Выделительная система
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Ахмадулина Дина Александровна

Строение и функции почек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. К органам мочевыделительной системы относят

А. органы пищеварения

Б. мочеиспускательный канал, мочевой пузырь, два мочеточника, желудок

В. почки, два мочеточника, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал

Г. почки, кишечник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал

  1. Основная роль почки в выделительной системе

А. переваривание белков

Б. нейтрализация ядов

В. образование плазмы и форменных элементов

Г. образование и выделение мочи

3. Структурно-функциональная единица почки, это

А. сосуд

Б. лоханка

В. нефрон

Г. мочеиспускательный канал

4. Сколько литров воды нужно выпивать человеку в день

А. 1,5-2литра в день

Б. 0,5-1 литр в день

В. 4-5 литра в день

Г. до 1000 миллилитров в день

5. Чем отличается первичная и вторичная моча?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. На рисунке изображена почка, подпишите рядом с буквами структурные элементы

img9.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Строение и функции почек.

Слайд 2

Какие органы выполняют выделительную функцию? Кожа вода, мочевина соли натрия Кишечник непереварен-ные остатки, соли кальция, соли тяжелых металлов Легкие диоксид углерода (углекис лый газ), вода, некоторые летучие вещества Почки вода,мочевина, мочевая кислота, соли Печень желчные пигменты (продукты расщепления гемоглобина)

Слайд 3

- Какие выделительные органы, на ваш взгляд, являются самыми главными?

Слайд 4

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЧТО… При нарушении работы обеих почек наступает сильное отравление всего организма, и человек может умереть через 3-5 дней. Объясните, какими веществами отравляется человек, хотя никакие яды из среды не поступали.

Слайд 5

Строение мочевыделительной системы

Слайд 6

Заполните схему Органы мочевыделения Органы мочеобразования Органы мочевыведения

Слайд 7

почки Почки – парный орган. Расположены на уровне поясницы, с обеих сторон от позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант», как печень. Поэтому она на 1-1,5 см ниже левой. Почки - мощный фильтр нашего организма. В течение всего одной минуты они успевают отфильтровать примерно литр крови , а за сутки 1700 литров крови .

Слайд 8

почка По форме почка напоминает боб, вогнутый край обращен к позвоночнику. Это место входа сосудов и нервов (ворота почки). Снаружи почка покрыта плотной соединительнотканной оболочкой с жировыми капсулами . Величина почки- с кулак человека, масса 150-200 г, длина около 10 см, ширина 5-6 см.

Слайд 9

Органы выделения Мочеточники – трубочки длиной 30 см , диаметром 4-7 мм . Мочевой пузырь – непарный орган лежит в области таза, объемом 500-700 мл . Мочеиспускательный канал – орган, через который происходит выведение мочи. У детей от 2,5-3лет и взрослых мочеиспускание – произвольный процесс.

Слайд 10

Макроскопическое строение почки На разрезе почки видно, что она состоит из двух слоев: наружного (более темного)- КОРКОВОГО слоя и более светлого внутреннего- МОЗГОВОГО, Мозговой слой образует 15-20 пирамид .

Слайд 11

Микроскопическое строение почки. Строение нефрона. Почка состоит из 1 млн структурно-функциональных единиц нефронов . Нефрон образован капсулой, расположенной в корковом слое. От нее отходит извитой каналец первого порядка, который идет к мозговому слою, делает петлю, петля возвращается в корковое вещество и там образует извитой каналец второго порядка, впадающий в собирательную трубку. Собирательные трубки, сливаясь, открываются в полость лоханки. Канальцы оплетены густой сетью капиллярных сосудов.

Слайд 12

Образование мочи Первичная моча образуется в почечной капсуле. В капиллярах клубочка развивается высокое давление (из-за разности диаметра входящей и выходящей артерий). Через стенки капилляров клубочка в полость капсулы фильтруется из крови вода и растворенные в ней вещества (кроме высокомолекулярных соединений и клеток крови). Такую отфильтрованную жидкость называют первичной мочой. В сутки ее образуется 150-170 л

Слайд 13

Значение почек поддержание кислотно-щелочного равновесия поддержание водно-солевого обмена (удаление избытка воды и минеральных солей) биологический фильтр синтез биологически активных веществ

Слайд 14

Встав ь те пропущенные термины. Нефрон – основная …-….единица почки. Каждый нефрон начинается … … с длинным … …. В капсулу заходит …образуя…. . Выходящая из клубочка … значительно … …. Вследствие этого в клубочке образуется… …, благодаря чему ……

Слайд 15

Домашнее задание: Параграф 39, знать строение почки.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  

«Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция.»

Тема урока: Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция.

Цель: yглубление представлений о материальном единстве и возможности познания окружающего мира; формирование комплекса знаний о системе выделения; совершенствование умений выделять проблему в теме занятия, формулировать познавательные цели, контролировать и оценивать достижение результата, строить содержательную коммуникацию при работе в паре.

Задачи:

Предметные:

  • определить особенности строения органов выделения, проанализировав их функции;
  • находить органы выделения на муляжах и интерактивных таблицах;
  • привести доказательства целесообразности анализа мочи.

Метапредметные:

  • осознать ограниченность собственного знания, выделить проблему и цель через выполнение задания на рассуждение и логическую цепочку;
  • анализировать информацию, структурировать, работа со схемами;
  • провести контроль, оценку знаний по определению органов выделения через выполнение тренировочных заданий;
  • выразить в ходе рефлексии свои мысли.

Критерии достижения цели урока:

обучающийся знает понятие «почки», «мочевой пузырь», «мочеточники».умеет: находить органы выделения на муляжах и таблицах.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Материально-техническое обеспечение:

- компьютер, мультимедиа проектор, презентация;

- дидактический материал для обучающихся – таблица строения органов выделения;

- карточки с контекстными заданиями для  работы в группах;

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Организационный этап.

Приветстие обучающихся, проверка готовности  к уроку

 Приветствуют yчителя, проверяют свои рабочие места

Коммуникатив-ные УУД:

 - учатся культуре общени, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.              

 Регулятивные:

самостоятельно

организуют своё рабочее место,

настраивают себя на продуктивную

работу.

2

 Мотивация учебной деятельности учащихся.

Вы знаете, что между живыми организмами и окружающей средой происходит постоянный обмен веществ и газообмен. В организм из окружающей среды поступают питательные вещества и кислород, а выделяются продукты распада питательных веществ и углекислый газ.

- Как вы думаете, почему организму необходимо выделять продyкты распада?

-Через какие органы происходит выделение продуктов обмена?

- лёгкие, кожа, кишечник, мочевыделительную систему.

Подводит учащихся к формированию темы урока:

- эти органы выполняют важную функцию в нашем организме;

- без этих органов произошло бы неизбежное отравление организма;

- эти органы выводят из нашего организма ненужные вещества?

Обучающиеся находят лишнее и формулируют тему урока.

Высказывают предположения.

Познавательные:

логические – анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с yчителем и сверстниками.

3

Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся

Создает условия для формулирования  цели и задач урока.

Какое  отношение к теме нашего урока имеют изображенные  предметы:  лохань, пирамида, чашка, почки растений? (возможный   ответ: почки есть у растений и у человека, у человека они выполняют выделительную функции

Определяют критерии изучения выделительных органов.

Возможные ответы:

Узнать:

-строение выделительных органов ( почки, нефрона)

- значение;

- фyнкции;

- как образуется моча?

Организует подводящий диалог:

 - Каков главный вопрос нашего урока?

- Какова цель?

Тема Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция.

Сегодня на уроке мы  

-Изyчим строение и функции органов мочевыделительной системы.

- Научимся узнавать их на рисунке.

-Узнаем,  как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной.

 Формулируют  цель и задачи

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

4

Актуализация знаний.

Первичное усвоение новых знаний

В удалении ненужных и вредных веществ участвуют различные органы. Проанализируйте таблицу.

Название органа

Вода

Углекис-лый газ

Твердые вещества

Кожа

700 – 900 г

4 – 6 л

7 – 9 г

Почки

1500 г

30 – 50 см3

60 – 65 г

Легкие

500 г

450 – 500 л

Нет

Можно ли говорить, что кожа, легкие и почки выполняют в организме выделительную функцию? (Да, они выводят продукты обмена веществ из организма)

Какие вещества выделяются через легкие? (Углекислый газ и вода)

Какова роль кожи в выделении веществ? (Избыток солей выводится с потом через кожу)

Как вы считаете, какой орган наиболее активно выводит из организма воду и твердые вещества? (Почки, поэтому их называют биологическим фильтром. Основная часть вредных веществ удаляется из организма с мочой через органы мочевыделительной системы )

Строение мочевыделительной системы.

Составьте короткий рассказ по схеме.

Возможный ответ:

К органам мочевыделительной системы человека относятся:

1. Почки.

2. Мочеточники.

3. Мочевой пузырь

4. Мочеиспускательный канал

** Я щелкаю мышкой, ученик дополняет свой ответ:

Почки являются мочеобразующим органом, а мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал - мочевыводящими

Я вам предлагаю по работать с дополнительным материалом и заполнить таблицу

орган

строение

функция

    Проанализируем работу

Работа в рабочей тетраде «Строение почки и нейфрона» стр

Проверка-

Каким образом органы выделения осуществляют «отбор» продуктов обмена, подлежащих выведению во внешнюю среду?

Просмотрим видеофильм образование мочи

В процессе заполним таблицу

Этапы

Процессы

Где образуется

Состав

Образование первичной мочи

Фильтрация

В капсуле

Плазма без белка

Образование вторичной мочи

Обратное всасывание

В канальцах

Мочевина, мочевая кислота, креатин.

Вопрос. Сравните состав первичной и вторичной мочи. Объясните разницу?

(Первичная моча содержит полезные вещества: аминокислоты, витамины, глюкозy, часть солей и воды.Вторичная моча содержит то, что нужно удалить из организма).

Самостоятельно изучают новый материал в форме индивидуальной деятельности.

Работают с таблицей строения органов выделения

Делают записи в тетрадь.

оформляют результаты в таблицу :

орган

строение

функция

Проверяют выдвинутые гипотезы и отметают не правильные.

Формулируют вывод, отвечая на вопрос

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия;

Познавательные:

общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания;

логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез.

Физкультминутка

Встаньте, выйдите из за парт. Выполните 1 быстрое приседания, затем две круговых движения руками, при этом: вдох, выдох. Расслабьтесь.

 1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).

5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.

6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.

Самоконтроль. Знание  основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

5

Первичное закрепление.

Организует деятельность по применению новых знаний, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность.

Работа с текстом

ТЕКСТ:

У человека____________ почки. Расположены они на уровне __________, с обеих сторон___________________. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 –1,5 см ниже левой. По ______________  почка напоминает боб. Величина ___________ – с кулак человека. ____________– 150-200 г, длина – 10-12 см,______________– 5-6 см. Примерно каждые 7 сизпочек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

_______________- трубочки длиной 30 см, 4-7мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

Мочевой пузырь —_______________ орган,__________________ 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?

проверка

можете ли вы теперь ответить на вопрос, поставленный в начале урока слайд №1

ОТВЕТ: Рисунками представлены части почки: чашки, пирамидки, лоханка

Работают с продуктивными заданиями

1. Соотнесение органа выделения и его названия, разгадывая  ребусы;

2. аргументируют значимость анализа мочи

Осуществляют самопроверку заданий. Оценивают результаты своей работы.

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение.

6

Подведение итогов урока

Формулирует задание, комментируя его по необходимости:

П.39 записи

1группа.  а) Заболевания выделительной системы;

 2 группа.  б) Народная медицина и почечные инфекции

 3 группа. в) Причины заболевания почек. Аномалии почек

Фиксируют задание.

Ценностно-смысловая ориентация учащихся, формирование коммуникативной

7

Рефлексия деятельности

Учитель организует рефлексию в форме анкетирования :

1. Продолжите фразу

Изученный материал дает мне…

Полученные знания я могу применить…

2. Мысленно воспроизведите урок. Ответьте на вопросы:

На каких этапах и почему возникли сложности?

Можно ли было их избежать?

Что для этого нужно сделать?

За что Вы можете себя похвалить?

Заполняют анкету.

Осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока

Познавательные:

рефлексия

Личностные: смыслообразование

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

8

Д/З

Формулирует задание, комментируя его по необходимости:

П.39 записи

1группа.  а) Заболевания выделительной системы;

 2 группа.  б) Народная медицина и почечные инфекции

 3 группа. в) Причины заболевания почек. Аномалии почек

Фиксируют задание.

Ценностно-смысловая ориентация учащихся, формирование коммуникативной



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный плакат "Выделительная система"

Предмет:  биология,  8 класс, тема «Выделительная система человека».Презентация может быть использована учителем биологии на уроках, по изучению строения и функций выделительной систем...

Урок на тему: "Выделительная система. Почки"

Комбинированный урок, сочетающий в себе репродуктивное повторение, постановку темы как элемент проблематизации и деятельностное освоение и закрепление темы....

Практикум "Выделительная система"

Задание для самостоятельной работы с учебником....

Выделительная система человека

Материалы к урокам биологии...

Презентация "Выделительная система"

Выделительная система...

Кодификатор и тестовые задания на тему:"Выделительная система и кожа"

Цели тестирования:         Оценка уровня  знаний учащихся.         Проверка теоретических знаний по разделам: выдел...