М. И. Кутузов. Методическая разработка внеклассного мероприятия на конкурс "Недаром помнит вся Россия"
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Методическая разработка внеклассного мероприятия "М.И. Кутузов" в форме игры. Рассчитана на команды старшеклассников, но в мероприятии могут быть задействованы обучающиеся разных параллелей, начиная с начальной школы, поэтому его можно проводить как общешкольное. Участники не только принимают участие в игре, но и смогут значительно расширить свои знания о событиях войны 1812 г. и его участниках. Кроме того, само мероприятие несёт большую воспитательную нагрузку, формируя у обучающихся чувства патриотизма и гордости за свою Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon feldmarshal_m_i._kutuzov.doc85.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya1.ppt969.5 КБ

Предварительный просмотр:

Международный конкурс «Недаром помнит вся Россия»

Методическая разработка внеклассного общешкольного мероприятия

«Фельдмаршал М.И.Кутузов».

(игра)

                                                                                      Выполнила: Дорофеева Ольга Юрьевна

                                                                                      учитель истории и обществознания

                                                                                      БОУ г. Омска «Лицей «Бизнес и

                                                                                      информационные технологии»

                                           

Омск 2012 г.

Комментарии:

Мероприятие предназначено для проведения в актовом зале школы и проходит в форме игры команд. Формируется три команды старшеклассников (придумывают названия и представление команд), которые заранее готовятся к игре, знакомятся с учебным и дополнительным материалом из жизни М.И.Кутузова. К участию в мероприятии привлекаются обучающиеся разных параллелей, таким образом можно охватить большое количество участников. На обдумывание и обсуждение ответа команде даётся одна минута ( ответы записываются  и помощники передают их жюри для оценивания). Жюри оценивает ответы команд. Подсчёт баллов ведётся необычным способом. Команда  за правильный ответ получает очередное звание и продвигается по службе. Таким образом, если ответить правильно на все вопросы, то можно дослужиться до генерал - фельдмаршала. Заодно происходит знакомство с воинскими званиями периода Отечественной войны 1812 г. Таблица воинских званий  армейской пехоты  1800-1826 г.г. - Приложение №2 и в Презентации.

Цели:

- усвоить, расширить, углубить и закрепить знания по теме;

- развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности обучающихся;

- повышать интерес к русской истории, воспитывать чувства патриотизма, гордости и любви к Отечеству на исторических примерах.

Задачи:

- формирование умения общаться в коллективе;

- формирование чувства ответственности за коллективное дело;

- вовлечение обучающихся в активную интеллектуальную деятельность;

- повышение интереса к русской истории.

Оборудование:

- компьютер;

- интерактивная доска или экран для демонстрации презентации.

Звучит песня А. Розенбаума «Баллада 1812 г».

1 слайд.

Ход мероприятия.

Ведущий (можно 2 ведущих):

- « Этот человек есть не частное явление, а один из выразителей сущности народной жизни, один из представителей нравственного могущества своего народа, не Михаил и не Илларионович, а просто Кутузов – имя символическое, из собственного сделавшееся нарицательным».

    Так писал о Кутузове В. Г. Белинский.

2 слайд.

Наша игра  посвящается  в честь памяти этого человека.

 Условия игры: См. выше.

Команда – победитель получает внеочередное звание «Генерал-фельдмаршал»

3,4,5 слайды.

- Михаил Илларионович Кутузов родился 16 сентября 1745 года в Петербурге. Он происходил из старинного рода, известного в России с древних времён. Род Кутузовых играл видную роль в русской истории. Ещё в XIII веке один из предков              М.И.Кутузова, по имени Гавриил сражался под знамёнами Александра Невского. В период образования и укрепления Русского централизованного государства Кутузовы занимали видные государственные и военные должности. Отец М.И.Кутузова – Илларион Матвеевич был крупным военным инженером. Но, как известно, Кутузов носил двойную фамилию. Она образовалась ещё в XV в. 0дному из Кутузовых, а именно Василию в народе дали прозвище.

Вопрос 1.

- Назовите  прозвище от которого произошла вторая часть фамилии Кутузова.

Ответ: «Голенище» - Голенищев – Кутузов.

Ведущий:

- Прозвища на Руси были  распространённым явлением. Очень метко сказал по этому поводу Николай Васильевич Гоголь: « Выражается сильно российский народ: и если наградит кого словцом, то пойдёт оно ему и в род и в потомство, утащит он его с собой и на службу,  и в отставку,  и в Петербург, и на край света».

  К военной деятельности Михаила Кутузова готовили с ранних лет. Мальчика можно было определить в одно из четырёх существовавших тогда военно-учебных заведений.

Вопрос 2.

В какое учебное заведение был отдан М. Кутузов:

- Сухопутный кадетский корпус;

- Морской кадетский корпус;

- Артиллерийская школа;

- Инженерная школа.

Ответ: На семейном совете решили отдать его в Инженерную школу.

Ведущий:

- В Инженерной школе Кутузов получил основательную подготовку. Своими обширными познаниями он в последствии поражал окружающих. В его формулярном списке записано: « Грамоте читать и писать по- российски  умеет, французский и немецкий языки, то ж геометрию и часть алгебры, механики, фортификации и артиллерию знает».

В 1759 г. Кутузов досрочно закончил курс обучения.

Вопрос 3.

- Чем занимается Кутузов после окончания Инженерной школы?

Ответ: Полтора года Кутузов преподаёт математику.

Ведущий:

- Однако для молодого, энергичного М.Кутузова перспектива преподавателя школы оказалась не особенно привлекательной. Более сильным было желание посвятить всю свою жизнь военному делу. В июне 1761 г. по его настоятельной просьбе он был направлен на строевую службу.

Вопрос 4.

- Где начинал военную службу М.Кутузов.

Ответ: В Астраханском полку под Петербургом.

Ведущий:

- С первых шагов своей военной деятельности М.И. Кутузов очутился в гуще крупных военных событий. В то время ещё шла Семилетняя война 1756-1763 г.г. Через несколько лет после её окончания Россия вступает в войну с Турцией. Русско-турецкая война 1756-1763 г.г. явилась важным этапом в военной биографии М.И.Кутузова. Он участвовал во многих сражениях. Во время одной из атак Кутузов был тяжело ранен: пуля ударила ему в левый висок и вылетела у правого глаза. В память об этом бое и ранении Кутузова недалеко возле Алушты у дороги, ведущей в Симферополь, установлена мемориальная доска. Врачи считали рану смертельной, но Кутузов выжил. Получив отпуск по болезни, он отправился за границу на лечение. Екатерина II, знавшая лично Кутузова, говорила: « Надобно беречь Кутузова; он у меня будет великим генералом».

  Кутузов участвовал во всех основных сражениях. Он приобрёл большой и всесторонний опыт, проявил себя искуснейшим мастером вождения войск, прокладывающим новые пути в области военного дела. Истинный талант полководца проявился в Отечественной войне 1812 г. Но первая встреча Кутузова со своим основным противником Наполеоном произошла раньше.

Вопрос 5.

- Назовите это сражение.

Ответ: Аустерлицкое сражение 1805 г. на территории  Австрии.

Слайд 6.

Краткое сообщение об Аустерлицком сражении делает один из учеников.

Ведущий:

 - Но пришёл 1812 г. «Началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Наполеон! Он принёс миру горе, смерть, разрушение. Жалкий человек. Чего он хочет?

Небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем?  

Слайд 7.

Театрализация.

Наполеон:

 В Европе я сыскал славу непобедимого.

На пути к мировому господству осталась одна Россия.

Я раздавлю её.

Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги,

Если я возьму Петербург, то возьму Россию за голову

Если возьму Москву, то поражу её в самое сердце.

Итак – Москва.

Ведущий:

- А в это время русская армия отступала с тяжёлыми боями.

Вопрос 6.

Назовите командующих трёх русских армий.

Ответ: Барклай-де-Толли, Багратион, Тормасов.

Слайд 8.

Вопрос 7.

А чем в это время занят М.И.Кутузов?

Ответ: Организовывал Петербургское ополчение.

Ведущий:

- Между тем, обстановка на театре военных действий становилась всё напряжённее. Жизнь требовала назначения единого главнокомандующего. Решение этого главного вопроса царь Александр I  возложил на Особый комитет.

Вот его решение:

Зачитывает ученик:

 Указ правительствующего Сената А.И.Горчакову о назначении М.И.Кутузова главнокомандующим всеми армиями 8 августа 1812 года:

« Нашему генералу от инфантерии князю Кутузову всемилостивейше  повелеваем быть главнокомандующим над всеми армиями нашими, с присвоением к сему званию преимуществами последними узаконениями».

Ведущий:

- Прибыл М.И.Кутузов в армию 17 августа 1812 г.

Вопрос 8.

- Сколько лет ему тогда было?

Ответ: Ему шёл 68 год.

Выступает ученик:

- Вдруг электричеством пробежало по армии известие о прибытии нового главнокомандующего, князя Кутузова. Минута радости была неизъяснима. Имя этого полководца произвело всеобщее воскрешение духа в войсках, от солдата до генерала. Все, кто мог, летели на встречу почтенному вождю принять от него надежду на спасение России.

Ведущий:

- Известие о назначении Кутузова главнокомандующим было встречено в войсках с большим энтузиазмом. Кутузов решил применить качественно иную форму борьбы, сочетая действия регулярной армии и партизанских отрядов.

Вопрос 9.

- Назовите известных вам героев партизанского движения. (Не менее 5-ти)

Ответ: Д.В.Давыдов, А.Н. Сеславин, А.С. Фигнер, Н. Дурова, Г.Курин, В.Кожина.

Ведущий:

-Если Наполеон стремился добиться победы одним ударом в генеральном сражении, то Кутузов противопоставил ему другую стратегию – это целая система отдельных сражений, активная оборона с последующим переходом в контрнаступление. Настроение русских солдат выражено в этих стихах:

Читает 1-й ученик:

Друзья, бодрей! Друзья, смелей!

Не до покоя нам!

Идёт злодей, грозит злодей

Москвы златым верхам!

Там в пепле край, вот в Божий храм

С конём вломился враг!

Тут лечь костьми, тут биться нам:

До града предков – шаг!

Читает ученик:

Да! Были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя,

Богатыри – не вы.

Плохая им досталась доля,

Немногие вернулись с поля,

Не будь на то господня воля

Не отдали б Москвы.

Вопрос 10.

- О каком поле идёт речь? Когда состоялось на нём сражение?

Ответ: Бородино. 26 августа 1812 г.

Слайд 9.

Театрализация.

Наполеон:

- Из всех моих сражений самое ужасное, то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми.

Ведущий:

- В боях Наполеон потерял 58, 5 тыс. солдат и офицеров. Потери русской армии были не на много меньше – 44 тысячи. Только в Бородинском сражении русская армия потеряла около тысячи офицеров и 23 генерала. Во время сражения был смертельно ранен один из командующих русской армии, прославленный полководец, ученик Суворова.

Вопрос 11.

- Назовите имя этого полководца.

Ответ: П.И. Багратион.

Слайд 10.

Ведущий:

- Ввиду больших потерь и принимая во внимание, что у Наполеона остался нетронутый резерв (Старая гвардия), Кутузов приказал утром 27 августа отойти с поля сражения. Армия подошла к Москве. Здесь решалась судьба войны.

Театрализация.

Сценка: Кутузов, Бенигсен, Ермолов, Барклай-де- Толли.

Кутузов:

- Прошу садиться, господа. Бенигсен едет…

Бенигсен: (быстро входя)

- Прошу извинить, Ваша светлость. Итак: я позволю себе предложить вопрос: выгоднее ли сразиться под стенами священной Москвы или оставить её неприятелю?

Кутузов:

- Вопрос Ваш, барон, по меньшей мере неуместен… Положение слишком серьёзно, чтобы решать его наобум. Участь не только армии, Москвы, но и всей России зависит от решения сего вопроса.

Бенигсен:

- Извините, князь… Я очень знаю… Но я желал…

Кутузов:

-  Армия вверена Государем мне… Прошу того не забывать…

Позиция наша на Воробьёвых горах выбрана крайне невыгодна. Если неприятель опрокинет наши передовые линии – вся наша армия будет уничтожена до последнего человека.

Господа! Думаю, что нам придётся сдать столицу.

Барклай-де Толли:

Потеряв этот город, мы сохраним армию.

Ермолов:

- И вы говорите -  этот город, -

Да, этот город – сердце России,

Её священная столица.

Умереть каждому, но отстоять столицу.

Кутузов:

- Волею, данною мне государем и отечеством, приказываю отступать! Потеря Москвы не есть ещё потеря России. Сохраним армию, спасём и Россию. Приказываю отступать.

Вопрос 12.

О каком событии идёт речь?

Ответ: Совет в Филях.

Слайд  11.

Ведущий:

- На следующий день русская армия вышла из Москвы.

Слайд 12.

Читает ученик:

Напрасно ждал Наполеон

Последним счастьем упоённый,

Москвы коленопреклонённой

С ключами старого Кремля.

Нет не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не священный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Ведущий:

- Вечером того же дня проходящие войска заметили огромное зарево, поднявшееся над Москвой. Кутузов пил чай и беседовал с крестьянами, когда ему сообщили о пожаре. Помолчав, он сказал: «Жалко это, правда, но подождите, я ему голову проломаю».

Читает ученик:

Солдатская песня 1812 г.

(Сложена в лагере Кутузова при Тарутине)

Хоть Москва в руках французов

Это, братцы, не беда;

Наш фельдмаршал князь Кутузов,

Их на смерть впустил сюда!

Вспомним, братцы, что поляки

Встарь бывали также в ней;

Но не жирны кулебяки –

Ели кошек и мышей!

Свету целому известно

Как платили мы долги;

И теперь получат честно

За Москву платёж враги.

Побывать в столице – слава,

Но умеем мы отмщать;

Знает крепко то Варшава

И Париж то будет знать!

Ведущий:

Москва горела шесть дней. Погибло три четверти городских построек. Пожар уничтожил продовольственные склады. Французская армия оказалась на грани голода.

Слайд 13.

Театрализация.

Сценка: Кутузов, французский граф Лористон.

Лористон:

- Ваше превосходительство! Я уполномочен своим императором предложить вам перемирье. Пора прекратить это ужасное кровопролитие. Пора кончать войну.

Кутузов:

- Пора кончать, говорите! А мы, граф, войну ведь только начали! Да, только начали!

Лористон:

- Но война ведётся варварскими способами со стороны русских!

Кутузов:

- Варварскими! Не Россия, граф, начала войну сию. Бонапарт не объявляя войны вторгся в Россию. Увидим, как он теперь выберется из неё.

Ведущий:

- Приближались холода и Наполеон понимал, что зимовать на московском пепелище было бы безумием. В начале октября у села Тарутина  произошло сражение между французским авангардом и частями русской армии. Французы отступили с большими потерями. Будто бы для того, чтобы «наказать»  русских, Наполеон 7 октября вывел свою армию из Москвы. Передовые части двух армий встретились у Малоярославца. Перед Наполеоном встал вопрос, давать ли генеральное сражение или отступать. На этот раз непобедимый Наполеон не стал искушать судьбу и дал приказ отступать.

Вопрос 13

- По какой дороге пришлось вести отступление Наполеону?

Ответ: По старой, разорённой Смоленской дороге.

Слайд 14.

Ведущий:

- А дальше была Березина, гибель армии. Война закончилась за полным истреблением неприятеля. Слава русскому воинству! Но дойти до Парижа Кутузову не было суждено. Чрезмерное напряжение, непрерывная, полная лишений походная жизнь не могли не подорвать силы и здоровье Михаила Илларионовича.

Вопрос 14.

- Когда оборвалась жизнь Великого полководца?

Ответ: 28 апреля 1813 г.

Вопрос 15

- Где похоронен М.И Кутузов?

Ответ: Гробница Кутузова находится в Казанском соборе в Петербурге.

Слайд 15.

Читает ученик:

К тени полководца.

А.С. Пушкин.

Перед гробницею святой

Стою с поникшею главой…

Всё спит кругом: одни лампады

Во мраке храма золотят

Столпов гранитные громады

И их знамён нависший ряд.

Под ними спит сей властелин,

Сей идол северных дружин,

Маститый страж страны державной,

Смиритель всех её врагов,

Сей остальной из стаи славной

Екатерининских орлов.

В твоём гробу восторг живёт!

Он русский глас нам издаёт;

Он нам твердит о той године,

Когда народной веры глас

Воззвал к святой твоей седине:

«Иди, спасай!»

Ты встал и спас…

Жюри подводит итог и награждает команду- победителя.

Звучит – Чайковский «Увертюра 1812 г.»

Приложение 1

Пояснительная записка (для педагога)

Автор материала (ФИО)

Дорофеева Ольга Юрьевна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель истории и обществознания

Образовательное учреждение

БОУ города Омска «Лицей «Бизнес и информационные технологии»

Название материала

М.И.Кутузов (Внеклассное мероприятие)

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ , коллаж, рисунок и т.д.)

Текстовый документ с презентацией

Цели,

Задачи материала

- усвоить, расширить, углубить и закрепить знания по теме;

- развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности обучающихся;

- повышать интерес к русской истории, воспитывать чувства патриотизма, гордости и любви к Отечеству на исторических примерах.

- формирование умения общаться в коллективе;

- формирование чувства ответственности за коллективное дело;

- вовлечение обучающихся в активную интеллектуальную деятельность;

- повышение интереса к русской истории.

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники

- Н.А. Троицкий «Фельдмаршал Кутузов. Мифы и факты». 2003 г.

-Ф.М. Сидельников «Жизнь фельдмаршала Кутузова» 2007 г.

-Б.А. Сеченов « Поэзия на уроках Отечественной истории». 1999 г.

Учебники по Отечественной истории.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия о политических репрессиях в России

Ежегодно 30 октября по постановлению Верховного Совета РСФСР с 1991 года на территории России отмечают День памяти жертв политических репрессий.Сегодня количество жертв политических репрес...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по популяризации государственных символов для 5-6 классов «Государственная символика России».

Данная работа может быть использована на уроках истории с 5 по 8 класс, на внеклассных мероприятиях, посвященных популяризации государственных символов, нравственно- патриотическому воспитанию, ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Беслан. Мы помним…»

Методическая разработка внеклассного мероприятия«Беслан. Мы помним…»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия «9 МАЯ ДЕНЬ ПОБЕДЫ. МЫ ПОМНИМ. МЫ ГОРДИМСЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия «9 МАЯ ДЕНЬ ПОБЕДЫ. МЫ ПОМНИМ. МЫ ГОРДИМСЯ»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: «Я помню. Я горжусь».

Методическая разработкавнеклассного мероприятияна тему: «Я помню. Я горжусь»....

Методическая разработка внеклассного мероприятия Тема мероприятия: «Общественные движения в России при Александре II»

Образовательные цели:-повторение и обобщение знаний, полученных на уроках истории по теме.-применение знаний, умений и навыков в практической деятельности обучающихся....