Занятие "Видовое разнообразие животных в городской среде"
план-конспект занятия по биологии (6, 7, 8, 9, 10 класс)
Занятие "Видовое разноообразие животных в городской среде" входит в систему естественнонаучного дополнительного образования МБУ ДО "Станция юных натуралистов", город Новокузнецк. Занятие имеет теоретическую и практическую части. В ходе выполнения практических заданий дети учатся наблюдать и фиксировать свои наблюденияч, проводить анализ информации, формулировать научно обоснованные выводы. Занятие разработано с целью формирования естественнонаучной грамотности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_no6_zhivotnye_v_gorode.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ 6. ВИДОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ
Цель занятия: формирование естественнонаучной грамотности учащихся в области экологии животных в современном городе.
Задачи:
- развитие экологического мышления учащихся через знакомство со следующими понятиями: синантропный вид, домашние животные, дикие животные, прирученные животные, дрессировка, одомашнивание.
- формирование экологической грамотности учащихся при выполнении практических заданий.
- воспитание интереса к изучению экологических закономерностей взаимодействия человека и животных в городской среде.
Оборудование: тетради, ручки, ноутбук, телевизор, электронная презентация к занятию.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
Вместе с учащимися разобраться со следующими вопросами: какие животные называются домашними, какие животные называются дикими, в чем отличие домашних животных от прирученных диких животных?
Привести примеры самых распространенных видов птиц, зверей и насекомых в городской экосистеме, обсудить с учащимися, где и при каких условиях можно встретить этих животных.
ПТИЦЫ | НАСЕКОМЫЕ и ПАУКИ | ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ и ЗВЕРИ |
Воробьи | Мухи | Мыши |
Вороны | Комары | Крысы |
Сороки | Бабочки | Кошки |
Дятлы | Жуки | Собаки |
Синицы | Тля | Ящерицы |
Снегири | Клещи | Змеи |
Свиристели | Пауки | Летучие мыши |
Дрозды | Клопы | Кроты |
Ласточки | Стрекозы | Бурундуки |
Коршуны | Ежи | |
Совы | Лисы |
3) Актуальная проблема современных городов – рост видового разнообразия диких животных в черте города.
Возникает вопрос: почему дикие животные решают переехать в города, в незнакомую им среду обитания?
Ответ:
1) Большинство диких животных оказывается в городе ради халявной пищи. Сороки и вороны счастливы от того, что им нужно копаться в мусоре всего пару часов в день, а не тратить половину суток на то, чтобы наскрести жизненно необходимую норму калорий. В других странах к ним присоединяются более экзотические животные: в мусорных баках американских городов ищут пропитание еноты и опоссумы, в Мексике никого не удивляет развалившаяся на городской площади игуана.
2) Ещё одна причина переезда в поближе к человеку − отсутствие естественных врагов. Например, на дроздов в городах охотятся только кошки, да и то редко. Белки тоже чувствуют себя в безопасности. Конечно, врановые (вороны, сороки, галки) могут съесть их детёнышей, но пищи вокруг и так достаточно.
3) В городах стали поселяться хищные виды. 100-150 лет назад их было почти невозможно встретить в городской черте: многочисленные охотники тщательно отстреливали и самих хищников, и их жертв. В наше время охота жёстко ограничена, что позволило хищникам расширить свои угодья. В крупных парках и лесополосах Санкт-Петербурга и Москвы вы можете встретить тетеревятников и перепелятников, привычные к жизни в скалах сапсаны заселяют даже дома. В нашем городе привычными стали коршуны, которые делают свои гнезда на крышах высотных домов. Можно встретить сов разных видов, иногда ястребов.
4) Тем животным, кто в состоянии заселить городскую среду, приходится приспосабливаться. Городские популяции больших синиц, например, поют громче и выше своих лесных собратьев. Таким образом они пытаются компенсировать обилие городских шумов. Чёрные дрозды вынуждены селиться ближе друг к другу, у городских птиц территориальные конфликты возникают чаще, чем у лесных.
Выводы. Медленно, шажок за шажком, в городах складывается уникальная экосистема, состоящая как из диких, так и из привычных человеку животных. Мы (люди) находимся в самом низу этой пищевой цепи, на ролях продуцента. Ведь именно мы производим съедобный мусор и строим удобные для гнездования скверы!
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
Задание учащимся: вспомнить и записать в тетрадь, какое дикое животное вы встречали в нашем городе, указать приблизительную дату, чем запомнилось это событие, особенности поведения животного, ваша реакция на встречу с ним. Обсудить в группе наблюдения учащихся, сформулировать выводы.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
- Подведение итогов занятия.
- Ритуал прощания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционный урок животноводства ТЕМА: "Разнообразие животных в природе"
ЦЕЛЬ: формировать понятие «звери», «птицы», «земноводные», «Рыбы», «насекомые», «черви», «моллюски», «раки», «пауки»;- Развивать умение сравнивать, наблюдать;- Воспитывать любовь к природе, жела...
Урок НРК "Природа и экология Красноярского края" по теме "Влияние факторов среды обитания на разнообразие животных в экосистемах края."
Разраьртка урока с презентацией по НРК "Природа и экология Красноярского края"...
Занятие по теме "Разнообразие животных"
Конспектом и презентацияей занятия по теме: "Разнообразие животных" может пользоваться учитель-дефектолог, воспитатель, родители дома. Данный материал реализует такую цель: познакомить воспитанников с...
Тест "Разнообразие животных"
Материал предназначен для использования на уроках окружающего мира по теме "Разнообразие животных"...
Тема: ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ – ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ.
Предмет БИОЛОГИЯ 7 класс Константинов В.М. Биология Животные Тема: ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ – ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ....
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению животных в городской среде
Материал содержит методики проведения экологических исследований и наблюдений за миром животных в городской среде....
Занятие "Домашние животные в городской среде"
Занятие "Домашние животные в городской среде" входиьт в систему естественнонаучного дополнительного образования МБУ ДО "Станция юных натуралистов", город Новокузнецк. Занятие струк...
- Мне нравится (1)