ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
консультация на тему

В последнее время проектная деятельность становитсяя ключевым компонентом образовательного промстранства, концептуального взаимодействия и сотрудничества...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 159.97

В. А. ШИШОВА [1] 

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 78» VIII вида, г. Новокузнецк

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Конкурсы социально значимых проектов  это потребность времени. Она обусловлена, с одной стороны, остротой социальной и экономической ситуацией, а с другой  необходимостью привлечения дополнительных человеческих, интеллектуальных и материальных ресурсов для более эффективной реализации  актуальных общественных потребностей.

Социальное проектирование в Западной и Восточной Сибири как организация некоммерческого сектора существует с 1994 года. За это время многие проекты были реализованы и получили свою оценку эффективности.

Помимо укрепления связи между обществом и государством, проектная деятельность активизирует всех участников процесса, включая их в систему взаимодействия, которую мы рассматриваем как процесс совместных действий органов местного самоуправления, некоммерческих организаций, направленный на реализацию социальной политики и повышения качества жизни для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Еще одним немаловажным понятием для нас является добровольческая деятельность, т. е. добровольная безвозмездная социально значимая  деятельность физических лиц  добровольцев (волонтеров), реализуемая от лица или по поручению некоммерческой организации. Таким образом, понятия «взаимодействие» и «добровольческая деятельность», являясь основой для общественного (социального) партнерства, способствуют равноправному сотрудничеству институтов местного самоуправления и общественных организаций с целью эффективного решения актуальных задач по созданию благоприятного социального климата для семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями.

В последнее время проектная деятельность становится ключевым компонентом образовательного пространства, концептуального взаимодействия и сотрудничества. Это обусловлено рядом ключевых характеристик проекта:

1) ограниченность (по времени, результатам, задачам и целям и ресурсам);

2) целостность (Проект содержит в своей работе полную целостную картину того, что должно быть достигнуто. Это позволяет до начала проекта оценить эффективность затраченных на его реализацию ресурсов);

3) последовательность (основные части проекта и их содержание находятся в логической связанности друг с другом, обосновывая их);

4) объективность и обоснованность проекта (в проекте мы показываем, что идея появилась не случайным образом, а как следствие работы педагогического коллектива по осмыслению ситуации). В наших проектах мы ориентируемся на ситуацию в отношении расширения границ жизненных возможностей для воспитанников с ОВЗ.

Таким образом, проектная деятельность в условиях нашего учреждения – это цикл, состоящий из ряда этапов:

  • оценка потребностей воспитанников;
  • определение проблемы;
  • формулирование цели;
  • разработка логики проекта;
  • разработка плана выполнения;
  • анализ и подведение итогов.

В 20132014 учебном году мы участвовали в реализации нескольких краткосрочных проектов: «Подари улыбку», «Твори добро», «Аллея памяти», «День защиты детей». Кроме того, наши воспитанники явились целевой группой для реализации проекта «Корабль детства» (реализующийся под руководством канд. психол. наук, доцента кафедры психологии НФИ КемГУ О. А. Устиновой) и «Особый ребенок в библиотеке». Нашими партнерами в реализации проектов выступали Кузбасское региональное общество инвалидов «Факел», общественная организация «Добро+», член союза писателей Белоруссии С. А. Протасевич, филиал МУ ЦБС им Н. В. Гоголя «Библиотека им. Д. С. Лихачева» и др.

Проекты делятся на пять типов:

  • исследовательские;
  • творческие;
  • ролевые, игровые;
  • ознакомительно-ориентировочные (информационные);
  • практико-ориентированные (прикладные).

Несмотря на то что наше образовательное учреждение ориентировано на обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения, нам удалось поучаствовать во всех типах проектов, в том числе и в исследовательском, т. к. самые главные наши партнеры – это родители наших учеников. Ведь именно они – первые и главные педагоги своих детей. Помочь семье в воспитании, обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы. И именно включение в проектную деятельность позволяет решить эту задачу.

Участвуя в реализации проектного цикла, родители всегда проинформированы о деятельности школы, что позволяет решить вопрос  сотрудничества. В этой связи изменяется и позиция образовательного учреждения, и семьи, как одного из главных социальных институтов. А главным методом в повышении компетентности и развитии социальной активности выступает проектная деятельность, которая является компонентом открытого образовательного пространства.

Библиографический список

1. Гребенник, К. Социальные проекты [Текст] / К. Гребенник, Н. Киричук : под ред. Т. А. Афанасьевой.  Новосибирск, 2007. 68 с.

2. Кривошей, Б. З. Несуществующий народ: раздумья о жизни умственно отсталых молодых людей, их родителей и обществе [Текст] / Б. З. Кривошей.  Санкт-Петербург : Журнал Нева, 2003. – 88 с.

3. Хилтунен, Е. А. Уроки на корточках: книга о воспитании детей в духе педагогики Марии Монтессори [Текст] / Е. А. Хилтунен. Москва : Генезис, 2006. 231


[1] © Шишова В. А., 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система педагогического мониторинга в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Педагогический мониторинг является частью психолого-медико-педагогического мониторинга в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с ограниченными во...

Краевой семинар воспитателей коррекционных образовательных учреждений. Тема семинара: «Развитие познавательных интересов и творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время».

23 марта 2012 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока для слушателей курсов ПИППКРО был проведен краевой семинар на тему: «Развитие познавательных интересов и творческих спосо...

Проектная деятельность, как одна из форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Значение проектной деятельности в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....

Образовательная программа дополнительного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательной школы VIII вида (вышивка крестом и лентой)

Клуб «Золотой напёрсток» (вышивка крестом) позволяет использовать все познавательные возможности детей, обучение вышивки крестом и лентами развивает мышление, способность к пространственному анализу, ...

Образовательная программа дополнительного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательной школы VIII вида (работа с природным материалом)

С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от с...

Проектная деятельность как условие самореализации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Данная публикация содержит опыт работы по организации  проектной деятельности в школе-интернате для детей слепых и слабовидящих обучающихся, в том числе с задержкой психического развития....

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при включении в образовательное пространство»

Цель семинара: Повышение уровня методической компетенции педагогов  в сфере инклюзивного образования....