Программно – методическое обеспечение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья видам народных промыслов в рамках экспериментальной деятельности
презентация к уроку по теме
Результатом многолетней плодотворной работы по допрофессиональной и профессиональной подготовке воспитанников стало открытие в 2009 году (решением коллегии Министерства образования) экспериментальной площадки под руководством научного руководителя, кандидата педагогических наук, доцента МарГУ Козиной Ирины Борисовны.
Эксперимент по теме рассчитан на 5 лет.
Цель проекта – создание условий, обеспечивающих профориентацию детей с ОВЗ, приобщение их к народным промыслам.
Направления деятельности: «Художественная обработка древесных материалов», «Художественная обработка текстильных материалов», «Рукоделие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_umk_uchebno-metodicheskih_kompleksovbondareva_2010.pptx | 844.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разработка технологии реализации процесса обучения народным промыслам Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология- это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка. Педагогическая технология - поиск ответа на вопрос «как учить всех всему результативно». Понятие «педагогическая технология» возникло в сер. ХХ в.
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА» Результатом многолетней плодотворной работы по допрофессиональной и профессиональной подготовке воспитанников стало открытие в 2009 году (решением коллегии Министерства образования) экспериментальной площадки под руководством научного руководителя, кандидата педагогических наук, доцента МарГУ Козиной Ирины Борисовны. Эксперимент по теме рассчитан на 5 лет. Цель проекта – создание условий, обеспечивающих профориентацию детей с ОВЗ, приобщение их к народным промыслам. Направления деятельности: «Художественная обработка древесных материалов», «Художественная обработка текстильных материалов», «Рукоделие ».
Разработка УМК Разработка УМК включает следующие этапы: разработка учебной программы , входящей в учебный план; разработка модели УМК по направлениям, включающая: цель, задачи, содержание, компоненты, формы, методы и средства обучения; разработка конспектов занятий , методики проведения практических занятий, наглядных материалов, заданий, опорных схем; оформление документации по УМК в печатном и электронном виде; апробация материалов УМК в учебном процессе . Основная задача апробации – оценка усвоения учебного материала, при апробации допускается использование неполного комплекта учебных и УММ, но являющегося достаточным минимумом для усвоения; корректировка материалов УМК.
Результаты деятельности экспериментальной площадки Руководитель бельгийской делегации Людо со своими коллегами Мари Роз, Ван Ги, Яном, Мариной и Марией высоко оценили опыт школы по профессионально-трудовому обучению детей с ОВЗ . 2009 год - Республиканский семинар по теме: « Внедрение коррекционно – развивающих технологий в образовательный процесс специального образования » . 16 мая 2009 года на базе Косолаповской школы-интерната проходил семинар в рамках Международной Российско –Бельгийской конференции по проблеме «Современные методы организации образования и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья». 2010 год (18 марта) – Республиканский семинар по теме: « Использование народных промыслов в профориентационной работе сельской школы-интерната» для директоров и заместителей директоров по УВР и ВР государственных коррекционных общеобразовательных учреждений. На семинаре педагогами школы было проведено 14 мастер-классов по разным направлениям декоративно-прикладного творчества .
Второй год второго этапа экспериментальной площадки 17 марта 2011 года в рамках деятельности II этапа экспериментальной площадки прошёл Межрегиональный научно-практический семинар для руководителей коррекционных учреждений VIII вида Республики Чувашия по теме: «Использование народных промыслов в профориентационной работе сельской школы-интерната VIII вида». Практические материалы данного семинар являются материалами промежуточного отчета в рамках аудита экспериментальной работы, проводимого ГОУ ДПО (ПК) С « Марийский институт образования». На семинаре показаны 14 мастер – классов по народным видам промыслов по трем блокам: Художественная обработка древесных материалов» ; «Художественная обработка текстильных материалов» ; «Рукоделие»
Структура педагогической технологии ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения. Технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят: а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения: цели обучения - общие и конкретные; содержание учебного материала; в) процессуальная часть - это технологический процесс: -организация учебного процесса; -методы и формы учебной деятельности школьников; -методы и формы работы учителя; -деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; - диагностика учебного процесса.
Принципы, задачи программы Программа по народным видам промыслов знакомит детей с декоративно-прикладными видами искусства, опирается на принципы построения общей дидактики: связь с жизнью, систематичность, реалистичность , активность , последовательность , индивидуального подхода в обучении и развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности. Задачи: Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность. Обучение народным видам промыслов. Формирование духовных качеств, эстетического вкуса, умения вносить элементы прекрасного в жизнь. Развитие мелкой моторики рук детей.
РАБОТА В РАМКАХ ЭКСПЕРИМЕНТА 13 программ по декоративно-прикладному творчеству имеют внешние рецензии : программы по резьбе по дереву, росписи по дереву, марийской вышивке, кукле в русском костюме, ткачеству, бисероткачеству , цветам из ткани, волшебной соломке, вышивке лентами, нетканым гобеленам, лоскутной технике, берестоплетению , бисероплетению .
Применяемые технологии обучения Личностно - ориентированные технологии обучения (гуманно- личностная технология) . Технологии объяснительно - иллюстративного обучения. Технологии коррекционно-развивающего обучения. Технология личностно-ориентированного обучения – это педагогика сотрудничества, т . е.: развитие способностей учащихся в процессе учения; поиск методов и форм учения, стимулирующих познавательную активность и самостоятельность; с мена авторитарной позиции учителя на демократическую; самостоятельный , коллективный труд обучающихся.
Развитие творческих способностей Развитием творческих способностей детей в школе занимаются педагоги с младших классов на занятиях , кружках по декоративно-прикладным видам творчества. На занятиях народных промыслов педагоги помогают детям освоить тайны мастерства данного ремесла. Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством призвана выявить примерный уровень развития творческой деятельности , отношение ребенка к данной деятельности, индивидуальные способности.
Подведение итогов Подведения итогов – обследование детей по усвоению программы, наблюдение , индивидуальные беседы, диагностические критерии . Итогом творческой деятельности служат выставки детского творчества, участие конкурсах и выставках по народным промыслам, праздниках. Предполагаемый результат: Воспитанники приобретут практические умения работы с различными материалами стремясь овладеть народным ремеслом. У детей развивается художественный вкус, они учатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления через творчество.
ТВОРЧЕСКИЕ УСПЕХИ И ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В марте – апреле 2010 года в г. Йошкар – Ола, в Музее Народно- прикладного искусства (филиале музея им. Евсеева) была организована выставка работ воспитанников школы под руководством педагогов по 14 видам народного творчества на тему: «Фантазии полет и рук творенье», о которой написал журналист Д.Скребицкий в газете «Марийская правда» (9.04.2010г.). В 2010 году воспитанники стали финалистами выставок детского творчества по декоративно – прикладным видам искусства на таких республиканских конкурсах, как «Дом моей мечты» и «Огонь не забава». В рамках года Учителя с мая по июль 2010 года в районном музее им. В.П.Мосолова организована выставка работ педагогов и воспитанников школы по разнообразным видам декоративно – прикладного творчества. Творческие работы воспитанников, выполненные под руководством педагогов-экспериментаторов, принимали участие на мероприятии в рамках выездного Дня Депутатов государственного собрания Республики Марий Эл в с .Сысоево (5.10.10г.) и получили положительную оценку за разнообразие и мастерство изделий. Изделия воспитанников и творчески работающих педагогов были участниками районной выставки, посвящённой празднованию 65- летия ВОВ, 90- летия Республики Марий Эл ( 4. 11. 2010 г.) .
« Дети должны жить в мире творчества» В.А.Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СПРАВКА по обеспечению дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ «СОШ № 1 города Анадыря»
В соответствии с Планом внутришкольного контроля на 2013-2014 учебный год проведен анализ реализации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "СОШ №1 города Анадыря"...
«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»
«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»...
Методические возможности применения Аудиохрестоматии в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
P { margin-bottom: 0.21cm; } В статье рассматриваются методические аспекты использования всероссийского образовательного медиапроекта «Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены...
Проектная деятельность, как одна из форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Значение проектной деятельности в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....
«Дистанционная форма обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство обеспечения доступного качественного дополнительного образования»
В настоящее время обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, их социальная адаптация - один из приоритетных вопросов не только для российского образования, но и для общ...
Дети с ограниченными возможностями здоровья. Виды ОВЗ. Игровая деятельность детей с ОВЗ. Развитие навыков. Взаимодействие со сверстниками.
Виды ОВЗ.Игровая деятельность детей с ОВЗ.Развитие навыков. Взаимодействие со сверстниками....
Запись вебинара для участия в областной методической неделе Челябинской области «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в современной системе образования».
В записи вебинара «Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы, как средство обеспечения эффективного коррекционно-педа...