Разработка урока «Деление клетки. Митоз» Биология 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Конспект урока. «Деление клетки. Митоз» Биология 9 класс
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
«Деление клетки. Митоз»
Биология 9 класс
Автор:
учитель биологии
Погонина Ирина Константиновна
Цели урока:
Образовательные:
- сформировать знания о механизмах клеточного деления (митоза);
- рассмотреть особенности протекания каждой фазы митоза;
- выявить биологическое значение митоза.
Развивающие:
- продолжить формирование интеллектуальных умений и навыков находить информацию, анализировать, выделять главное.
Воспитательная:
- развивать интерес к предмету, творческие способности и коммуникативные качества учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Форма обучения: индивидуальная, фронтальная и в парах.
Методы урока: словесные, наглядные.
Технология обучения: проблемное, ИКТ, работа в парах, проектное.
Оборудование: интерактивная доска, видео – ролик «Митотический цикл», презентация, компьютер.
Ход урока:
Организационный момент. (Слайд 1)
Актуализация знаний.
Задания из пройденного материала, необходимые для усвоения новой темы.
- Работа на интерактивной доске.
Какой органоид клетки самый важный? (Ядро)
Используя Слайд 2 на интерактивной доске, подписать компоненты клетки ядра – 2 человека (ядрышко, ядерный сок, внешняя и внутренняя мембрана).
2. Ответы на вопросы:
Чего мы не видим на схеме, что обязательно присутствует в ядре клетки? (хроматин)
Что такое хроматин? (молекулы ДНК)
Как образуются хромосомы? Чем они отличаются от хроматина? (хроматин спирализуется вокруг белка) (Слайд 3)
Какую основную задачу клетки выполняют хромосомы? (передача наследственной информации)
Изучение нового материала:
1. Актуализация знаний (Слайд 3 - 5).
В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5кг и имеет рост около50 см, детеныш кенгуру рождается не более 1 грамма, а будущий громадный дуб – желудь – весит 10-15 г. Как такие крохотные зачатки превращаются в большие, порой громадные организмы?
Все эти изменения возможны благодаря способности организмов к росту и развитию. Эти два свойства живой материи неразрывно связаны друг с другом.
Что лежит в основе процессов роста? За счет чего организм растет?
Ожидаемый ответ: «Деление клетки».
2. Постановка проблемы.
Проблемные вопросы: (Слайд 6).
- Как происходит процесс деления клеток?
- Одинакова ли продолжительность жизни разных типов клеток в многоклеточном организме?
- Какое значение имеет деление клеток?
Можете ли вы ответить на эти вопросы? Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обладать определенными знаниями, которых у вас пока еще нет. Но, все впереди. Потому что тема сегодняшнего урока… Какая?
3. Тема урока.
Деление клетки. Митоз. (Слайд 7). Запишите тему урока в технологическую карту.
4. Введение в проблему.
Рассказ учителя с элементами фронтальной беседы.
Размножение – одно из важнейших свойств живых организмов. Размножаются все - от бактерий до млекопитающих. А вслед за размножением идет рост. И в основе размножения и роста лежит деление клеток. Многоклеточные организмы растут, развиваются, у них происходит обновление клеток и тканей, даже иногда частей тела (Например регенерация хвоста у ящерицы) Известно, что клетки стареют и отмирают, их заменяют новые. Например, клетки печени живут 18 месяцев, а эпителия кишечника 1-2 дня. Поэтому почти все клетки многоклеточных организмов должны делиться, чтобы заменять погибающие клетки. Все новые клетки возникают путем деления из уже существующей клетки.
5. Работа с новым материалом
Как же делятся клетки? В технологической карте выполните 1 задание.
Таким образом:
Что такое жизненный цикл клетки? (Слайд 8)
Продолжительность жизненного цикла у разных клеток очень сильно различается (клетки многоклеточного организма живут годами, у амебы цикл – 36 часов, а бактерии могут делиться каждые 20 минут). Но у всех клеток жизненный цикл состоит из интерфазы и деления. (Слайд 9)
Какой важнейший процесс интерфазы является подготовкой к делению? (удвоение ДНК)
После того, как клетка удвоила свою ДНК, начинается деление. У соматических клеток прокариот оно происходит путем митоза (Слайд 10)
Митоз - основной способ деления клеток.
Митоз – непрямое деление клетки. Он обеспечивает равномерную передачу наследственной информации материнской клетки двум дочерним. Митоз состоит из деления ядра с сохранением числа хромосом и деления самой клетки (цитоплазмы и органоидов).
Именно благодаря этому виду клеточного деления образуются практически все клетки многоклеточного организма.
Характеристика митоза.
Процесс митоза состоит из 4 фаз деления. По ходу обсуждения нового материала, в технологических картах записывайте названия фаз митоза. Это задание под № 2
Профаза (Слайд 11)
В профазе увеличивается объем ядра, и вследствие спирализации хроматина формируются хромосомы. К концу профазы видно, что каждая хромосома состоит из двух хроматид. Постепенно растворяются ядрышки и ядерная оболочка, и хромосомы оказываются беспорядочно расположенными в цитоплазме клетки. Центриоли расходятся к полюсам клетки. Формируется ахроматиновое веретено деления, нити которого прикрепляются к центромерам хромосом.
Метафаза (Слайд 12)
В метафазе хромосомы располагаются в экваториальной плоскости клетки. Хромосомы своими центромерами прикреплены к нитям веретена деления. г).
Анафаза (Слайд 13)
Нити веретена, прикрепленные к центромерам, сокращаются и тянут хроматиды (дочерние хромосомы) к противоположным полюсам клетки.
Телофаза (Слайд14 )
Это окончание митоза. Многие процессы как бы идут в обратном порядке: хромосомы деспирализуются и становятся плохо видимыми. Вокруг хромосом у каждого полюса формируется ядерная оболочка, в ядрах образуются ядрышки. Разрушается веретено деления. Одновременно идет деление цитоплазмы, органоидов, образуется ембранная перетяжка, разделяющая две клетки.
И появляются две новые, дочерние клетки.
Митоз в нашем организме идет каждую секунду. Давайте и мы посмотрим его еще раз.
ФИЛЬМ
Закрепление
Чтобы закрепить полученные знания, вы сейчас будете работать в парах. К технологическим картам есть приложение. Задание три на приложении. Внимательно прочитайте и работайте согласно инструкции.
Закончили. На Слайде 15 – схема фаз митоза. Проверьте свою работу, отметьте ошибки, если они есть.
Итак, митоз происходит в природе повсеместно. Что получается в результате этого процесса? (две клетки)
Чем отличаются образовавшиеся дочерние клетки от исходной материнской? (только размерами)
Таким образом, биологическое значение митоза: (Слайд 16)
он обеспечивает постоянство числа хромосом во всех клетках организма. В процессе митоза происходит распределение ДНК хромосом материнской клетки строго поровну между возникающими из нее двумя дочерними клетками. (Слайд 17 )
Митоз лежит в основе роста, осуществляет вегетативное размножение растений, осуществляет процессы регенерации и замены отмирающих клеток (Слайды 18-20 )
Однако, в природе существуют и другие способы деления клеток, не только митоз. Об одном из них – Доклад с презентацией, подготовленный (ФИО)
Доклад АМИТОЗ (презентация) (Слайд 21-22)
Т.О. не только митотическое деление существует в природе. А как вы считаете, какой процесс более важен в природе митоз или амитоз?
Правильно, митоз.
Подведение ИТОГОВ
Возврат к проблемным вопросам. (Слайд 23)
- Как происходит процесс деления клеток?
- Одинакова ли продолжительность жизни разных типов клеток в многоклеточном организме?
- Какое значение имеет деление клеток?
Можете ли вы сейчас ответить на эти вопросы?
Оценивание
В конце технологической карты есть таблица самооценки. Прошу заполнить ее, поставив плюс, если вы отвечали или выполнили работу без ошибок. После проверки домашнего задания, я суммирую ваши результаты и выставлю всем оценки.
Задание на дом записано в технологической карте. Обратите внимание, что кроме параграфа, там две задачи, которые надо решить.
Рефлексия
Что было сегодня самым сложным для вас? (быстрое повторение)
Какой этап урока оказался самым интересным?
Сможете ли вы при необходимости объяснить друзьям материалы сегодняшнего урока?
Спасибо за урок, мне сегодня было интересно с вами. (Слайд 24)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Жизненный цикл клетки. Митоз" 9 класс
Конспект урока "Жизненный цикл клетки. Митоз" 9 класс, курс "Основы общих закономерностей". На уроке используется цифровой элемент обучения и тематический модуль....
Разработка урока "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции", 11 класс
Урок физики в 11 классе по учебнику С.А. Тихомировой...

Разработка урока "Деление клетки. Митоз"
Деление клетки— биологический процесс, лежащий в основе размножения и индивидуального развития всех живых организмов....

Методическая разработка: урок_Деление дробей_6 класс
В данной методической разработке представлена технологическая карта урока по теме "Деление дробей" 6 класс, УМК Мерзляк А.Г. Урок является заключительным в этой теме, позволяет повторить сов...

Деление клетки. Митоз. 9 класс биология
Тема урока:«Деление клетки. Митоз» Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.Цели:- сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития и размноже...

Деление клетки. Митоз. 9 класс биология
Тема урока:«Деление клетки. Митоз» Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.Цели:- сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития и размноже...

