Семинар "Технологическая карта как составляющая часть современного урока в условиях ФГОС"
методическая разработка по биологии

Абашина Ирина Владимировна

Требование  ФГОС: формирование  УУД  учащихся. Организовать  урок  в  соответствии с этим  требованием  может  помочь  технологическая  карта  урока.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.
Опыт начальной школы показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карак составляющая часть

современного урока в условиях ФГОС

1. Психологический настрой  «Все в твоих руках» видео

– Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.

Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших же руках возможность создать на своем уроке такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Мы можем, хотя бы на время, сделать учеников успешными в этой жизни.

– Как вы думаете, каким образом мы сможем это сделать? (На своих уроках, работая по новому и т.д)

Попробуйте сформулировать тему этого блока нашего семинара

3. Вхождение в тему. Метод «Ассоциации»

- Актуальность нашего разговора определяется тем, что в современных условиях усиливаются требования не только к профессиональной компетентности учителя, но и к качеству современного урока.

Что такое современный урок в свете ФГОС вообще?

Задание 1. Отобразите ваше представление о нем в графической форме: в рисунке, схеме. Расскажите всем о том, что вы изобразили.

Участники вывешивают свои рисунки на доске и рассказывают о смысле изображенного.

(Ведущий вывешивает на листе стратегию современного урока)

2 слайд.

4.Приём актуализации темы семинара «коробочка с предметами»

Участникам предлагается отгадать , что может быть в шкатулке (конфета – урок может быть ярким как обёртка конфеты, помада- урок может быть пластичным как помада, монета- урок дорогого стоит, серьга- урок может состоять из множества интересных элементов и т.д.) Что может объединять все предметы (уроки) в контексте нашей темы.

Но есть алгоритм, который их все объединяет. Технологическая карта 3 слайд

Кратко рассмотрим теоретический материал по этой теме.

4.Стадия Содержания

 4-5 слайд Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности учащихся, деятельность учителя и деятельность учащихся.

6-7 слайд Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности.

8-9-10 слайд Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
 11-12-13 слайд Структура технологической карты может включать название темы; цель освоения учебного содержания; планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); основные понятия темы; метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); технологию изучения указанной темы.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
 14-15-16 слайдСоздание технологической карты позволяет учителю:
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

 - определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением  (вписать конкретный урок в систему уроков);

 - определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

 - определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

 - соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт.

 17 слайд Преимущества технологической карты:

 - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;

 - освобождается время для творчества учителя;

 - обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;

 - снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана);

 - обеспечивается повышение качества образования.

18 слайд Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

 - учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

 - используются эффективные методы работы с информацией;

 - организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

 - обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).

Например:        

  • реализацию учителем целей урока;
  • использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности учащихся;
  • осуществление оценивания и контроля.

Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности учащихся на каждом этапе.

Для того, чтобы перейти к следующему этапу работы мы с Вами выполним упражнение.

  1. Конструктор.

Задание 3. Используя информацию на карточках сконструировать современный урок по этапам. Группам даны карточки, которые необходимо разделить на 2 урока по этапам.

1 урок – постановка учебных задач, совместное исследование проблемы, моделирование, конструирование нового способа действия, решение частных задач, применение общего способа для решения частных задач, этап контроля и рефлексии своей деятельности

2 урок- - создание проблемной ситуации, формулирование проблемы, выдвижение гипотез, актуализация знаний, планирование деятельности, открытие нового знаний, применение нового знания, подведение итога урока по проблеме

3 урок-мотивация учебной деятельности, построение нового знания, применение полученных знаний, рефлексия учебной деятельности

4 урок- мотивационный этап, актуализация знаний, открытие нового знания, закрепление учебного материала, итог урока

  1. Конструирование технологических карт.

Проверка выполненной работы. Обсуждение.

В педагогической деятельности  часто встречаются ситуации, когда возникает необходимость  помощи другим в разрешении конфликта. Я предлагаю вам  один из приёмов,  помогающих снять напряжение: помогите другим рассмотреть происходящее с разных сторон, изменить отношение к ситуации. Давайте попробуем сделать это сами. А поможет нам притча о старом шляпнике.

 19 слайд Жил- был  старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него лишь цветной фетр. Но он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу, поэтому мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы – шляпы, кепки, панамы. Просветленными и одухотворёнными уходили люди со своим заказом из мастерской. Стоит ли говорить о том, как славился мастер, как были благодарны ему люди за чудесные шляпы, таящие в себе секрет великого мастера.

Но шли годы, настало время, когда ушёл в мир иной старый Шляпник, оставив сыновьям мастерскую обрезки старого фетра и шляпы: белую, чёрную, красную, жёлтую  и  голубую.

«Видимо, это и есть  тот необыкновенный заказ, над которым трудился в последнее время отец, - решили сыновья. – Нам надо дождаться заказчика, который щедро расплатится с нами  за работу .  Мы разделим деньги и сможем путешествовать по свету.»

Но время шло, а за заказом никто не приходил. Тогда сыновья разделили наследство, взяв по одной из шляп, и отправились в разные стороны. Как же сложилась их судьба?

 Хозяин белой шляпы стал важным чиновником. Факты, цифры, хроника событий были для него важнее всего на свете. Хозяин чёрной шляпы всё происходящее стал видеть в чёрном свете. Всё подвергал сомнению и критике. Это часто спасало его от поражения в делах. Но мешало чувствовать радость  . Обладатель красной шляпы отныне жил во власти эмоций. Как человек чувствующий, он страдал и радовался, любил и ненавидел, восхищался и сострадал. Но часто не мог распознать свои эмоции, тем более не умел управлять ими. Человек в жёлтой шляпе радовался солнцу, наступающему дню. Он верил в то, что впереди только свет и добро. Иногда эта вера  подводила его, но он был оптимистом, извлекал из всего происходящего пользу.

Представители  групп вытягивают карточку с указанием цвета шляпы.  Задание группам: в соответствии с цветом  шляпы, которая вам досталась, обсудите технологическую карту, которая на столе каждой группы:

Белая шляпа – только факты, хроника событий.

Чёрная шляпа – плохие новости.

Красная шляпа – эмоции, впечатления.

Жёлтая шляпа – хорошие новости.

Стадия Рефлексии

Настал тот  день и час, когда сыновья Шляпника снова собрались под крышей родного дома. Каждый из них рассказал о своих встречах, разлуках и жизненных уроках. Братья поразились тому, как каждый из них изменился. И поняли -  чтобы познать мир во всём его многообразии, необходимо поменяться шляпами.

 20 слайдИ вся наша работа сегодня позволяет сделать вывод: Успешность современного урока, зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам.
Форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке, современные методы работы делают урок интересным и воспитывают творчески думающего ученика.

21 слайд «Что ты делаешь?» – с таким вопросом в одной известной притче обратился к неким монахам, работающим на стройке, странствующий философ.
 В ответ он услышал совершенно разные пояснения к одному и тому же виду деятельности: «везу тачку», «зарабатываю на хлеб», «искупаю грехи», «строю храм». А как бы мы учителя, работающие в школе,  ответили на вопрос странствующего философа? – «Что ты делаешь?»( про себя)

У нас осталась еще голубая шляпа. Каждому, кто наденет её, она помогает приобретать новый опыт, извлекать уроки из всего происходящего. Я предлагаю желающим примерить голубую шляпу и рассказать: удалось ли вам приобрести на данном семинаре какой-то новый опыт, удалось ли ответить на вопросы, которые волновали в самом начале семинара.

Наш семинар подошёл к завершению, я предлагаю нарисовать на ватмане кружочек тем цветом, с каким вы позиционируйте свое состояние после семинара – это один из видов формирования самооценки в условиях ФГОС: Красный – мне было тяжело, желтый – у меня получилось, но  я столкнулся с множеством сложностей, зеленый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к современному уроку в условиях ФГОС. Технологическая карта.

Данный материал содержит информацию о составлении технологических карт как одном из основных требований современного урока...

Приемы работы с исторической картой на уроках в условиях ФГОС

Презентация содержит материал, который может быть использован для работы в школе и на педагогических советах. Она содержит методик работы с картой,алгоритм чтения, критерии оценивания и примеры задани...

Мастер-класс "Формулировка темы урока как этап современного урока в условиях ФГОС"

Мастер-класс "Формулировка темы урока как этап современного урока в условиях ФГОС"...

«Развитие творческих качеств ребенка через использование активных форм урочной и внеурочной деятельности, как системообразующая составляющая воспитательного процесса в условиях ФГОС».

В соответствии с концепцией духовно-нравственного воспитания учащихся в школе создана и реализуется модель воспитательной системы рационально-познавательной ориентации, которая предполагает взаимодейс...

Презентация " Технологическая карта как составляющая часть современного урока в условиях ФГОС"

Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Особенность ФГОС общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развити...

Презентация " Технологическая карта как составляющая часть современного урока в условиях ФГОС"

Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Особенность ФГОС общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развити...