Методическая разработка внеклассного мероприятия Интеллектуальная игра «БиоХимия»
методическая разработка по биологии

Пожарицкая Наталья Викторовна

Тип мероприятия: внеклассное мероприятие естественно-научной направленности.

Форма проведения: интерактивная игра с бинарной (межпредметной) направленностью.

Цель: систематизация знаний обучающихся по биологии, химии, литературе; показать значимость единства естественных наук.

Задачи

Образовательная:

  1. активизировать и расширить субъектный опыт обучающихся, позволяющих создать для них ситуацию выбора и мотивировать на успех и творчество: коллективное и индивидуальное;
  2. создание условий для проявления своих творческих способностей, в целях повышения практической направленности обучения.

Развивающая:

  1. развитие речи: обогащение словарного запаса, развитие у учащихся умений владеть художественными образами, выразительными средствами языка;
  2. развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, подбирать аналоги, доказывать.

Воспитательная:

  1. воспитание нравственных качеств, отражающих отношение друг к другу: доброта, деликатность, взаимопомощь;
  2. воспитание нравственных качеств, отражающих отношение к самому себе: ответственность, самооценка, сопереживание успехам одноклассников.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, сигнальные карточки, столы и стулья для участников, стол и стулья для жюри, карточки с текстом для конкурса, протокол и бланк учета ответов команд (для жюри), ручки, бумага, интерактивная презентация

Практическая значимость работы. Данная методическая разработка может быть использована во внеурочной деятельности преподавателя, при проведении недели естественнонаучных дисциплин, при подготовке к конкурсам.

В игре участвуют 4 команды по 5-6 человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx230.71 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Интеллектуальная игра «БиоХимия»

Разработал: 

преподаватель ГБПОУ СПЦ № 5

 Пожарицкая Н.В.

Горнозаводск

2023

Интеллектуальная игра: «БиоХимия».

 «Уроки шли неведомо куда,

Нам знаний мир огромный открывали».

Тип мероприятия: внеклассное мероприятие естественно-научной направленности.

Форма проведения: интерактивная игра с бинарной (межпредметной) направленностью.

Цель: систематизация знаний обучающихся по биологии, химии, литературе; показать значимость единства естественных наук.

Задачи

Образовательная:

  1. активизировать и расширить субъектный опыт обучающихся, позволяющих создать для них ситуацию выбора и мотивировать на успех и творчество: коллективное и индивидуальное;
  2. создание условий для проявления своих творческих способностей, в целях повышения практической направленности обучения.

Развивающая:

  1. развитие речи: обогащение словарного запаса, развитие у учащихся умений владеть художественными образами, выразительными средствами языка;
  2. развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, подбирать аналоги, доказывать.

Воспитательная:

  1. воспитание нравственных качеств, отражающих отношение друг к другу: доброта, деликатность, взаимопомощь;
  2. воспитание нравственных качеств, отражающих отношение к самому себе: ответственность, самооценка, сопереживание успехам одноклассников.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, сигнальные карточки, столы и стулья для участников, стол и стулья для жюри, карточки с текстом для конкурса, протокол и бланк учета ответов команд (для жюри), ручки, бумага, интерактивная презентация

Практическая значимость работы. Данная методическая разработка может быть использована во внеурочной деятельности преподавателя, при проведении недели естественнонаучных дисциплин, при подготовке к конкурсам.

В игре участвуют 4 команды по 5-6 человек.

Организация и проведение.

Формируются разновозрастные группы по 4-6 человек. При формировании групп обязательно учитывать желания обучающихся в выборе коллег по команде. Задача педагога на этом этапе состоит в том, чтобы помочь сформировать команды, в которые вошли бы и «теоретики», и «практики», и «фантазёры», и «лирики».

Количество этапов варьируется в зависимости от времени, желания и возможностей преподавателя и обучающегося.

Особенность данного внеклассного мероприятия в том, что оно позволяет связать такие разные предметы, как химия, биология.

Ход мероприятия

Ведущий- преподаватель биологии.

Рады видеть вас сегодня в этом зале. Мы начинаем игру: «БиоХим».

“Что? Почему? Зачем? и  Где?

Живут в земле, огне, воде.

Вот первый раз огонь добыт.

(А почему огонь горит?)

Зерно под солнцем проросло

(Зачем растению тепло?)

Дым легкий, а скала – тверда

“Что значит “лед?”. А что – “вода?”

Что? Почему? Зачем? и Где?

Мы все узнать хотим.

Ведущий- преподаватель биологии. Мы собрались с вами в этом зале, чтобы ответить на эти вопросы. (Обучающиеся представляют дисциплины).

Биология

Мой предмет – он самый важный!

Это понимает каждый!

Птицы, рыбы, звери – все мои друзья.

Нам без братьев меньших обойтись нельзя!

А цветочки и травинки!

Стебли, пестики, тычинки!

Всё это природа – нежная душа!

Вы должны беречь её друзья.

Химия

Рыжий дым клубами вьётся,

Пламя лижет потолок,

Кислота рекою льётся –

В опытах идёт урок.

На пути к великой цели

Не страшны страдания.

Менделеев бы одобрил

Наши изыскания.

Условия игры: играют несколько команд (команды состоят из обучающихся 1и 2 курса).

  Конкурс № 1«Разминка»

Каждой команде задают по 5 вопросов. Верный ответ – 1 балл

Команда №1:

1.Какое растение называют «следом белого человека? (Подорожник)

2. "Назовите нам сейчас самый легкий в мире газ!" (Водород)

3. Какое растение считают символом России? (Берёза)

4. Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон)

5.Какое дерево называют медовым? (Липа)

Команда №2:

1.Какой неметалл является лесом? (Бор)

2.Назовите самый быстро растущий злак? (Бамбук)

3.Этот оксид выдыхают животные и человек.  (Углекислый газ)

4.Банан это дерево или трава? (Трава)

5.Писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою можно наслаждаться, не ведая, что ты такое… Ты самое большое богатство на свете…».  О чем писал Экзюпери? (о воде)

Команда №3:

1.Древесина, какого дерева используется в кораблестроение? (Сосна)

  1. Расскажите в чем тут дело: гасили то, что не горело? (Сода питьевая или гашеная известь)

3. Какая змея «плюётся»? (Кобра)

4.Однажды ученый Бертолле растирал соль КСlО3 в ступке, где осталось немного серы. Смесь взорвалась, так впервые Бертолле осуществил реакцию, которую применяют при производстве чего? (спичек)

5. Какой зверь после еды полощет зубы водой? (Тигр)

Команда №4:

1.Эта кислота есть и в крапиве и у муравьев  (муравьиная)

2. Имя первой собаки космонавта? (Лайка)

3.Этот ученый изобрел бездымный порох и периодический закон  (Менделеев)

4. «Вкусные, сочные, пахнут свежестью … Кто не любит эти ягоды! Витаминные салаты, утоляющая жажду окрошка, мясные и рыбные блюда – любому кушанью они придают аппетитный вид. О какой же ягоде идёт речь»? (Огурец, его плод – ягода)

5.Когда-то это вещество считалось милостынею господней, символом благополучия, символом мира, например, у восточных народов. А иногда это было проклятьем божьим. Сколько всего живого погубило это вещество, из-за него море даже может стать мертвым. Без него нельзя обойтись в металлургии, без него не было бы кожаных ботинок. Трудно перечислить области, где это вещество не применялось. О каком веществе идёт речь? (поваренная соль)

Конкурс №2 «Перевертыши» 

Ведущий читает текст «перевертыша», нужно правильно озвучить фразу. Это может быть поговорка, пословица, строчка стихотворения, содержащие названия металлов

1. Звери живут за неметалл.

(Люди гибнут за металл.)

2. Разговор – ртуть, крик – платина.

(Слово – серебро, молчание – золото.)

3. Гладь металл, пока холодно.

(Куй железо, пока горячо.)
4. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы.

(Прошел огонь, воду и медные трубы.)

5. Не все то грязь, что тусклое.

(Не все то золото, что блестит.)

6. В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо.

(У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том.) 

Конкурс капитанов№ 3 «Отгадай ребус»

1.  Тип первичноротых целомических животных со спиральным дроблением.

Ответ: Моллюск

2.  Побочный продукт или отход от производства металла

Ответ: Шлак

Литературный конкурс № 4 “Найди биологическую ошибку” 
А.Фет

«Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мала. 

Весь бархат мой со всем живым миганьем – лишь два крыла. 

Не спрашивай: откуда появилась? 

Куда спешу? 

Здесь на цветок я легкий опустилась и вот дышу…»

Ответ: Два крыла; у бабочки – 2 пары крыльев

«У веретеницы шесть ног, 

Под пнем она таится. 

Лишь ночью выйдет на часок, 

А днем всего боится»

Ответ: Веретеница – безногая ящерица; ведет дневной образ жизни

Конкурс № 5. «В гонке за лидером»

Представляются на выбор вопросы по биологии, химии.  Для этого ребята поочерёдно вытягивают лепестки ромашки, где указан номер вопроса и цвет игрового поля. Команда получает жетон, если правильно дан ответ.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Желтый- химия

1. Так называют химический элемент и гиганта в греческой мифологии, вступившего в борьбу с богами, и человека огромных творческих возможностей, и большой кипятильник для воды. (Титан)

2. Формула сероводородной кислоты. (H2 S).

3. Если вы любитель острых ощущений, то гормон стресса присутствует в ваших надпочечниках. (Адреналин).

4. Имеет вещество гидроксогруппу,

Кто примет внутрь его, тот смотрит тупо,

Имеет запах специфичный,

Чуть хлебный, не совсем обычный. (Этанол)

5. Процесс разрушения металлов и сплавов вследствие взаимодействия их с окружающей средой. (Коррозия)

6. Аллотропное видоизменение кислорода, образующееся во время грозы. (Озон)

7. О каком индикаторе идет речь?

От щелочи я желт, как в лихорадке, 

Краснею от кислот, как от стыда, 

А в воду я бросаюсь без оглядки, 

Ведь здесь уж не заест меня среда. (Метилоранж)

8. Этим расплавленным металлом можно заморозить воду. (Ртуть)

9. Белый враг человека, слишком любим сладкоежками. (Сахар)

10. Раздел химической науки, в котором изучаются соединения углерода и их превращения. (Органическая химия)

11. Эта кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке ее употребляют как лекарство. (Соляная)

12. Продукт нагревания каучука с серой. (Резина)

13. Это вещество легко обнаружить с помощью йода, но лучше сварить из него кисель. (Крахмал)

14. Я - газ легчайший и безвредный, неядовитый и бесцветный.
Объединяясь с кислородом, я для питья даю вам воду. (Водород)

15. Химический элемент, входящий в состав гемоглобина. (Железо)

16. Название этого химического элемента совпадает с названиями двух млекопитающих животных. (Мышьяк)

17. Какую водку не станет пить даже сильно пьющий человек? (Царскую)

18. Адрес точный, если спросят: 32,16,8. (Кислород)

19. Гость из космоса пришел, в воде приют себе нашел. (Водород)

20. Вещество, молекулы которого состоят из атомов металла и кислотного остатка. (Соль)

Зеленый-биология

1.Почему австралийского сумчатого медведя – коалы – нет ни в одном зоопарке Европы? ( В Европе не растут эвкалипты, листьями которых питаются коалы). 
2. Низкорослые люди, живущие в лесах Африки. (Пигмеи). 

3.Какие птицы не умеют летать? (Пингвины). 

4.Одичавшие собаки в Австралии. (Динго). 

5.Одинаково ли число шейных позвонков у всех млекопитающих (Да- 7) 

6. О каком растении семейства розоцветные упоминается в Библии и Коране? (Яблоня)

7. Кто на себе домик носит? (Улитка, черепаха). 

8. Как древние греки называли богиню цветов и растительности? (Флора). 

9. Назовите растение, питающееся насекомыми. (Росянка). 

10. Чемпион по дальности выкидывания семян (до 12 м.) («Бешеный огурец»). 

11.Органоид, в котором хранится наследственная информация (Ядро)

12. Мужская гамета(Сперматозоид)

13. Ядовитый паук, название которого в переводе черная смерть (Каракурт)

14. Птица, ночующая зимой в снегу (Перепел)

15. Лесной барабанщик (Дятел)

16.Как называется личинка бабочки (Гусеница)

17. Как называется самец пчелы(Трутень)

18. Птица и фрукт (Киви)

19. Красногрудая птица, кормящаяся зимой плодами рябины (Снегирь)

20. Кровососущее двукрылое насекомое (Комар)

Финальный конкурс «Отгадайте анаграмму»

Двенадцать пар – не забывай!

У всех людей на свете.

В другом значенье – узкий край,-

Так учат в школе дети.

Но если СЕ ко мне прибавить,

То вмиг в металл я превращусь.

Еще к тому добавить,

Что в первой группе окажусь.

Ответ: ребро-серебро

Подведение итогов и награждение победителей.    

Спасибо за внимание

        

Конкурс капитанов№ 3 «Отгадай ребус»

1.  Тип первичноротых целомических животных со спиральным дроблением.

http://allforchildren.ru/rebus/rebus9/9-001.gif

Ответ: 

2.  Побочный продукт или отход от производства металла

http://allforchildren.ru/rebus/rebus15/15-001.gif

Ответ: 

Литературный конкурс № 4 “Найди биологическую ошибку” 
Задание №1

«Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мала. 
Весь бархат мой со всем живым миганьем – лишь два крыла. 
Не спрашивай: откуда появилась? 
Куда спешу? 
Здесь на цветок я легкий опустилась и вот дышу…»

                   А.Фет

Ответ:

Задание №2
«У веретеницы шесть ног, 
Под пнем она таится. 
Лишь ночью выйдет на часок, 
А днем всего боится»

Ответ:

Финальный конкурс «Отгадайте анаграмму»

Двенадцать пар – не забывай!

У всех людей на свете.

В другом значенье – узкий край,-

Так учат в школе дети.

Но если СЕ ко мне прибавить,

То вмиг в металл я превращусь.

Еще к тому добавить,

Что в первой группе окажусь.

Ответ:

Оценочный лист

Название конкурса

Кол-во баллов

Команда № 1

Команда № 2

Команда № 3

Команда № 4

  Конкурс № 1 «Разминка»

1 балл Мах-5

Конкурс № 2 «Перевертыши» 

2 балла

Конкурс капитанов № 3 «Отгадай ребус»

3 балла

Литературный конкурс № 4 “Найди биологическую ошибку” 

2 балла

Конкурс № 5

«В гонке за лидером»

1 балл

Финальный конкурс «Отгадайте анаграмму»

5 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Игра "Вокруг света" для 8 классов

Игра проводилась во время школьного месячника естественных наук среди 8 классов. Игра способствует развитию познавательного интереса учащихся в игровой обстановке через применение на практике зн...

Методическая разработка внеклассного мероприятия: Игра - соревнование команд ко дню инфоматики для учащихся 5-6 классов

Игра – соревнование команд(в день информатики)21 век - век информации. 26 ноября – это Всемирный день информации (World Information Day), который проводится по инициативе Международной академии информ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия- игра по физике "Счастливый случай "

Игра "Счастливый случай" проводилась в рамках недели физики в техникуме.Игра проводилась с целью повышения интереса к дисциплине....

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Игра-квест «Путешествие из Арзамаса в Париж»

Обучать студентов и учащихся предметам естественнонаучного цикла только на уроках невозможно. Необходимы внеклассные мероприятия, объединяемые понятием «интерактивные формы образования». Одной из таки...

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Игра – конкурс «Поэзия без границ» для учащихся 2 – 9 классов.

       Быстро меняющиеся реалии нашей жизни, новые вызовы времени требуют от учителя изменения вектора образовательной, воспитательной  работы и технологических решений...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Игра по станциям "ИСТОРИЯ СПОРТА"".

Здоровье человека - тема для разговора достаточна актуальная, а в 21 веке она становится первостепенной....

Методическая разработка внеклассного мероприятие «ИГРЫ ИЛЬИ МУРОМЦА»

Данное мероприятие можно проводить на спортплощадке или в спортивном зале. Участвуют юноши 8-9 классов (команда из 6 человек). Команды по маршрутному листу проходят 7 станций. На каждой станции, выпол...