Интегрированный урок биология+химия по теме "Органические вещества клетки"
план-конспект урока по биологии (10 класс)
Тип: обобщение изученного материала.
Вид: интегрированный урок (биология+химия) с использованием ИКТ (Презентация).
Форма работы учащихся: парная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, цветные карандаши, фломастеры, листы А4, жетоны.
Цель (Слайд 7): обобщить знания о важнейших органических веществах клетки: белках, углеводах, жирах.
Задачи (Слайд 2):
- Обучающая: установление связи между строением, химическими свойствами и биологическими функциями в классах органических соединений: белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот; систематизация знаний по изученной теме.
- Развивающая: развитие логического и пространственного мышления с помощью интерактивных игр и интеллект-карты; умение обобщать, доказывать и делать выводы.
- Воспитательная: формирование навыков толерантного общения; активизация познавательной деятельности по формированию интереса к ЗОЖ.
План урока (Слайд 2):
- Актуализация знаний (ребусы)
- Остров «Органические вещества»
- Остров Игра крестики-нолики «Углеводы», «Белки», «Жиры». Строение, свойства, функции углеводов. Примеры.
- Остров Игра «Найди пару». Жиры. Белки. Углеводы. Свойства и функции жиров, белков, углеводов
- Остров «Ответь правильно»
- Остановка 5 «Интересные факты»
- Остров «Лаборатория знаний»
- Остров «Лабиринт»
- Остров Интеллект-карта.
- Рефлексия.
- Домашнее задание
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 130.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок билогия+химия по теме "Органические вещества клетки"
Учитель химии, биологии МОУ «Таловская СОШ»
Разуваева Т.А.
Тип: обобщение изученного материала.
Вид: интегрированный урок (биология+химия) с использованием ИКТ (Презентация).
Форма работы учащихся: парная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, цветные карандаши, фломастеры, листы А4, жетоны.
Цель (Слайд 7): обобщить знания о важнейших органических веществах клетки: белках, углеводах, жирах.
Задачи (Слайд 2):
- Обучающая: установление связи между строением, химическими свойствами и биологическими функциями в классах органических соединений: белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот; систематизация знаний по изученной теме.
- Развивающая: развитие логического и пространственного мышления с помощью интерактивных игр и интеллект-карты; умение обобщать, доказывать и делать выводы.
- Воспитательная: формирование навыков толерантного общения; активизация познавательной деятельности по формированию интереса к ЗОЖ.
План урока (Слайд 2):
- Актуализация знаний (ребусы)
- Остров «Органические вещества»
- Остров Игра крестики-нолики «Углеводы», «Белки», «Жиры». Строение, свойства, функции углеводов. Примеры.
- Остров Игра «Найди пару». Жиры. Белки. Углеводы. Свойства и функции жиров, белков, углеводов
- Остров «Ответь правильно»
- Остановка 5 «Интересные факты»
- Остров «Лаборатория знаний»
- Остров «Лабиринт»
- Остров Интеллект-карта.
- Рефлексия.
- Домашнее задание
Ход урока
- Актуализация знаний (Слайд 3-7):
Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Сегодня у нас необычный урок. Сегодня у нас урок- путешествие. А куда мы отправимся вы угадаете сами.
(белки, органическое вещество)
Белки, жиры, углеводы.
Ответьте на вопросы:
(Слайд 8): Какие вещества называются органическими?
Какие органические вещества , входящие в состав клетки, мы изучили?
Вступительное слово учителя. На уроках биологии и химии вы лишь слегка прикоснулись к раскрытию тайны живого, пытаясь ответить на вопрос: “Что такое жизнь?”. И в первую очередь связываем явление жизни с теми веществами, из которых построены живые организмы — углеводами, жирами, и, конечно же, белками.
Многообразие живых организмов, населяющих нашу планету, обуславливается во многом многообразием белков, жиров и углеводов. Действительно ли они являются основной составной частью всех живых организмов и без них нет жизни?
Чтобы ответить на этот вопрос мы должны вспомнить строение, свойства и распространение белков, жиров и углеводов в природе и их роль для человека.
Целью нашего урока является обобщить ваши знания по теме «Белки, жиры и углеводы»
На уроке мы будем работать группами, которые назовём «Жиры», «Углеводы», «Белки», представляющие основные группы веществ. Цель каждой группы – доказать важнейшую роль этих питательных веществ.
Чтобы вспомнить строение белков, жиров и углеводов, я попрошу лидеров групп выбрать задание, на выполнение которого отводится 5 минут. Вам необходимо выполнить задание, ответить на вопросы, обсудив их в группе.
2. Обобщение и систематизация знаний:
Повторение по теме: «Органические вещества клетки»
Остров «Органические вещества» (Слайд 8):
Перед вами рисунки продуктов питания (раздаются каждой команде). Вам необходимо распределить их на 3 вида: продукты богатые белками, жирами и углеводами.
(белки: сыр, фасоль, рыба, творог; жиры: сало, майонез, семечки, грецкий орех; углеводы: сахар-рафинад, мед пчелиный, макароны, кукуруза).
(Слайд 9). Остров «Крестики-нолики» (Приложение 1).
Задание: используя свои знания, найдите понятия, которые относятся к теме «Углеводы» и объясните, как они связаны. Правильный ответ – 1 жетон, объяснение – 1 жетон.
Ответ: глюкоза-сладкий вкус-крахмал. Структурная единица - физическое свойство-функция (химическое свойство).
Повторение по теме: «Белки»
(Слайд 10). Остров «Крестики-нолики» (Приложение 2).
Задание: используя свои знания, найдите понятия, которые относятся к теме «Белки» и объясните, как они связаны. Правильный ответ – 1 жетон, объяснение – 1 жетон.
Ответ: аминокислоты – ренатурация - ферменты. Структурная единица - свойство-функция .
Повторение по теме: «Жиры»
(Слайд 12-14). Остров «Найди пару». (Приложение 4).
Задание: используя свои знания, найдите соответствие и объясните его. За каждое правильное соответствие – 1 жетон, объяснение – 1 жетон.
Ответ:
- Строительная: нерастворимы в воде
- Регуляторная: гормоны – производные липидов
- Защитная: низкая теплопроводность и высокая тепловодность
- Запасающая: наличие богатых энергетических связей
- Энергетическая: окисление до углекислого газа и воды
Остров «Ответь правильно»
(Слайд 15). На столах листочки с заданиями, нужно вставить слова
«Белки»
Вставьте в текст пропущенные термины и слова.
1). В состав белка входят следующие элементы___,___,____,___,____.
2). Белки – _______________,___________________ полимеры,
мономерами которых являются ____________________.
3). В состав природных белков входят ______ аминокислот, ___ из них незаменимые, т.е. синтезируются в организме и их поступление в организм не обязательно вместе с пищей.
4). Мономеры белка состоят из ___________,_________________.________________.
5). Мономеры белков соединяются между собой ________________связями
(1. С, Н2, О2, N2, S.
2. высокомолекулярные, сложные , аминокислоты
3. 20, 8.
4. аминогруппа –NH2, карбоксильная группа –COOH, радикал.
5. пептидными
(Слайд 16-18). Остановка 5 «Интересные факты»
Обыкновенная лягушка может провести зиму, вмёрзнув в лёд, а весной возвращается к жизни. Это явление основано на повышенном содержании в её крови________________? (глюкозы)
Эти вещества люди стали применять для своих нужд намного раньше, нежели появились первые представления о том, что это такое. О выделении этих веществ не было речи. Чтобы получить алкоголь или поднять тесто, использовали дрожжи, для створаживания молока – кусочки сычуга, одного из отделов желудка жвачных животных. В дело шли природные хранилища этих веществ. Каких?
(белков-ферментов)
У китов слой жира может достигать более одного метра какое это имеет значение для животного? (во-первых, жир легче воды –он создает плавучесть и защищает животных от холода.)
Почему медведь никогда не ляжет в спячку не набрав должное количество жира?(энергетическая функция)
(Слайд 19-21). Остров «Лаборатория знаний»
«Белки»
Лабораторный опыт №1 1. Ксантопротеиновая реакция
К раствору белка в пробирке приливают немного концентрированной азотной кислоты. Вывод: Белок свёртывается и медленно окрашивается в желтый цвет. При нагревании окрашивание наступает быстрее. При прибавлении избытка аммиака окраска переходит в оранжевую.
Лабораторный опыт №2 1. Биуретовая реакция.
К раствору белка в пробирке приливают несколько миллилитров раствора медного купороса. Вывод: Жидкость окрашивается в фиолетовый или красно-фиолетовый цвет. Признак наличия белка
Лабораторный опыт №3 Денатурация белка.
1. При нагревании пробирки с раствором яичного белка в ней появляются белые хлопья. Вывод:
2. Действие спирта на белок. Белок сворачивается (ДЕНАТУРАЦИЯ БЕЛКА) Гидролиз белков – это необратимое разрушение первичной структуры в кислом или щелочном растворе с образованием аминокислот
Вывод: Произошло нарушение структуры и функции белковой молекулы под действием спирта, такой белок восстановлению не подлежит.
Вы теперь понимаете, что при поступлении даже незначительных доз спирта в организме каждая клетка, каждый орган соприкасается с его молекулами, испытывая на себе его токсическое действие
3. Молоко содержит значительное количество белка - казеина. При добавлении в молоко нескольких капель раствора лимонной кислоты белок сворачивается. Такой же процесс происходит и при скисании молока, поскольку при этом также образуется кислота -молочная. Вывод:
«Жиры»
- Лабораторный опыт №1 Определение жира
Вывод: Жир определяется с помощью фильтровальной бумажки (нужно орех растолочь в бумажке и по жирному пятну определить наличие жира
- Лабораторный опыт №2 Определение наличия двойных связей в молекуле масла (Молекула масла состоит из трехатомного спирта – глицерина и непредельных высокомолекулярных карбоновых кислот)
Вывод: Растительное масло смешивают с перманганатом калия, происходит обесцвечивание – признак наличия в масле двойных связей
- Лабораторный опыт №3 «Распознание сливочного масла и маргарина»
Вскипятите воду и налейте ее в две фарфоровые чашки. Растопите поочередно в ложечке сливочное масло, маргарин, кулинарный жир и опустите их в воду.
Вывод: Вылитое в горячую воду сливочное масло растекается по поверхности тонким слоем, а затем разбивается на мелкие капельки, которые по мере остывания собираются у стенок сосуда.
Растопленный маргарин или кулинарный жир, вылитые в воду, покрывают ее поверхность большим сальным пятном, затем образуют крупные жирные пятна, которые плавают по всей поверхности воды.
«Углеводы»
Лабораторный опыт №1 Определение углеводов
Наличие крахмала определяем йодом (синее окрашивание). Можно испытать разные виды колбасы, раствор муки, картофель. Делаем вывод
Лабораторный опыт №2
- Определение чистоты меда. Смешиваем в тарелке мед и небольшое количество воды. Если появляются соты, то мед натуральный
- Добавляем йод, если нет синего окрашивания, то мед натуральный. Делаем вывод
(Слайд 22). Остров «Лабиринт»
Задание:
- Ответы в очередном порядке.
- Выбираем категорию I или II. Отвечает сначала одна команда на предложенные вопросы «Да» или «Нет».
- Зеленый ответ – 1 жетон. Красный ответ – неправильный.
- Подведение итогов по количеству жетонов.
(Слайд 24-25). Остров «Закрепление знаний»
Дорогие ребята, предлагаем вам закрепить изученный материал, составив интеллект-карту. Это способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Она используется в методиках обучения, «мозгового штурма», запоминания, а также конспектирования информации, презентации.
Правила оформления интеллект-карты (см. рисунок 1):
- Чем больше лист, тем лучше. Минимальный формат — А4. Лист необходимо расположить горизонтально.
- В центре располагается образ всей проблемы, задачи, области знания.
- От центра исходят толстые основные ветви с подписями — они означают главные разделы диаграммы, которые далее ветвятся на более тонкие ветви.
- Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие.
- Использовать желательно печатные буквы.
- Разнообразная визуальная декорация — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки, позволит выработать свой собственный стиль в рисовании.
Рисунок 1. Пример интеллект-карты. (Приложение 5).
Задание: создайте свою интеллект-карту по теме*Органические вещества клетки*, отобразив следующие элементы: разнообразие органических веществ клетки,их строение, свойства, функции, классификацию и примеры.
Продемонстрируйте свою интеллект-карту и объясните ее организацию (2-3 человека).
4Выводы по уроку (ПОПС формула):
(Слайд 26). Закончите предложения, используя ваши знания по изученной теме. За каждый развернутый ответ – 1 жетон.
- Позиция «Я считаю, что…»
- Объяснение «Потому, что…»
- Пример «Я могу доказать это на примере…»
- Следствие «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»
Подведение итогов: «отлично» - максимальное количество жетонов учащегося, «хорошо» - выше среднего количества жетонов учащегося.
5. Домашнее задание:
(Слайд 27). По данной теме на выбор составить:
- не менее 3 игр *Крестики-нолики*
- Не менее 3 игр *Найди пару*
- Лабиринт
Повторите § 9-12(Учебник “Общая биология” 10-11 класс А.А. Каменский, Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, Дрофа Москва 2005).
Притча
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
В наших руках сегодня создать такую атмосферу на уроке, при которой все будут чувствовать себя комфортно.
Эпиграфом нашего урока будут слова А. Эйнштейна «Радость видеть и понимать есть величайший дар природы» (Слайд №5).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки. (интегрированный урок: биология + химия)
Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...
Интегрированный урок биологии - химии "Витамины"
Учащиеся познакомятся на уроке какую роль выполняют витамины в организме человека, в каких продуктах содержаться; научаться практически определять содержание витаминов А и С в пи...
Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"
Происходящие в современном обществе перемены требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...

интегрированный урок биология - химия "ОРганы чувств. Вкус вокруг нас"
Цели: Создать условия для1) ознакомления обучающихся с материалом по органу вкуса и физиологией вкусовых ощущений; восприятия понятия «сложные вещества»;2) формиров...

Интегрированный урок биологии - химии. Тема : «Пищеварительная система – химическая лаборатория».
Современная система образования направлена на формирование интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и п...

Интегрированный урок биологии - химии "Пищеварительная система - химическая лаборатория".
Решением проблемы фрагментарности мировоззрения учащихся является интегрированный урок....

Интегрированный урока (биология, химия). Опорно двигательная система
Тип урока: обобщающийЦели:Образовательные:обобщить, систематизировать и проверить знания, умения и навыки по теме “скелет конечностей, значение кальция и первая помощь при переломах конечностей...


















