Применение информационно - коммуникационных технологий на уроках биологии.
учебно-методический материал по биологии

Тажева Ирина Владимировна

Описываются методы и приемы применения средств ИКТ на уроках и внеурочной деятельности по биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_ikt_na_urokah_biologii.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Применение информационно -  коммуникационных

технологий на уроках биологии

 (учитель биологии Тажева И.В.).

        

Методы и приемы применения средств ИКТ в процессе обучения   биологии направлены на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников, воспитание их информационной культуры. Применение средств ИКТ вносит определенную специфику в известные общедидактические методы обучения. Так, объяснительно-иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты). Когда учитель самостоятельно разрабатывает мультимедийный дидактический материал, он может использовать региональный краеведческий материал, что усиливает воспитательный момент урока.                                                  

        Методы обучения при использовании компьютерных обучающих систем приобретают свойства личностно-ориентированного обучения, при котором учащиеся получают возможность выстраивать индивидуальные образовательные траектории в зависимости от успешности обучения и личностных психологических качеств (восприятия, памяти, мышления и пр.).

         Сегодня невозможно представить современный урок без применения информационно-коммуникационных технологий: компьютера, мультимедиапроектора, медиатеки, интернета, электронной почты. Наибольшее значение  информационная компетентность приобретает в период предпрофильной подготовки учащихся  и при изучении биологии на базовом или профильном уровне  в соответствии с выбранным профилем обучения. Кабинет биологии МОУ СОШ №2 г. Терек обладает большим набором медиатеки по биологии и экологии, которому может позавидовать любая школа. В своей деятельности я активно использую интерактивные компьютерные технологии, среди которых:

  • учебно-методические медиаматериалы по всем разделам биологии;
  • электронные уроки, тесты;
  • интерактивные репетиторы, тренажёры производства «Кирилла и Мефодия» и «1С: Просвещение»;
  • электронные энциклопедии, словари и определители;
  • интерактивные компьютерные лабораторные, экскурсии;
  • набор электронных тестов, кроссвордов;
  • проектная деятельность учащихся на основе современных информационных компьютерных технологий;

Области применения ИКТ разнообразны: уроки, конкурсы, конференции, внеклассная работа.

        Роль наглядности в биологии неоспорима. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают обобщения, без картинки не способны понять процесс. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться. Наиболее часто мною используются разработки уроков производства «Кирилл и Мефодий», которые соответствуют программе и наиболее удобны в применении. К сожалению,  большая часть компьютерных дисков не всегда может быть использована  на уроке в полном объеме, потому что материал, находящийся на них, не соответствует учебным программам, не систематизирован, в нем отсутствуют логические связи.  В этом случае учителю необходимо самостоятельно разрабатывать мультимедийный дидактический материал. Так, для учащихся 8-9 классов  мною разработаны  web-сайт «Кровь – носительница жизни», а также презентации уроков с  6 по 11 классы: «Тайны головного мозга», «Зрительный анализатор»,    «Покрытосеменные растения», «Развитие жизни на Земле», «Происхождение человека» и т.д.    К этому творческому процессу активно привлекаю своих учеников, начиная уже с 6 класса. Умения создавать презентации, безусловно способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, учит их работать с различными источниками информации, самостоятельно приобретать новые знания. Презентации учеников

        Благодаря ИКТ каждый ребенок может получить распечатанное индивидуальное задание, что способствует дифференцированному обучению, экономит время учителя при проверке знаний учащихся.

        Применение ИКТ в моей педагогической деятельности  носит системный характер. Имея в наличии разработки уроков производства «Кирилл и Мефодий» я систематически использую их на уроках во всех классах, что несомненно повышает познавательную активность учеников, делает процесс обучения  информационно- насыщенным, иллюстративно-наглядным.

        Мультимедийная наглядность позволяет значительно расширить и обогатить процесс образования, активно подключаться ученику или учителю к демонстрациям, ускоряя, замедляя или повторяя, по мере необходимости, изучаемый материал, моделировать сложные процессы, систематизировать, классифицировать на экране монитора необходимую информацию.

        Электронное издание «Подготовка к ЕГЭ. Биология» РС СД-RОМ использую для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ в 9 и 11 классах. Программа с тестовыми заданиями способна сразу проанализировать ответы ученика, отметив и подсчитав соотношение правильных и неправильных вариантов. Получается наглядно, удобно и быстро.

        Компьютеры и информационные технологии – инструмент с богатейшими возможностями, способный привнести в школьный урок элемент новизны, облегчить учителям задачу подготовки к занятиям. использование которого позволяет реализовать задачи развития личности обучаемого, предполагающее:

  • конструктивное, алгоритмическое мышление
  • творческое мышление
  • коммуникативные способности
  • умение принимать оптимальные решения
  • навыки исследовательской деятельности
  • информационная культура, умение обрабатывать информацию

Для внеурочной деятельности мною разработан и действует  здоровьесберегающий проект «Просто быть здоровым». В данном направлении учениками проведены следующие исследования: «Мониторинг здоровья учащихся МОУ СОШ №2 г. Терек», «Здоровье девочек-подростков МОУ СОШ №2 г. Терек», «Мониторинг здоровья учащихся 9-11 классов МОУ СОШ №2 г. Терек», «Анорексия – на грани жизни и смерти», «Сигареты – источник радиации», «Проблемы зрения и их профилактика». Все вышеназванные работы получили высокую оценку на республиканских научно-практических конференциях. Ребята стали победителями и призерами таких НПК как «Сигма», «Чтения памяти В.И.Вернадского», «Энергия будущего», «Шаг в будущее», Всероссийская конференция «Юность. Наука. Культура». Презентации данных исследований использую как на уроках так и во внеклассных мероприятиях, при проведении классных часов, посвященных проблемам здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий на уроках с целью повышения познавательного интереса учащихся

Данный материал по теме самообразования позволяет учителю понять большое значение применения ИКТ в образовательном процессе. ...

проект "« Информационная культура и применение мультимедийной презентации на уроках биологии в 7 классе».

анализ применения мультимедийных презентаций на уроках зоологии в 7 классе....

"Применение информационных технологий на уроках биологии и при подготовке учащихся к ЕГЭ"

В презентации затрагиваются вопросы использования НИТ на уроках биологии и при подготовке учащихся к ЕГЭ. ЦОРы помогут ученикам лучше разобраться в сложных биологических процессах, происходящих на раз...

Научно-методическая разработка урока: «Применение информационных технологий на уроках карачаевского языка и литературы»

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него...

Выступление на районном методическом объединении учителей биологии Тема: «Применение игровых технологий на уроках биологии»

Одним из способов активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам биологии являются нетрадиционные. Нетрадиционные способы: конкурсы, викторины, инсценировки. Эти формы можно ...

Доклад по биологии "Использование современных педагогических и информационных технологий на уроках биологии с целью социального.личностного и профессионального развития"

В наше время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного). Современное информационное общество ставит перед всеми типами уч...

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...