Интегрированный урок биология+химия по теме "Органические вещества клетки"
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Разуваева Татьяна Александровна

Тип: обобщение изученного материала.

Вид: интегрированный урок (биология+химия) с использованием ИКТ (Презентация).

Форма работы учащихся: парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, цветные карандаши, фломастеры, листы А4, жетоны.

Цель (Слайд 7): обобщить знания о важнейших органических веществах клетки: белках, углеводах, жирах.

Задачи (Слайд 2):

  1. Обучающая: установление связи между строением, химическими свойствами и биологическими функциями в классах органических соединений: белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот; систематизация знаний по изученной теме.
  2. Развивающая: развитие логического и пространственного мышления с помощью интерактивных игр и интеллект-карты; умение обобщать, доказывать и делать выводы.
  3. Воспитательная: формирование навыков толерантного общения; активизация познавательной деятельности по формированию интереса к ЗОЖ.

План урока (Слайд 2):

  1. Актуализация знаний (ребусы)
  2. Остров «Органические вещества»
  3. Остров Игра крестики-нолики «Углеводы», «Белки», «Жиры». Строение, свойства, функции углеводов. Примеры.
  4. Остров Игра «Найди пару». Жиры. Белки. Углеводы. Свойства и функции жиров, белков, углеводов
  5. Остров «Ответь правильно»
  6. Остановка 5 «Интересные факты»
  7. Остров «Лаборатория знаний»
  8. Остров «Лабиринт»
  9. Остров Интеллект-карта.
  10. Рефлексия.
  11. Домашнее задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_biol_10_klass.docx130.33 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок билогия+химия по теме "Органические вещества клетки" 

Учитель химии, биологии МОУ «Таловская СОШ»

Разуваева Т.А.

Тип: обобщение изученного материала.

Вид: интегрированный урок (биология+химия) с использованием ИКТ (Презентация).

Форма работы учащихся: парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, цветные карандаши, фломастеры, листы А4, жетоны.

Цель (Слайд 7): обобщить знания о важнейших органических веществах клетки: белках, углеводах, жирах.

Задачи (Слайд 2):

  1. Обучающая: установление связи между строением, химическими свойствами и биологическими функциями в классах органических соединений: белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот; систематизация знаний по изученной теме.
  2. Развивающая: развитие логического и пространственного мышления с помощью интерактивных игр и интеллект-карты; умение обобщать, доказывать и делать выводы.
  3. Воспитательная: формирование навыков толерантного общения; активизация познавательной деятельности по формированию интереса к ЗОЖ.

План урока (Слайд 2):

  1. Актуализация знаний (ребусы)
  2. Остров «Органические вещества»
  3. Остров Игра крестики-нолики «Углеводы», «Белки», «Жиры». Строение, свойства, функции углеводов. Примеры.
  4. Остров Игра «Найди пару». Жиры. Белки. Углеводы. Свойства и функции жиров, белков, углеводов
  5. Остров «Ответь правильно»
  6. Остановка 5 «Интересные факты»
  7. Остров «Лаборатория знаний»
  8. Остров «Лабиринт»
  9. Остров Интеллект-карта.
  10. Рефлексия.
  11. Домашнее задание

Ход урока

  1. Актуализация знаний (Слайд 3-7):

Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Сегодня у нас необычный урок. Сегодня у нас урок- путешествие. А куда мы отправимся вы угадаете сами.

  (белки, органическое вещество)

Картинки жирафов и жирафиковДневной - НГС.Форум в НовосибирскеДневной - НГС.Форум в Новосибирске

 

"Яндекс" подсчитал в России 27 населенных пунктов на букву "…

Ребус по биологии

Ребус по биологии

Белки, жиры, углеводы.

Ответьте на вопросы:

(Слайд 8): Какие вещества называются органическими?

Какие органические вещества , входящие в состав клетки, мы изучили?

Вступительное слово учителя. На уроках биологии и химии вы лишь слегка прикоснулись к раскрытию тайны живого, пытаясь ответить на вопрос: “Что такое жизнь?”. И в первую очередь связываем явление жизни с теми веществами, из которых построены живые организмы —     углеводами, жирами, и, конечно же, белками.

 Многообразие живых организмов, населяющих нашу планету, обуславливается во многом многообразием белков, жиров и углеводов. Действительно ли они являются основной составной частью всех живых организмов и без них  нет жизни?

Чтобы ответить на этот вопрос мы должны вспомнить строение, свойства и распространение белков, жиров и углеводов в природе и их роль для человека.

Целью нашего урока является обобщить ваши знания по теме «Белки, жиры и углеводы»

 На уроке  мы будем работать группами, которые назовём «Жиры», «Углеводы», «Белки», представляющие основные группы  веществ. Цель каждой группы – доказать важнейшую роль этих питательных веществ.

Чтобы вспомнить строение белков, жиров и углеводов, я попрошу лидеров групп выбрать задание, на выполнение которого отводится 5 минут. Вам необходимо выполнить задание, ответить на вопросы, обсудив их в группе.

2. Обобщение и систематизация знаний:

Повторение по теме: «Органические вещества клетки»

Остров «Органические вещества» (Слайд 8):

Перед вами рисунки продуктов питания (раздаются каждой команде). Вам необходимо распределить их на 3 вида: продукты богатые белками, жирами и углеводами.

Сало свиное Сыр Российский Майонез КАЛЬВЕ (CALVE) Классический дой-пак.с дозатором 200 г (Россия) - цена 23.90 рублей, купить в Столица-Медикл  Фасоль  Сахар-рафинадТунец Это семечки - семена подсолнечника - Фото 3 - Семечки подсолнуха - Растения и грибы - Фото сайт Мед пчелиный Кукуруза Творог для женской красоты и здоровья - Блог сообщества - Вебграмота.ру Орех грецкий  Макароны

(белки: сыр, фасоль, рыба, творог; жиры: сало, майонез, семечки, грецкий орех; углеводы: сахар-рафинад, мед пчелиный, макароны, кукуруза).

 

(Слайд 9). Остров «Крестики-нолики» (Приложение 1).

Задание: используя свои знания, найдите понятия, которые относятся к теме «Углеводы» и объясните, как они связаны. Правильный ответ – 1 жетон, объяснение – 1 жетон.

Ответ: глюкоза-сладкий вкус-крахмал. Структурная единица - физическое свойство-функция (химическое свойство).

Повторение по теме: «Белки»

(Слайд 10).  Остров «Крестики-нолики» (Приложение 2).

Задание: используя свои знания, найдите понятия, которые относятся к теме «Белки» и объясните, как они связаны. Правильный ответ – 1 жетон, объяснение – 1 жетон.

Ответ: аминокислоты – ренатурация - ферменты. Структурная единица - свойство-функция .

Повторение по теме: «Жиры»

(Слайд 12-14). Остров «Найди пару». (Приложение 4).

Задание: используя свои знания, найдите соответствие и объясните его. За каждое правильное соответствие – 1 жетон, объяснение – 1 жетон.

Ответ:

  • Строительная: нерастворимы в воде
  • Регуляторная: гормоны – производные липидов
  • Защитная: низкая теплопроводность и высокая тепловодность
  • Запасающая: наличие богатых энергетических связей
  • Энергетическая: окисление до углекислого газа и воды

Остров «Ответь правильно»

 (Слайд 15). На столах листочки с заданиями, нужно вставить слова

«Белки» 

Вставьте в текст пропущенные термины и слова.
         1). В состав белка входят следующие элементы___,___,____,___,____.

2). Белки – _______________,___________________ полимеры,

мономерами которых являются ____________________.

3). В состав природных белков входят ______ аминокислот, ___ из них незаменимые, т.е. синтезируются в организме и их поступление в организм не обязательно вместе с пищей.

 4). Мономеры белка состоят из ___________,_________________.________________.

5). Мономеры белков соединяются между собой ________________связями

(1. С, Н2, О2, N2, S.

2. высокомолекулярные, сложные , аминокислоты

3. 20, 8.

4. аминогруппа –NH2, карбоксильная группа –COOH, радикал.

5. пептидными

(Слайд 16-18). Остановка 5 «Интересные факты»

Обыкновенная лягушка может провести зиму, вмёрзнув в лёд, а весной возвращается к жизни. Это явление основано на повышенном содержании в её крови________________?   (глюкозы)

Эти вещества люди стали применять для своих нужд намного раньше, нежели появились первые представления о том, что это такое. О выделении этих веществ не было речи. Чтобы получить алкоголь или поднять тесто, использовали дрожжи, для створаживания молока – кусочки сычуга, одного из отделов желудка жвачных животных. В дело шли природные хранилища этих веществ. Каких?

                                                                (белков-ферментов)

У китов  слой жира  может достигать более одного метра какое это имеет значение для животного? (во-первых, жир  легче  воды –он создает плавучесть и защищает животных от холода.)

Почему медведь никогда не ляжет в спячку не набрав  должное  количество  жира?(энергетическая функция)

(Слайд 19-21). Остров «Лаборатория знаний»

«Белки»

Лабораторный опыт №1    1. Ксантопротеиновая реакция

К раствору белка в пробирке приливают немного концентрированной азотной кислоты. Вывод: Белок свёртывается и медленно окрашивается в желтый цвет. При нагревании окрашивание наступает быстрее. При прибавлении избытка аммиака окраска переходит в оранжевую.

Лабораторный опыт №2    1. Биуретовая реакция.

К раствору белка в пробирке приливают несколько миллилитров раствора медного купороса. Вывод: Жидкость окрашивается в фиолетовый или красно-фиолетовый цвет. Признак наличия белка

Лабораторный опыт №3   Денатурация белка.

1. При нагревании пробирки с раствором яичного белка в ней появляются белые хлопья. Вывод:

 2. Действие спирта на белок. Белок сворачивается (ДЕНАТУРАЦИЯ БЕЛКА) Гидролиз белков – это необратимое разрушение первичной структуры в кислом или щелочном растворе с образованием аминокислот

Вывод: Произошло  нарушение структуры и функции белковой молекулы под действием спирта, такой белок восстановлению не подлежит.

Вы теперь понимаете, что при поступлении даже незначительных доз спирта в организме каждая клетка, каждый орган соприкасается с его молекулами, испытывая на себе его токсическое действие

3. Молоко содержит значительное количество белка - казеина. При добавлении в молоко нескольких капель раствора лимонной кислоты белок сворачивается. Такой же процесс происходит и при скисании молока, поскольку при этом также образуется кислота -молочная.   Вывод:

 

«Жиры»

  1. Лабораторный опыт №1    Определение жира

Вывод: Жир определяется   с помощью фильтровальной бумажки (нужно орех растолочь в бумажке и по жирному пятну определить наличие жира

  1. Лабораторный опыт №2    Определение наличия двойных связей в молекуле масла (Молекула масла состоит из трехатомного спирта – глицерина и непредельных высокомолекулярных карбоновых кислот)

Вывод: Растительное масло смешивают с перманганатом калия, происходит обесцвечивание – признак наличия в масле двойных связей

  1. Лабораторный опыт №3    «Распознание сливочного масла и маргарина»

Вскипятите воду и налейте ее в две фарфоровые чашки. Растопите поочередно в   ложечке сливочное масло, маргарин, кулинарный жир и опустите их в воду.

Вывод: Вылитое в горячую воду сливочное масло растекается по поверхности тонким слоем, а затем разбивается на мелкие капельки, которые по мере остывания собираются у стенок сосуда.

Растопленный маргарин или кулинарный жир, вылитые в воду, покрывают ее поверхность большим сальным пятном, затем образуют крупные жирные пятна, которые плавают по всей поверхности воды.

«Углеводы»

 Лабораторный опыт №1    Определение углеводов

Наличие крахмала определяем йодом (синее окрашивание). Можно испытать разные виды колбасы, раствор муки, картофель. Делаем вывод

Лабораторный опыт №2 

  1. Определение чистоты меда. Смешиваем в тарелке мед и небольшое количество воды. Если появляются соты, то мед натуральный
  2. Добавляем йод, если нет синего окрашивания, то мед натуральный. Делаем вывод

(Слайд 22). Остров «Лабиринт»

Задание:

  • Ответы в очередном порядке.
  • Выбираем категорию I или II. Отвечает сначала одна команда на предложенные вопросы «Да» или «Нет».
  • Зеленый ответ – 1 жетон. Красный ответ – неправильный.
  • Подведение итогов по количеству жетонов.

(Слайд 24-25).  Остров «Закрепление знаний»

Дорогие ребята, предлагаем вам закрепить изученный материал, составив интеллект-карту. Это способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Она используется в методиках обучения, «мозгового штурма», запоминания, а также конспектирования информации, презентации.
Правила оформления интеллект-карты (см. рисунок 1):

  • Чем больше лист, тем лучше. Минимальный формат — А4. Лист необходимо расположить горизонтально.
  • В центре располагается образ всей проблемы, задачи, области знания.
  • От центра исходят толстые основные ветви с подписями — они означают главные разделы диаграммы, которые далее ветвятся на более тонкие ветви.
  • Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие.
  • Использовать желательно печатные буквы.
  • Разнообразная визуальная декорация — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки, позволит выработать свой собственный стиль в рисовании.

Рисунок 1. Пример интеллект-карты. (Приложение 5).

Задание: создайте свою интеллект-карту по теме*Органические вещества клетки*, отобразив следующие элементы: разнообразие органических веществ клетки,их строение, свойства, функции, классификацию и примеры.

Продемонстрируйте свою интеллект-карту и объясните ее организацию (2-3 человека).

4Выводы по уроку (ПОПС формула):

(Слайд 26). Закончите предложения, используя ваши знания по изученной теме. За каждый развернутый ответ – 1 жетон.

  • Позиция «Я считаю, что…»
  • Объяснение «Потому, что…»
  • Пример «Я могу доказать это на примере…»
  • Следствие «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»

Подведение итогов: «отлично» - максимальное количество жетонов учащегося, «хорошо» - выше среднего количества жетонов учащегося.

5. Домашнее задание:

(Слайд 27). По данной теме на выбор составить:

  1. не менее 3 игр *Крестики-нолики*
  2. Не менее 3 игр *Найди пару*
  3. Лабиринт

Повторите § 9-12(Учебник “Общая биология” 10-11 класс А.А. Каменский, Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, Дрофа Москва 2005).

Притча

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
В наших руках сегодня создать такую атмосферу на уроке, при которой все будут чувствовать себя комфортно.
Эпиграфом нашего урока будут слова А. Эйнштейна «Радость видеть и понимать есть величайший дар природы» (Слайд №5).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки. (интегрированный урок: биология + химия)

Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...

Интегрированный урок биологии - химии "Витамины"

Учащиеся познакомятся на уроке  какую роль выполняют витамины в организме человека, в каких продуктах содержаться; научаться практически определять содержание витаминов  А и С в пи...

Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"

Происходящие в современном обществе перемены требуют  совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...

интегрированный урок биология - химия "ОРганы чувств. Вкус вокруг нас"

Цели: Создать условия для1)    ознакомления обучающихся с материалом по органу вкуса и физиологией вкусовых ощущений; восприятия понятия «сложные вещества»;2)    формиров...

Интегрированный урок биологии - химии. Тема : «Пищеварительная система – химическая лаборатория».

     Современная система образования направлена на формирование интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и п...

Интегрированный урок биологии - химии "Пищеварительная система - химическая лаборатория".

Решением проблемы фрагментарности мировоззрения учащихся является интегрированный урок....

Интегрированный урока (биология, химия). Опорно двигательная система

Тип урока: обобщающийЦели:Образовательные:обобщить, систематизировать и проверить знания, умения и навыки по теме “скелет конечностей, значение кальция и первая помощь при переломах конечностей...