Методическая разработка внеклассного мероприятия. Игра – конкурс «Поэзия без границ» для учащихся 2 – 9 классов.
методическая разработка на тему

Кулинич Людмила Андреевна
         Быстро меняющиеся реалии нашей жизни, новые вызовы времени требуют от учителя изменения вектора образовательной, воспитательной  работы и технологических решений для достижения целей, определённых федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения. 
Данная работа посвящена описанию методической стороны организации внеклассного мероприятия игры – конкурса «Поэзия без границ». Актуальность работы определяется несколькими факторами, а именно:
        необходимостью в рамках образовательного процесса осуществлять развитие личности учащегося на основе освоения                 универсальных способов деятельности,
         необходимостью обеспечивать через базовые ценности, такие как искусство и литература духовно - нравственное развитие          учащихся,
         необходимостью развития у учащихся творческого мышления и продуктивного воображения,
         необходимостью формирование компетентности в общении,
         необходимостью формирования и развития положительной мотивации к работе с поэтическими произведениями.

             Говоря о дидактической игре, нужно сказать, что она организуется и проводится не только с целью повышения мотивации учеников, что само по себе представляет важный момент, но и для реализации всех компонентов содержание обучения.

Игра – это только форма, её назначением и содержанием должно быть учение. Д. Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными для человека функциями: средство развития мотивационно – потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий, средство развития произвольного поведения. Опыт работы Г. А. Китайгородской показал, что игра популярна и полезна для учеников, так как творческая группа учеников объединяется единой деятельностью, создаётся благоприятный климат общения, группа превращается в субъект учебного процесса, каждый ученик в группе становится центром общения, а этим удовлетворяются его потребности во внимании и определённом статусе.

Творческая игра – конкурс «Поэзия без границ» может быть реализована в рамках класса, параллели, школы и даже может проводиться как межшкольный конкурс творческого прочтения поэтических произведений на английском и русском языках; на немецком и русском языках.

Главное в работе каждого учителя – это стремление, чтобы процесс обучения превратился из монотонного механического воспроизведения материала в творческий процесс. В значительной мере этому может способствовать работа над поэтическими произведениями, которые развивают ребёнка, обогащают его духовный мир, прививают чуткость к поэтическому слову, радуют музыкальностью и яркостью языка. Поэзия даёт импульс творческому воображению детей и обладает огромным потенциалом эмоционального воздействия. В концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что обеспечение духовно - нравственного развития и воспитания личности является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Высокой ступенью духовно - нравственного развития гражданина России является понимание и принятие культуры народа Российской Федерации. Традиционными источниками нравственности являются базовые ценности, такие как искусство и литература во всём своём широком многообразии и диалогичности с другими национальными культурами. 
 
Цели проведения игры: 
 
Развитие личностных компетентностей 
(реализация творческого потенциала, развитие универсальных учебных действий, развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей).
Социальное развитие 
(формирование российской и гражданской идентичности, развитие социокультурной компетентности обучающихся).
Познавательное развитие 
(развитие творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии).
Коммуникативное развитие 
(формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

   

Методическая разработка внеклассного мероприятия.

Игра – конкурс «Поэзия без границ»

для учащихся 2 – 9 классов.

                                               БОУ города Омска «СОШ №1».

                                        Учитель английского языка

                                             Кулинич Людмила Андреевна    

Игра – конкурс «Поэзия без границ»

1. Системно – деятельностный подход  - инструмент реализации

ключевых задач   по формированию качеств личности. 

              Быстро меняющиеся реалии нашей жизни, новые вызовы времени требуют от учителя изменения вектора образовательной, воспитательной  работы и технологических решений для достижения целей, определённых федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения. Для рассмотрения соответствия методического подхода к организации и проведению внеклассного  мероприятия, игры - конкурса «Поэзия без границ», требованиям  федеральных государственных образовательных стандартов необходимо остановиться на некоторых положениях  документа.

              Россия, провозгласив цели построения демократического общества, живущего в условиях современной рыночной экономики, предъявляет выпускникам системы образования новые требования, которые лучше всего характеризуют слова В. В. Путина: «Свободный человек в свободной стране». Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов. Принципиально необходимой чертой современной образовательной политики является последовательная ориентация на соблюдение принципа вариативности образования путем создания «личных пространств» для принятия самостоятельных решений участниками образовательного процесса: учениками и педагогами. Сегодня все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов. Главным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. Понимание сущности образовательного результата зависит от той

парадигмы, в рамках которой рассматриваются образование и его главные

1

цели. В отечественной психолого -_педагогичской науке достаточно хорошо разработана деятельностная парадигма образования, определяющая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно - нравственного и социального опыта. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Особенностью реализации деятельностного подхода в образовательном процессе является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности (такое построение целей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи.

      Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том, что он служит средством общения, средством приёма и передачи информации об окружающей действительности, именно так он и должен восприниматься при его изучении. В. А. Сухомлинский писал: «Урок – основной участок учебно – воспитательного процесса, на котором учитель ежедневно осуществляет образование, воспитание и всестороннее развитие учащихся» Однако, говоря об особенности учебного предмета «иностранный язык», нужно отметить, что язык как средство общения нуждается в том, чтобы его «содержали в рабочем состоянии», всегда готовым к использованию. Поэтому овладение этой школьной дисциплиной непременно связано с целенаправленной, чётко организованной практикой. Как правило, в своём социальном окружении дети не пользуются иностранным языком, и этим объясняется дефицит

2

практической и мыслительной деятельности, необходимой для осуществления коммуникации на иностранном языке. Для расширения коммуникативного пространства учителю оказывает существенную помощь перенос части деятельности на внеурочное время. Внеклассную работу с учащимися по иностранному языку трудно переоценить. Коммуникативный системно – деятельностный подход к обучению иностранным языкам представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное и систематизированное обучение иностранному языку в условиях моделируемой речевой деятельности. Коммуникативный системно – деятельностный подход к обучению иностранным языкам предполагает полную и оптимальную систематизацию компонентов содержания обучения. К ним относятся система общей педагогической деятельности, система речевой деятельности, система речевого общения, система изучаемого иностранного языка, системное соотнесение родного и иностранного языков, система речевого поведения человека. Такой системно – деятельностный подход должен включать в себя соотнесение общедеятельностных мотивов с мотивами личностными. В результате такого подхода к обучению иностранному языку формируется и реализуется система владения иностранным языком как средством общения в широком смысле. Реализация деятельностного подхода в рамках внеклассного мероприятия позволяет формировать и развивать универсальные учебные и познавательные действия в атмосфере неформального общения учителя со своими учениками.  

2.  Методическая разработка конкурса – игры «Поэзия без границ»

Данная работа посвящена описанию методической стороны организации внеклассного мероприятия игры – конкурса «Поэзия без границ». Актуальность работы определяется несколькими факторами, а именно:

3

  • необходимостью в рамках образовательного процесса осуществлять развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности,
  • необходимостью обеспечивать через базовые ценности, такие как искусство и литература духовно_- нравственное развитие учащихся,
  • необходимостью развития у учащихся творческого мышления и продуктивного воображения,
  • необходимостью формирование компетентности в общении,
  • необходимостью формирования и развития положительной мотивации к работе с поэтическими произведениями.

             Говоря о дидактической игре, нужно сказать, что она организуется и проводится не только с целью повышения мотивации учеников, что само по себе представляет важный момент, но и для реализации всех компонентов содержание обучения. Игра – это только форма, её назначением и содержанием должно быть учение. Д. Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными для человека функциями: средство развития мотивационно – потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий, средство развития произвольного поведения. Опыт работы Г. А. Китайгородской показал, что игра  популярна и полезна для учеников, так как творческая группа учеников объединяется единой деятельностью, создаётся благоприятный климат общения, группа превращается в субъект учебного процесса, каждый ученик в группе становится центром общения, а этим удовлетворяются его потребности во внимании и определённом статусе. Творческая игра – конкурс «Поэзия без границ» может быть реализована в рамках класса, параллели, школы и даже может проводиться как межшкольный конкурс творческого прочтения поэтических произведений на английском и русском языках; на немецком и русском языках. Главное в работе каждого учителя – это стремление, чтобы процесс обучения

4

превратился из монотонного механического воспроизведения материала в творческий процесс. В значительной мере этому может способствовать работа над поэтическими произведениями, которые развивают ребёнка, обогащают его духовный мир, прививают чуткость к поэтическому слову, радуют музыкальностью и яркостью языка. Поэзия даёт импульс творческому воображению детей и обладает огромным потенциалом эмоционального воздействия. В концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что обеспечение духовно_- нравственного развития и воспитания личности является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Высокой ступенью духовно_- нравственного развития гражданина России является понимание и принятие культуры народа Российской Федерации. Традиционными источниками нравственности являются базовые ценности, такие как искусство и литература во всём своём широком многообразии и диалогичности с другими национальными культурами.

Цели проведения игры:

Развитие личностных компетентностей 

(реализация творческого потенциала, развитие универсальных учебных действий, развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей).

Социальное развитие 

(формирование российской и гражданской идентичности, развитие социокультурной компетентности обучающихся).

Познавательное развитие 

(развитие творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии).

5

Коммуникативное развитие 

(формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми ).

2.1. Подготовительный этап. 

На данном этапе учитель реализует организационно – информационную функцию.

Учитель сообщает детям о начале подготовки к участию в игре – конкурса «Поэзия без границ» и предлагает ученикам самостоятельно образовать творческие группы для участия в конкурсе. Сама форма игры – конкурса воодушевляет детей, так как соревновательная деятельность и возможность одержать победу всегда являются привлекательными для всех учащихся, а особенно для учащихся начального и среднего звена. Все правила участия в конкурсе и критерии оценивания выступлений творческих групп необходимо сообщить детям на начальном этапе. Это можно сделать в форме публикации, красочного объявления или мультимедийной презентации.

В конкурсе принимают участие учащиеся  2 – 9 классов.

Представление творческой работы оценивается жюри в баллах.

Критерии оценивания участников конкурса.

Критерии

Баллы

1

 Стихи читаются наизусть.

1 – 2 балла

2

Мастерство владения интонацией для раскрытия содержания поэтического произведения.

1 – 5 баллов

3

Фонетическая корректность, произношение.

1 – 5 баллов

4

Актёрское мастерство, умение держаться на сцене.

1 – 3 балла

5

Сценическая культура (внешний вид, костюм).

1 – 2 балла

6

Творческий подход к представлению поэтического произведения.

1 – 3 балла

 

Члены жюри: заместитель директора по учебной работе,

                        заместитель директора по воспитательной работе,

                        учитель английского языка,

                        учитель немецкого языка,

                        учитель музыки,

                        учитель изо.

2.1 Этап работы с поэтическими произведениями. 

Учитель осуществляет консультационную функцию.

Творческим группам даётся задание найти стихотворение на английском или немецком языке, написанное поэтами  - носителями этих языков. Поисковая работа осуществляется учениками самостоятельно. В одной группе дети могут выбрать несколько стихотворений. Однако ученикам необходимо остановиться на каком – то одном стихотворении и найти  авторский перевода этого стихотворения  на русский язык. Таким образом,  ученикам в творческой группе необходимо самостоятельно договориться об окончательном выборе стихотворной пары: на английском и русском языке или на немецком и русском языке. Учитель помогает детям сделать правильный выбор, соответственно их возрастным и учебным возможностям. В своих рекомендациях  по выбору стихотворения учитель обязательно

7

должен учитывать личностные интересы участников конкурса, так как  коммуникативное обучение предполагает прежде всего личностную индивидуализацию.

Ответственным этапом подготовки детей к участию в конкурсе является  фонетическая отработка стихов и работа по выразительности чтения. Индивидуальная работа с конкурсантами для достижения фонетической корректности  чтения  даёт учителю широкие возможности превратить монотонную работу над техникой чтения в необходимый и достаточно увлекательный процесс работы со звуком. Кроме того учитель производит мониторинг фонетической обученности детей и получает информацию об уровне техники чтения учащихся. Уметь читать – это прежде всего владеть техникой чтения, то есть мгновенно узнавать зрительные образы речевых единиц и озвучивать их в речи. Любая речевая единица является оперативной единицей восприятия: слог, слово, словосочетание или даже целое предложение (при хорошей технике чтения). Чем крупнее оперативная единица, тем лучше техника чтения, а чем лучше техника чтения, тем выше уровень понимания текста.

Важным моментом работы над содержанием стихов является работа над интонационной выразительностью. Чтобы получить интонационно выразительное чтение стихотворения, конкурсанты должны понимать, какие картины, события, эмоции выражены грамматическими формами и лексическим материалом. И здесь, конечно, мы имеем пространство не только для работы ума, но и для совершенствования эстетического чувства.

Интересной и исключительно важной частью подготовки к конкурсу является  работа с переводным текстом. Во – первых – это работа с поэтическим произведением на русском языке, к которому ученик приступает с совершенно иным набором целей в сравнении с уроком литературы.  Во – вторых – это метапредметная связь, которая имеет  ярко выраженную мотивацию реальной необходимости. Конкурсанту необходимо

8

воспользоваться консультацией учителя литературы, который поможет ему проникнуть в суть поэтического произведения на русском языке. В процессе совместной работы автоматически  стирается межпредметная граница, ученик попадает в общее огромное пространство языка, которое  формирует духовно – нравственную культуру, помогает принять литературу как национальное и общечеловеческое достояние. Этот этап работы можно считать завершённым, когда все конкурсанты демонстрируют умение прочитать своё стихотворение фонетически и интонационно правильно.

2.2  Этап творческого осмысления поэтического произведения.

На этом этапе учитель продолжает осуществлять консультационно - организационную деятельность. Однако сейчас именно творческие группы выполняют основную работу. Творческим группам необходимо подготовить видео ряд, который будет помогать зрителям понять содержание, авторскую задумку и настроение стихотворения. Это может быть стилизованный исторический костюм, инсценировка, фоновая музыка, танец, рисунок, различные атрибуты. И опять возникает необходимость в метапредметном взаимодействии. Конкурсанты могут обратиться за консультацией к учителю музыки, изо, технологии, истории.

Конкурс проводится в актовом зале; кроме жюри на конкурсе присутствуют учащиеся, которые являются группой поддержки, и могут почувствовать творческую атмосферу конкурса и извлечь позитивный опыт для собственного личностного развития.  Все  конкурсанты получили своё «личное пространство» для личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития и воспользовались этим пространством для получения предметных, метапредметных и личностных результатов, каждый на своём уровне. Оказавшись участниками такого интересного и масштабного  проекта, дети испытали эмоциональный подъём, так как прикосновение к миру прекрасного, миру творчества и единения учебных предметов, которые прежде казались им существующими сами по себе,

9

не может никого оставить равнодушным.

Чтобы проиллюстрировать высокое  качество литературного материала, с которым дети работали во время подготовки и проведения конкурса, достаточно назвать авторов стихов на изучаемом языке и авторов перевода на русский язык: Оскар Уайльд «Симфония в жёлтом», перевод

И. Копостинской; ( приложение 1) Джордж Гордон Байрон «Она идёт во всей красе», перевод Самуила Маршака; Роберт Льюис Стивенсон «Город из деревяшек», перевод В.Брюсова; Роберт Льюис Стивенсон «Тень», перевод Самуила Маршака; Джордж Байрон «Заброшенных могил холодный камень», перевод А. Фета; Иоганн Вольфганг Гёте «Сердце», перевод М. Лермонтова. К стихотворению Джилиан Браун « Моя мечта» участники творческой группы самостоятельно подготовили несколько переводов на русский язык.

2.3. Этап подведения итогов работы конкурса.

По окончанию конкурса жюри подводит итоги.

В каждой возрастной группе жюри по сумме набранных баллов определяет

1, 2, 3 места. Жюри принимает решение о вручении наград по отдельным     номинациям: приз зрительских симпатий, за удачные творческие находки, за актёрское мастерство, за лучший костюм, за лучшее произношение.

 Возрастные группы:

 1 группа  -  2, 3 классы

 2 группа  -  4, 5 классы

 3 группа  -  6, 7 классы

 4 группа  -  8, 9 классы

Победители и призеры конкурса определяются в каждой возрастной  группе и  награждаются дипломами, которые вручаются на общешкольной линейке.

3. Результаты реализации методического проекта «Поэзия без границ».

Заканчивается  творческая деятельность, которая непосредственно связана с

10

предметами английский или немецкий язык, и органично вплетёнными в них

элементами культурологии, с предметами  русская литература, история, музыка, изобразительное искусство, технология. Заканчивая любое дело, необходимо проанализировать уровень реализации поставленных целей.

В концепции федеральных государственных образовательных  стандартов определено, что «требования к результатам освоения общего образования

структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты».

Предметные результаты:

Учащиеся развивали фонетические навыки: развивали фонематический слух, овладевали техникой произнесения иноязычных слов, предложений в речевом потоке. Учащиеся  развивали умение понимать и принимать произведения литературы во всём своём широком многообразии и взаимосвязи с литературными произведениями другой национальной культуры. Учащиеся практиковались в творческом осмыслении поэтических произведений, овладевали различными способами интерпретации литературного материала.

Метапредметные  результаты                                                                        

В процессе подготовки к участию в конкурсе учащиеся освоили на базе нескольких предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Узнали и подготовили стилизованный костюм, сформировали представление об исторической эпохе, в которой создавалось стихотворении, сделали соответствующее художественное оформление.

Личностные результаты

Учащиеся практиковались в формировании системы ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому

11

образовательному процессу и его результатам. Учащиеся в зависимости от возрастной группы формировали или развивали умение анализировать  

достигнутые результаты, делать выводы о личном вкладе в общий результат. Учащиеся осваивали опыт командной работы, развивали умение взаимодействовать в рамках поставленной цели, развивали умение структурировать свою деятельность, работать в команде на  конечный результат. Учащиеся смогли реализовать свой  творческий потенциал и продвинуться в развитии универсальных учебных действий.

             Анализируя практические результаты, полученные при проведении дидактической игры – конкурса «Поэзия без границ», нельзя не отметить высокий эмоциональный подъём, который работал на повышение внутренней мотивации к участию во внеклассных  мероприятиях на иностранном языке  и на повышение мотивации к изучению иностранного языка в целом.

В нашей школе конкурс «Поэзия без границ» проводился на уровне классов и на уровне школы. Методический совет школы, анализируя результаты проведения конкурса, отметил, что данная методическая разработка внеклассного мероприятия носит универсальный характер, и что конкурс будет иметь новый положительный импульс при расширении пространства его проведения. Межшкольный уровень проведения даст конкурсу новую мотивацию, расширит коммуникативные возможности, будет способствовать  более глубокому личностному развитию. Информационная  презентация положения о конкурсе для обучающихся 2 – 9 классов муниципальных образовательных учреждений города Омска (приложение 2) поможет ознакомить желающих  участвовать в игре – конкурсе с целями и содержанием конкурса, с критериями оценивания выступлений участников конкурса, с системой оценивания выступлений, с порядком организации и проведения конкурса, с формой заявки на участие в конкурсе  «Поэзия без границ».

12

Список литературы.

1. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков В. А. Тишков.  Концепция духовно –нравственного развития и воспитания личности гражданина России. -

Москва «Просвещение» 2009.

2. А. М. Кондаков А. А. Кузнецов  Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. –

Москва «Просвещение» 2008.

3. Эльконин Д. Б. Психология игры. – Москва, 1978

4. Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. Москва, 1982.

5. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе.

Москва «Просвещение»,1988.

 6 Никитина Е. М. Ролевая игра на урока английского языка. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/rolevaya-igra-na-uroke-angliiskogo-yazyka.

7. Кожаева Н. Г. Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровье сберегающих технологий.

http://www.ucheba.com/met_rus/k_inostrannyi/formir_sredy.htm.

8. Фонетические игры. http://www.dvoykam.net/stat/stat12.html

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М. И. Кутузов. Методическая разработка внеклассного мероприятия на конкурс "Недаром помнит вся Россия"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "М.И. Кутузов" в форме игры. Рассчитана на команды старшеклассников, но в мероприятии могут быть задействованы обучающиеся разных параллелей, начиная с...

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Игра "Вокруг света" для 8 классов

Игра проводилась во время школьного месячника естественных наук среди 8 классов. Игра способствует развитию познавательного интереса учащихся в игровой обстановке через применение на практике зн...

Методическая разработка внеклассного мероприятия: Игра - соревнование команд ко дню инфоматики для учащихся 5-6 классов

Игра – соревнование команд(в день информатики)21 век - век информации. 26 ноября – это Всемирный день информации (World Information Day), который проводится по инициативе Международной академии информ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Путешествие в мир древнерусского искусства для учащиеся 10-х классов

Методическая рзработка внеклассного мероприятия "Путешествие в мир древнерусского искусства" для учащихся 10-х классов....