Пришкольный участок
материал по биологии

Шигапова Рамиля Валиахметовна

«Пришкольный участок – часть пространственно-предметной среды экологического воспитания школьников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Пришкольный участок – часть пространственно-предметной среды экологического воспитания школьников»

Шигапова Рамиля Валиахметовна, учитель биологии  I кв. категории,

МБОУ «Туйметкинская  основная общеобразовательная школа»

Черемшанского  муниципального района Республики Татарстан

Пришкольный участок организуется в целях воспитания у учащихся интереса и любви природе и сельскому хозяйству; обеспечение более тесной связи изучения основ наук с сельскохозяйственным трудом учащихся, успешного освоения учащимися знаний по природоведению,биологии,географии и другим предметам; приобретение ими элементарных практических умений и навыков по выращиванию растений.

Для экологического воспитания детей важно использовать пришкольный участок, на котором возможно создание природной лаборатории. Пришкольный участок занимает особое место в учебно-воспитательном процессе школы. Современные подходы требуют переосмысления работы на пришкольном участке, использования закладываемых экспериментов не только для демонстрации тем ботаники или опытов, но и  для выявления типов взаимоотношений организмов, их адаптации к условиям среды.                                  

В условиях модернизации Российского образования современная сельская школа ориентирует цели образования на Личность школьника, на формирование его активной жизненной позиции, на социализацию учащихся.Пришкольный  участок можно использовать в следующих направлениях:

- изучение закономерностей формирования популяций и биоценозов, их взаимоотношений со средой, демонстрация типов и форм взаимоотношений организмов в биоценозах;

- формирование знаний об отношениях живых организмов и среды, о влиянии факторов среды на организм и о реакции организмов на действие факторов среды;

Формы практической работы на пришкольном участке:

- постановка эксперимента, доказывающего наличие закономерностей, адаптаций, проявления взаимоотношений, влияние доз минеральных удобрений, полива на урожайность, рост и развитие, с различной густотой посадки той или иной культуры и т.д.

- экологическое оформление пришкольных участков, озеленение;

- проведение отдельных уроков.

Педагогический коллектив считает необходимым условием развития личности сельских школьников воспитание через деятельность, в том числе через трудовую деятельность на земле, где важен опыт предков – местного казачества и крестьянства.Учебно-опытный участок – это место, где дети разных возрастных групп приобретают основы экологических знаний под руководством педагога, ведут целенаправленную учебно-опытническую работу с целью наблюдения за ростом и развитием растений. изучают влияние на них различных экологических факторов и многое другое. Пришкольный учебно-опытный участок является важным условием формирования основ рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде. Участок является примером культуры земледелия, местом отдыха для малышей, исследовательской лабораторией и трудовой школы для старших. Здесь  учащиеся получают первые навыки грамотного возделывания земли, учатся заботиться о ее плодородии. Участок школы является неотъемлемой частью кабинета биологии, лабораторией под открытым небом . где учащиеся выполняют большую часть практических работ, предусмотренных учебной программой. Каждая возрастная группа детей имеет свои обязанности. Учащиеся начальных классов выращивают комнатные растения, ухаживают за посаженными деревьями и цветами, наводят порядок на пришкольной территории, собирают семена. Учащиеся 5-8 классов на уроках труда, во время летней практики работают на пришкольном участке, участвуют в благоустройстве и озеленении школьной территории. Старшеклассники выполняют работы на участке и территории школы.

Выстраивая образовательную деятельность на традициях малой Родины, педагогический коллектив понимает необходимость новых подходов к организации трудовой деятельности на пришкольном участке, являющимся частью пространственно-предметной среды школы.Пришкольный участок создан при школе для проведения учебных и внеклассных занятий по биологии,технологии, для выполнения учащимися опытов, наблюдений, летних заданий, организации общественно полезного труда школьников, заготовки раздаточного и демонстрационного материала для уроков биологии.Формы и методы формирования экологической культуры в современной школе достаточно разнообразны. Из множества педагогических технологий, хотелось бы выделить технологию проектной деятельности учащихся, так как эта технология решает задачу формирования у школьника стремления получать конкретный, осязаемый продукт своей учебной и внеклассной деятельности.

Метод проектов используется при интеграции учебной и трудовой деятельности при организации в школе летней практики.Наличие в школе пришкольного участка позволяет на практике использовать исследовательский подход в обучении биологии. Все чаще в работе на участке используется проектная технология. Большое внимание в работе на пришкольном участке уделяется опытнической работе. Целью данной работы является формирование навыков разумного землепользования у учащихся и получение гарантированных урожаев экологически чистой сельхозпродукции.  Эта работа является результатом объединения биологических и сельхоззнаний с разумно организованной практической деятельностью.

Труд приносит человеку радость. Научить ребёнка испытывать радость не только от того труда, результатами которого пользуется он сам, но прежде всего от труда, идущего на пользу коллективу, на пользу другим людям. Эта важная сторона духовно-нравственного, экологического воспитания школьников.Создан опыт участия школы в финансировании питания школьников посредством выращивания сельскохозяйственной продукции. Овощи, выращенные на участке, используются в приготовлении горячих завтраков, что значительно снижает их стоимость.Много благодарственных откликов, мы слышим в наш адрес от местного населения. Таким образом , пришкольный участок содержит большие возможности для формирования экологических знаний и экологической культуры учащихся. Пришкольный участок – экологическая лаборатория для школьников.Считаю:что основная задача сельского учителя-воспитать в детях любовь к земле,чтоб с ней утереть родства.Я понимаю:будет жить село или нет,зависит  от тех,кто сидит сегодня за партой.

 

 

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пришкольный участок нашей школы.

Совместная работа учителей и учащихся дает хорошие результаты....

прзентация "Конкурс Лучший пришкольный участок "

Районный конкурс "Лучший пришкольный участок"...

Конспект экскурсии на пришкольный участок на тему «Зимушка – зима»

Работа по введению детей Особый ребенок в мир природы...

Презентация Пришкольный участок

На пришкольном участке наши учащиеся выращивают овощи....

ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Презентационный материал, иллюстрирующий роль пришлкольного учебно-опытного участка в процессе обучения биологии учащихся средних общеобразовательных школ....

Проект " Пришкольный участок как эталон красоты и экологической культуры "

Школьный двор и школьная территория должны быть эффективным средством формирования экологической культуры учащихся. Создание эстетически  оформленной  и озелененной  территории школы, о...

"Лучший пришкольный участок - 2016". Часть 1

Конкурс "Лучший пришкольный участок - 2016"...