Технологическая карта урока по биологии в 8 классе
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Состав крови, ее форменные элементы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока по биологии в 8 классе в соответствии с ФГОС по теме: «Состав крови, ее форменные элементы»

Учитель

Ткаченко Алиса Сергеевна

Предмет

Биология

Автор учебника


Пасечник В.В. Биология.8класс 6-е изд. – М.: Просвещение,2018.(Линия жизни)

Класс

8

Дата

декабрь 2019 г.

Тип урока

Открытие новых знаний

Технология построения урока

Информационно-коммуникативная технология

Тема урока

Состав крови, ее форменные элементы

Цель урока

Познакомить с составом крови и функциями ее компонентов; способствовать развитию умений распознавать клетки крови

Основные термины, понятия

Плазма, сыворотка, эритроциты, гемоглобин, тромбоциты, лейкоциты, фагоцитоз, гемофилия

Оборудование

Мультимедиа проектор, компьютер, микроскопы, микропрепарат «Клетки крови»

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1. Актуализация опорных знаний.

Приветствие. Пожелание успешной учебной деятельности на уроке. Проверка готовности учащихся к уроку. Включение учащихся в учебную деятельность через высказывание: «Кровь знает больше человека и помнит сокровенные тайны мироздания».

Максимилиан Волошин.

Предлагаются вопросы и задания для подготовки к открытию новых знаний.

  1. Почему клеткам для процессов жизнедеятельности необходима жидкая среда?
  2. Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Как они связаны между собой?
  3. Что такое лимфа?
  4. Какие функции выполняет кровь, тканевая жидкость и лимфа?

Организация рабочих мест, приветствие

Осуществляют само- проверку готовности к уроку.

Слушают мнения одноклассников в соответствии с целевой установкой

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к окружающим.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать

информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

2. Мотивация к изучению нового материала.

С развитием науки человеческий разум все глубже проникает в тайны внутренней жидкой среды организма. Сегодня наш урок посвящен

удивительной жидкости, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в

жертву богам. Название этой жидкости - кровь. Крови посвящена целая наука – гематология.

Сегодня более подробно рассмотрим состав крови, особенности разных клеток крови. Узнаем, почему кровь имеет красный цвет.

Проблема: «Какими структурами представлена внутренняя среда организма? Что можно узнать, сделав анализ крови?»

Слушают и отвечают на вопросы учителя,

формулируют выводы на основе наблюдений.

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к окружающим.

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

Вопросы:

  1. К какому типу тканей относится кровь? (к соединительной)
  2. Какие особенности имеет эта ткань? (клетки далеко расположены друг от друга, много межклеточного вещества).

И сегодня на уроке, мы будем говорить о составе крови, выясним строение и функции клеток крови.

На доске схема:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/615045/img1.gif

Глоссарий: Плазма, Сыворотка, Эритроциты, Гемоглобин, Тромбоциты Лейкоциты, Фагоцитоз, Гемофилия

Самостоятельная работа учащихся с учебником. Работая в группах заполняют таблицу по характеристике клеток крови: количество, место образования, строение, продолжительность жизни, значение.

Зная состав крови, необходимо определить функции крови. 1 транспортная

  1. терморегуляционная
  2. защитная
  3. регуляторная.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, задают ответные.

Записывают определения новых понятий.

Письменная самостоятельная работа по заполнению таблицы, используя материал презентации и учебник.

Работают в парах.

Комментируют интересные моменты.

Планирует совместно с учителем свои

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: научиться принимать участие в работе группами, использовать в общении вежливость и принимать другое мнение и позицию, строить понятные

высказывания.

Регулятивные: научиться выполнять задания в соответствии с поставленной целью составлять план работы с учебником

Объяснения функций комментариями из текста учебника.

В организме кровь движется по сосудам только часть, есть особые хранилища – депо крови. Для чего необходимо постоянное количество крови в депо – сосудах кожи, печени и селезенки? (при травмах, которые сопровождаются кровотечением, кровь из депо начинает двигаться по сосудам).

В плазме крови постоянная концентрация хлорида натрия - на уровне 0,9 % и жизнедеятельность клеток организма зависит от нормального солевого состава. Раствор, при котором эритроциты не изменяются, называется физиологическим раствором, который используют при

введении лекарств в организм при больших потерях крови или в случае обезвоживания.

4. Первичное закрепление изученного материала.

Лабораторная работа. Изучение микроскопического строения крови.

  1. Рассмотрите препараты крови человека. Обратите внимание на форму эритроцитов.
  2. Зарисуйте 2-3 эритроцита препарата крови.
  3. Найдите лейкоциты и эритроциты крови. В чем их различие?
  4. Сделайте выводы о строении клеток крови человека.

Рассматривают клетки крови под микроскопом, сравнивают строение.

Формулируют выводы.

Регулятивные: адекватно

воспринимают оценку своей работы,

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

В ходе беседы выявить причинно-следственные связи между строением клеток крови и выполняемыми функциями.

- Что обеспечивает двояковогнутая форма эритроцитов? (Она обеспечивает наибольшую поверхность соприкосновения при наименьшем объеме. Эритроциты могут, проникают в капилляры, отдавая кислород клеткам).

Прочитайте предложения. Оцените их правильность: если предложение верно, то поставьте “+”, если предложение неверно, поставьте “-”.

Познавательные: логические: анализ и синтез информации.

Коммуникативные: научится систематизировать полученную

информацию

1. Кровь – это жидкая соединительная ткань.

2. Плазма желтоватая полупрозрачная жидкость.

3. Эритроциты не имеют оформленного ядра.

4. Эритроциты выполняют защитную функцию. 5.Тромбоциты участвуют в свертывании крови

  1. У тромбоцитов продолжительность жизни 120 дней
  2. Лейкоциты красного цвета
  3. Функция эритроцитов перенос кислорода 9.Эритроциты погибают в селезенке и печени
  1. Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты образуются в красном костном мозге
  2. Форму двояковогнутых дисков имеют тромбоциты 12.Лейкоциты защищают организм от бактерий и чужеродных тел 13.В 1 мм крови содержится 6-8 тысяч лейкоцитов

5. Рефлексия учебной деятельности

Подводится итог урока:

О чём мы сегодня говорили? Что нового вы узнали?

Выставление оценок

Участвуют в подведении итогов урока.

Оценивают свою работу и эмоциональное состояние на уроке.

Регулятивные: формулируют выводы на основе

наблюдений, воспринимают оценку своей работы учителем

6. Домашнее задание

Ответить на вопросы в конце параграфа.

Творческое задание. Подготовить сообщение о заболеваниях крови.

Читают задание

Коммуникативные: будут применять корректное участие в обсуждениях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Царство грибов"

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Царство грибов"разработаннная по ФГОС 2 поколения...

Технологическая карта урока по биологии 6 класс, тема: "Органы цветковых растений. Корень"

В разработке урока по теме: "Органы цветковых растений. Корень" представлена технологическая карта урока, где отражены этапы урока, основное содержание,  действия учителя, действия ученика. Техно...

Технологическая карта урока по биологии 5 класс. "Строение клетки"

Технологическая карта урока построена с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»

В данном документе представлена технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя»  к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»...

Технологическая карта урока по биологии 5 класса. Тема урока: " Биологические иллюстрации"

технологическая карта урока биологии для 5 класса на тему "Биологические иллюстрации" напрвлена на развитие метапредметных универсальных учебных действий. Учебник В,А. Самкова, Д.И. Рокотова -Биология...