом! (незабудки)

  1. Очень часто над водою,

Словно согнута бедою,

Вся печальна, молчалива,

Узколиста плачет…. (ива)

  1. Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки (яблоко)

- Какую цель мы поставим сегодня перед собой? (Сегодня мы познакомимся с царством растения, их особенностями и разнообразием)

- Зачем нам нужны эти знания?

Презентация (слайды 1 – 10)

  1. Актуализация опорных знаний

(5 мин).

Отвечают на вопросы. Беседуют с учителем, высказывают свои мнения, почему лягушку нельзя отнести к растениям.

Ответы:

1.Растут в течение всей жизни.

2.Ведут неподвижный образ жизни.

3. Зеленого цвета.

Все ли растения зеленые?

Один сказочный персонаж лягушка-квакша   как-то заявила о себе: Я растение - потому что я зеленая.

- Как вы думаете, она права? Почему?

Какие признаки характерны для всех растений?

У всех растений есть общие признаки. Перечислим их:

Формирование естественно-научной грамотности (опираются на опыт, приобретенный в

курсе «Окружающего мира», применение полученного опыта, называют признаки, по которым можно растения отличить от животных, рассуждение по данной тематике).

  1. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала (22 мин.)

Выполняют задания в рабочей тетради на стр. 67 с помощью учебника, стр. 108.  Отвечают на поставленные вопросы.

Ответ - климатические условия на планете различные, значит в разных климатических зонах способны обитать различные виды растений, приспособленные к определенным условиям.

Выполняют задание в рабочей тетради № 2, стр. 67.

Обращают внимание на систематические категории царства растений в учебник, стр. 109.

Выполняют задание в рабочей тетради № 3, стр. 67, № 8, стр. 69, опираясь на текст учебника, стр. 109.

Отвечают на вопрос. Приводят доказательства.

Ответы - дышат, питаются, размножаются…..

Дышат. Делают выводы. Оно станет влажным, помутнеет, так как при дыхании вместе с углекислым газом выделяются пары воды.

Высказывают предположения.

Работают с учебником, выделяют признаки  царства растений, делают записи в рабочей тетради (№ 2, стр. 67). Перечисляют признаки растений, корректируют при необходимости.

Продолжим  изучение  биологии  наукой, изучающей растения. Это наука Ботаника. Что означает это слово? Когда зародилась эта наука? Кто является ее основателем?

Распространение растений. Растений на Земле более 350 тысяч видов и куда бы мы ни посмотрели, почти всюду мы видим растения или предметы, сделанные из них. Растения растут в безводных пустынях и топких болотах, в морях и океанах, высоко в горах. Огромное их разнообразие в лесах и степях, а летом их можно найти даже в ледяной пустыне.

  Как вы думаете,  почему так неравномерно   распределены растения на планете Земля? (В каждой климатической зоне обитает своя группа растений, приспособленная к данным условиям,  рис. 98, стр. 107).

Какие среды обитания вам известны? (почвенная, наземно-воздушная, водная). Какие растения могут жить в этих средах?

Исторически сложившаяся совокупность всех  растений называется Флорой. Флора – это богиня растительности, садов и всякого цветения.

Все растения удивительно разнообразны не только по месту их обитания, но и по внешнему виду. До сих пор специалисты по растениям – ботаники находят все новые виды растений, не известных науке. Чтобы было легче разобраться в этом многообразии растений, их разделили на группы. Так возникла удивительная наука – систематика.

Ученые разделили все растения на два подцарства – Низшие и Высшие.  По каким признакам они это сделали?

Постановка проблемы. Растения – это живые или неживые организмы?

Что делают живые организмы?

-  Ребята, а ведь растения все время находятся на одном месте, не видно как они захватывают пищу, как вдыхают и выдыхают…

 ФИЗМИНУТКА. Представьте себе, что мы все семечки подсолнуха (присядем) Семечко всходит (поднимаемся). Вот появился  первый листочек, затем второй (поднимаем поочередно руки), тянутся листочки к солнцу (приподнимаемся). Вот подсолнух вырос! (встаем в полный рост, потягиваемся вверх) и крутит головку, ищет солнышко (крутим голову). Подул ветерок (наклоны вправо, влево) и стих (наклон вперед, встряхиваем руки). Солнце село, а мы с вами продолжаем работать.

Давайте вместе докажем, что растения – живые организмы!

Задание 1.  Дышат ли растения?  

Демонстрационный опыт. Ребятам предлагается подышать на стеклышко.   Так и растения дышат, и доказать это можно проделав домашний опыт: на лист или побег комнатного растения надеть полиэтиленовый пакет и через некоторое время наблюдать на его стенках капельки воды.

Задание 2:  Питаются ли растения? Волчица охотится, чтобы накормить своих детенышей. Птицы целыми днями ловят мошек. Олени едят траву. И растениям, чтобы расти, нужно кушать. А кто-нибудь из вас видел, как ест береза, яблоня или тополь?  Конечно, нет. Растения никогда никого не едят. Может быть, они едят землю? Нет. В нашем классе растут растения, но почва из горшков никуда не девается. Оказывается, растения - волшебники и умеют делать удивительное чудо - создавать себя из того, что нельзя удержать в руке, зажать в кулаке и даже на весах взвесить трудно." Это явление называется  фотосинтез. В результате этого уникального процесса все растения производят себе пищу (органические вещества).

     И вот вам еще один опыт. Знаменитый опыт Джозефа Пристли.  Что мы видим?

C:\Users\Люба\Desktop\75340_image007Гельмгольд.jpg

  Два прозрачных колпака, под ними мышки, одна живая, другая - нет.

Учитель. Отчего могла погибнуть вторая мышка.

 -- Она перегрелась?

Учитель. Они обе на солнце.

---Задохнулась?

Учитель. Да. А почему?

---Под колпаком кончился кислород.

Учитель. А почему у второй не кончился?

--А там еще растение есть, под колпаком. Может, оно помогло?

Учитель: Да, вы правы. На свету растения выделяют кислород. Это фотосинтез.

 

А какие еще признаки имеют представители царства Растения? Давайте обратимся к учебнику (стр. 105 и 108).

Формирование читательской грамотности  (через понимание текста учебника,  умение осуществлять поиск нужной информации)

Формирование естественно-научной грамотности (опираются на опыт, приобретенный в

курсе «Окружающего мира», применение полученного опыта, называют среды обитания организмов, рассуждение по данной тематике)

Формирование читательской  грамотности (работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование информации в схему)

Формирование естественно-научной грамотности 

(формулирование выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающей действительности)

Формирование естественно-научной грамотности  (формулирование выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающей действительности)

Формирование читательской грамотности (работа с текстом – поиск конкретно информации с последующей интерпретацией содержания текста)

Учебник,  рабочая тетрадь  (задания 1, 3).

Слайд 11

Презентация, слайд 12 - видеофрагмент «Дыхание растений»

Презентация, слайд 13

  1. Первичное закрепление  и обобщение усвоенного материала (6 мин)

Изучают предложенный перечень признаков (раздаточный материал) и выделяют те признаки, которые отличают растения от других царств. Записывают их в тетрадь. Взаимопроверка  пор шаблону. Оценивание.

Правильные ответы: 1,5,6,7, 8,9,10

 Несмотря на свою неповторимость, представители царства растений обладают общими чертами, характерными только им. Давайте перечислим эти особенности, выделив их из предложенного перечня признаков, дайте название признаков.

Задание: выпишите признаки растений  (приложение № 1)

1. Занимают всевозможные места обитания;

2. Обитают преимущественно в наземно-воздушной среде;

3. Характерна только зелёная окраска;

4. Питаются готовыми органическими веществами;

5. В процессе фотосинтеза образуют органические вещества и выделяют кислород.

6. Наличие хлоропластов обеспечивает способность растений к фотосинтезу;

7. Ведут прикрепленный образ жизни.

8. Неограниченный рост в течение жизни.

9. Наличие целлюлозы в клеточных стенках.

10. Наличие в клетках пластид определяет различную окраску органов.

11. Все растения состоят из корня, стебля и листьев

Критерии оценки:

7 + - «5»

5-6 + - «4»

3-4 + - «3»

1-2 + - «2»

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 мин)

Отвечают на вопросы учителя.  - Познакомиться с царством растения, их особенностями и разнообразием.

 - Узнать, растения -  живые или не живые?

Работают с карточкой по рефлексии.

Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель (проблему)  вы ставили на уроке? Вы достигли цели?

Молодцы. А теперь возьмите карандаш, карточку на столе и поставьте «+» или «-» рядом с высказываниями:

Карточка для рефлексии (приложение № 2)

1. Я знаю органы растений.

2. Я могу отличить растения от других царств живой природы.

3. Я могу распределять растения на группы по продолжительности жизни, особенностей строения.

4. В самостоятельной работе у меня были ошибки.

5. Я понял причину своих ошибок (если они были).

6. Я сегодня был активным на уроке.

7. Я сегодня был внимательным на уроке.

8. Я сам открыл новое знание.

9. Я доволен своей работой на уроке

  1. Домашнее задание (1 мин)

Записывают домашнее задание в дневник.

п. 21 (читать, ответить на вопросы в конце параграфа устно). Задание № 8, стр. 110 выполнить письменно в тетради.

Планируемый результат

Предметные: знать характерные признаки царства растений, научиться их выделять, различать  растения среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; овладеют  умением объяснять роль  растений в природе, обосновывать  необходимость охраны   растительного мира.

Метапредметные: определять необходимость усвоения знаний о царстве растений, освоение  умений наблюдать  за  растениями, классифицировать их, определяя принадлежность  биологических объектов  к царству  растения;  научатся  работать с разными  источниками информации, находить информацию о  растениях в  учебнике.

Регулятивные: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной  деятельности (формулировать тему, цель урока).

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать речь одноклассников, учителя, участвовать в совместном обсуждении различных вопросов.

Личностные: Учащиеся продолжать развивать  познавательные потребности  на основе  интереса к изучению  растений,   у них сформируются  ценностно-смысловые установки  по отношению к  растительному миру, произойдет  осознание  необходимости бережного  отношения к  растениям  и их охраны,  продолжать развивать  умения  слушать и слышать других.

 



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Задание: выпишите признаки растений (верные номера утверждений)

1. Занимают всевозможные места обитания;

2. Обитают преимущественно в наземно-воздушной среде;

3. Характерна только зелёная окраска;

4. Питаются готовыми органическими веществами;

5. В процессе фотосинтеза образуют органические вещества и выделяют кислород.

6. Наличие хлоропластов обеспечивает способность растений к фотосинтезу;

7. Ведут прикрепленный образ жизни.

8. Неограниченный рост в течение жизни.

9. Наличие целлюлозы в клеточных стенках.

10. Наличие в клетках пластид определяет различную окраску органов.

11. Все растения состоят из корня, стебля и листьев

Приложение 1

Задание: выпишите признаки растений  (верные номера утверждений)

1. Занимают всевозможные места обитания;

2. Обитают преимущественно в наземно-воздушной среде;

3. Характерна только зелёная окраска;

4. Питаются готовыми органическими веществами;

5. В процессе фотосинтеза образуют органические вещества и выделяют кислород.

6. Наличие хлоропластов обеспечивает способность растений к фотосинтезу;

7. Ведут прикрепленный образ жизни.

8. Неограниченный рост в течение жизни.

9. Наличие целлюлозы в клеточных стенках.

10. Наличие в клетках пластид определяет различную окраску органов.

11. Все растения состоят из корня, стебля и листьев



Предварительный просмотр:

Приложение 2

 

Карточка для рефлексии

1. Я знаю органы растений.

2. Я могу отличить растения от других царств живой природы.

3. Я могу распределять растения на группы по продолжительности жизни, особенностей строения.

4. В самостоятельной работе у меня были ошибки.

5. Я понял причину своих ошибок (если они были).

6. Я сегодня был активным на уроке.

7. Я сегодня был внимательным на уроке.

8. Я сам открыл новое знание.

9. Я доволен своей работой на уроке

Приложение 2

Карточка для рефлексии

1. Я знаю органы растений.

2. Я могу отличить растения от других царств живой природы.

3. Я могу распределять растения на группы по продолжительности жизни, особенностей строения.

4. В самостоятельной работе у меня были ошибки.

5. Я понял причину своих ошибок (если они были).

6. Я сегодня был активным на уроке.

7. Я сегодня был внимательным на уроке.

8. Я сам открыл новое знание.

9. Я доволен своей работой на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в конкурсах

Участие в конкурсах .Сеть творческих учителей....

УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ

конкурс "Новогоднее настроение"              http://pedsovet.su/publ/40-1-0-1300      Мастер класс "Ледяные игрушки" ...

Участие в конкурсе "Учитель года" (учебное занятие, методический семир, мастер класс, классный час)

Тема занятия: «Компьютерная грамотность» Цель занятия: сформировать понятие компьютерная грамотность, рассмотреть важность владения компьютерной грамотностью.Тип занятия: изучение нового материал...

Представление для участия в конкурсе "Учитель года - 2018"

Представление для участия в конкурсе "Учитель года - 2018"...

Реферат по теме самообразования "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСАХ И ОЛИМПИАДАХ ПО МАТЕМАТИКЕ"

Глава 1.    Теоретические  аспекты  в подготовке учащихся 5-8 классов к участию в математических конкурсах, олимпиадах1.1.   Роль внеклассной работы в подготовке уча...

Участие в конкурсах

Международный литературный фестиваль педагогических работников и учащихся " Серебряный луч" с 20.08. 2012 начинает свою работу.Проект Международного литературного фестиваля педагогических работников ...