Применение системно-деятельностного подхода на уроках биологии
учебно-методический материал по биологии (7 класс)

Губанова Наталия Васильевна

Представлены виды коррекционной работы с глухими детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sist-deyat_podhod.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное   бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями

здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области»

Доклад

Применение системно - деятельностного подхода

на уроках биологии

Составитель:

Губанова Наталия Васильевна    

учитель биологии и химии                

высшей категории

2024

Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Использование системно-деятельностного подхода рассмотрим на примере урока в 9 классе: «Строение и значение мышц». Этот урок входит в раздел «Опорно-двигательная система», и в начале урока необходима актуализация знаний о костях человека.

II. Слуховой диктант.

- Слушайте внимательно и повторяйте.

[позвоночник, бедро, череп, кисть, плечо, голень, таз]

III. Актуализация знаний.

- Ребята, что мы сейчас назвали? (кости)                                                                      - Как кости соединяются между собой? Определите тип соединения на черепе и позвоночнике. (швы – неподвижно, хрящи – полуподвижно, суставы – подвижно)                                                                                                                        - Давайте повторим названия костей, их расположение и соединение. Сейчас вы разделитесь по парам, получите и выполните задание.    

На этом этапе урока проводится групповая (парная) работа по плану с использованием иллюстрации на слайде.

Задание. Составьте описание частей тела по плану. (таблички, слайд 2, план на доске)

-часть тела

-отдел скелета

-кости, его образующие

-тип соединения костей

(голова; череп; черепная коробка и челюсти; швы и суставы)

(туловище; позвоночник, грудная клетка, плечевой и тазовый пояс; позвонки, грудина, ребра, ключицы, лопатки, таз; хрящи и суставы)

(руки; скелет верхних конечностей; плечо и предплечье, кисть; суставы)

(ноги; скелет нижних конечностей; бедро и голень, стопа; суставы)

Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при любой из действующих программ и обеспечивается системой дидактических принципов. 1)Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2)Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3)Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4)Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5)Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6)Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7)Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Решение проблемных творческих задач – главный способ изучения предмета биологии. Учащиеся должны разобраться с материалом темы, подготовившись использовать этот текст для поиска ответов на задачи. При этом важнейшие и необходимые для жизни человека знания запоминаются не путем их выучивания, а путем их многократного употребления для решения задач с использованием этих знаний. Таким образом, в соответствии с принципом «минимакса» мы достигаем сочетания курса биологии для всех (сравнительно небольшой объем необходимых всем людям знаний, которые усваиваются при многократном их использовании) и курса биологии для каждого (разнообразные знания, которые могут усвоить школьники).

Первый этап – постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы. Учитель сообщает проблемный вопрос, который заключает в себе одну из главных мыслей в содержании темы. Ученики формулируют проблему или задачу урока, которая записывается на доске и служит ориентиром для дальнейшей деятельности. Далее учитель просит учеников сообразить, какие знания у них уже есть для решения поставленной проблемы, а каких знаний им не хватает. Ученики обсуждают в начале знания, которые им пригодятся для изучения новой темы (в том числе параллельно идет проверка домашнего задания). Чем более важны понятия, тем чаще им приходиться их использовать на каждом уроке. Основа усвоения важнейших понятий – постоянное дальнейшее их применение на этапе актуализации знаний и постоянное обнаружение все новых связей изученных понятий с новым учебным материалом. Один из возможных вариантов проведения этого этапа может выглядеть следующим образом. Учитель делит доску пополам и слева пишет: «Мы уже знаем», а справа «Мы пока не знаем». На левой половине доски учитель фиксирует те знания, которыми уже обладают ученики, параллельно проверяя эти знания с помощью вопросов для актуализации знаний. На второй половине доски учитель вместе с учащимися записывает те знания, которые понадобятся на уроке, но которыми школьники не располагают. Именно эти знания предстоит «открыть» ребятам с помощью учителя на втором этапе урока.

Постановка проблемы на уроке. Ответ на проблемный вопрос вызвал у ребят трудности, и они смогли ответить только после показа иллюстрации к вопросу. (слайд 3) В организме человека их более 600 (в основном – парные). У младенцев они  составляют 23% массы тела, в 18 лет уже 44% массы тела, у спортсменов – до 50% массы тела. К старости их масса уменьшается. Они образованы определенной тканью.

- Что мы будем сегодня изучать? (Мышцы)

Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые, и знакомству с избранными примерами их применения. При этом в процессе беседы учитель с помощью ребят (побуждающий или подводящий диалог), или самостоятельно (проблемный рассказ учителя в случае сложной темы) «открывает» суть незнакомого школьникам явления или закона природы и показывает, как можно применять полученные знания. Важную роль на этом этапе играет работа с учебником. После обсуждения версий школьников учитель просит проверить их правильность с помощью учебника. В этом случае появляется мотивация к чтению, ведь текст в учебнике читается для проверки истинности собственных высказываний. Ученикам самостоятельно «открыть» можно далеко не все явления. Не менее важно научить учеников не только делать самостоятельные предположения, но и искать ответы на вопросы в книге. Поэтому в качестве проблемного вопроса используется доступная для учеников ситуация. Дальнейшая работа по изучению новой темы строится путем задавания учителем вопросов, ответы на которые учащиеся самостоятельно находят в тексте учебника. Наконец, самые сложные моменты темы учитель может рассказать сам путем проблемного рассказа.

Этап «открытия новых знаний» включал диалог с ребятами, задание на интерпретацию графического изображения в текст.

- Впомните, из какой ткани состоят мышцы? (мышечная ткань).

- Давайте вспомним виды мышечной ткани (слайд 5) – (поперечнополосатая, сердечная, гладкая)

- Где расположена эта ткань? (в скелетных мышцах, в сердце, в стенках внутренних органов)

- Какая ткань прикрепляется к костям? (поперечнополосатая – скелетные мыщцы).

- Давайте рассмотрим строение скелетной мышцы. В помощь вам рисунки в учебнике. Все внимание на доску.

В каждой мышце различают __________ (брюшко) и _______________ (сухожилие). Мышца прикрепляется к кости с помощью _____________ (сухожилия)(слайд 6)._____________   _____________ (мышечные волокна) образуют брюшко мышцы. Мышца покрыта оболочкой, которая называется ___________ (фасция)(слайд 7). Питательные вещества и кислород поступает в мышцу по ______________  ________________ (кровеносным сосудам). К каждой мышце подходят ______________ (нервы), которые определяют их работу(слайд 8).

Работа мышц – сокращаться и расслабляться. (показать на примере жевательной мышцы, сгибателя кисти и пальцев)

Третий этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний. Вначале учитель предлагает ученикам ответить на репродуктивные вопросы, помещенные в конце параграфа. Это необходимо для проверки усвоения материала новой темы. Затем учащиеся переходят к индивидуальной или групповой работе. Они выполняют лабораторную работу или решают задачи. В процессе ответов на вопросы и выполнения заданий, ребята, пользуясь текстом, учатся использовать полученные знания для объяснения окружающего их мира. Это и есть главный воспитывающий эффект курса биологии. Ученики должны не столько запоминать новые знания, сколько усваивать способы их применения.

Практический этап урока делает упор на значение мышц. (дети по очереди демонстрируют на себе разные значения мышц)

Значение скелетных мышц – это: (слайд 9)

-передвижение в пространстве (ходьба, бег)

-движение частей тела (головы, туловища, рук, ног)

-поддержание равновесия тела и позы (стоим, сидим)

-движение мышц лица показывают наши эмоции (радость, грусть, злость)

-движение мышц  лица помогают говорить, двигаться глазам

Последний этап урока посвящен подведению итогов работы. Этот этап очень важен и на него уходит много времени. При обсуждении работы надо найти то общее, что является главным содержанием изучаемой темы, а кроме того, поделится особенностями найденного ими способа применения полученных знаний.

-Ребята, давайте назовём главное значение мышц одним словом (движение).

На дом ребятам может быть задано: чтение текста и подготовка ответов на устные творческие вопросы, задания практического характера.

Таким образом, роль учителя на современном уроке с использованием системно-деятельностного подхода огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, применить проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний. Учитель должен принимать мнение каждого ученика, обучая правильным формам выражения мнения, сотрудничества и хорошего психологического климата. Важным ресурсом качественного образования должна быть совместная деятельность, организованная с учётом особенностей внутренних и внешних условий образовательного процесса.

В настоящее время, вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности у ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Ведущими характеристиками выпускника школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли – не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность школьников процессом познания.

Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.

Самостоятельно выполняя работу, ученик совершает действия, поэтому приобретаемые знания ассоциируются с конкретными действиями, а не с абстрактными символами. Самостоятельная работа обучающихся должна занимать центральное место в процессе обучения, так как, согласно принципам развивающего обучения, познание не может существовать вне деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению системно-деятельностного подхода на уроке физики в 10 классе

Урок разработан с учетом требований ФГОС второго покаления. Для определения учащимися цели и задач урока создается проблеммная ситуация. На уроке запланирована исследовательская работа учащихся. Приме...

Методическая разработка урока географии с применением системно – деятельностного подхода.

Методическая разработка урока географии в 6 классе и природоведения 5 класс по теме "Гидросфера Земли" для малокомплектной школы....

Доклад "Применение системно-деятельностного подхода на уроках английского языка"

Понятие систено-деятельностный подход  вперывые было введено в 1985 г.  В  деятельностном подходе выделяют результат деятельности на, что и нацелены стандарты второго поколения - развит...

«Конспект урока математики с применением системно- деятельностного подхода».

«Конспект урока математики 6 класса с применением системно- деятельностного подхода». Тема : "Пропорции"....

Применение системно-деятельностного подхода в организации современого урока биологии

Данная статья посвещена реализации системно-деятельного подхода  с помощь ю технологии проблемного обучения .Приведены примеры  различных вариантов создания проблемных ситуаций и заданий....