Главные вкладки

    Проектная деятельность, как одна из форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
    статья на тему

    Значение проектной деятельности в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проектная деятельность, как одна из форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

    В условиях модернизации образования традиционное обучение не всегда является эффективным. Обучающиеся не могут реализовать полученные знания в практической жизни. В век информационно-коммуникационных технологий одним из самых важных умений школьника становится умение найти информацию, переработать её и использовать в определённых целях. Для этого применяются различные педагогические технологии, в том числе и проектная деятельность. 

    Проектная деятельность включает в себя множество понятий: проект, проектирование, учебный проект, деятельность, творчество, проектная ситуация, метод проектов и обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития учащихся. 

    Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. 

    В концепции модернизации Российского образования одним из приоритетов образовательной политики является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья социально-психологическими, медицинскими и специальными условиями для обучения и развития. 

    Проектная деятельность формирует у обучающихся:

    – умения ставить и принимать задачу;

    – планировать последовательность действий;

    – выбирать необходимые средства и способы их выполнения;

    – совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения;

    – работать в коллективе;

    – брать ответственность за результат деятельности на себя.

    В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, развивается творческий потенциал.

    На различных этапах организации проектной деятельности обучающихся с ОВЗ планируется достижение конкретных целей:

    Развитие внимания возможно на начальном этапе проектной деятельности. С целью развития внимания использую мотивационный приём: постановка цели, показ практической значимости результатов труда. Необходимо заинтересовать детей, сосредоточить их внимание на том, что они делают, для чего они это делают. Например, сшить фартуки для кабинета технологии или изготовить подарок.

    Развитие умения планировать работу также возможно на начальном этапе проекта, планирование предстоящей работы является очень сложным для детей с ОВЗ. Поэтому при планировании работы по изготовлению изделия ставлю, например: вопрос: С чего начать работу?, Зачем нужен эскиз? Необходимо подвести обучающихся к осознанию о целесообразности начать изготавливать изделия с определённой операции.

    Развитие восприятия возможно на основном этапе проектной деятельности. Одним из приёмов, активизирующих процесс восприятия, является сравнение, ученики устанавливают признаки различия и сходства, осуществляя, необходимую аналитическую деятельность, например: «Моделирование фартука, юбки», «Определение свойств различных видов тканей».

    Развитие тонкой моторики возможно на всех этапах проектной деятельности. Тренирует пальцы рук работа с иглой при изучении различного вида стежков, вышивании, а также работа с бисером, вязание крючком, спицами, работа на швейной машине.

    Учитывая быстрое утомление обучающихся, во время занятия чередую виды деятельности. (Связать цепочку крючком и пришить иглой к ткани.)

    Развитие речи происходит на всех этапах проектной деятельности. В качестве стимуляции к повышению речевой активности, побуждаю учеников к самостоятельным высказываниям о предстоящей и проделанной работе; обсуждению образцов; о постановке целей проекта; защите готового изделия.

    Развитие навыков сотрудничества осуществляется при изготовлении проектов в группах на всех этапах проектной деятельности. Учащиеся в группе осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности. Улучшается и общий психологический климат на уроках: девочки помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях.

    Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении. Положительная оценка педагогом их деятельности утверждает у детей веру в себя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программно – методическое обеспечение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья видам народных промыслов в рамках экспериментальной деятельности

             Результатом многолетней плодотворной работы  по   допрофессиональной  и профессиональной подготовке воспитанников  стало открыти...

    Доклад: "Совершенствование процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Из опыта работы  по совершенствованию процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здор...

    Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации

    Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

    «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации»

    Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

    Проектная деятельность как условие самореализации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

    Данная публикация содержит опыт работы по организации  проектной деятельности в школе-интернате для детей слепых и слабовидящих обучающихся, в том числе с задержкой психического развития....