Сценарий урока биологии для обучающихся с ЛУО (ИН) на тему "Папоротники"
план-конспект урока (7 класс)

Сценарий урока биологии для обучающихся с легкой умственной отсталостью (ИН)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_biologii_7kl_.docx592.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Батаминская средняя общеобразовательная школа

( МОУ Батаминская СОШ)

СЦЕНАРИЙ УРОКА  БИОЛОГИИ

для обучающихся с легкой умственной отсталостью (ИН)

на тему: "Папоротники"

класс:7

Разработала: Степаненко Ирина Владимировна,

                                                          учитель МОУ Батаминская СОШ

2022г

Класс: 7

Тема: "Папоротники"

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить обучающихся с бесцветковыми растениями – папоротниками, их строением и местами произрастания, значением в природе.

Задачи:

Образовательная: формировать у детей представление о папоротниках, раскрыть особенности строения папоротников.

Коррекционно - развивающая: развивать речь на основе формирования природоведческих знаний и  обобщений.

Воспитательная: воспитывать любовь к окружающей природе, воспитывать чувство ответственности за сохранность природы родного края.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: презентация, Красная книга, фрагмент научного фильма, карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент

-Здравствуйте! Садятся сначала девочки потом мальчики.

  1. Подготовка к восприятию нового материала

1. Отгадывание загадки и определение  темы урока.

-Сегодня на уроке мы будем знакомиться с еще одним из отделов высших споровых растений.  А каким вы должны определить сами:  

Спит улитка, круто завита,

Дождем умыта, травой укрыта.

А проснется – листом обернется. (папоротник)

(если дети не могут отгадать ,показываем  слайд)

Учащиеся предлагают варианты ответов: папоротник

C:\Users\User\YandexDisk\Скриншоты\2021-03-29_20-25-21.png

-Верно! Итак  тема нашего урока (Папоротники)

учитель записывает темы урока на доску

2.Составление плана

-Ребята, помните, что все новое и неизвестное  мы изучаем по плану, чтобы ничего не упустить.

- И прежде чем начать говорить о папоротниках давайте составим план .

-Как думаете какой будет первый пункт плана? (Строение папоротника)

-.... выйди к доске и запиши первый пункт плана.

-Второй пункт? (Размножение и развитие папоротников)

-... выйди и запиши на доске второй пункт плана .

-Третий пункт? (Места обитания папоротников)

-... выйди и запиши на доске третий пункт плана .

-Четвертый пункт? (Значение папоротников)

-... выйди и запиши на доске четвертый пункт плана .

3. Изучение нового материала

1. Знакомство с легендой сопровождается показом презентации

-Кто знает на какой праздник используют папоротник? (Варианты детей)

-Ребята, сейчас я вам расскажу одну очень струю легенду

-С древних времен наш народ хранит память о древнем языческом празднике славян – Дне Ивана Купалы.(Слайд )

-На Ивана Купалу девушки плетут венки, втыкают в них свечи, пускают по воде и гадают. Если венок не утонет, а поплывет – значит, ждет скорое замужество. Самой счастливой станет та, чей венок дольше продержится на воде, а у кого дольше всех прогорит свеча – тот проживет самую долгую жизнь.

 В этот день принято водить хороводы, прыгать через костер и искать волшебный цветок папоротника. По поверью в темную ночь, в канун праздника, цветет папоротник. Расцветает он будто бы ровно в полночь. Тому, кому посчастливится увидеть и завладеть цветком папоротника откроются любые клады, где бы они не были спрятаны. (Слайд №)

-Кто хотел бы посмотреть как цветет папоротник? К сожалению ребята- это только легенда. Но растение это растет в наших лесах, а значит мы будем его изучать.

2. Просмотр научного фильма "Строение папоротника"

-Итак, на какой пункт плана сначала мы ответим? (Строение папоротника)

(учащиеся просматривают фильм)

На доске плакат "Строение папоротника"

3.По итогу просмотренного фрагмента проводится беседа

-Как называется подземный стебель у папоротника? (Корневище)

-Покажи его на плакате.

-Что отрастает от корневища? (Придаточные корни)

-Покажите их на плакате.

-Чем отличаются папоротники от мхов? (У папоротников есть корень)

-Что расположено на корневище? (Почки)

-Какие у папоротника листья? (Сложные, зеленые широкие перистые)

-Покажите на плакате листья.

-Чего нет у папоротника? (Цветов)

-Какой пункт рассмотрели? (Строение папоротников)

-К какому пункту плана мы переходим? (Размножение и развитие папоротников)

4.Работа с книгой

-Откройте учебник на странице 89 и прочитайте второй абзац.

(дети находят и хорошо читающий ученик прочитывает вслух)

-Что находится на обратной стороне листьев папоротника? (Споры)

-Покажите на плакате споры.

-В чем участвуют споры? (В размножении)

-В чем сходство папоротника с мхом? (Из спор вырастают новые растения)

-Какой следующий пункт плана? (Место обитания папоротников)

-Какой пункт плана изучили? (Размножение и развитие папоротников)

-Читаем дальше. Прочитайте следующий абзац.

-Какие условия благоприятны для папоротников? (Теплый влажный климат)

5.Объяснительная беседа сопровождающаяся показом слайдов.

-Древовидные папоротники главным образом произрастают в горах во влажных тропиках, а также в Чили, Новой Зеландии и Южной Африке. Некоторые новозеландские виды растут у ледника Франца-Иосифа на Южном острове и проникают даже на субантарктические Оклендские острова.(слайд)

В умеренных зонах распространены только травянистые виды; они чаще встречаются во влажных лесах, по сырым оврагам, некоторые растут на заболоченных местах и в водоемах. (слайд)

В лесах нашей области встречаются орляк обыкновенный, щитовник мужской, кочедыжник женский, страусник обыкновенный и некоторые другие виды. (Слайд)

-Ребята, как вы считаете, а почему все эти растения относятся к Папоротниковидным? (Имеют общее строение)

6. Демонстрация красной книги (объяснительная беседа)

-Многие виды папоротников занесены в Красную книгу, например такие как папоротник- орляк, папоротник - страусник. (Демонстрация Красной книги)
-Какой пункт плана следующий? (Значение папоротников)

-Щитовник мужской, папоротник – орляк, папоротник –страусник являются лекарственным растением. Используются как ранозаживляющее средство, при ожогах, обморожениях и других повреждениях кожи, как противоглистное средство. Однако не стоит забывать о том, что эти растения являются ядовитыми и его применение внутрь возможно только под наблюдением доктора и очень осторожно.
Некоторые виды папоротников используют в пищу.
4.Закрепление

1. Самостоятельная работа с картинкой

-Отметьте части папоротников на листках.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/edu/images/2343_a.png

 Дети 1 и 2 группы выполняют самостоятельно, дети 3 и 4 группы выполняют задание выбирая из слов для справок.

Проверка по слайду.

2.Самостоятельная работа с таблицей

-Установите соответствие между представителями растительного царства и их особенностями.

Особенности представителей  

Представители

А) В почве закрепляются ризоидами

Б) В цикле развития преобладает спорофит

В) споры образуются в коробочках

1. мхи

Г) споры образуются в спорангиях, на нижней стороне листьев

2. папоротники

Д) из споры развивается заросток

Е) из споры развивается зеленая нить

(Ответ: 121221)

-Проверка по слайду.

-Подведем итог по строению папоротника. (Папоротники имеют стебель, листья, корни. В стебле есть сосудистые пучки. Наличие проводящей ткани дает папоротнику больше преимуществ в выживании, чем мхам, поскольку всасываемая корнями из почвы вода по сосудам стебля передвигается в листья. Это результат приспособленности папоротников к наземному образу жизни)

Работа с учебником

-Итак, мы познакомились с многообразием и строением современных папоротников. А теперь я вам предлагаю поработать с учебником. Работать будете в парах. Прочитайте 3 абзац параграфа на стр.89 и ответьте на вопросы. (Слайд 13)

  1. Что вы знаете о каменном угле? (Это полезное ископаемое)
  2. Где его добывают? (Его добывают в шахтах)
  3. Как его используют? (Используют каменный уголь как топливо. Из него получают краски, лекарства, пластмассы, горючий газ)

5.Домашнее задание

I.II группа Написать доклад на тему «Использование папоротника в лечебных целях»

III группа .Найти рецепт блюда из папоротника. Записать рецепт.

IV группа  Выполнить в карточках.

Прочитайте 3 абзац параграфа на стр.89 и ответьте на вопросы.

  1. Что вы знаете о каменном угле? __________________________
  2. Где его добывают? __________________________________
  3. Как его используют?__________________________________

6.Итог урока

-О чем мы сегодня говорили? (О папоротниках)

-По какому плану изучили папоротники? (Строение, размножение и развитие, места обитания, значения)

-О чем еще говорили? (Обычаи о папоротнике на день Ивана Купала)

Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока биологии в 6 классе по теме "Организм растения как единое целое" с прменением зарубежных технологий.

Материалы урока биологии в 6 классе "Организм растения как единое целое" будут полезны учителям, которые в свой практике применяют зарубежные технологии групповой работы (Сигапурские образовательные с...

Сценарий урока биологии в 5 классе. "Биология- наука о живом мире" ФГОС

                    "Использование инструктивной карты  на обобщающем...

Сценарий урока биологии по теме «Особенности строения клеток эукариот и прокариот» (9 класс) Технология критического мышления

Тип урока: урок открытия нового знания.Основные понятия, изучаемые на уроке: прокариоты, эукариоты, анаэробы, споры.Учащийся должен знать: строение растительной и животной клетки, определения прокарио...

Сценарий урока биологии в 5 классе " Строение клетки"

Сценарий урока биологии   " Строние клетки"  (5 класс) соответствует требованиям обновленного ФГОС. Деятельность учащихся на уроке направлена на формирование  умения само...

Сценарий урока биологии для обучающихся с ЛУО (ИН) на тему "Горючие полезные ископаемые"

Сценарий урока биологии для обучающихся с легкой умственной отсталостью (ИН)...

Сценарий урока биологии для обучающихся с ЛУО (ИН) на тему "Зайцеобразные"

Сценарий урока биологии для обучающихся с легкой умственной отсталостью (ИН)...

Сценарий урока биологии для обучающихся с ЛУО (ИН) на тему "Витамины"

Сценарий урока биологии для обучающихся с  легкой умственной отсталостью (ИН)...