О НЕОБХОДИМОМТИ СОХРАНЕНИЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
статья по биологии

Степаненко Елена Михайловна

Статья раскрвает основные подходы к расширению образовательного пространства  школьников в естственно научном образовании для реализации задач , стоящих перед учителем в свете новых требований ФГОС. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

О НЕОБХОДИМОМТИ СОХРАНЕНИЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Степаненко Е.М. (Санкт-Петербург, учитель биологии ГБОУ СОШ № 13 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт – Петербурга)

- Проблема поиска путей повышения интереса учащихся к предметам в свете преобразований стандартов и современных требований к образованию.

 - Актуальность использования инновационных технологий.

- Работа с большими объемами информации, развитие исследовательских навыков, проектная деятельность.

- Развитие коммуникативных способностей и социализации учащихся.

                                       - Необходимость системы сотрудничества на постоянной основе с   профильными ВУЗами, куда учитель напрямую мог бы обратиться за консультациями специалистов в той или иной области биологии, получить возможность провести урок на базе соответствующей кафедры, заказать практическое занятие, необходимую лекцию и т.д.  Образовательное пространство становится открытым, а значит более качественным и значимым для всех участников процесса.

- Накоплена большая практика творческого педагогического сотрудничества с отдельными ВУЗами, профильными музеями. Приводим в качестве примера некоторые аспекты такого взаимодействия с целью расширения образовательного пространства и формирования устойчивого интереса к вопросам учебной программы раздела «Анатомия, физиология и гигиена человека».

- Традиционно на вводных уроках учитель рассказывает о предмете, о содержании курса, приводит примеры, подтверждающие значимость знаний о строении тела человека и т.п.  Предлагаю начать урок с ассоциаций ребят (= к понятиям «тело человека», «здоровье», «анатом» и др.). Можно обсудить, заранее подготовленные группой учащихся, видеосюжеты (кадры из их школьной жизни: осанка ребят на уроках, очередь за пирожками и пиццей в столовой, обувь =высокие каблуки у девушек или кроссовки на ногах у юношей, пустующие при входе в столовую умывальники, шум на переменах и т.д.) с точки зрения целесообразности для здоровья. Ребята ощутят недостаток знаний для объяснения того, что они увидят. Разговор на уроке станет неформальным, личностно значимым.

- Уместно подготовить анкеты, где ученики и родители отметят наиболее важные, с их точки зрения, темы курса, зададут свои вопросы, отметят сложности, с которыми они сталкиваются на уроке, предложат формы сотрудничества, определят  вместе с учителем образовательный маршрут и желаемый результат.

- Замечательные возможности открыло для нас сотрудничество с кафедрой нормальной анатомии Военно-Медицинской академии им. Кирова. Сотрудниками кафедры была разработана система взаимодействия и модульная  образовательная программа для учащихся разных возрастных категорий. Ведущие специалисты проводят для ребят интереснейшие занятия, блестяще демонстрируя достижения отечественной анатомии мирового уровня. Имеется возможность узнать об истории военной медицины, истории кафедры, методах анатомических исследований, побывать в музее кафедры с более чем 200-летней историей.

- Именно здесь был разработан и успешно применяется метод полимерного бальзамирования. Ребята реально убеждаются, что Россия является  признанным лидером в анатомической науке. Известная фраза «Мертвые учат живых» приобретает для ребят конкретное значение. Кроме того, по предварительной заявке учителю могут предоставить возможность самому провести учебное занятие на базе кафедры. Аналогичные  формы сотрудничества налажены и с некоторыми другими вузами.

- Недавно вышел приказ Министерства образования и науки №115,согласно которому все, что происходит дополнительного в любом образовательном учреждении, должно быть оплачено вплоть до аренды помещения и сопровождаться «кучей» документации. Этот приказ  закрывает пути к социальному партнерству и любой форме сотрудничества.

Очень бы хотелось, чтобы ВУЗы разработали предложения для сотрудничества со школами, в которых работают учителя, заинтересованные в подготовке компетентных и заинтересованных учащихся, будущих студентов, будущих специалистов. Приказы не принято обсуждать. Но,все же…. Мы же сообща решаем задачу образования для устойчивого развития общества? Может быть, имеет смысл пересмотреть приказ 115 и не закрывать перед нами пути реализации многочисленных идей  по сотрудничеству с ВУЗами? От этого мы все только выиграем. Хотелось бы, чтобы образовательное пространство было доступным и открытым для всех.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый практико-ориентированный семинар на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды». «Создание условий для социализации школьников в открытом образовательном пространстве»

Выступление по теме:"Роль социально-педагогического сопровождения в создании условий социализаций подростков с девиантным поведением"...

Сетевое взаимодействие гимназий (статья для сборника "Гимназия как открытое образовательное пространство", материалы Пятой научной практической конференции Ассоциации нижегородских гимназий, 30 сентября 2015 года).

В послании Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному собранию сформулирована образовательная инициатива «Наша новая школа». За этой инициативой выступает понимание образования как сис...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В последнее время проектная деятельность становитсяя ключевым компонентом образовательного промстранства, концептуального взаимодействия и сотрудничества......

«Исследовательская деятельность в открытом образовательном пространстве как инструмент формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины. Люди и судьбы. Лица Ораниенбаума».

Статья об исследовательской деятельности в открытом образовательном пространстве как инструменте формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины....

«Исследовательская деятельность в открытом образовательном пространстве как инструмент формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины. Люди и судьбы. Лица Ораниенбаума».

Исследовательская работа даёт возможность учащимся научиться мыслить самостоятельно, устанавливать причинно-следственные связи, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных обл...

Презентация "Уголок Боевой Славы - воспитательный центр открытого образовательного пространства"

Презентация рассказывает об использовании школьного Уголка Боевой Славы в учебном и внеурочном процессе. Документальные материалы, фотографии, предметы быта и культуры используются на уроках, оживляют...